Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Даёшь интернет! Долгожданное продолжение записок нашего китайского резидента

АрхивГаджеты
автор : Тимофей Бахвалов   12.03.2007

26 декабря 2006 года на Тайване произошло землетрясение силой 7,1 балла по шкале Рихтера. В результате были повреждены важнейшие магистральные каналы, связывающие Китай и другие азиатские страны с Северной Америкой и Европой.

Там, на дне морском

Последствия землетрясения устраняли в течение почти полутора месяцев. Дело в том, что огромная часть повреждений пришлась на подводную оптоволоконную инфраструктуру, находящуюся на большой глубине...

Всё это время скорость загрузки информации с европейских, российских и североамериканских сайтов не превышала 1-2 Кбит на пользователя. Невозможно было получить почту по SMTP-протоколу и скачивать файлы с FTP-сайтов - соединение с серверами постоянно прерывалось.

Трудно себе представить, какие убытки понесли компании Китая за это время, ведь, в отличие от России, Новому году здесь ещё только предстояло наступить 18 февраля, а январь был рабочим месяцем. Ради драгоценных иностранных пользователей многие китайские компании (в частности, туристические) даже перенесли свои сайты на американский и европейский хостинг. Интернет в Китае восстановился лишь 6 февраля, но ещё несколько дней периодами накатывали кризисы.

Аудитория интернета в Китае гигантская: по данным информационного центра CNNIC.net.cn, в феврале она превысила отметку в 137 млн. человек, что составляет 10,5% населения страны. При сохранении нынешних темпов роста к 2009 году интернет-аудитория Поднебесной превысит 210 млн. человек, и Китай обгонит США.

76% китайских юзеров используют для доступа в Сеть широкополосное подключение - ADSL, кабельные модели и выделенные линии. В Пекине интернетом регулярно, хотя бы раз в неделю, пользуется каждый третий житель. Примерно половина китайских интернетчиков хотя бы раз посещала сайт YouTube.com. Популярен и местный аналог - сайт TuDou.com, на котором размещено уже более миллиона видео- и анимационных роликов, сделанных продвинутыми китайцами. Взглянуть стоит - однозначно.

В печать!

Неприятно удивило состояние IT и околокомпьютерной прессы в Китае. В ларьках, распространяющих периодику, мне удалось насчитать лишь с десяток более-менее адекватно выглядящих изданий. Но даже продукция такого гиганта как Ziff Davis Media China выглядит убого и топорно. И не только по содержанию, но и по вёрстке, и по дизайну. В большинстве журналов - ноль мыслей, гигантские фотографии на полстраницы и минимум текста - промывание мозгов потребителя. Журналы, хотя бы немного напоминающие "Компьютерру", отсутствуют.

При этом стоят IT-издания по китайским меркам очень дорого - 15-20 юаней. Столько же, сколько глянцево-разглядывательные журналы для мужчин вроде FHM и Men’s Health. Кому это надо?

С онлайновыми ресурсами ситуация на порядок лучше. На крупнейших сайтах вроде SINA.com.cn и IT.com.cn ленты новостей обновляются буквально на глазах. Каждый час на порталах появляются десятки новостей. Причина такой оперативности в дешёвой рабочей силе. Огромный коллектив грамотных обозревателей можно содержать на совсем небольшие деньги, ведь выпускник хорошего вуза в Пекине может рассчитывать на зарплату не больше 230 евро в месяц.

Интересно, что начать "интернет-вещание" юридическому лицу в Китае не так-то просто. Каждый онлайновый ресурс должен получать лицензию Internet Content Provider License. Для этого компании необходимо иметь уставный капитал в 1 миллион юаней. Кстати, именно из-за отсутствия ICP-лицензии в своё время, в самом начале работы, возникли проблемы у китайского подразделения Google.

Развлекуха

В Китае более 3,5 млн. активных аккаунтов World of Warcraft, а играет в WoW, наверное, раза в полтора-два больше человек. Многие молодые и не очень китайцы зарабатывают играми на жизнь. Компания из нескольких человек "прокачивает" героя на одном игровом аккаунте, меняясь за компьютером, а затем продаёт его и делит выручку.

В любом ларьке рядом с картами оплаты мобильной связи лежат карты оплаты доступа для онлайновых ролевых игр. В маленьком отдельчике на входе в супермаркет я насчитал десяток разных карт оплаты к онлайновым играм, из которых я знаком лишь с двумя.

Издатели игр давно поняли, что завоевать китайского потребителя можно только низкой ценой. Коробочные комплекты самых последних хитов (именно коробочные, а не просто диск в тонком боксе) стоят тут в среднем 59 юаней (5,9 евро). На коробках написано - "только для продажи в Китае" и т.д. При этом торговцы не стесняются тут же предлагать копии этих же игр на DVD-болванках. Подход абсолютно правильный - тот, кто не заплатит 59 юаней за игру, не заплатит их никогда, но всегда сможет сэкономить на обеде/ужине и заплатить 10 юаней. Не удивлюсь, что лет через пять розничная рекомендованная цена на игры в Китае будет составлять именно эту сумму. При таком раскладе издатели соберут в разы больше денег, чем сегодня.

