Архивы: по дате | по разделам | по авторам

На троечку: успехи Sony Playstation 3 оказались заметно ниже ожидаемых

АрхивГаджеты
автор : Александр Железнов   03.07.2007

Sony сделала много ошибок, связанных с выводом на рынок новой игровой консоли среди которых неожиданные упрощения конструкции, отсутствие интересных качественных игр и завышенная цена.

Выхода приставок нового поколения геймеры традиционно ждут с огромным нетерпением. И, разумеется, детище Sony изначально занимало одну из самых приоритетных позиций. Ещё бы - солидные технические характеристики, куча инноваций, поддержка производителями игр и мощный успех предыдущих серий!

Однако чем ближе был заветный день выпуска, тем больше стало возникать вопросов и неприятных новостей от разработчика. Во-первых, выход консоли постоянно откладывался. В результате Sony вышла на рынок позже двух своих основных конкурентов - Microsoft и Nintendo. Во-вторых, цена оказалась неподъёмной даже для американцев, где спрос на консоль был одним из самых высоких. В-третьих, Sony сильно отложила запуск приставки в Европе, что оказалось тактической ошибкой. Впрочем, давайте обо всём по порядку.

Ошибки старости

Вообще, Sony сделала много забавных ошибок, но успокаивает то, что в компании способны их понять и исправить. Проблема только в больших денежных потерях, которыми эти ошибки оборачиваются, приводя к сокращению числа рабочих мест в компании, как это недавно произошло в европейском игровом подразделении Sony.

Первым очевидным промахом был выпуск версии c 20-гигабайтным винчестером, которая не сильно отличалась по цене, но заметно проигрывала по функциональности. Решение было сродни майкрософтовской Xbox Core, которая тоже не пользовалась особой популярностью. В результате всё кончилось тем, что компания отказалась от идеи продавать "маломерки" в Европе.

Теперь ходят слухи о 80-гигабайтной версии, которая должна появиться в США и Корее. Эксперты и её считают ошибкой, потому что уже есть Xbox Elite, комплектующаяся 120-гигабайтным диском, что для многих новичков может стать аргументом не в пользу PlayStation. Очевидно, что Sony стоило бы ставить 160-гигабайтные винчестеры, и тогда шансов на успех было бы явно больше.

Однако тут есть другой момент: понимая, что с нынешней ценой завоевать широкие массы будет тяжеловато, в Sony стараются всячески удешевить производство, чтобы терять на продажах меньше денег. И это, естественно, не предполагает дополнительных затрат на более ёмкий жёсткий диск, даже с учетом нынешней беспрецедентно низкой цены за гигабайт.

Что же было сделано для удешевления европейской версии консоли? Первым делом из недр Playstation 3 изъяли чип Emotion Engine 2, который отвечает за графику на PlayStation 2, и теперь все старые игры будут идти в режиме эмуляции. Кто знает, как подобное реализовано на Xbox 360, сразу тяжело вздохнет. И несмотря на то, что в Sony заверяют о высочайшей совместимости с предыдущими сериями, пока реальность далека от обещаний. При этом очевидно, что чип-то стоил копейки, и существенного выигрыша компания не получила. Соответственно, стоила ли овчинка "недовыделки"? Особенно с учётом того, что потребитель вообще ничего не выиграл: цена на PS3 осталась прежней, а, по недавним сообщениям, в ЮАР стала даже расти, достигнув нездоровой отметки в $971. Возможно, граждане Южно-Африканской республики, отдохнув от режима апартеида, и ухватятся за возможность весело истратить тысчонку долларов, но пока информации о километровых очередях за PS3 из этой страны не поступало.

Другой момент был связан с джойстиком Sixaxis, в котором, как известно, на момент запуска не была реализована обратная связь, то есть не было вибрации. И всё потому, что Sony в своё время не смогла договориться с компанией-разработчиком Immersion о правильной покупке прав. Потом в компании осознали, что это совсем не здорово. Пришлось отдать более сотни миллионов долларов, чтобы всё же вернуть вибрацию в контроллеры. Причём сами контроллеры пока в продаже не появились, но очевидно, что как только они начнут продаваться, спрос на них будет большой.

Российские реалии

Если старт в Америке прошёл с успехом, да и в ряде стран Европы всё сложилось не так уж плохо, в России ситуация с PS3 остается непростой. Как обычно, приставка была запущена позже, чем в основной Европе. Произошло это 20 апреля вместо 20 же марта.

Впрочем, уже на выставке HDI Show и Photo Forum во время пресс-конференции, посвящённой запуску консоли, Sony сказала, что у фанатов есть уникальный шанс купить приставку сейчас, до официального запуска, аж 12 апреля. Тут уместно будет заметить, что подлинные фанаты купили японские версии в ноябре-декабре прошлого года и кое-кто уже успел от них избавиться.

Занятно и ценообразование на нашей родине. Запущенная по цене 21 990 рублей приставка совершенно не желает продаваться. Хотя это и есть честные 600 евро, но если уж для Европы все аналитики в один голос кричат, что цена высока, то уж естественно будет высока она и для России. Продавцы очень быстро поняли, что народ приставку не берёт, и цены пошли вниз. В результате можно без особого труда купить её за 20 500 рублей, а если немного постараться - даже за 19 500!

Скажу больше: ваш покорный слуга в какой-то момент времени имел возможность взять новую запечатанную официальную консоль за семнадцать тысяч, но даже эта цена показалась мне завышенной. Почему? Из-за игр.

