Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мобильные радости: может ли телефон заменить компьютер?

АрхивMobilis
автор : Анатолий Сайбель   01.12.2004

Оперативная и качественная связь - основная функция мобильного телефона. В то же время мобильник многим заменяет часы, калькулятор, будильник, а некоторых устраивает и в качестве цифрового фотоаппарата. Но может ли сотовый телефон заменить карманный компьютер?

Оперативная и качественная связь из любой точки мира — основная функция мобильного телефона. Спорить с этим никто не будет. В то же время мобильник часто используется нами и по другому назначению. Многим он дополнительно заменяет часы, калькулятор, будильник, некоторых устраивает и в качестве цифрового фотоаппарата.

Если в дополнение к этому сказать, что мобильный телефон может заменить вам и наладонный компьютер, большинство не поверит. Действительно, разве можно выжать из этой дорогой «звонкой бирюльки» нечто большее, чем заложено в нее изначально производителем? Можно. С одной оговоркой. Телефон должен поддерживать установку и выполнение Java-апплетов.

При этом, с учетом накладываемых скромными размерами сотового телефона ограничений, заменить современный КПК он может в такой же степени, в какой КПК может заменить ноутбук. То есть посредственно и не полностью, но иногда бывает достаточно и таких возможностей.

После непродолжительных манипуляций, заключающихся в загрузке в память телефона соответствующих апплетов, можно использовать мобильник в качестве читалки книг, инструмента для работы с электронной почтой, серфинга и общения в интернете. Не составит труда превратить мобильник в великолепное средство развлечения — количество Java-игр исчисляется тысячами. И хотя обнаружить среди них действительно достойные сложно, с развитием технологий положение улучшается.

Итак, давайте взглянем, что может современный мобильник после небольшого апгрейда.

Книги
Согласно неумолимой статистике, большая часть владельцев наладонников использует свой гаджет для чтения книг (на втором и третьем местах по популярности идет прослушивание музыки и игры). Читать книги на КПК, на мой взгляд, очень удобно. Но если вы можете смириться с некоторыми неудобствами, вызванными небольшими размерами экрана и низким его разрешением, то чтение книг при помощи мобильного телефона поможет сэкономить значительную сумму из вашего бюджета. Вторым плюсом использования телефона в качестве «читалки» является то, что вместо двух девайсов таскать с собой можно один.

Для чтения книг рекомендую использовать бесплатную программу «Book­Rea­der» (скачать можно на te­quilacat.nm.ru/dev/br), которая прекрасно работает практически на любых телефонах с поддержкой J2Me, даже нерусифицированных (благодаря тому, что русские шрифты содержатся непосредственно в программе). Единственное ограничение на размер открываемых текстов накладывается лишь объемом памяти телефона (у старых моделей этот показатель находится в районе нескольких сотен килобайт, более свежие модели оснащаются несколькими мегабайтами памяти). Впрочем, если памяти мало, никто не мешает вам разбить текст на части и читать их одну за другой.

Откровенно радует, что, несмотря на скромный размер, по функциональности «Book­Reader» не уступает своим «наладонным» аналогам. Можно выбирать различные типы шрифтов, устанавливать автоматическую прокрутку текста, переходить к нужному фрагменту книги (полный список возможностей и инструкцию по установке можно найти на означенном выше сайте).

Как показывает опыт, привыкнуть к небольшим размерам экрана и грубоватым шрифтам можно легко. Трудно привыкнуть к тому, что в темноте светится не только экран, но и клавиатура. При этом подсветка клавиатуры обычно очень яркая, цветная, и глаза от нее устают, а отключение предусмотрено не во всех моделях.

Веб
Многие современные мобильники изначально оснащаются неплохими браузерами, позволяющими просматривать веб-страницы. Удовольствие, конечно, еще то — все же современный интернет слабо адаптирован к скромным экранам мобильников. Но если очень хочется, то почему бы и нет?

Самым популярным Java-браузером, если вообще можно вести речь о популярности такого софта, на сегодняшний день является «WebViewer». Скачать программу можно на официальном сайте www.reqwi­reless.com/webviewer.html. Программа «весит» какие-то 50 килобайт, но при этом успешно позволяет просматривать веб-страницы (в том числе и содержащие графику), делать закладки, просматривать файлы в формате PDF и DOC.

Гораздо более удобным, нежели «WebViewer», является браузер «Opera», по умолчанию устанавливаемый на недорогие смартфоны Nokia, базирующиеся на операционной системе Symbian. К тому же у этих смартфонов сравнительно большие экраны (с разрешением 176х220 точек), так что веб-страницы выглядят на них поприличнее.

Почта
Почтовые клиенты на J2Me также существуют. Одним из наиболее удачных является «EmailViewer» (www.reqwi­reless.com/emailviewer.html). Программа поддерживает графику, HTML, позволяет сохранять вложения и оснащена фильтрами против спама.

Еще один бесплатный почтовый клиент, написанный, кстати, российским программистом, можно скачать по адресу svas.pp.ru/java/mailman/mailman.shtml. Программа называется «MailMan» и позволяет работать с почтой не хуже, чем Outlook. А именно: загружать присоединенные файлы и просматривать графику. «MailMan» работает через GPRS, поддерживает все распространенные протоколы (SMTP, POP3), отлично работает с кириллицей. Имеется встроенная адресная книга. Правда, всего с двумя полями (имя и e-mail), но и этого достаточно, дабы процесс набора и отсылки письма адресату ускорился.

Конечно, оба почтовых клиента позволяют предварительно загружать лишь заголовки писем, а также загружать сами письма без удаления на сервере. Это пригодится в случае, когда письмо слишком большое, содержит в аттаче файлы, которые невозможно просмотреть на экране мобильника. Позже их можно будет загрузить и просмотреть на компьютере.

