Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Гаджеты — электронные помощники для продвинутых школьников

АрхивMobilis
автор : Сергей Вильянов   06.09.2002

Практическое применение мобильных устройств в образовательном процессе.

Как бы ни была хороша школа, она остается холодным сероватым домом, к которому привыкаешь и, в конечном счете, скорее терпишь, чем любишь. Разумеется, бывают исключения, но, по большому счету, так воспринимается любое помещение, где тебя насильно учат порой не самым интересным вещам. Пройдет десяток лет с момента получения аттестата зрелости, зайдешь в практически не изменившееся с тех пор здание школы и удивишься — надо же, до чего все вокруг красивое! Даже рельефное панно на стенке, выполненное сорок лет назад неизвестными пионерами, достойно, как минимум, помещения в музей новейшей истории (чего стоит початок кукурузы в окружении космических ракет, реактивных самолетов и танков, с выложенной из медных кукурузных зерен надписью по краям — «Миру мир»). А полуразбитый рояль в актовом зале оказывается настоящим «Стейнвеем», что трудно было оценить третьеклассникам, любившим с размаха плюхаться на клавиши, наслаждаясь какофонией, чем-то напоминающей вступление в «A Hard Day’s Night».

Главный недостаток школы — ее монотонность и однообразие. Автор настоящей статьи сменил четыре весьма достойных средних учебных заведения, и любое из них приедалось буквально за пару месяцев. Увы, в нашей небогатой (пока?) стране преподавателям в простых школах платят очень мало, и люди действительно талантливые попадают туда крайне редко. Сбежать же из школы навсегда мечтают не только первоклашки на третьем уроке, но и вполне опытные учителя — причем мечтают целыми днями и без выходных.

Скучные учебники, скучные уроки — отсюда нелюбовь ребенка к школе и прочие, в общем-то, стандартные болезни роста, которые родителями по умолчанию игнорируются. Да и сам ученик в глубине души сознает неотвратимость процесса учебы и, благодаря зачаткам вполне взрослого конформизма в душе, исправно посещает даже самые пустые занятия, стараясь (или не стараясь) обнаружить в них глубокий смысл.

Говорят, многие проблемы, вызванные монотонностью учебы, может раз и навсегда решить компьютер на каждой парте. Можно с этим поспорить — ведь наличие мухобойки вовсе не обеспечивает отсутствие мух, это лишь инструмент для их устранения, эффективность которого сильно зависит от умений его обладателя. Если у последнего маленький рост, а потолки в доме высокие, мухи не только не исчезнут, но и укрепят свои ряды комарами и осами.

Впрочем, компьютер на каждую парту — это дело власть предержащих,  на то и государственная программа есть соответствующая. Подорожает еще немного нефть, зашевелятся чиновники — и вот уже везут в глубинку десяток компьютеров. Привезли в сельскую школу, поставили, сеть наладили — и… все. Теперь у завхоза головная боль: купить замок понадежнее, да решетки на окна компьютерного класса приладить. Директор будет безнадежно искать учителя «для компьютеров», согласного поехать в Тьмутаракань за школьную зарплату. Класс будут иногда отпирать, дабы съездившая на курсы повышения квалификации математичка показала равнодушным детям процесс загрузки тотально лицензионных Windows. Равнодушие детей не случайно — на первый взгляд, экран компьютера мало чем отличается от экрана телевизора. Второго взгляда, или — тем более — действительного познания этих отличий математичка ни за что не позволит, так как: а) сама знает о них только понаслышке и б) боится за безумно дорогую по сельским меркам технику, которую вряд ли заменят в ближайшие десять лет. А «если что», то найти мастера немногим проще, чем соответствующего учителя.

Есть ли прок от такой компьютеризации? Ой ли… Пусть картина выглядит немного утрированой, да только наблюдать ее приходится частенько, и не только учителям из дремучей провинции. 20 километров от Москвы — и вот оно, наше ветхое великолепие.

