Ближайшее мобильное будущее. Часть 2
АрхивMobilisМонобрендовый салон - это магазин, в котором представлено максимальное количество мобильных телефонов и аксессуаров какого-то конкретного производителя, и в который наиболее оперативно поступают все его новинки.
Окончание. Начало читайте здесь.
Монобрендовые салоны
Монобрендовый салон сотовой связи - это магазин, в котором представлено максимальное количество мобильных телефонов и аксессуаров какого-то конкретного производителя. Именно сюда последний наиболее оперативно поставляет новинки и передовые модели.
Основная задача таких предприятий - вызвать у потребителя интерес к определённому бренду. Ведь, как известно, если человеку что-то понравилось, он обязательно поделится своими впечатлениями со знакомыми, а значит, производитель может рассчитывать на постоянный приток новых клиентов. Выигрывает от этого и потребитель: он имеет возможность на практике и в комфортной обстановке оценить все преимущества той или иной модели.
Как правило, монобрендовые салоны располагаются в очень больших помещениях. И тут сразу возникает вопрос: а не будет ли заложена плата за площадь и удобство непосредственно в стоимость представленных устройств? Нет, цена аппаратов в таких местах средняя по рынку, а вот условия, в которых совершается выбор и собственно покупка, куда более комфортные (например, сразу же на месте можно настроить свои новые аппараты; использование интерактивных мультимедийных дисплеев позволяет отправить сообщение друзьям и выйти на связь с людьми из других стран).
Созданием монобрендовых "шопов" занимаются в основном успешные компании. Среди них такие вендоры, как Nokia, Motorola, Samsung, Sony Ericsson, LG. Правда, такие салоны создаются производителями не в одиночку, а при помощи какой-либо торговой сети, конечно же, весьма известной. Бывает и наоборот - что ритейлер, при наличии хорошего места с большой площадью, предлагает той или иной компании организовать подобное заведение.
"Главное при открытии монобрендовых салонов - сделать точный расчёт проекта и правильно выбрать партнера, - считает Татьяна Москалёва, PR-директор УК "Цифроград". - На наш взгляд, прибыльными могут быть монобренды Nokia и Samsung - у каждого из этих производителей в линейке представлено по 40-50 моделей. Такого ассортимента вкупе с аксессуарами будет достаточно для поддержания интереса покупателей и высокого оборота магазина".
Монобрендовыми салонами в Москве уже обзавелись компании "Евросеть" (бренд-шоп c Motorola), DIXIS (два фирменных магазина с Nokia и Samsung), "Беталинк" (с Sony Ericsson и Motorola) и "Связной" (с Sony Ericsson). Что касается регионов, то магазины такого плана порой появляются и там. Пусть они по размаху и уступают столичным, но по позиционированию, комфорту и ассортименту - ничуть.
Что интересно, некоторые игроки рынка пока очень сомневаются в рентабельности подобных проектов, и это при всех их видимых преимуществах. "Открытие монобрендовых салонов неприбыльно, а во многих случаях является убыточным направлением, это исключительно имиджевые проекты для лояльных к определённому бренду потребителей", - так считают в компании Divizion.
Однако, мне кажется, что такое негативное отношение к бренд-шопам со стороны некоторых игроков рынка, в особенности развивающихся по франчайзинговым схемам, - просто вынужденная мера, поскольку эти фирмы сами ещё пока не достигли соглашений о создании аналогичных торговых точек, а имидж тем временем поддерживать всё равно надо.
Прогнозы развития
"Основным фактором, определяющим продажи телефонов в новом году, станут реплейсмент-продажи (приобретение нового мобильного телефона взамен старого), - рассказывает Сергей Савин, ведущий аналитик консалтинговой компании J’son & Partners. - Часто пользователи сотовой связи, меняющие свой мобильный телефон, приобретают более дорогой, а следовательно и более функциональный телефон, чем предыдущий. К этому их подталкивает активная рекламная деятельность контент-провайдеров и операторов сотовой связи, а также веяния моды".
