Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ближайшее будущее КПК: Windows Mobile 2003 Second Edition vs Palm OS 6 Cobalt

АрхивMobilis
автор : Владимир Сперанский   08.04.2004

В этом году обновляются две ведущие операционные системы для КПК: Microsoft выпускает вторую редакцию своей Windows Mobile 2003, а PalmSource представляет сразу две системы: Palm OS 6 Cobalt и новую версию 5.4 Garnet. Давайте посмотрим на то, что нам обещают разработчики, и прикинем, насколько это нам будет нужно.

В этом году обновляются обе ведущие операционные системы для карманных компьютеров: Microsoft выпускает вторую редакцию своей Windows Mobile 2003, а PalmSource представляет сразу две системы: Palm OS 6 Cobalt (для устройств верхней ценовой категории) и новую версию 5.4 Garnet — для моделей low-end и смартфонов. Давайте посмотрим на то, что нам обещают разработчики, и прикинем, насколько это нам будет нужно.

Сначала давайте разберемся коротко с Palm OS; здесь все просто и сложно одновременно. PalmSource планирует, что некоторое время старые и новая операционные системы будут мирно сосуществовать. Дело в том, что Cobalt, при том, что имеет неоспоримые преимущества (практически полностью переписанный с учетом современных требований код, поддержка очень высоких разрешений экрана и больших объемов памяти, шифрование, поточная многозадачность и прочее — при полной совместимости со старыми приложениями!), видимо, будет требовать более мощных ресурсов для комфортной работы. Поэтому для будущих low-end устройств (судя по описаниям, это нынешний hi-end) и смартфонов предназначена Palm OS 5.4 — Garnet, которая является той же «пятеркой», но с большим количеством исправлений и с некоторыми улучшениями, среди которых можно отметить поддержку всех возможных расширений экрана от 160x160 до 320x480 и нововведения, касающиеся интерфейса. Garnet будет иметь некоторые нововведения «шестерки», например, с ней будет поставляться новая почтовая программа Mobile Mail 5.0 (разработчик — Visto Corporation), которая умеет работать с почтовыми серверами по протоколам POP3 и IMAP, а также синхронизироваться с серверами MS Exchange и Lotus Domino. Купить или скачать Mobile Mail 5.0, кстати, нельзя — она будет поставляться исключительно с новыми КПК на Palm OS 5.4 и 6.0.

Разработчики Windows Mobile 2003 SE (официально Билл Гейтс объявил о ее выходе 25 марта) тоже в первую очередь делают упор на поддержку новых экранных разрешений 240x240 и 240x320 (со старой резкостью 96 dpi) и 480x480 и 480x640 (с резкостью 192 dpi), для смартфонов предусмотрены режимы 176x220 (96 dpi) и 240x320 (131 dpi). Удвоенная резкость должна привести к высокой четкости изображения, что будет особенно приятно при работе с текстом, но при этом разработчикам придется адаптировать свои приложения для той или иной резкости, а переключаться между 96 dpi и 192 dpi пользователь не сможет. Для того, чтобы на экранах с маленькой диагональю при VGA-разрешении не пришлось ломать глаза, в новой Windows Mobile перерисованы значки и появилась возможность настраивать размер шрифтов

Поглядев на успех Tungsten T3, в Microsoft пришли к выводу, что ландшафтная (горизонтальная) ориентация экрана — это хорошо, и внедрили такую функциональность в новую версию своей карманной ОС. Раньше ее можно было получить, используя программы от сторонних производителей, но удобство пользования ими оставляло желать лучшего. Конкретная реализация будет зависеть от производителей конечных устройств, так что могут появиться модели, к примеру, работающие исключительно в разрешении 240x320 с альбомной ориентацией экрана. Старые приложения (которые будут определяться по по номеру версии в заголовке файла) при установке будут выбрасывать предупреждающее сообщение; но они все же должны нормально заработать на новых дисплеях при помощи технологии Pixel doubling. Проблема только в том, что для нормального функционирования в ландшафтной ориентации экрана разработчикам придется заново переписать весь код; многие так и сделали, но ряд приложений останется навсегда неполностью совместимым с новой ОС.

