Мобильная гармония
АрхивMobilisСергей Вильянов обсуждает с главой российского представительства Sony Ericsson Рогером Боландером тенденции на рынке мобильной связи и роль его компании в их формировании.
Совместному предприятию Sony Ericsson, в котором японцы и шведы имеют равные доли, чаще других уда`тся выпускать телефоны, вокруг которых поклонники бренда создают своеобразные культы. Вспомните пару T610 и T630, недавний флагман K750, линейку Walkman - даже если вы и не проголосовали за них рублем, но уж точно не остались равнодушными. На днях мы встретились с Рогером Боландером, главой российского представительства Sony Ericsson, чтобы поговорить о тенденциях на рынке мобильной связи и, понятное дело, роли его компании в их формировании.
Рогер, с самого начала я бы хотел уточнить: чем вызвана долгая, почти годичная задержка в выпуске наследника популярной линейки смартфонов P900i и P910i? Ведь, будучи анонсированным ещё в прошлом году, он добрался до магазинных прилавков только к середине осени 2006-го.
- На самом деле, мы выпустили одну модель, которую вы, возможно, и не считаете полноценным смартфоном, однако фактически она таковым является. Я говорю о M600i, который ориентирован на более массовый рынок, чем линейка P900-х. Потребность в таком устройстве была для нас очевидной, и поэтому мы приложили все усилия, чтобы оно появилось на рынке вовремя. И, кстати, мы стараемся избегать слова "смартфон", когда речь идёт о новых решениях Sony Ericsson. Наверное, лучше называть продвинутые решения "полнофункциональными телефонами" или "бизнес-телефонами", в зависимости от сферы применения.
Знаете, я сам уже перестал улавливать грань между "просто продвинутым телефоном" и смартфоном. Она скоро совсем сотрётся, да?
- Думаю, что так и будет. Мы, разрабатывая новые модели, мало задумываемся, к какому классу устройств отнести новинку. Гораздо важнее, потребностям каких групп потребителей она отвечает и насколько. Взять тот же M600i. Он очень хорош для бизнесменов, а смартфон ли это или "просто телефон" - не так уж и важно.
Ну, раз уж мы заговорили о бизнес-сфере, стоит ли ожидать от новых решений Sony Ericsson поддержки WiMax?
- Думаю, что если появится реальная потребность рынка в WiMax, мы будем делать такие телефоны.
Минувший год был богат на разномасштабные скандалы, так или иначе связанные с вашими коллегами по бизнесу. Кому-то предъявила претензии таможня, кому-то - розничные сети… Задело едва ли не всех крупных производителей, но только не Sony Ericsson. У вас есть какой-то секрет, позволяющий дружить со всеми разом?
- Проще всего было бы ответить, что мы - приятные люди, которые хорошо относятся к своим клиентам, а они платят нам той же монетой. Но, возможно, причина в том, что мы пока не входим в так называемую "большую тройку", и потому к нам не такое пристальное внимание. И ещё один важный момент. Кроме того, что мы ориентируемся на потребительские предпочтения, разрабатывая новые модели, мы всегда учитываем принципы работы, бизнес-стратегии, если хотите, каждого нашего крупного клиента. Например, если мы будем работать по принципам, которые не разделяет конкретная розничная сеть, то, скорее всего, она просто найдет другого поставщика телефонов, вот и всё.
И насколько успешны ваши усилия?
- Второй квартал, равно как и все первое полугодие, был для нас и для всего рынка довольно тяжёлым. Однако, начиная с июля, наши продажи растут очень приличными темпами.
И сколь быстро вы можете попасть в российскую "большую тройку"?
- Представители некоторых сетей говорят, что у них Sony Ericsson уже в эту тройку вошла…
После того как на рынке появились машинки Sony Ericsson, управляемые по Bluetooth, портативные акустические системы, а недавно - и часы, у многих сложилось впечатление, что вы решили сделать подобные игрушки одним из направлений бизнеса. Это действительно так?
- В первую очередь, это, конечно, направлено на привлечение внимания к нашим телефонам и, как следствие, увеличение их продаж. Мы - "телефонная" компания, и планируем таковой оставаться. Но в то же время, выпуская линейку Walkman, было бы неправильным оставить её без правильного окружения - акустических систем, чехлов, разнообразных наушников и тому подобных устройств. Всё это, конечно, приносит прибыль, однако ещё важнее, что человек, серьёзно относящийся к музыке, может при желании обзавестись полным набором идеально подходящих друг другу аксессуаров. А что касается упомянутой вами машинки - мне самому она очень нравилась, но это был своего рода "wow-гаджет", симпатичная игрушка.
Но ведь и в самих телефонах сейчас много такого, что ещё недавно можно было назвать "wow-функциями". Многомегапиксельные камеры с оптикой от Карла Цейса, стереодинамики, жёсткие диски - всё это казалось странной прихотью производителей, а теперь люди с удовольствием пользуются и хотят ещё и ещё. Как вы думаете, какие ещё технологии скоро прочно обоснуются в мобильниках?
