Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Рыбка, которая плавает быстрее всех

АрхивГаджеты
автор : Сергей Вильянов   03.08.2007

Вэйн Ма, президент компании E-TEN Information Systems, выпускающей коммуникаторы glofiish, дал первое интервью российскому журналисту.

По мере того как коммуникаторы из неповоротливых прожорливых монстров превращаются в элегантные и, что самое главное, удобные устройства, растут и их продажи в России. Вот уже и убеждённые поклонники связки "КПК + телефон", вроде меня, нервно поглядывают в сторону прилавков и думают: не пришло ли время расчистить карманы от лишних гаджетов и купить разом всё в одном корпусе

Конечно, на фоне объёмов продаж "просто телефонов" доля коммуникаторов выглядит небольшой, но она уверенно растёт, а производители устройств проявляют к российскому рынку всё больший интерес.

В мае Москву посетил Вэйн Ма (Wayne Ma), президент компании E-TEN Information Systems, о коммуникаторах которой мы рассказывали не раз. Тогда же мы договорились об этом интервью, но из-за перегруженного графика собеседников оно состоялось только на Тайване, во время выставки Computex 2007. Впрочем, о России мы всё равно говорили очень много.

На презентациях Microsoft мне приходилось слышать, что едва ли не главное преимущество её операционной системы по сравнению с Symbian - лёгкость адаптации под различные устройства. Так ли это на самом деле, и как работает система взаимодействия разработчиков E-TEN и Microsoft в ходе подготовки новых моделей?

- Тот факт, что большинство прозводителей "умных телефонов", а точнее все, за исключением двух-трех вендоров (хоть и отхвативших львиную долю рынка), выбрали Windows Mobile, само по себе опровергает мнение о Symbian, как об открытой для всех платформе.

Если же углубляться в причины, то можно начать, например, с API и средств разработки. У Windows Mobile они гораздо проще и привычнее рядовому девелоперу. Отличия от настольных версий в этом плане у Windows Mobile минимальны. Любой квалифицированный разработчик может достаточно быстро мигрировать с разработки настольных приложений к софту для Windows Mobile. Драйверы и приложения на Windows Mobile со здавать гораздо проще, чем под Symbian. Если вы посмотрите на количество приложений, доступных пользователям Windows Mobile и Symbian, то обнаружите, что разница на порядки - и не в пользу Symbian.

Относительно нашей ежедневной работы с Microsoft, могу заметить следующее. В Microsoft есть отдельный сотрудник, отвечающий за работу с нашей компанией. Он - наше окно в Microsoft, через него мы решаем все наши проблемы, задаём вопросы, запрашиваем необходимую информацию. В случае необходимости он находит правильный ресурс внутри корпорации и соответствующим образом коммуницирует с ним, предоставляя нам максимально быструю и квалифицированную поддержку.

А сколько экземпляров новой модели надо продать, чтобы она окупила затраты на разработку и принесла прибыль?

- Всё зависит от технической сложности устройства, от того, какие функции и модули в него заложены, насколько "навороченный" используется софт, какой форм-фактор имеет устройство.

В среднем, я бы сказал, это не меньше 15 000-20 000 устройств за весь жизненный цикл модели. Несмотря на рост популярности коммуникаторов на WM, их продажи в потребительском сегменте всё равно в разы, если не в десятки раз, уступают "просто телефонам".

Как вы думаете, какие изменения в технологиях или в самом рынке могут изменить это соотношение?

- Я вижу три причины. Первая из них - цена. Сейчас коммуникаторы по 500 долларов считаются "бюджетными", хотя по своим базовым возможностям они сходны с продвинутыми моделями "просто телефонов". Люди же привыкли, что телефоны должны быть дешёвыми, а набор дополнительных функций и "мощь" аппарата волнуют далеко не всех. Но по мере того как коммуникаторы будут дешеветь, расширится и целевая аудитория.

Вторая причина - это пользовательский интерфейс. У смартфонов и коммуникаторов он во многом напоминает компьютерный, и у некоторых людей, вероятно, есть предубеждение по поводу его сложности и излишней функциональности.

Ну, и наименее заметная причина - форм-фактор. Всё-таки для большинства людей коммуникаторы пока слишком громоздки. Но это становится всё менее и менее значимым аспектом по мере уменьшения размеров коммуникаторов, многие из которых уже тоньше среднестатистического мобильника.

Есть ли существенные различия в требованиях к мобильным устройствам со стороны азиатских и европейских пользователей?