Продавая игры

Понятно, что сама по себе PlayStation 3 - набор очень мощного и качественного железа. Но, увы, когда на нём нечего делать (читай - не во что играть), привлекательность такой инвестиции стремительно падает. Дело в том, что Sony явно не успевала с запуском приставки и, понимая, что тянуть больше нельзя, выпустила консоль со слабоватой стартовой линейкой игр. Многие продукты получили в журналах рейтинги ниже 5 из 10, а игры типа Genji 2 и Ridge Racer 7, которые должны были стать хитами, получили только средние оценки! Более-менее удалась только Resistance, ну да одной игрой продаж не сделаешь.

Вдобавок даже на этапе запуска в Японии сетевая служба не работала, и взять из неё ничего было нельзя.

Результаты не заставили себя долго ждать. Даже в Японии первые продажи были чрезвычайно низкими: чуть более 81 000 приставок в первые дни! Причём часть людей - около 30 000 - даже не стали покупать никаких игр, просто потому, что посчитали их скучными. Для сравнения: PlayStation 2 при запуске стоила около $300 и в первые выходные только в Японии продалась в количестве 900 000 экземпляров!

Забавные вещи продолжали происходить и происходить. Геймеры, видя, что играть не во что, решили приставку пока не брать. А производители игр, осознав, что база приставок мала, сказали, что будут игры задерживать, потому что они не продадутся из-за того, что приставок мало. Получается замкнутый круг, разорвать который смелости многим не хватает.

Так, по последним данным стало известно, что все ожидаемые суперхиты - Final Fantasy XIII, Devil May Cry 4, Grаn Tourismo 5 и Half-Life 2 - отложены до 2008 года. Во что бедным владельцам PS3 играть в текущем году - просто непонятно.

Конечно, вышедший Motorstorm и грядущие Ratchet & Clank и Ninja Gaiden немного поднимут продажи, но Sony явно нужно намного больше игр такого класса, чтобы выйти хотя бы в ноль. Соответственно отражается это и на продажах. По последним расчётам аналитиков из NPD, сейчас на прилавках лежат более 300 000 консолей, которые никто не берёт. По Америке за апрель 2007 года продажи PS3 составили настораживающие восемьдесят две тысячи штук, притом что древний GameBoy Advance продался в количестве восьмидесяти четырёх, а Nintendo Wii - аж трёхсот шестидесяти тысяч.

Что касается детища Sony предыдущего поколения - PlayStation 2, их удалось реализовать чуть меньше двухсот тысяч! Ситуация, как ни крути, удручающая. При этом аналитики даже стали поговаривать, что если Sony и снизит цену на приставку, не факт, что это поднимет продажи. Поэтому, с одной стороны, хоть компания и рапортует по итогам прошедшего финансового года о том, что им удалось поставить 5,5 млн. PS3, операционная прибыль за год упала на 68% в основном из-за потерь игрового направления. Более того, старший вице-президент Sony Такао Юхара недавно заявил, что он ожидает потерь операционной прибыли около $415 млн. до 31 марта 2008 года опять же из-за игрового направления.

Свет в конце тоннеля

Впрочем, надежда у Sony ещё есть. Компания просто опередила время рядом инноваций, одной из которых является поддержка Blu-ray. Несомненно, через год-два этот формат будет очень востребован. Даже ранние продажи показывают всплеск интереса к нему за счёт того, что бытовые плееры очень дороги, и в этом плане PS3 как плеер выглядит очень привлекательно. Но не очень понятно, что будет дальше, ведь плееры абсолютно точно будут дешеветь, и в какой-то момент выйдет так, что бытовой плеер будет более выгодной покупкой.

Мощность Cell пока не могут использовать на полную катушку, и, по прогнозам аналитиков, реальные игры "нового поколения" для PS3 в массовом масштабе можно будет увидеть только к 2010 году. Пока же игры по графике уступают Xbox 360, что во многом играет на руку Microsoft, которая, надо сказать, научилась на ошибках Xbox и теперь действует куда более уверенно. Да и большой вопрос, какая доля рынка останется у Sony такими темпами к 2010 году…

Хорошо хоть Sony периодически выпускает новые "прошивки" и обновляет сетевой контент - всё это способствует росту онлайн-пользователей и некоторой уверенности в будущем. Так, например, в последней прошивке были включены такие полезные возможности как "апскейлинг" игр и фильмов до FullHD-изображения и удалённый доступ с PSP к PS3 из любой точки мира, где есть беспроводная связь.

Это здорово, но спрашивается: почему нельзя было сделать всего этого сразу? В одном пока Sony удается держать оборону - пираты обломали зубы о PS3. Большой объём игр создаёт явные неудобства, да и с выпуском европейской версии был сделан шаг по редизайну материнской планы, что пока позволяет сдерживать натиск самоделкиных. Дело в том, что после запуска приставки в Америке и Японии довольно быстро был найден способ даунгрейда прошивки по аналогии с PSP, и одна именитая группа даже утверждала, что у нее готов exploit, позволяющий запускать копии игр вообще без чиповки. Но в связи с внесёнными в европейскую версию изменениями выяснилось, что такой трюк больше не проходит.

Вместе с тем, другая хакерская группа сообщила о создании мультичипа, подходящего к нескольким консолям, который позволит даунгрейдить и PS3. Впрочем, о запуске пиратских копий пока не сообщается. Между тем ещё один умный товарищ нашел способ запускать пиратские копии игр для PS2 без особой модификации консоли, так что Sony всё-таки стоит быть настороже. В заключение выражу сомнение в том, что третьей версии PlayStation удастся достичь продаж на уровне предшественницы, разошедшейся в количестве 115 миллионов штук. Лёгкая "попса" от Nintendo явно пользуется большим спросом, нежели "тяжёлый рок" от Sony.


По материалам "Компьютерры"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.