Многие графические приложения (читай: игрушки) станут красивее благодаря высокому разрешению экрана. Но вот интересный факт: по мнению CEO известнейшего разработчика игр для мобильных устройств Astraware, из-за того, что размер экрана устройств останется тем же, принципиального улучшения качества ожидать не следует, хотя горизонтальное положение экрана откроет новые игровые возможности. Но неприятность состоит в том, что приложения с переписанным кодом будут занимать настолько больше памяти, что разработчики даже не уверены, стоит ли овчинка выделки. Еще есть проблема: привычного интерфейса разработки Game API, который используют многие мультимедийные приложения и игры, в новой версии Windows Mobile нет, и для обеспечения обратной совместимости Microsoft предлагает использовать другие функции (ExtEscape со структурой GETRAWFRAMEBUFFER для получения указателя на окно, вместо ранее задействованных функций GXBeginDraw и GXEndDraw). По мнению разработчиков популярной программы PocketTV, в будущих устройствах с разрешением QVGA современные мультимедийные приложения без структуры GETRAWFRAMEBUFFER будут либо работать неприлично медленно, либо не запустятся вообще.

Остальные изменения по большому счету интересны только разработчикам1, причем они незначительны: Microsoft не представила даже нового SDK, вместо которого доступны некие «средства разработчика» — Developer Resources. Можно отметить еще разве что переработанный экран Today и Pocket Internet Explorer, который научился — наконец-то, не прошло и десяти лет! — переформатировать сайты для отображения на экране наладонника без горизонтального скроллинга (причем сторонние надстройки над IE уже довольно давно умеют это делать). В общем и целом улучшений явно недостаточно для новой версии, а вот для второй редакции — вполне.

Многие производители, например, заботливая Hewlett-Packard, уже заявили о том, что они предоставят своим покупателям возможность загрузить обновление и перепрошить ROM, в том случае, конечно, если объем памяти позволяет. Больше всего эта новость должна заинтересовать владельцев Toshiba e805, который хоть и оборудован VGA-дисплеем, но при этом поддержка разрешения 640х480 в нем реализована довольно неудобно и только для отдельных программ; Toshiba пообещала, что уже в мае владельцы e805 смогут скачать обновление и наслаждаться нормальной работой. Аналогичный экран будет у модели ASUS MyPal A730, которая скоро должна появиться на прилавках. Читать дальше >>>


1. Например, «зашитый» в ROM .NET Compact Framework со вторым сервис-паком (полная обратная совместимость сохранена) или измененный API экрана «Today». [вернуться]

В отличие от Евгения Козловского, я не полагаю, что Microsoft отстала со своей Windows Mobile «на-фсе-кта» (см. «На-фсе-кта!..», www.compulenta.ru/dk/offline/2003/90/31494) — не того масштаба игрок, чтобы можно было так просто списать его со счетов. Но сейчас, вне всякого сомнения, можно констатировать, что платформа Palm сильно вырвалась вперед, и, если все обещания разработчиков действительно будут воплощены в конкретных устройствах летом-осенью, то отставание Microsoft станет-таки критическим. По производительности даже дешевые устройства на Palm OS и так давно превосходят наладонники на Pocket PC (см., например, материалы «Любо, но дорого: обзор клавиатурных КПК Sony UX40/UX50» и «КПК Sony CLIE (PEG-SJ22, PEG-SJ33 и PEG-TG50) против наладонников компании Palm и Pocket PC»). Об удобстве пользования, продуманном интерфейсе и эргономике мы говорить не будем («священные войны»2 удел форумов), так как придется рассказывать о вкусе устриц тем, кто их не пробовал (а тем, кто пробовал — зачем рассказывать?). По времени автономной работы на сегодняшний день Palm OS выигрывает (конкретнее — Sony UX50), но это не тенденция, а конкретное проявление, в общем и целом тут ни одна платформа не может претендовать на лидерство. А вот функциональность и масштабируемость устройств на Palm OS 6 — если, повторюсь, обещания будут выполнены и не случится иного подвоха — будут просто непревзойденными. То, что КПК на Windows Mobile 2003 SE смогут работать в разрешении VGA (и, следовательно, использоваться, например, в промышленных терминалах и планшетах), это, конечно, здорово. Но, во-первых, планшеты на Windows .NET и с разрешениями большими уже давно есть на рынке и погоды особой они не делают (см. материалы www.terralab.ru/mobilis/32276, ../mobilis/23340), и, во-вторых, разрешение 640x480 по сравнению с поддерживаемым Cobalt 32000x32000 (с возможностью производителю самому устанавливать резкость экрана и его размеры) как-то... не впечатляет. Тем более, что нужда в высоком разрешении экрана в наладоннике на любой ОС представляется сомнительной: дисплеи в размерах не увеличились, а разбирать написанное всё-таки хочется.