- Я не могу говорить о грядущих новинках от Sony Ericsson до их официального анонса, однако, судя по ситуации в Европе, следующей важной ипостатью мобильного телефона станет мобильное телевидение. В России распространение мобильного телевидения во многом зависит от темпов развертывания сетей третьего поколения, однако, судя по новостям, лицензии на такие сети будут выданы до конца года. Можно предположить, что новые возможности телефонов будут зависеть не только от нас, производителей, но и от инфраструктуры, которую будут создавать операторы связи, а также от поставщиков контента, которые, как показывает практика, могут существенно повлиять на судьбу перспективных сервисов. А вообще телефоны от поколения к поколению всё чащеподменяют компьютеры, и можно предположить, что со временем они просто заменят их в мобильном сегменте.
Скажите, а вы ощущаете какую-то разницу в потребностях российских покупателей Sony Ericsson и, скажем, западноевропейских?
- Знаете, основная часть покупателей, с которыми я имею дело, - это представители крупных сетей, которые закупают наши телефоны большими партиями и затем продают по всей России. Так вот, должен сказать, что они оказались намного мягче и… скромнее, чем я думал, когда приехал сюда из Швеции. Я полагал, что с русскими будет довольно тяжело работать, однако встретил с их стороны стремление всегда достигать компромисса и помогать в устранении объективных трудностей, если таковые возникают.
Что же касается российского рынка, то он на сто процентов розничный, и телефоны здесь продают не сами операторы, как это обычно бывает в Европе, а специализированные магазины. Операторы не субсидируют покупку телефона и не принимают в ней никакого участия. А ведь сервисы в сетях 3G в большинстве своём не могут быть предоставлены, если телефон не прошел своего рода доработку со стороны оператора. Поэтому, даже если операторы не захотят субсидировать продажу, нам придётся гораздо теснее сотрудничать после прихода сетей третьего поколения. И ещё Россия очень отличается тем, что контентом для мобильников здесь торгуют не столько операторы, сколько розничные продавцы, тогда как в Европе всё совсем наоборот. Во всём мире операторы идут в розницу, а тут розничные сети скоро могут дорасти до операторов. Фантастика! Очень интересный рынок!
А говоря о моделях, можно ли сказать, что телефон, который русскому хорош, немцу вообще не нравится?
- Нет, Россия - очень велика и потребности в разных её уголках существенно различаются. Если в Москве и СанктПетербурге большим спросом пользуются новые модели, максимально "заряженные" различными функциями, то в городах поменьше интересуются телефонами среднего и бюджетного классов. Поэтому мы успешно продаем всю продуктовую линейку. Кроме того, с каждым годом интегрированные в телефон функции становятся доступнее, и то, что раньше было прерогативой аппаратов из высшей ценовой категории, сейчас распространяется на все остальные.
Кстати, компания, имя которой составляет одну из частей бренда Sony Ericsson, а именно Sony Music, недавно объявила о начале продаж музыкального контента в Рунете. Вы планируете как-то участвовать в этом бизнесе?
- Напрямую - нет. В Sony Music разбираются в нём лучше, там работают настоящие профессионалы. Но я надеюсь, что распространение этого сервиса на территории России сделает телефоны Sony Ericsson привлекательнее в глазах определённой части интернет-аудитории, создаст своего рода добавочную стоимость. Наша задача - продать как можно больше телефонов, а этому крайне способствует наличие оригинального и привлекательного контента для них. В то же время сетевой контент - это абсолютно другой бизнес, и мы лучше будем делать хорошие аппараты, с помощью которых он будет легко доступен.
И вообще, давайте посмотрим на эту ситуацию немного шире. Ведь Sony занимается не только музыкой, она ещё владеет кинокомпанией Columbia Pictures. А всё, что окружает нас - Walkman’ы, телеприёмники, DVD-плееры, - является носителями разнообразной мультимедийной информации. Вряд ли подразделение, которое занимается производством телевизоров, будет напрямую участвовать в продаже фильмов, однако определённое влияние на этот процесс оно окажет. Равно как и киноиндустрия влияет на носители.
Рогер, многие пользователи мобильников со стажем часто спрашивают, прекратится ли когда-нибудь гонка мобильных вооружений, порой превращающая телефоны в каких-то неповоротливых монстров?
- Если мы оглянемся на десять… нет, даже на пять лет назад, когда Sony Ericsson только начинала, трёхмегапиксельная камера в телефоне казалась чем-то фантастичным и бесполезным, а сейчас они вовсю используются теми же самыми людьми…
Три мегапикселя - это ещё ладно. Но ведь есть уже мобильники с десятью!
- Что же, я видел Cybershot с такой матрицей, но то был просто фотоаппарат, а не телефон с камерой. Но дело не в этом. Мне кажется, что индустрия упрётся в ограничения, вызванные самой инфраструктурой. Например, сегодня, отсняв десятимегапиксельное фото, вы, возможно, захотите опубликовать его у себя в блоге, но тут важно понимать, сколько времени займет отправка, сколько она будет стоить, и обрадуются ли те, кому придется это всё скачивать.
Нет, можно, конечно, подключить телефон к компьютеру, скачать фотографию, обработать в графическом редакторе, но в результате получится примерно то же, что и на камерах попроще, но только там это будет сразу, на месте. И получается, что вы не будете использовать возможности своей мегакамеры на сто процентов.
В мобильном телефоне всё должно быть очень гармонично, и каждый его компонент должен отвечать возможностям другого, а все вместе - отвечать потребностям пользователя и соответствовать возможностям сетевой инфраструктуры. Мы в Sony Ericsson считаем это очень важным.
По материалам "Компьютерры"