Ближайшее мобильное будущее. Часть 1
АрхивMobilisДля российского мобильного рынка настали не лучшие времена: пережив этап галопирующего роста, он смело перешел в состояние зрелости, когда начинают отмирать "слабые звенья" и до астрономических высот повышается стоимость выхода на потребительский рынок.
Для всего российского рынка мобильного ритейла в настоящее время настали не самые лучшие времена: пережив этап галопирующего роста, он смело перешел в состояние зрелости, когда, с одной стороны, начинают отмирать "слабые звенья", независимо от их регалий и прошлых успехов, а с другой - значительно, до астрономических высот, повышается стоимость выхода на потребительский рынок, что практически исключает возможность появления новых игроков.
Общая характеристика
"Рынок сотового ритейла достиг пика своего развития, сейчас даже ценовые войны уходят в прошлое, - рассказывает Татьяна Москалёва, PR-директор УК "Цифроград". - Дело в том, что ассортимент и цены сегодня у всех практически одинаковы, новинки появляются на прилавках одновременно. При этом рынок дополнительных услуг, которые могли бы дистанцировать ведущих игроков друг от друга в глазах покупателей, пока ещё не развит. В результате в рациональной сфере вряд ли можно выделить что-то уникальное для покупателя. На первое место выходит чёткое позиционирование и понимание того, на кого рассчитаны твои услуги, донесение до потенциальных потребителей сформулированного предложения".
Также, по словам Татьяны, во многих регионах, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках, рынок уже или насыщен, или близок к насыщению, поэтому вероятность каких-либо резких изменений маловероятна. С этой точкой зрения соглашается и Сергей Савин, ведущий аналитик консалтинговой компании J’son & Partners: "По нашим оценкам, в 2007 году мы будем наблюдать некоторое сокращение продаж мобильных телефонов. По предварительному прогнозу, будет продано около 31 млн. штук. Основное объяснение данного факта - это насыщение рынка сотовой связи, то есть существенно сокращается прирост новых абонентов, которые приобретают телефон в первый раз".
Однако, как показывает статистика, опредёленное замедление темпов развития не сильно сказывается на благосостоянии ритейлеров, поскольку сокращение количества продаж им удаётся нивелировать повышением средней рыночной цены продукции. То есть если, например, год назад верхняя ценовая планка при покупке мобильного телефона для большинства потребителей составляла 160 долларов, то сейчас она возросла до 210-ти.
"В ближайшем будущем мы предвидим некоторую стагнацию: рост рынка в оборотах в следующем году составит около 7%, и примерно таково же будет падение в количестве проданных устройств, - делится с нами своим мнением Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной". - Что касается непосредственно стоимости мобильных телефонов, то следует ожидать увеличения доли дорогих трубок - аппаратов с ценой от $200 и выше. Связано это будет, в основном, с увеличением благосостояния населения, а также с развитием схем потребительского кредитования. Предпочтения потребителей разделятся по категориям. На первый план будут выходить телефоны с большей функциональностью. Качество предоставляемых услуг будет улучшаться из-за консолидации сетей. Также будет улучшаться качество сервиса (обслуживание в салонах, гарантия, послепродажное обслуживание, trade-in). В условиях конкуренции все будут бороться за потребителя - войдут в моду различные программы лояльности".
С таким позиционированием мобильного рынка не совсем согласен Сергей Савин, ведущий аналитик консалтинговой компании J’son & Partners: "Говорить о том, что весь рынок 2007 года будет состоять только из дорогих телефонов - необъективно. Как ни крути, в России многие пользователи сотовой связи не отличаются высоким уровнем доходов, поэтому для таких людей будут предлагаться недорогие и надёжные телефоны, основное предназначение которых - совершение звонков. Кроме того, есть такая группа потребителей, как мигранты. Они составляют существенный кусок российского общества и тоже нуждаются в дешёвых мобильных аппаратах".
Необходимо также заметить, что в настоящее время многие крупные ритейлеры, прорабатывая перспективы развития и применяя всё это на практике, активно используют в своей деятельности диверсификационные процессы (например, развитие каких-то новых услуг и совершенно иные схемы взаимодействия с клиентами). Благодаря таким усилиям уже сейчас во многих салонах мобильной связи, кроме собственно самих телефонов, можно найти и другую цифровую технику. Работа сразу по нескольких направлениям позволяет любой компании, выбравшей подобную стратегию ведения бизнеса, минимизировать риски от запланированного или даже внезапного снижения доходности того или иного сегмента. Вообще, диверсификация идёт только на пользу потребителям, потому что в конечном счёте приводит к расширению так называемой "ассортиментной матрицы".
"В какой-то момент, когда в количественном выражении сеть вырастает до ожидаемых масштабов, ритейлер приходит к выводу, что в дальнейшем развиваться можно только по интенсивному пути, повышая рентабельность бизнеса и оптимизируя доходы, - отмечает Алексей Чуйкин, генеральный директор ГК DIXIS. - Задача перейти к качественному пути развития стоит и перед многими компаниями в планах на 2007 год. Причём, в дальнейшем самыми перспективными форматами торговых точек станут магазины с большой площадью, где одну из главных позиций займет портативная цифровая техника".