До последнего времени у сторонников Pocket PC был серьезный аргумент: многозадачность. Правда, она не была особенно хорошо реализована (если активное приложение в Windows Mobile требует хоть сколько-нибудь ресурсов, а не висит впустую, то фоновые приложения фактически не работают), но, тем не менее, ее вполне хватало для двух субстанциальных фоновых задач: проигрывания музыки и работы с сетью. Честно говоря, я полагаю, что этими приложениями и ограничивается нужда в многозадачности в КПК, но это не суть важно. Главное, что фоновое проигрывание музыки на палмах реализовано уже давно3, а вот работа с сетевыми соединениями — нет. Владельцы нынешних наладонников на Palm OS вынуждены ждать окончания загрузки почты или большой странички, вместо того, чтобы использовать это время продуктивно4. Так же плохо обстоит дело и с записью звука: при работе диктофона на Palm OS нельзя  пользоваться никакими больше приложениями. То есть пользоваться-то можно, но вот запись на это время прерывается... В Cobalt эти недостатки будут устранены.

При разработке Windows CE не был учтен тот момент, что карманные компьютеры несколько отличаются от настольных. Поэтому работа с памятью и приложениями была реализована более-менее аналогично «взрослой» Windows: вся память делится на два динамических сегмента, объем которых пользователь может контролировать — Storage (Хранилище) и Programs (Программы); в Хранилище хранятся данные пользователя и туда устанавливаются приложения (как на жесткий диск), а Программы — это, собственно, оперативная память, RAM, в которой существуют запущенные программы. Обращаю внимание на то, что при таком раскладе запущенная программа находится в памяти наладонника два раза: в Storage и в Programs. Но это еще не все. Если, пресытившись пасьянсом, вы нажимаете заветный крестик в правом верхнем углу, то программа не закрывается, освобождая память, а сворачивается и тихо-мирно продолжает потреблять системные ресурсы. Следующая запущенная программа аналогично копируется в память и после употребления аналогично сворачивается; и так далее. Это великолепное изобретение называется «умным сворачиванием» («Smart Minimize»); при работе на сферическом наладоннике в вакууме5 операционная система закрывает слишком долго висящие в фоне программы автоматически, но при работе с КПК на нашей грешной земле этого почему-то не случается. Программы накапливаются в памяти, которая, не будучи резиновой, рано или поздно заканчивается, вследствие чего компьютер начинает все чаще и все дольше задумываться о своей нелегкой судьбе. Это все вместе называется: многозадачность. Почему-то пользователей она в таком виде не устраивает, и они используют либо утилиты, которые делают из крестика Умного Сворачивания крестик Глупого Закрытия, либо приложения типа iTask (им комплектуются наладонники HP iPaq), которые позволяют удобно контролировать память программ и отстреливать вручную фоновые задачи. В общем, все хорошо. Читать дальше >>>


