Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мобильники и камеры: Motorola C650 как спутник фотографа

АрхивMobilis
автор : Александр Заика   23.11.2004

Кто бы мог подумать, что в 2004 году цифровая фото- или видеокамера, встроенная в мобильный телефон, станет непременным его атрибутом. Но сегодня камера в сотовом уже перестает восприниматься как нечто необычное.

Кто бы мог подумать, что в 2004 году цифровая фото- или видеокамера, встроенная в мобильный телефон, станет непременным его атрибутом. Но достаточно просто взглянуть на витрину любого магазина, торгующего сотовыми, чтобы понять, что камеры сейчас не встраивают только в самые дешевые модели. Причем камера уже перестает восприниматься как нечто необычное.

Pешил и я недавно приобщиться к сообществу мобильных фотографов. Поразмыслив над текущим состоянием дел на рынке фотомобильников (английский эквивалент — camera­phone), пришел к выводу, что камера должна быть как минимум с разрешением 640х 480, а аппарат желательно 2004 года выпуска. В результате был выбран Motorola C650 — он, как мне показалось, обладает наилучшим соотношением цена/качество. Что касается самой камеры, то здесь впечатления противоречивые. Первое, что меня несколько задело при сравнении ее с цифровиком (конкретно с Nikon Coolpix 3100, который оказался под рукой), это то, что в условиях средней освещенности при отключенной вспышке Coolpix начинает «махать ручкой». Это такой значок на экране, символизирующий съемку на длинных выдержках, который означает, что, ведя съемку с рук, вы можете получить смазанные кадры. В этих же условиях освещенности C650 ведет себя вполне пристойно, снимая нормальные для него кадры без особых проблем. Не буду говорить о качестве снимков, так как это, с одной стороны, категория довольно субъективная, а с другой — фотокамера в сотовом ценна не потому, что она качественная.

Кстати, о ценности камеры. Каким бы миниатюрным ни был цифровой фотоаппарат, вряд ли кто будет постоянно носить его с собой. С одной стороны, нормальный цифровик — «игрушка» достаточно дорогая, чтобы позволить ей почти бесцельно болтаться по карманам. С другой — не такая уж и маленькая. А сотовый телефон стал постоянным спутником для огромного количества людей, что, при условии оснащения его камерой, означает постоянное наличие ее под рукой.

Если говорить о художественной ценности мобильных фотографий или, как их еще называют, мобилографий, то она, при соответствующей технике исполнения, оказывается достаточно высокой. Не случайно весной сего года было создано Всемирное общество мобилографов — World Mobilography Society (www.mobilography.com, сайт находится в стадии разработки), причем создано профессионалами. Создатели общества не видят принципиального препятствия для создания высокохудожественных произведений искусства в том, что технически качество исполнения этих фотографий далеко от совершенства. Мобильная фотография позволяет передать настроение, динамику развития событий, а композиционные построения фотографа, даже непрофессионального, способны сделать из самой обычной мобилографии нечто такое, что непременно заинтересует окружающих.

Продолжая разговор о камере, встроенной в Motorola C650, хочу рассказать о ее технических характеристиках. Когда смотришь на, с позволения сказать, объектив, на ум сразу приходит нечто вроде «мышкин глаз». Объектив очень мал, а если присмотреться повнимательнее, окажется, что в самом его центре расположена линза диаметром от силы миллиметра полтора. Камера, естественно, focus-free, с минимальной дистанцией фокусировки в 30 см. Такая дистанция фокусировки сразу заставляет подумать о чем-то вроде макросъемки, если это понятие вообще применимо к камере мобильника. Конечно, даже речи нет о нормальной макросъемке, но компьютерная мышь получается неплохо, а если приблизить объектив к объекту съемки ближе чем на 30 см, изображение будет размытым, но вполне узнаваемым.

Я удивился, узнав о немалой светосиле объектива мобильника — F 1:2.6. Не случайно он позволяет делать снимки в плохих условиях освещенности. Производители фототелефонов очень любят упоминать о наличии зума, правда, зум этот пока цифровой. Не сомневаюсь, что уже очень скоро нам будут доступны мобильники с полноценным зум-объективом (как вам словосочетание: «Мобильник с оптическим зумом?!»). Минусом является то, что определенный участок изображения на светочувствительной матрице интерполируется до нужного разрешения. Это значит, что качество страдает, того же самого можно добиться, воспользовавшись, например, Photoshop. Но не все так однозначно. Для чисто мобильного применения цифровой зум имеет значение, расширяя возможности творчества, хотя лучшего эффекта можно достичь, просто приблизившись к объекту съемки.

Не последнее место в C650 занимают настройки фотоаппарата. Интересна в этом плане экспокоррекция, особенно ее механизм. Светочувствительность матрицы постоянна и зафиксирована на значении ISO 50. О настройке выдержки и диафрагмы даже и речи нет, как же тогда проводится экспокоррекция? Окончательного ответа на этот вопрос я так и не получил, но есть предположение, что все это чисто программные механизмы и управление частотой сканирования матрицы. Сделать такой вывод позволил нехитрый эксперимент: если в полной темноте попытаться ввести положительную экспокоррекцию, т. е. увеличить, в привычном понимании этого вопроса, выдержку, диафрагму или светочувствительность матрицы, «чернота» на экране станет «светлее». А это очень напоминает программную обработку изображений. Несмотря на неясную природу экспокоррекции, она реально улучшает внешний вид фотографий, хотя, возвращаясь к компьютерным способам коррекции изображений, Photo­shop в этом плане лучше.

Можно настраивать состояние освещения, выбирая из нескольких предустановленных режимов. Видимо, в аппарате есть связь между частотой сканирования кадров для видоискателя, установкой «Состояние освещения» и тем, что в аппарате заменяет выдержку. Кстати, выдержка, наверное, заменена частотой сканирования. Когда устанавливается режим «Ночная съемка», видоискатель заметно «тормозит», чего не случается с ним в других режимах — сказывается вышеописанное увеличение «выдержки». При съемке картинку можно тонировать в разные цвета, превращать в черно-белую — это также расширяет творческие возможности фотографа, если техническое оснащение ограничивается лишь телефоном. Таймер и настройка разрешения 640х480, 320х240 и 160х120 дополняют общую картину мобильной фотостудии.

Как видите, мобильная фотография — это вполне реальная возможность остановить лучшие мгновенья вашей жизни. Возможность не слишком дорогая, пока не очень качественная, но набирающая популярность. А с широким распространением мобильников с 1-, 2-, 3-мегапиксельными матрицами и объективами с переменным фокусным расстоянием можно будет говорить о том, что они станут серьезными конкурентами для недорогих цифровых фотоаппаратов.

- По материалам "Компьютерры+"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.