Общение
Многим может понравиться и идея мобильного интернет-пейджера ICQ. Конечно, толком пообщаться при помощи куцей телефонной клавиатуры не удастся, но принять сообщение, а также отправить в ответ краткую весточку можно без проблем. Java-клиентов на сегодняшний момент для мобильника написано великое множество. Бесплатные можно обнаружить на midlet.org/category.jsp?parentLevel=222. Могу дать ценный совет. До установки такой программы сходите на icq.com и зарегистрируйте там дополнительный номер «аськи». После этого используйте его исключительно на телефоне, а номер раздавайте знакомым с предупреждением, что общаться по этому логину вы будете кратко и по делу. В противном случае, запустив J2Me версию ICQ, вы рискуете получить кучу сообщений из своего обширного контакт-листа, а затем объяснять каждому, почему вы не отвечали оперативно на приветствия. Некоторые могут и обидеться…

Если вы больше любитель болтать по IRC, нежели по ICQ, немного вкусного найдется и в этом случае. По адресу www.vidarholen.net/contents/virca можно скачать IRC-клиент «Virca». Эта программа поддерживает сколько угодно серверов и каналов, можно создавать сколько угодно профилей. Есть в «Virca» очень полезная «фенечка», которой часто не хватает в мобильной «аське» — шаблоны сообщений (приветствия, прощания и т. д.).

Владельцы онлайновых дневников (блогов) на LiveJournal.com и Blog­ger.com также не остаются внакладе. Для приверженцев первого существует бесплатный «MobileLJ», который можно загрузить с Net­ninja.com. Программа очень простая, позволяет лишь зайти по своей учетной
записи и отправить в дневник небольшое текстовое сообщение. Программа «BlogPlanet» служит для обновления дневников сервиса Blogger и позволяет не только создавать новые записи, но и редактировать уже созданные, а также публиковать в дневнике снимки, сделанные камерой мобильного телефона.

Игры
Около миллиарда долларов в 2006 году российские абоненты сотовой связи заплатят за игры и мелодии для телефонов. Пока эта сумма в три раза меньше. Доходы от торговли мобильными развлечениями получают около ста компаний. По мнению аналитиков, в ближайшее время начнется период ценовых войн, после которого выживет лишь несколько крупных фирм.

Сегодня даже человеку, далекому от мобильных развлечений, известно, что приобрести игру для сотового телефона можно, отправив небольшое SMS-сообщение на определенный номер. Рекламу мобильных игр можно встретить в журналах, увидеть по телевидению. А приобрести такие игры — едва ли не на каждом посвященном мобильникам сайте.

Казалось бы, много шума из ничего. Разве можно всерьез воспринимать простенькие игры на миниатюрных экранах мобильных телефонов? Оказывается, очень даже. Играют на мобильниках обычно не намеренно, а когда нечем себя больше занять. Поездка в метро или на электричке, ожидание в длинной очереди, скучная лекция — скрасить эти тягостные часы и минуты помогает любая, даже самая простая игрушка.

Кроме того, красивая игра может наглядно продемонстрировать окружающим возможности телефона. Ведь мобильник — предмет для многих имиджевый. А наличие на «крутом» телефоне «крутой» игры повышает уровень престижа владельца в собственных глазах (наивно, смешно, но реалии именно таковы).

Ubisoft, THQ, Gameloft — известные издатели и разработчики компьютерных игр — активно работают над созданием и продвижением «мобильных» версий PC-хитов. Благодаря их стараниям можно сыграть на телефоне в «Splinter Cell», «Prince of Persia», «Tony Hawk’S Underground» и еще несколько десятков хитов. Общее же количество активно продаваемых сегодня Java-игр зашкаливает за тысячи.

Рынок игр для ПК огромен по сравнению с мобильным рынком, но при этом во многих развитых странах он сбавляет темпы роста или даже уменьшается, уступая место консолям. Мобильный рынок все еще невелик, но при этом быстро увеличивается. Разработка серьезного проекта для ПК — это труд коллектива из 20 или более человек на протяжении двух лет. Разработка мобильного проекта — это команда из 3–8 человек, работающая три-четыре месяца. Мобильные проекты, вроде бы, и дешевле в разработке, но лучше всего продаются те игры, на которые потрачено значительное время и деньги. Но есть и общее: в обоих случаях наличие хорошей лицензии для игры сильно помогает.

Не отстают и производители телефонов. Многие современные модели телефонов (к примеру, SonyEricsson K700i) уже поддерживают 3D-технологии Java. А игры для мало распространенного, но популярного в узких кругах смартфона N-Gage весят по 20–25 мегабайт, предлагая пользователю качество и динамичность графики, сравнимые с компьютерными. Многие телефоны оснащаются удобными миниатюрными джойстиками (Siemens CX65, Sony Ericsson T630), при помощи которых легче управлять персонажами игр, нежели при помощи клавиш клавиатуры.

Итоги
Как видите, мобильник может несколько больше, нежели гласит его инструкция по эксплуатации. Интернет, книги, игры и не только — список весьма внушительный. Используют эти возможности редко в основном по незнанию. К тому же, большинство пользователей пока еще далеко от того, чтобы начинять свой телефон различными программами.

С другой стороны, в этом сильно заинтересованы разработчики и продавцы мобильного контента. Поэтому можно прогнозировать, что в ближайшем будущем большинство мобильников будет продаваться с уже установленным программным обеспечением. Причем эти программы смогут не только работать с мобильным контентом, но и скачивать его (с одновременной оплатой) из Сети нажатием пары клавиш. А узнавать о новых играх, мелодиях и картинках можно будет из специальных рассылок, приходящих на мобильник. 

- По материалам "Компьютерры+"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.