Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Выбираем мобильный телефон: максимум возможностей за минимальные деньги. Часть IV

АрхивMobilis
автор : Сергей Филиппов   30.03.2006

Cравниваем производительность отобранных аппаратов при помощи теста Jbenchmark и делаем окончательный выбор.

3. Сравнение производительности

Тестирование MIDP-1.0

Итак, сравнение производительности проводится по результатам тестирования телефонов в программе Jbenchmark. Этот тестовый пакет является наиболее популярным среди аналогичных программ для оценки производительности J2ME (Java 2 Platform, Micro Edition). Для сравнения использовались результаты исполнения телефонами (если кто забыл, то это Siemens CX75, Motorola V635, Nokia 6230i и Sony Ericsson S700i) тестов MIDP 1.0, MIDP 2.0 и, в случае наличия соответствующей поддержки - M3G/JSR 184. К сожалению, у Sagem myX-8 есть некоторые проблемы с реализацией MIDP 2.0, поэтому он в тестах не участвовал.

Теперь несколько слов о тестах в целом. В настоящее время существует три версии JBenchmark, предназначенные для тестирования профилей MIDP 1.0, MIDP 2.0 и M3G/JSR 184 (это расширение API, как уже было сказано ранее, предназначено для создания на платформе Java полноценных трёхмерных приложений). Как следует из порядка следования и номеров версий, MIDP 1.0 - самый простой набор тестов. Он запускается буквально на всех аппаратах, способных к исполнению Java-программ соответствующего стандарта. В нашем сравнении его результаты приведены, скорее, для галочки. В большей степени, как мне кажется, стоит ориентироваться на результаты более "продвинутого" профиля MIDP 2.0, тем более, его поддерживают все участники нашего сравнения. А вот врождённые способности к "трехмерной деятельности" присущи лишь трём участникам этого обзора - Siemens CX75, Nokia 6230i и Sony Ericsson S700i.

Результаты представлены в следующем виде. Сначала краткое описание тестового задания, потом таблица с результатами и комментарии. Поскольку в ходе предыдущих сравнений у нас определился однозначный лидер, то для простоты восприятия все результаты будут подаваться в форме соотношений, то есть достижения "телефона-победителя" Nokia 6230i приняты за 100%, а все остальные измеряются относительно него. По этой причине не ищите в таблицах самой 6230i, она - эталон. Если показанный каким-либо аппаратом результат больше 100%, это значит, что такой телефон быстрее Nokia 6230i, а если меньше 100%, то медленнее.

JBenchmark 1 представляет собой группу из пяти тестов для измерения графической производительности мобильных устройств согласно стандарту Java 2 Platform, Micro Edition (J2ME), профиль MIDP 1.0. Обобщённые результаты исполнения всех тестов группы таковы:

Суммарно в этом тесте результаты Motorola и Siemens примерно равны Nokia 6230i. При этом используемая во время теста площадь экрана у Motorola практически равна таковой у Nokia, а у Siemens она составляет лишь 72 процента от размера Nokia. Это я к тому, что площадь экрана косвенно говорит о мощности процессора. Смартфон Nokia 3230, конечно же, почти в два раза обогнал обычные телефоны и заметно опередил весьма дорогой SonyEriccson S700i.

Третьей строкой в таблице идет число цветов. Motorola откровенно "жульничает" - она использует для вывода на экран в два раза меньшее число цветов, чуть более 32000, в то время как все другие телефоны используют 65000 оттенков. Не думаю, что это позволяет ей значительно повысить показатели, и на глаз это не очень заметно, но в любом случае V635 такое поведение не красит.

Теперь про память. У Nokia, принятой в качестве точки отсчета, памяти 32 мегабайта. При этом пользователю доступно из них почти 30 Мб. Все остальные аппараты оснащены заметно меньшим объемом оной, а потому и выделяют памяти для Java-приложений они заметно меньше. Для справки скажу, что Nokia 6230i задействует для Java-приложений почти два мегабайта памяти, Siemens - полтора, смартфон Nokia 3230 - один мегабайт, самый дорогой из рассматриваемых Sony Ericsson - полмегабайта, а Motorola - чуть более 800 килобайтов.

JBenchmark 1: Text

Первый тест измеряет скорость рисования случайно окрашенного текста на экране мобильного устройства. Результаты этого теста с большой долей условности, конечно, можно использовать для оценки того, насколько хорошо на данном аппарате могут выполняться сетевые (почтовые программы, интернет-пейджеры, браузеры и т.п.) и бизнес-приложения, написанные на Java.

Комментировать тут особо нечего - все заметно превосходят Nokia 6230i. Так что по части вывода текста на экран она в аутсайдерах. Явный лидер на этом текстовом поприще - смартфон.