Недавно аналитическое агентство MForum Analytics выявило пять крупнейших федеральных участников российского рынка мобильного ритейла. Согласно обнародованным данным, по итогам 2006 года в первую пятерку вошли "Евросеть", "Связной", "Цифроград", DIXIS и Divizion - их совместная доля в выручке всех дистрибьюторов мобильных телефонов достигла 55%. И в ближайшие два года доля лидеров рынка будет только возрастать - где-то на 6-8% в год, пока не достигнет 70%. После чего рост остановится.
"Окончательно вытеснить с рынка мелких игроков федералам помешают низкий барьер вхождения в мобильную розницу, растущая доля рынка интернет-магазинов и эффективные действия классических ритейлеров, специализирующихся на торговле бытовой техникой, а не на рынке мобильной розницы, - уверен аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. - Кроме того, крупнейшим игрокам для дальнейшего роста придётся скупать значительное число региональных игроков, характеризующихся низкой управляемостью, непрозрачной структурой управления и небольшой долей рынка".
Другие же участники рынка и эксперты считают, что у крупных сотовых ритейлеров в скором времени не останется сколько-нибудь значимых конкурентов.
"В настоящее время на рынке сотового ритейла существует жёсткая конкуренция. В этих условиях практически все небольшие компании сворачивают бизнес - ни о каких новых игроках, которым было бы под силу конкурировать по ценам и качеству обслуживания клиентов, речь уже не идёт, - говорит PR-директор УК "Цифроград" Татьяна Москалёва. - Интернет-магазины в российских реалиях демонстрируют очень малые продажи, поэтому вряд ли помешают росту доли рынка крупнейших игроков. Сетям, специализирующимся на продажах бытовой техники, в силу объективных причин - нехватки эффективных торговых мест, отсутствия опыта работы в формате сотового ритейла - также будет довольно сложно развиваться в сегменте сотовой связи быстрыми темпами".
Кроме того, по мнению Эльдара Муртазина, старшего аналитика Mobile Research Group, говорить о том, что сегодня на мобильный рынок могут выйти какие-то новые заметные игроки, нецелесообразно. "Текущие тенденции развития сотовой розницы скорее говорят о возможном уходе с рынка кого-то из лидирующих игроков, чем о появлении новых мелких, - говорит он. - Не думаю, что сейчас кто-то захочет вкладывать деньги в новые проекты в области сотовой розницы. В любом случае шансы потерять эти деньги крайне высоки".
Кстати, Эльдар Муртазин совершенно иначе, чем его коллеги из MForum Analytics, представляет себе перспективы развития сотового ритейла. По его мнению, в следующем году "Евросеть" вместе с "Ультрой" (напомним, сеть "Ультра" была приобретена "Евросетью" в 2006 году и продолжила работу под собственным брендом) займет 50% рынка. "Связной" увеличит свою долю до 17%, а "Цифроград" останется на прежних позициях - 10% рынка. "В долгосрочной перспективе можно ожидать, что весь рынок будет разделён между тремя крупными сетями", - такой во многом сенсационный прогноз делает он.
Мобильная статистика
И чтобы уж закончить с прогнозами, ещё несколько цифр из будущего. Аналитики говорят, что в 2007 году в России будет продано около 30 миллионов мобильных телефонов. Большая часть продаж придётся на дорогие и функциональные мобильные телефоны. Связано это с улучшением благосостояния населения и развитием потребительского кредитования. По данным игроков рынка, быстрый рост спроса зафиксирован на модели ценового сегмента $200-350 (от 5 до 10 тысяч рублей). В этой категории по продажам лидируют Samsung и Sony Ericsson, в частности, серия Walkman. Потребители также стали отдавать больше предпочтения смартфонам (Nokia, Samsung) и коммуникаторам (HTC, eTen). Особой популярностью среди телефонов премиум-класса (стоимостью выше $400) пользуются Nokia 8800 в разных вариациях, N-серия, Motorola V3i, ультратонкая серия Samsung. Лидером бюджетных сотовых остаются, как и прежде, Nokia 1100, 1600 и Motorola C113, C118.
По материалам "Компьютерры"