2. Holy Wars — священные войны — долгие и полные непередаваемой бессмысленности беседы людей, располагающих огромным количеством ненужного им времени, на волнующие темы: «Что лучше: OS/2 или Windows, Linux или Windows XP, Intel или AMD, BMW или Audi?». [вернуться]

3. Впервые это сделала Sony, отдельным чипом. Отличное решение, которое обеспечивало непревзойденно малое энергопотребление и было очень эргономичным. [вернуться]

4. Хотя ICQ для Palm OS есть и довольно прилично работает в фоне. [вернуться]

5. Это из анекдота про физика-теоретика, которого попросили рассчитать лошадиную силу. Первое, что он сделал, это вычислил скорость сферического коня в вакууме. [вернуться]

Palm OS создавалась немного по-другому и другими людьми. Они создавали не маленький PC, а новую платформу и новую идеологию, поэтому пошли своим путем, который на сегодняшний день оканчивается Palm OS 6 Cobalt. Ее разработчики принимают во внимание тот факт, что интерфейс карманного компьютера, в частности, предполагает, что большую часть времени пользователь работает с одним приложением. Остальные, работающие в фоне, либо вообще не видны, либо занимают только часть экрана. Поэтому в «шестерке» приложения будут работать в нескольких «нитях» или «потоках» (thread), то есть, грубо говоря, вместо одной жирной программы будут несколько легких, работающих независимо, но для достижения единой великой цели. К примеру, у музыкального плеера будут нити основного интерфейса, кодека, воспроизведения, работы с картой памяти и т.п. При нормальном запуске они работают все. После переключения в другое приложение нить интерфейса отключается, освобождая память, остальные же, как те сакраментальные батарейки, продолжают работать, работать и работать.

По желанию пользователя может временно образоваться новая нить, например, всплывающая поверх экрана другой программы консоль управления. После того, как список песен заканчивается, остальные нити тихо умирают, освобождая память. Аналогично должны работать прочие программы: почтовый клиент закрыт, на экране страница Terralab.ru, но нить, регулярно проверяющая почтовый ящик, тихо работает в фоне и делает свое незаметное, но архиважное дело. Как только приходит новое письмо, запускается новая нить, которая скачивает — незаметно! — почту и извещает об этом пользователя (судя по эмулятору Cobalt — значком в статус-баре). Тот запускает загрузку новой страницы, открывает почтовый клиент (интерфейсная нить браузера завершается, поток загрузки страницы продолжает выполняться, открывается новая нить — интерфейс почтовой программы) и начинает настраивать спам-фильтр.

Все это благорастворение воздухов будет возможно только при использовании программ, которые будут специально написаны для Palm OS 6 с использованием нового Protein API и будут работать не через эмулятор 68K, а напрямую. Старые же программы, которые не осведомлены о многозадачности ОС, распускаться нитями не умеют и без портирования не научатся работать в фоне. То есть при переключении в фоновый режим их жизнедеятельность просто будет приостановлена. PalmSource рекомендует программистам писать все по-старому в том случае, если они желают полной совместимости своего творения со всеми современными КПК на Palm OS, и по-новому, если они желают воспользоваться преимуществами Cobalt, в первую очередь — многозадачностью. На сайте PalmSource есть специальные статьи для разработчиков, посвященные переносу старых приложений на OS 6, а SDK и эмулятор доступны уже давно.

Нам также обещают, что API новых версий PalmOS Cobalt будет построен с использованием OpenGL ES, что выльется в создание красивых игрушек и трехмерных рюшечек, обрамляющих интерфейсы. Дело в том, что PalmSource зарится не только на рынок смартфонов и ручных компьютеров, но и на рынок мобильных игровых консолей, для этого и уделяется столько внимания графике. Кстати, одно такое устройство уже есть — Tapwave Zodiac, вещь просто отличная и далеко позади оставившая Nokia N-Gage.

Что ж, обещают нам прекрасное будущее, ничего не скажешь. Как это будет в реальности — увидим. Надо полагать, уже в этом году.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.