Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Перспективы Nokia N-Gage на рынке мобильных игр

АрхивMobilis
автор : Дмитрий Гориловский   28.10.2003

Cможет ли Nokia обеспечить интерес потребителей к игровой консоли N-Gage?

В последнее время значительно вырос интерес к мобильным играм. Одни считают, что это следствие активной рекламной компании N-Gage, другие  что причиной стала зрелость рынка и рост популярности J2ME, Mophun и GPRS.

В любом случае, текущая инициатива Nokia — N-Gage — является ключевой для быстрого роста рынка мобильных игр. Однако сама N-Gage обречена на провал.

Под провалом я подразумеваю прежде всего несоответствие реалий грандиозным планам Nokia по завоеванию рынка. Способствовать такому повороту событий будет множество факторов. Начнем по порядку.

Чрезмерная цена консоли и игр

Триста долларов за такую игрушку — слишком много. К примеру, современные телевизионные приставки обходятся покупателю в $120-180, карманные приставки и того дешевле — $60-100.

Игровые тайтлы Nokia намерена продавать за $30-40, что нормально для телеприставок, но дороговато для карманных консолей. Предполагается, что пользователь мобильной консоли не будет долго раздумывать над покупкой игрового картриджа ценой в $15 и приобретет его раньше, чем вспомнит о нескорой зарплате. Так, например, игрушки для GameBoy Advance продаются по $10-30.

Справиться с ситуацией Nokia может, снизив цену на консоль и перейдя на бизнес-модель, при которой часть стоимости устройства будет возвращаться производителю в виде процента с продаж игрушек. Возможно, что фирма, допуская подобный ход, сознательно не реализовала в устройстве фотокамеру, так как N-Gage, подешевев, начнет конкурировать с другими «фототелефонами» от Nokia. «Правильное» поведение конкурентов сможет только способствовать подобному развитию событий.

Так, вполне можно ожидать активности на рынке мобильных многопользовательских игр от Sony Ericsson. Недавно был опубликован пресс-релиз компании Terraplay — поставщика платформы для многопользовательских игр, в котором сообщилось об объединении усилий с компанией Synergetix, известной своим игровым движком Mophun. Массовое внедрение Mophun пока замечено только на телефонах Sony Ericsson, позволяя предположить, что Sony Ericsson тоже заинтересована в мобильном многопользовательском «гейминге». Следует упомянуть и уже продающийся аксессуар для телефонов Sony Ericsson — геймпад для сотовых телефонов, который «пристегивается» к тыльной стороне телефона. Целевая аудитория такого решения несравненно шире, чем у «несерьезной»

N-Gage. Скажем, клерк не станет ее покупать, опасаясь подначек сослуживцев, но может легко заинтересоваться подключаемым геймпадом.

Nintendo «буквально на днях» объявила о грядущем выпуске аксессуара для мобильных приставок GameBoy Advance (SP), с помощью которого игроки смогут устраивать беспроводные баталии, правда в непосредственной близости друг от друга, но ведь и большинство многопользовательских игр для N-Gage заточены под Bluetooth, что ограничивает расстояние между игроками до десяти метров.

Sony грозится уже в 2004 году выпустить PlayStation Portable, в функциональный ряд которой была включена и сотовая связь. Могу предположить, что эта приставка будет базироваться на OS Symbian (возможно, с поддержкой Mophun RTE1), благо уже с лета доступен для скачивания Mophun 3D SDK — средство разработки трехмерных игр для мобильных платформ.

Неразвитая инфраструктура распространения и доставки игр

Пока N-Gage продается далеко не во всех магазинах игрушек, что весьма недальновидно. Положение может исправить активная рекламная компания. Не исключено, что Nokia расширит каналы распространения картриджей, тогда как сама консоль будет продаваться в розничной сети мобильных средств связи.

Еще одно возможное решение — развитие OTA-вариантов (Over The Air) распространения контента. Это гораздо проще, чем развертывать розничную сеть для продажи картриджей, так как контакты с большинством операторов у Nokia налажены, да и маркетинг можно будет распределить между Nokia и операторами, у которых есть эффективные способы оповещения целевой аудитории о новых сервисах.

Логичным шагом со стороны конкурентов мне видится появление в салонах мобильной связи приставок Nintendo GameBoy Advance. Подготовка к нему, безусловно, потребует немало времени, но исключать такой вариант было бы неразумно.

Недостатки консоли

«С одной стороны, нельзя не признать, с другой стороны, нельзя не согласиться», — говорил мой институтский преподаватель линейной алгебры. Нельзя отрицать промахов в реализации интерфейса консоли. Взять, к примеру, процедуру замены картриджа в N-Gage, которая больше походит на бородатый анекдот про холодильник, жирафа и бегемота. Если в GameBoy выключение устройства для смены игры не мешает функциональности и основному предназначению устройства, то в гибридном устройстве типа N-Gage вынимание аккумулятора смерти подобно, ведь при этом пользователь отключается от сотовой сети, да и аккуратно провести подобную процедуру в общественном транспорте, не растеряв при этом всех комплектующих, очень трудно.

Целевая аудитория

«Наступать на одни и те же грабли — неэффективно». Читателям многое скажут цифры 3300 и 5510. Именно эти устройства Nokia со скрипом продвигала на рынок. Виноват в этом, как показала история, форм-фактор, неприемлемый для тех, кому за 25. Можно вспомнить успех Siemens SL45, который сочетал в себе классический форм-фактор и mp3-плейер; можно привести в пример Sony Ericsson T610, чей успех отчасти был обеспечен дизайном Nokia 3650 и особенностями позиционирования Nokia 7650.

Многопользовательские игры

Почему, рекламируя консоль как средство для многопользовательской игры, Nokia активно продвигает классические игровые тайтлы вроде SuperSonic или Sprinter Cell? Ведь есть множество игр, которые могут быть реализованы даже с учетом больших временных задержек при передаче данных по GPRS: те же Worms, пошаговые RPG и стратегии, многие спортивные игры. Все необходимое для их создания уже есть, дело за разработчиками и вложением капитала.

А где же 3D?

Игры, распространяемые на картриджах для N-Gage, с равным успехом запускаются и на Nokia 3650/7650. Вам, конечно, будет мешать неадаптированная клавиатура, но сам факт! Сколь-нибудь существенных изменений в аппаратной платформе N-Gage по сравнению с телефонами Nokia Series 60 не замечено. В этом есть и определенные плюсы — кто захочет, купит приглянувшуюся игрушку за $40.

По материалам еженедельника «Компьютерра».


1. Mophun RTE (Run Time Engine) — среда для выполнения приложений Mophun, некоторое подобие J2ME, тоже предназначенное для использования в мобильных устройствах. Mophun отличается от J2ME меньшими требованиями к вычислительной мощности устройства и менее требовательна к объему оперативной памяти. Основным поставщиком мобильных устройств с этой средой Mophun является Sony Ericsson, хотя уже существует версия Mophun RTE для Nokia Series 60. [вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.