- Особенных отличий нет. В Европе больше бизнес-пользователей, ориентированных на соответствующие приложения - например, работу с почтовым клиентом. Поэтому там больше востребована клавиатура - видимо, из-за того, что набор текста на языках, использующих латиницу и кириллицу, не так сложен, как на азиатских. В остальном требования и пожелания более-менее совпадают. В том числе, как ни странно, и в отношении дизайна.

Правда, нельзя не заметить, что иногда специфика национальных рынков всё же проявляется. В частности, во многом исходя из пожеланий пользователей из России и стран СНГ, мы стали делать коммуникаторы в чёрных корпусах, а вот в Азии этот цвет многим кажется депрессивным. Аналогичная ситуация и с чехлами: страсть российских пользователей носить телефоны на брючном ремне привела к тому, что в российской комплектации пришлось соответствующим образом "локализовать" аксессуар.

По вашему собственному опыту, насколько полно может современный коммуникатор заменить мобильный компьютер во время поездки?

- Конечно, пока коммуникаторы и ноутбуки - всё-таки разные инструменты. С разными возможностями и задачами. Безусловное преимущество коммуникатора перед ноутбуком - его вес и размер. Но это же его недостаток. Например, на ноутбуке, конечно же, удобнее посещать интернет-ресурсы, и клавиатура там лучше подходит для печати больших объёмов текста.

Такие чисто эргономические отличия окончательно стереть вряд ли получится. Но в общем и целом, коммуникаторы становятся всё ближе и ближе к ноутбукам. Особенно по мере улучшения качества дисплеев параллельно с увеличением их разрешения. Например, внедрение в наш последний аппарат glofiish X500+ экрана с VGA-разрешением позволило увеличить количество отображаемой информации в целых четыре раза. При этом качество экрана и применяемые технологии вывода информации практически не влияют на читабельность текста: можно установить более мелкий шрифт, не рискуя остаться слепым. Что важно в первую очередь для работы в интернете.

И всё же я считаю, что для каждой задачи нужно свое решение. Если человек отправляется в длительную деловую поездку, скорее всего, он возьмёт портфель с ноутбуком. Но если речь идет о небольшой прогулке, обременять себя чем-то тяжёлым не хочется, но при этом крайне желательно оставаться на связи, коммуникатор - оптимальное решение.

Кстати, возвращаясь к первому вопросу, тут не могу не упомянуть другое важное преимущество Windows Mobile - простота синхронизации данных и файлов между разными категориями компьютеров. Везде стоит Windows, офисный пакет, используется один и тот же формат документов. Соответственно, синхронизация проходит без шероховатостей, потерь, так сказать - натурально и быстро, без проблем для пользователя.

E-TEN первой и едва ли не единственной предложила пользователям обновить операционную систему в своих аппаратах до шестой версии? Насколько хлопотен такой апгрейд, и почему ваши коллеги по бизнесу не торопятся выпускать обновлённые "прошивки" для своих продуктов?

- Я могу только догадываться, почему так произошло. Действительно, мы перевели на Windows Mobile 6 наши коммуникаторы X500 и M700, а также первыми выпустили бесклавиатурный коммуникатор X500+ с новой ОС.

На мой взгляд, причин может быть две. Во-первых, по нашей информации, мы начали работу с WM6 раньше других. Соответственно, и закончили её тоже раньше. Во-вторых, компания должна быть сфокусирована именно на этом направлении, и в нашем случае дело обстоит именно так. Ещё у E-TEN сильная софтверная команда, и поэтому у нас всё получилось так быстро. Но не могу сказать, что было легко.

Кажется, в современные коммуникаторы встроено уже всё, что только можно. Однако, скорее всего, у вас есть идеи - чего бы ещё туда добавить из полезного и интересного для пользователя. Что это может быть?

- Вы знаете, год назад казалось, что практически всё для создания идеального коммуникатора уже сделано, и дальше будет только борьба за мегагерцы, мегабайты и дюймы с сантиметрами. А теперь, как видите, новинки продолжают сыпаться. Взять тот же упомянутый выше X500+ с экраном высокого разрешения. Ведь толщина устройства от этого не изменилась - это те же 15,5 мм, и на данный момент более тонкого коммуникатора "всё-в-одном" просто не существует.

В запасе есть ещё много инновационных интересных идей. В качестве одной из них приведу датчик движения. Эта такая штука, которая производит определённые операции в зависимости от положения аппарата: наклонил к себе - скроллинг страницы вниз, от себя - скроллинг вверх, повернул аппарат вокруг оси - переход в портретный режим. Такая технология используется в iPhone, но Apple её не разрабатывала сама, а просто лицензировала у стороннего производителя. Можем и мы такое сделать. Даже, скорее всего, сделаем в одном из следующих аппаратов.