Похожего мнения придерживается и Эльдар Муртазин, старший аналитик Mobile Research Group. "С ростом розничной сети неминуемо сокращается эффективность магазинов, - уверен он. - К примеру, сеть ИОН, насчитывающая всего около 50 салонов в Москве, на сегодняшний день остаётся едва ли не самым эффективным игроком рынка. Что касается непосредственно размера сети, то он непропорционально увеличивает расходы на логистику и переоборудование торговых точек и делает сеть более уязвимой к перебоям с поставками телефонов. Но с другой стороны, огромные объёмы продаж позволяют сети добиваться особых условий от поставщиков, а субсидирование менее прибыльных регионов за счёт более доходных делает структуру сети сбалансированной и позволяет проводить более агрессивную ценовую политику при выходе в новые регионы".
Многие сотовые ритейлеры в последнее время часто упоминают и о другой тенденции - консолидации рынка, которая уже достигла своего пика. Из-за того, что крупные федеральные компании в прошлом году проводили политику активной региональной экспансии, небольшие сети просто-напросто вынуждены были покидать рынок: они терялись под прессом куда более известных брендов.
"Консолидация - это вполне естественный процесс, характеризующий любой рынок в стадии насыщения, - заявляет Татьяна Москёлева, PR-директор УК "Цифроград". - Всё это уже в ближайшее время приведёт к тому, что на рынке останется лишь несколько крупных сетей, которые в итоге поделят его между собой".
Практически вторит своей коллеге и Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной". "Продолжится консолидация федеральных ритейлеров, выход на рынки СНГ, не исключено появление новых инвесторов, даже зарубежных, - подчёркивает она. - Качество предоставляемых услуг будет улучшаться из-за консолидации сетей. Кроме того, благоприятная конъюнктура на сырьевом рынке уже сейчас приводит к избыточности денежной массы в стране и, наряду с инфляционными процессами, будет расти и потребление товаров не первой необходимости, к которым относится и цифровая техника".
Групповые поглощения
На мировой арене поглощения мелких компаний крупными - это уже давно сложившаяся тенденция. Недавно она докатилась и до российского рынка мобильного ритейла. Уже сейчас наблюдается существенное уменьшение числа игроков, так как большие сети постепенно, но уверенно вытесняют маленьких продавцов, которым становится вс` труднее держать конкурентоспособные цены. Вообще, в России фундамент большой, но первый камень стройки под названием "поглощение" был заложен в середине 2005 года, когда компания "Евросеть" приобрела сеть салонов мобильной связи "Техмаркет", включающую в себя 157 магазинов. Благодаря этому "Евросети" удалось значительно увеличить охват потенциальных потребителей на столичном рынке.
"Мы расширили свою географию в Москве, - заметил Евгений Чичваркин, совладелец и председатель совета директоров компании "Евросеть", - поскольку во многих случаях салоны "Техмаркет» находятся в тех местах, где нет наших магазинов".
Весной 2006 года компания DIXIS объявила о покупке региональной сети салонов связи "Мобайл". В результате в ведение федерального ритейлера было передано имущество и права аренды на 72 салона в Южном федеральном округе.
Прошлым летом "Евросеть" приобрела сеть салонов сотовой связи "Ультра", которая входит в десятку крупнейших российских дистрибьюторов мобильных телефонов ("Ультре" принадлежит более 250 магазинов в различных городах России).
Что интересно, "Евросеть" не полностью поглотила "Ультру" - сохранился менеджмент компании и её бренд на рынке. Более того, "Ультра" даже увеличивает сеть, самостоятельно развиваясь и в Петербурге, и в России в целом. Конкуренции руководители компаний не боятся. По их мнению, сети охватывают разные целевые группы покупателей: "Евросеть" работает в бюджетном формате, а "Ультра" развивает премиум-класс, то есть ориентируется на респектабельных клиентов. Так что, по мнению руководителей сетей, аудитория "Ультры" сохранится в связи с приверженностью именно этому бренду.
"Ранее каждая из двух компаний "давила" на других участников рынка с одной стороны, - подтверждает Темур Аминджанов, президент группы компаний "Ультра Стар", - а сейчас будут работать с двух сторон, на языке военной науки это называется окружением".
В конце минувшего года компания DIXIS объявила о завершении сделки по продаже сети салонов связи "Связар", учредителем и владельцем которых был крупный оптовик - компания "Телеко". Федеральный ритейлер стал новым собственником 56 салонов в Самарской, Пензенской, Оренбургской и Саратовской областях, что позволяет ему значительно увеличить долю на рынке розничных продаж мобильных телефонов в Поволжье.
Как отмечают многие эксперты, начало 2007 года стало для российского рынка сотового ритейла окончанием региональной консолидации как таковой. "На российском рынке сегодня практически не осталось крупных самостоятельных региональных сетей, подтверждает Татьяна Москалёва. - Почти все они, не выдержав конкуренции с крупными федеральными игроками, либо ушли с рынка, либо перешли под бренд более сильного соперника. Франчайзинг - единственная альтернатива для небольших местных сетей, позволяющая остаться на рынке. Таким образом, уже в самое ближайшее время практически весь рынок будет поделен между несколькими крупными игроками. А в некоторых крупных городах это уже произошло".
Нужно сказать, что если ещё и остались в России какие-то небольшие региональные сети, пока так или иначе еще существующие, то они скоро вынуждены будут покинуть рынок мобильных телефонов, потому что производителям выгоднее работать с крупными дистрибьюторами, ведь большой объём закупок предполагает более выгодные условия поставок, чем небольшой.
Окончание следует
По материалам "Компьютерры"