Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Куда все катится: перспективы развития мультимедиа-устройств

АрхивГаджеты
автор : Олег Волошин   22.12.2006

Близость Нового года способствует размышлению на тему о перспективах развития современного гаджетостроения, особенно о будущем столь любимых многими мультимедиа-штучек.

Чтобы говорить на одном языке, стоит определиться, что подразумевается под этим красивым словом - мультимедиа? Строго говоря, это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред (графика, звук, видеоряд, текст). Так что устройство, которое может воспроизводить любые два вида контента из четырёх перечисленных, можно формально называть мультимедийным. Но мы всё же привыкли таковыми называть более универсальные аппараты.

Когда в силу своей работы постоянно общаешься с подобными медийными устройствами, год от года наблюдая, как они совершенствуются и видоизменяются, то невозможно не заметить того, что все они постепенно становятся похожими друг на друга, как близнецы-братья. В результате чего иногда, взяв в руки новый гаджет, не сразу и определишь-то, что это - фотоаппарат, телефон, КПК или медиаплеер. Если "конвергенция видов" и дальше пойдет в этом направлении, то в не столь отдалённом будущем останется только одно устройство, которое и будет нашим верным и постоянным спутником.

С одной стороны, это хорошо - всё под рукой, с другой же стороны, я ещё не встречал аппарата, который все свои функции выполнял бы безупречно. Как правило, в фаворитах у него однадве заявленные в названии функции, остальное же относится к разряду "возможность"». Так, телефон с фотокамерой - это, в первую очередь, именно телефон, и только во-вторую (если не в четвёртую) — фотоаппарат.

Единственными устройствами, которые своим названием могут дезинформировать покупателя, являются мультимедиа-плееры, так как по своей концепции они должны быть именно "мульти". На практике же почти всегда оказывалось, что они - такие же "узкие" специалисты (как пример - мультимедийные альбомы Archos, которые основной своей специальностью имеют всё же воспроизведение видео).

Часть из вышеописанных проблем - всего лишь следствие существования бесчисленного количества всевозможных форматов, в которых может храниться тот или иной медиаконтент. К примеру, одних только графических форматов существует более 400! Ну и какой же производитель, находясь в здравом уме, будет включать поддержку ВСЕХ существующих форм кодирования медиаданных? Для КПК вопрос решается "в лоб" - если сильно нужно, пиши прогамму сам. Остальным придётся довольствоваться наиболее распространёнными форматами - JPEG, MP3, DivX, TXT, которые сейчас поддерживаются всеми современными медиа-устройствами. И всё бы было "в шоколаде", если бы не одно "но". А именно - всемирная борьба против халявы. Честно говоря, меня пугает тот напор, с которым большие звукозаписывающие и кинокомпании взялись подминать и переделывать под себя мультимедийные технологии - начиная от внесения необходимых им поправок в спецификации (как, например, всевозможные способы защиты содержимого в DVD, Blue-ray и HDDVD) и заканчивая реализацией "железной" защиты в виде микросхем (когда для высококачественного воспроизведения от монитора требуется специальная аппаратная поддержка).

В мягкой форме с этими проблемами уже столкнулись те обладатели iPod’ов, которые не смогли прослушать купленные ими же музыкальные треки на устройствах, отличных от iPod’а. Пока, слава богу, такая проблема решается сторонними утилитами, однако дальше может быть хуже, так как создавать стандартизированную DRM-защиту никто не хочет, а давать нам с вами свободу - тем более.

Покончив с программно-юридическим нюансами развития гаджетостроения, плавно переходим к аппаратным.

Основных аппаратных вектора развития четыре: дисплей, питание, беспроводная связь и экономия. Для дисплея - это плавное увеличение размеров, разрешения и количества отображаемых цветовых оттенков (4 > 4096 > 65 000 > 262 144 > ?). Также, скорее всего, в ближайшие год-два массово появятся гибкие дисплеи (первая ласточка - Readius от Philips).

Беспроводные технологии связи в классических мультимедийных аппаратах пока практически не представлены, однако это - вопрос времени. Первые подобные устройства, между прочим, уже появились - это словарь и медиаплеер Sharp Papyrus PW-TC900 со встроенным ТВ-тюнером. И думаю, это только начало!

Самая же большая головная боль любого разработчика карманных медиаплееров - это наличие мощного источника питания, вернее, его отсутствие, ибо все приёмопередатчики ох как охочи до электричества! Топливные же элементы, к сожалению, пока не выходят за пределы стен лабораторий, ибо не решена главная проблема - их безопасность для владельца. Только представьте себе, КАК может рвануть ёмкость со спиртом или водородом при неосторожном обращении, и на какие деньги попёдет компания, выпустившая этого джинна!

как ёмкость привычных ионно-литиевых аккумуляторов растёт значительно медленнее, чем хотелось бы производителям (да и нам с вами, чего уж душой кривить-то!), то четвёртым вектором развития будет повышение энергобережливости устройств. В частности, новые полимерные или светодиодные дисплеи потребляют значительно меньше электричества, чем их массовые современные собратья.

И всё же мне кажется, чтоб самый главный вектор развития медиаустройств - не аппаратный. Осмелюсь предположить, что изменится сама схема их использования: благодаря увеличению количества и качества беспроводных сетей, возрастёт количество беспроводного ТВ-вещания и тому подобных медиасервисов, которые и станут для нас главной статьёй расходов.


По материалам "Компьютерры"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.