Ваш недавний визит в Россию позволяет предположить, что наша страна довольно важный рынок для E-TEN. Так ли это на самом деле?

- Рынок в России очень перспективен и растёт просто изумительными темпами. К тому же он более открыт, чем рынки западных стран, где телефоны распространяются операторами по так называемой контрактно-дотационной схеме.

Доказательство того, что качественные аппараты, "нашпигованые" последними технологическими "фишками", реально могут быстро завоевать сердца российских потребителей - наше второе место по количеству поставляемых устройств Windows Mobile в 2006 году. Причём учитывались не только коммуникаторы, но вообще все типы продуктов, включая КПК и смартфоны.

На 2007 год мы планируем сохранить нашу вторую позицию, сделав в самых популярных нишах наше присутствие ещё более заметным. Не скрою, смотрим мы и на новые целевые ниши.

Второе место - это, наверное, много. Сколько же аппаратов вы продаёте?

- К сожалению, я не смогу назвать точную цифру - это коммерческая тайна. Скажу лишь, что сейчас один Е-ТЕN в месяц продаёт приблизительно такое количество аппаратов, сколько продавалось всех устройств со спутниковой GPS-навигацией (всех классов, начиная от GPSмодулей и заканивая встроенными GPS-системами) два года назад. Российский рынок навигационных устройств сделал просто колоссальный рывок. Теперь человек, следящий за дорогой по коммуникатору, - это уже не экзотика. Во время моего визита приходилось активно перемещаться по Москве, и каждый день я встречал три-четыре машины, на приборной панели которых были установлены специально обученные устройства - как наши, так и коллег по бизнесу.

В общем-то, не секрет, что значительная часть коммуникаторов попадает в Россию "серыми" путями - с некачественными "прошивками" и с плохим гарантийным обслуживанием. Как вы боретесь с этим явлением?

- Не скажу, что серый рынок для E-TEN пока представляется серьёзной проблемой, благо такие поставки пока относительно невелики. В любом случае, речь тут идёт в первую очередь о репутационных потерях. Обычному потребителю подчас сложно разобраться во всех премудростях каналов поставок, и в качестве основного фактора выбора места покупки служит цена. Где дешевле - там вроде и надо брать. А некоторые "дельцы" пытаются на этом нажиться. Пока кто-то вкладывает в налаживание инфраструктуры, службы поддержки и системы гарантии, другие, пользуясь тем, что на рынке уже всё построено, быстро подвозят в чемоданах устройства откуда-то, где они стоят дешевле. И не потому, что участники российского рынка не такие "жадные". Просто налоги и пошлины в некоторых странах на порядок ниже - например, как в случае с Арабскими Эмиратами. Некоторое время назад на ваш рынок приходила партия оттуда. Лично держал такой аппарат в руках и, хотя русского я не знаю, сразу заметил, что с локализацией там большие проблемы и целые "куски" меню остались написанными арабской вязью. Зато и стоил на двадцать процентов дешевле официального аппарата.

Такой "ширпотреб" обычно продается в интернет-магазинах (правда, далеко не во всех, а в особенно дешёвых), где человек лишен возможности пощупать товар "вживую", а также на компьютерных рынках, где опять-таки часто процветает подход "чем дешевле, тем лучше".

К сожалению, законные способы воздействия на таких недобросовестных продавцов весьма ограничены. С нашей стороны мы делаем упор на информирование потребителя, а также на правильную визуальную дифференциацию товара. Например, все официальные glofiish X500+ поставляются в Россию с изображением логотипа сертификации РСТ МЛ 04 в трёх местах: на коробке, на самом аппарате на наклейке с серийным номером под аккумулятором и на руководстве пользователя, которое напечатано на хорошей бумаге и снабжено цветной обложкой. На коробке тоже обязательно должно быть написано "Русская комплектация", и внутри просто обязана находиться особая поясная кобура. В ближайшее время мы планируем запуск интернет-сервиса, где каждый потребитель сможет проверить "легальность" аппарата, введя его IMEI-номер в определённую форму. Думаю, общими усилиями мы сделаем так, чтобы покупатели таких "умных" и недешёвых устройств, как коммуникаторы, не разочаровывались в своем выборе.

Автор благодарит Михаила Фадеева за помощь в организации и переводе беседы.


По материалам "Компьютерры"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.