JBenchmark 1: 2D Shapes

Второй тест призван проверить скорость рисования двухмерных фигур. Фигуры рисуются случайным цветом. Сложно придумать реальное Java-приложение, для которого результаты исполнения этого теста были бы показательны, но кое-какое представление о производительности графической подсистемы телефона с его помощью получить всё-таки можно.

Motorola и Siemens по части рисования плоских фигур примерно равны Nokia 6230i. Sony Ericsson превосходит на четверть остальных своих "собратьев-несмартфонов", к тому же, у него площадь экрана вдвое больше. Смартфон же заметно обогнал всех.

JBenchmark 1: 3D Shapes

По утверждению разработчиков, в этом тесте была предпринята попытка сделать невозможное: нарисовать "танцующий" в реальном времени куб. Так что тут мы, скорее всего, имеем дело с проверкой способностей аппаратов к вычислениям трансцендентных функций по заранее рассчитанным таблицам и операциям с фиксированной запятой. Такие методы вычислений с вещественными числами путем подмены их целочисленными расчетами по несложному алгоритму активно применялись в самых первых компьютерных играх типа Doom.

Сложно назвать полученные в этом тесте результаты отражением способностей сравниваемых аппаратов к 3D-графике, но с учётом предыдущих тестов эти результаты удивляют. Motorola откровенно слаба, Siemens тоже "не фонтан", а вот смартфон в полтора раза круче (ещ бы, у него ведь более чем стомегагерцевый RISC-процессор, который почти наверняка очень быстр в целочисленных расчетах!). Ну и чуть-чуть впереди Sony Ericsson. Забегая вперед, осмелюсь предположить, что дело в очень хорошей реализации виртуальной Java-машины.

JBenchmark 1: Fill Rate

Этот тест - как бриллиант в короне тестового пакета. Он предназначен для выяснения того, как программа справляется с рисованием без прямого доступа к буферу кадра. Она пытается заполнить экран маленькими, случайно окрашенными прямоугольниками. По утверждению разработчиков теста, обычно это самый медленный тест из всех, наглядно демонстрирующий отсутствие прямой пиксельной адресации в текущем стандарте (если бы в этом тесте вместо квадратиков использовались единичные пиксели, то большинство мобильных устройств не смогли бы нарисовать и двух кадров за 10 секунд).

Siemens в этом тесте несколько реабилитировался, но всё равно остался заметно медленнее Nokia 6230i. Motorola демонстрирует более чем двукратный проигрыш. Все телефоны - как телефоны, и только смартфон на коне. Вот они, мегагерцы, которые не утаить! Sony Ericsson тоже молодец. С его площадью экрана ему надо работать в два раза больше, а он ещё и выигрывает у эталона 10%, а у остальных своих собратьев - и того больше!

JBenchmark 1: Animation

Последний тест выполняется прекрасно на всех аппаратах. На экране показывается анимированное изображение глобуса. Двенадцать кадров для этой анимации берутся из PNG-картинки. Размер изображения в пикселях одинаков на всех устройствах.

Анимация даётся Motorola не в пример лучше, чем "трехмерная графика", Siemens чуть подотстал. Смартфон 3230 на том же уровне впереди, Sony Ericsson - само воплощение стабильности, ничем его не смутить.

Тестирование MIDP-2.0 и M3G/JSR 184

JBenchmark 2

Всё! Кончились "игрушки", пора заняться более серьёзными вещами. В этой серии из пяти тестов будут оценены способности обозреваемых телефонов работать с программами, соответствующими версии стандарта MIDP 2.0. Этот тест современнее и потому заметно сложнее. Но, тем не менее, с предыдущими тесты этого набора не пересекаются, поскольку испытывают разные операции. Общие итоги таковы:

Результаты отличаются довольно сильно. Если в предыдущем тесте Motorola была наравне с Siemens и эталонной Nokia 6230i, то теперь она проигрывает ей в три раза! И точно так же "жульничает" с цветом. Siemens лучше Motorola раза в два, но все равно на треть не дотягивает до образца. До уровня Siemens скатился и Sony Ericsson. Но ему это простительно - у него площадь экрана практически вдвое больше. И лишь "смартфон-шестидесятник" чуть превосходит старушку 6230i из "сороковых".

JBenchmark 2: Image Manipulations

Эта программа, как явно следует из названия, служит для оценки способностей мобильных устройств манипулировать с двухмерными изображениями. На дисплей телефона выводится репродукция "Моны Лизы", которая масштабируется до заполнения всего экрана.

Motorola продолжает своё оглушительное падение. Её производительность - лишь четверть той, что показывает Nokia 6230i. Siemens опять в два раза лучше Motorola, но у него и площадь экрана почти в два раза меньше и мотороловской, и нокиевской. Однако это всё равно не спасает: проигрыш эталонной Nokia - двукратный. Смартфону более чем в полтора раза лучше даются манипуляции с двухмерными изображениями. Sony Ericsson на четверть слабее эталона, но (не устану повторять) всё это при вдвое большей площади экрана.

