Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Apple iPhone: плеер, смартфон или интернет-коммуникатор?

АрхивГаджеты
автор : Олег Нечай   11.01.2007

Долгожданный гибрид плеера с мобильным телефоном оказался гораздо более интересным устройством, способным на равных потягаться со смартфонами и коммуникаторами.

Это, наконец, случилось! Девятого января 2007 года глава Apple Стив Джобс на проходящей в Сан-Франциско конференции Macworld Expo 2007 официально представил мобильный телефон iPhone, слухи о котором ходят уже несколько лет. По словам Джобса, это устройство - заново изобретённый телефон, с революционным интерфейсом (опять?), хотя, изучив подробнее возможности и характеристики iPhone, понимаешь, что в действительности новинка представляет собой весьма удачную вариацию на тему смартфона с расширенными мультимедийными возможностями.

Вопреки прогнозам и неофициальным рисункам, ходившим по Сети, iPhone не слишком похож на плеер iPod: дизайнеры Apple взяли за основу среднестатистический коммуникатор, смахнули с его корпуса все кнопки, кроме одной, растянули экран почти во всю ширину лицевой панели, после чего поместили на задней крышке "глазок" фотокамеры и фирменное надкушенное яблочко.

Как заявил Стив Джобс в ходе презентации, iPhone по сути объединяет в себе три устройства: мультимедийный плеер iPod с большим дисплеем, мобильный телефон и интернет-коммуникатор. Аппарат позволит слушать музыку, смотреть видео и цифровые фотографии, делать и принимать телефонные звонки, работать с текстовыми сообщениями, электронной почтой, путешествовать по интернету, делать фотографии на встроенную камеру и загружать их на фотосайты. Вся эта широчайшая функциональность управляется при помощи сенсорного дисплея и единственной кнопки Home, функция которой сводится всего лишь к возврату на главный экран пользовательского интерфейса.

Несмотря на то, что вышеописанные характеристики звучат довольно прозаически, в iPhone реализована масса оригинальных и красивых идей, а сам аппарат построен на программной платформе... OS X. Да-да, на основе "настольной" операционной системы, под управлением которой работают все компьютеры Apple последних поколений. Впрочем, разберёмся со всем этим по порядку.

Устройство толщиной всего 11,6 мм - намного меньше, чем любой из современных смартфонов и коммуникаторов - имеет габариты 115 х 61 мм и встроенный 3,5-дюймовый жидкокристаллический сенсорный дисплей с разрешением 320 х 480 точек. Это разрешение заметно больше, чем у обычных коммуникаторов, которые довольствуются экранами 320 х 240 пикселей, при этом применённая в iPhone матрица отличается чрезвычайно мелкими пикселями: её разрешение составляет целых 160 пикселей на один дюйм, что вдвое больше средней плотности пикселей у современных ЖК-дисплеев. Масса iPhone - 135 г: это очень немного для коммуникатора, но многовато для мобильника.

При включении аппарата на экране появляется набор графических иконок, нажав на которые можно воспользоваться той или иной функцией аппарата. Из любого места меню можно быстро вернуться к этому главному экрану нажатием единственной кнопки рядом с дисплеем.

Экран сенсорный, причём, видимо, благодаря специальным программным средствам, он не реагирует на случайные нажатия. В ходе презентации Джобс подчеркнул, что для работы с iPhone не нужен стилус, который неудобно держать в руке и который просто потерять: для управления используются куда более лучшее устройство - наши пальцы, благодаря этому очень эффектно выглядят некоторые особенности интерфейса новинки. К примеру, для снятия блокировки необходимо нажать на экране виртуальную клавишу и "сдвинуть" её пальцем слева направо до края экрана. Феерически выглядит и "промотка" любых списков - контактов, музыкальных альбомов и прочего: легким движением пальца владелец как бы запускает виртуальный барабан, вращая который, можно найти нужную запись. Экран может считывать сразу несколько одновременных нажатий, что позволяет, например, быстро набирать текстовые сообщения на виртуальной клавиатуре.

В качестве телефона аппарат работает вовсе не в любимом американцами стандарте CDMA, а в четырёх диапазонах GSM 850/900/1800/1900 ("самого распространенного в мире стандарта", по словам Джобса) c поддержкой EDGE. При этом устройство оснащено контроллерами Bluetooth 2.0 и Wi-Fi (IEEE 802.11b/g) и способно автоматически переключаться с сотовой сети на сеть Wi-Fi, если будет принят сигнал работающей беспроводной сети. Помимо уже упомянутой "промотки" списков, аппарат может похвастаться набором телефонного номера буквально одним нажатием пальца на нужную запись. Более того, "проматывать" можно не только списки абонентов, но даже перечни полученной голосовой почты - можно прослушивать только те сообщения, которые заслуживают вашего внимания.

Новинка оснащена двухмегапиксельной камерой, что стало уже фактическим стандартом для современных мобильных телефонов.

В iPhone встроены три датчика: датчик освещённости, призванный автоматически регулировать яркость дисплея в зависимости от освещения, датчик приближения (бесконтактный датчик), автоматически блокирующий сенсорный экран в момент, когда трубку подносят к уху, а также датчик ускорения, благодаря которому с поворотом устройства автоматически меняется и ориентация экрана.

Как заявил Стив Джобс, программная платформа OS X позволила реализовать в столь небольшом устройстве полноценную поддержку приложений "настольного" класса.