Ещё к вопросу о борьбе с пиратством. Правоохранительные органы проводят тут "показательно-грамотную" политику - постоянно объявляют о закрытии пиратских сайтов (в феврале прекратили свою деятельность почти три сотни из имеющихся нескольких тысяч), ловят торговцев "левыми" DVD, но это не меняет ничего. Пираты получают минимальные штрафы и административные взыскания, а новый фильм тут как стоил, так и стоит 5 юаней. Но, несмотря на это ценовое великолепие, я все-таки сподобился сходить в кинотеатр. Цена билета - 70 юаней. Но надо учитывать то, что это не те же 7 евро, что платят люди в других странах мира и в России за премьерные сеансы. Тут 7 евро - это о-го-го!

С подругой я посетил премьерный показ "Казино "Ройаль"". Можете себе представить, "Казино" - первый фильм о Бонде, который когда-либо показывался в кинотеатрах Китая.

Ещё один прорыв "железного занавеса" ознаменовался приездом в Пекин исполнителя главной роли Дэниэла Крэйга. На премьерном показе журналисты BBC и CNN наперебой всовывали "Бонду" в руки пиратские копии DVD с просьбой расписаться "на камеру", но Крэйг вел себя невозмутимо, заявляя: "That’s the way it is, и не нужно разводить истерию по поводу того, что всю "бондиану" на DVD в Китае можно купить за копейки". После этого репортёр BBC с закатывающимися от восторга глазами рассказывал о том, что тут можно купить DVD "всего за два фунта стерлингов". Пекинские торговцы DVD развели британца, как ребенка, но, судя по лицу, он уехал домой с чемоданом DVD...

Поход "на Бонда" принёс огромное удовольствие. Оказывается, на пиратской копии, купленной тут в конце прошлого года, не хватало первых 10 минут. Это был действительно приятный сюрприз.

Из развлечений стоит отметить недавнее появление в продаже PlayStation 3 и Wii. 60-гигабайтная PS3 стоит 5400 юаней, что составляет 535 евро. Это ниже рекомендованной европейской цены в 599 евро. В продаже есть только японские и североамериканские модели. Европейские производить, видимо, ещё не начали. А вот Wii в Китае неадекватно дорога - 3100 юаней. Xbox 360 стоит лишь на 50 юаней больше. Необъяснимо высоки и цены на плееры iPod. Они продаются исключительно по ценам, рекомендованным Apple. Не понимаю, почему нет "левых" партий с заводов по доступным ценам, как это делается с той же фирменной одеждой?!

Но, опять же, присутствует масса подделок, собранных со значительно худшим качеством. Такое ощущение, что качество снижается намеренно, чтобы не злить Apple...

Весенний фестиваль

Праздничная атмосфера начала ощущаться уже с первых чисел февраля. По словам подруги, которая прожила тут 10 лет, празднования закончатся не раньше марта, несмотря на то что официально Весенний фестиваль длится лишь неделю. Из-за праздника забронировать гостиницу на Хайнане через интернет было невозможно. Всё расхватали агентства, а агрегатор информации об отелях и авиабилетах по Китаю Ctrip.com отказывал в возможности бронировать отели на "китайских Багамах" онлайн. Только по телефону. Но даже через оператора заказать авиабилеты за два дня до отлета оказалось проблематичным.

В результате, для того чтобы отправить маму на отдых, пришлось пользоваться услугами туристических агентств, что вылилось в значительные расходы. Оставались только дорогие авиабилеты и самые экзотические гостиницы... Тем не менее, моей родительнице удалось поплавать, позагорать и поправить здоровье.

Пару слов о здоровье. Оказывается, у меня полный набор заболеваний, вызванных использованием компьютера и HID-устройств. Записавшись на цикл массажа и акупунктуры, я прочувствовал и узнал (впрочем, без удивления), что, несмотря на регулярное посещение спортзала и бассейна, мое тело имеет множество блоков и кренов на правую сторону. Сказывается сидение перед компьютером вполоборота и вытянутая рука, лежащая на мышке. Китайские хилеры сказали, что всё плохо, но всё вправят, и я скоро буду как новенький.

Заключение

Приятно, что мои рассказы находят отклик среди читателей. Да еще какой! Ознакомившись с моими впечатлениями, в Китай на три месяца перебралась молодая чета Гогиных - Александр и Евгения. Муж работает в Reuters, жена - в Google. Работа у обоих ребят удалённая. Без отрыва от производства они смогли попутешествовать по провинциям и городам Поднебесной и отбыть обратно в Москву с массой впечатлений. Кто-нибудь ещё из читателей хочет на время перебраться в Китай? Пишите мне на dosada(собака)mail.ru!


По материалам "Компьютерры"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.