JBenchmark 2: Text

В этом тесте прокручивается в вертикальном направлении текстовый фрагмент из "Алисы в Стране чудес" Льюиса Кэрролла. Наиболее близкая аналогия из мира реальных приложений - программы для чтения электронных книг.

Итак, на текстовых операциях участники сравнения реабилитируются. Sony Ericsson на четверть быстрее Nokia 6230i. Siemens и Motorola все равно в небольшом проигрыше. Но зато смартфон 3230 - образцово-показательный "читатель". Вот только не премину заметить, что такая молниеносность в прокрутке текста, по большей части, бесполезна.

JBenchmark 2: Sprites

А вот это уже гораздо интереснее. Выяснить скорость исполнения данного теста не в пример полезнее знания о скорости прокрутки текстовой информации. По результатам исполнения этого приложения можно с полной уверенностью судить об "аркадно-скроллинговых" способностях мобильного устройства. На фоне прокручиваемых двухмерных слоев изображений облаков, земли, деревьев и анимированных изображений охотника (четыре кадра), и гор (шестнадцать кадров) движется вышеназванный охотник. Все изображения в PNG формате.

Как это ни удивительно, все заметно проиграли эталонной Nokia 6230i. Motorola с Siemens - на четверть, Sony Ericsson - на треть, а смартфон оглушительно провалился. Быть медленнее своего более старого собрата в более чем пять раз - это надо постараться. Итак, констатируем. Nokia 6230i на фоне конкурентов очень хороша для двухмерных Java-игр. Вполне пригодны для этого и Motorola с Siemens, и даже Sony Ericcson. А вот смартфон Nokia 3230 совершенно не годится на роль "аркадника".

Забегая вперед, выскажу предположение: может, в Nokia 6230i встроен графический ускоритель? Судите сами: с текстом и "старой Java" она справляется так себе, средненько. Наверное, потому что делает всё средствами своего центрального процессора, а вот на двухмерной графике делает резкий рывок вперед. Посмотрим ещё, что будет в 3D.

JBenchmark 2: 3D Transform

Судя по изображениям, которые демонстрирует данный тест, тут испытуемым телефонам приходится иметь дело с настоящей трёхмерной графикой. На экране рисуется трёхмерная полигональная модель шахматного коня.

Вот и наступил "судный день" для V635. Серьёзную графику детище американского телекоммуникационного гиганта "крутить" не способно. Siemens подтверждает своё игровое с трёхмерным уклоном назначение. Пусть и проигрывает на треть эталону от Nokia, но он и стоит примерно на столько же дешевле. Смартфон 3230 чуть реабилитировался, но всё равно, более чем двукратный проигрыш неумной Nokia 6230i я бы ему никогда не простил. Sony Ericsson опять молодец. Можно было бы сказать, что "за такие-то деньги", но давайте вспомним, что у него экран в два раза больше, и вообще, тут совсем другая шкала ценностей - он ведь почти настоящий фотоаппарат.

А теперь посмотрим на таблицу результатов данного теста и попробуем ответить на вопрос: есть ли графический ускоритель у Nokia 6230i? Похоже, нечто такое все-таки присутствует. Может быть, используемый в 6230i процессор имеет очень хороший блок вычислений с плавающей запятой (или даже встроенный математический сопроцессор) или же он наделён набором команд, аналогичных SSE, но, пожалуй, что-то такое в этом телефоне имеется, потому как опережение заведомо более быстрого процессора смартфона Nokia 3230 ничем другим не объяснить.

JBenchmark 2: User Interface

Этот тест лично мне кажется очень полезным, поскольку он поможет оценить способности телефонов к прорисовке пользовательского интерфейса. Это значит, что по результатам его исполнения можно судить о том, насколько комфортной может быть работа сторонних приложений, расширяющих функциональность телефона. Например, сможет ли телефон выполнять Java-реализацию какого-нибудь специализированного календаря-органайзера, а может, и мобильной версии системы складского учета!

Сразу отмечу четырёхкратное превосходство смартфона над Nokia 6230i. Далее вторым номером идет трудяга Siemens. Отличный результат для его ценовой категории. Motorola, будучи дороже Siemens, опять более чем вдвое хуже основного конкурента. Телефону Sony Ericsson этот тест дался на удивление тяжело, и он уступил даже V635.

JBenchmark 3D

Не знаю, как вы, а я результатов выполнения этой серии тестов ждал с нетерпением. Вот тут как раз и начинается настоящая мобильная 3D-графика. По аналогии с тестовыми пакетами для PC, этот тест делится на две части. Первая - синтетическое измерение производительности, во время которого определяется производительность графической подсистемы тестируемого устройства в самых "настоящих" единицах измерения - количестве отображаемых треугольников в секунду, а также количестве текселей в секунду. Вторая - практическое измерение производительности аппарата на реальной трехмерной игровой сцене (фрагмент 3D-шутера от первого лица). Все измерения проводятся в двух настройках качества - высоком (high) и низком (low).