В качестве плеера аппарат повторяет возможности уже выпускающихся iPod, при этом большой экран позволил добавить функцию просмотра видео в широкоформатном режиме. Оригинальный интерфейс с управлением пальцами руки позволяет буквально перелистывать коллекцию музыкальных "альбомов" - загруженных обложек дисков и выбирать нужную запись нажатием пальца. Громкость тоже регулируется пальцем - на экран выводится виртуальный "движок". Устройство оснащено стандартным 3,5-мм разъёмом для подключения наушников.

Среди достоинств iPhone - возможность полной синхронизации всех контактов, закладок интернет-браузера и, конечно, мультимедийных файлов с персональным компьютером. Для этого, разумеется, используется фирменное ПО iTunes, которое, возможно, ко времени поступления новинки в продажу, получит более универсальное название. Благодаря "настольной" программной платформе, в новинке предустановлен привычный для пользователей "Маков" браузер Safari с поддержкой всех функций Google и Google Maps, включая расширенные картографические возможности поиска, доступные пока только в США.

Чтобы познакомиться с особенностями интерфейса и возможностями iPhone, лучше всего зайти на сайт Apple и посмотреть ролики в формате Quick Time, демонстрирующие то, как работает это устройство. Даже самые подробные описания вряд ли смогут сравниться по наглядности с этими роликами, поэтому настоятельно рекомендуем всем заинтересовавшимся новинкой кликнуть по указанной ссылке.

Многих наблюдателей удивил тот факт, что Apple не стала отказываться от названия iPhone, ведь эта марка принадлежит компании Cisco Systems, и это название уже получило целое семейство IP-телефонов её подразделения Linksys, представленных незадолго до Нового года. В Cisco утверждают, что права на эту торговую марку они приобрели у фирмы Infogear ещё в 2000 году. В Apple никак не прокомментировали это несоответствие, а компания Cisco девятого января разослала в средства массовой информации заявление со следующим текстом (приводим его в том виде, в котором мы его получили): "Учитывая поступавшие к нам на протяжении многих последних лет неоднократные обращения со стороны Apple за разрешением на использование принадлежащей Cisco торговой марки iPhone, а также проведённые недавно интенсивные переговоры с этой компанией, мы убеждены, что, сделав сегодняшнее объявление, Apple намерена согласиться с окончательными текстами документа и публичного заявления, которые были переданы руководству этой компании накануне вечером и которые содержали ответы на ряд остававшихся открытыми вопросов. Сегодня мы рассчитываем получить подписанное соглашение". Скорее всего, в ближайшее время будет объявлено об урегулировании этой ситуации.

Вопреки правилам Apple не устраивать "бумажных" презентаций, купить iPhone нельзя будет ни завтра, ни в феврале. Планируется, что новинка появится на американском рынке только в июне 2007 года, при этом поставки в европейские другие страны начнутся не раньше четвёртого квартала текущего года, а в азиатские - и вовсе в 2008 году. Ожидается, что цена модели с флэш-памятью на 4 Гб при условии двухлетней подписки на услуги оператора связи (эксклюзивный поставщик - Cingular Wireless) составит 499 долларов США, а модели с 8 Гб памяти - 599 долларов. Недёшево, если учесть, что, как правило, сотовые операторы в США готовы предоставить модную трубку за копейки, лишь бы клиент выбрал долгосрочный тарифный план. В России, скорее всего, цена первых "серых" экземпляров составит не менее тысячи долларов, хотя, конечно, столь высокая цена отпугнёт многих потенциальных покупателей аппарата. По крайней мере, в первое время iPhone будет конкурировать не столько с мультимедийными плеерами, сколько с полноразмерными коммуникаторами, "обитающими" в сходной ценовой категории.

Эксперты пока весьма осторожно оценивают перспективы iPhone на рынке. Некоторые считают, что деловым людям вряд ли понравится отсутствие клавиатуры и "легкомысленный" интерфейс с разноцветными иконками, поэтому конкурировать новинка будет вовсе не с коммуникаторами, а с мультимедийными телефонами-плеерами, ориентированными на молодежь. Впрочем, представители Apple и не скрывают того, что они ориентируются вовсе не на бизнес-пользователей, а на потребительский рынок.

Других удивляет отсутствие в аппарате поддержки сотовых сетей третьего поколения (3G), обеспечивающих скоростной доступ к мультимедийным услугам. Третьи указывают на то, что цена iPhone слишком высока не только для многих подростков, но и для их родителей. Впрочем, все аналитики единодушно считают, что Apple поступает мудро, выходя на огромный рынок мобильной связи. Не стоит забывать и о том, что всё большей популярностью пользуются музыкальные мобильники вроде серии Walkman компании Sony Ericsson, а, учитывая культовый статус плееров iPod, у "яблочной" фирмы есть все шансы занять значительную долю рынка подобных трубок.

Как бы то ни было, после презентации iPhone, акции Apple немедленно начали расти в цене, а это признак того, что на рынке сложилась благоприятная для судьбы новинки ситуация. Впрочем, пока этого аппарата нет в продаже, рассуждать особенно не о чем. Хотя есть все основания полагать, что даже несмотря на высокую стоимость iPhone станет не менее культовым, чем iPod: если вспомнить, то первые "айподы" тоже стоили немалых денег, однако со временем даже топовые модели стали гораздо доступнее.

Apple всё увереннее обращается к нетрадиционным для себя рынкам: сначала - iPod, сейчас - iPhone и телеприставка Apple TV. Неслучайно в Apple решили избавиться от слова "computer" в названии фирмы - теперь эта компания называется просто Apple Inc. ""Мак" - это единственный наш продукт, который является компьютером", - заявил Стив Джобс, и поэтому для Apple не осталось никаких причин даже формально оставаться чисто компьютерной компанией.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.