Как уже было отмечено в предыдущей части обзора, данное расширение Java API - M3G/JSR 184 - поддерживают лишь три телефона: Nokia 6230i, Siemens CX75 и Sony Ericsson S700i.

Итак, Siemens CX75 быстрее эталонной Nokia в высоком качестве на 10% и на 20% медленнее - в низком качестве. Sony Ericsson уступает образцу почти в два раза. Любопытна небольшая закономерность: в низком качестве Nokia 6230i заметно превосходит конкурентов. Может быть, это лучшая оптимизация Java-машины. Не уверен, влияет ли размер экрана на результаты, но две последние строчки в таблице однозначно дают ответ, кто сильнее в трёхмерной графике. По части геометрии Nokia 6230i быстрее Siemens в два раза, а Sony Ericsson - более чем в два раза. Текстурирование удается телефону Siemens чуть лучше - он отстает лишь на 20%. А вот у S700i с текстурированием как раз заметно хуже: трехкратный проигрыш образцу.

Выводы:

  • Nokia 6230i - безусловный победитель. По всем параметрам. Правда, стоит она дороже Motorola и Siemens примерно на 30-70$.
  • Siemens - очень хороший аппарат. Добротный, сбалансированный и функциональный, к тому же, недорогой.
  • Motorola, пожалуй, не стоит покупать. Наличие EDGE шестого класса и чуть лучшего экрана не перевешивает достоинств Siemens CX75. А ведь за неё ещё и просят ощутимо больше денег.
  • Sony Ericsson S700i участвовал в этом тестировании лишь номинально, как представитель доступного высокого класса. Но на самом деле он совсем из другого мира. В нем есть буквально всё, кроме EDGE и бесполезного пока Push-to-Talk. И всё, что есть - самого высокого качества. Вот только не всем оно нужно в таком объёме и за такие деньги.
  • Sagem myX-8 - аппарат на большого любителя. Интересный дизайн, очень хорошая камера и экран. Больше ничего, кроме симпатичного пользовательского интерфейса.

Смартфон Nokia 3230 на протяжении всего обзора был неофициальным участником сравнения. Во-первых, потому что он смартфон, а во-вторых, потому что заведомо хуже Nokia 6230i при почти равной цене. Итоговое мнение - очень спорный аппарат. Шесть мегабайт памяти для такого телефона - это даже не смешно! Почему такая ограниченная поддержка EDGE? Почему у него нет поддержки M3G/JSR 184? Ведь его 220-мегагерцевый собрат по платформе Symbian series 60, Nokia 6630, поддерживает данное расширение. На тесте JBenchmark 3D он превосходит эталонную Nokia 6230i на 86%, а если измерять скорость в треугольниках и текселях в секунду, то опережение - в два с половиной раза! Нетрудно предположить, что если бы Nokia сделала в 3230 поддержку вышеупомянутого стандарта, он был бы примерно равен по скорости Nokia 6230i.

И, тем не менее, я бы с большой осторожностью рекомендовал этот телефон (равно как и все подобные ему аппараты типа Nokia 6670, Nokia 6260) к покупке. Ну, разве только очень захочется почаще тешить себя волшебным словом "смартфон". Никаких принципиальных возможностей по сравнению с Nokia 6230i пользователь этого аппарата не получит. Возможность устанавливать настоящие приложения для Symbian особенно ценна для тех, кто не имеет КПК и хочет играть в игры. В этом случае все недостатки обсуждаемого телефона с лихвой компенсируются.

Вместо эпилога

Возможно, читателю интересно, а что же выбрал автор лично для себя. Что ж, не буду создавать атмосферу таинственности там, где в ней нет необходимости. Для себя я выбрал Nokia 6630. Этот телефон дороже Nokia 6230i на $60. Конечно, пришлось закрыть глаза на спорный дизайн корпуса этого аппарата, поддержку дорогих и малораспространенных Dual Voltage RS-MMC карт памяти и отсутствие FM-радио в пользу:

  • быстрого процессора (220 МГц)
  • экрана большой площади
  • весьма качественной камеры, которая лучше, чем у большинства современных камерофонов, включая рассматриваемые в этом обзоре Sony Ericsson S700i и Sagem myX-8
  • достаточно современной версии Symbian OS, поддерживающей почти все новые расширения Java API и, что очень важно, исполнение приложений Symbian OS
  • стереофонического выхода MP3-проигрывателя
  • автоматического управления яркостью подсветки экрана и клавиатуры.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.