Теперь давайте представим себе другую картину. Идет обычный урок математики. В классе тридцать пятиклашек, на стене школьная доска, по углам горшки с цветами — короче, все привычно и понятно. «Сегодня у нас контрольная!», объявляет учительница, и, вместо того, чтобы писать текст заданий на доске, берет в руки странную коробочку размером с полторы пачки сигарет. Легкое движение тонкой палочкой-стилосом — и вот уже текст появляется на экранах точно таких же коробочек, лежащих перед каждым учеником. Учительнице остается лишь определить, кому какой вариант решать, а потом за пару минут собрать ответы у всего класса. Никакой проверки тетрадок — ее «коробочка» все сделает сама, включая выставление оценок и подготовку сводного списка результатов, где ученики будут перечислены хоть по алфавиту, хоть по успеваемости, хоть по цвету глаз (если последнюю характеристику предварительно внести в память).

«Палочка», «коробочка» — все это повествование выдержано в стилистике пересказа фантастического фильма для старшей группы детского сада, да и то — десятилетней давности. Разумеется, в руках учительницы и у школьников на столе — недорогие Карманные персональные компьютеры (КПК), которых сейчас развелось немало. Причем серийные модели, без каких-либо доработок, разве что учительнице потребуется усилитель инфракрасного порта.

Вообще говоря, существует несколько разновидностей КПК. Подробно мы рассказывали о них в статье «MEMOрандум о выборе карманного компьютера», поэтому лишь кратко напомним о каждой:
  • Не слишком популярные и уже снятые с производства КПК серии Psion, работающие на базе операционной системы EPOC 32. Между нами говоря, машинки эти очень интересные, с массой достоинств (среди которых, к примеру, достаточно удобная для набора текстов клавиатура). Увы, таланта сотрудников отдела маркетинга Psion Computing оказалось недостаточно, чтобы помочь детищу фирмы завоевать тогда еще совершенно не конкурентный рынок КПК, поэтому остается лишь посочувствовать очередной драме изобретателей, чьи идеи воплотили последователи, быть может, не столь оригинальные в своих замыслах, зато сметливые и лучше умеющие продавать.
  • «Карманники», использующие операционную систему Microsoft Windows CE, а именно Pocket PC 2002 и Handheld PC 2000. Собственно, различаются они отсутствием клавиатуры у первой модели и увеличенным (с 320х240 до 640х240) экраном — у второй, хотя и здесь, как говорится, возможны варианты.  Их несомненные достоинства — «родная» совместимость с Microsoft Office, отличные мультимедиа-способности, большой экран с поддержкой 64-х тысяч цветов. За это приходится смириться с заметно ограниченным временем работы этих устройств от батарей (порядка 6-8 часов) и солидной ценой (в среднем, от 600 долларов за изделия зарубежных брендов и 475 долларов — за недавно вышедший RoverPC P6 «Белого Ветра»). Данные платформы постоянно совершенствуются, для них существует уже немало программ (в том числе и бесплатных), так что небедной школе или вузу стоит задуматься об использовании подобных КПК в образовательной программе.
  • Самые популярные и, на мой взгляд, самые удобные для образовательных нужд — КПК на базе Palm OS. Широкий ценовой диапазон: от самых простых моделей с черно-белым экраном за 100 долларов до 500-долларовых «монстров», которые умудряются при стандартных1 для Palm’овидных машинок размерах вместить 16-битный экран, приличный объем памяти (до 32-х мегабайт), слоты расширения и т.д. Добавьте к этому море разливанное программ, очень разумный расход батареек (от одного комплекта модели с черно-белым экраном «живут» до полутора месяцев) и, что немаловажно, повышенную терпимость к внешним воздействиям, столь важную в школьных стенах, где любознательные ученики с легкостью разбивают в буфете вроде бы небьющиеся стаканы.

Не подумайте,  что КПК2 в школе или университете хорош только в том случае, если он имеется у каждого учащегося. Просто представьте себе, что в одной коробочке весом с пачку мороженого одновременно находятся кулькулятор, записная книжка, часы, графический редактор, органайзер, масса электронных3 книг, любимые игры, шпаргалки, а иногда — музыка и видео. И все это совместимо с «большим» компьютером, легко заменяется, обновляется и т.д. Здорово? Не то слово! Учащийся не просто получает дополнительную игрушку в коллекцию: он привыкает к компьютеру способом, оптимальным для детского или юношеского сознания — в процессе игры.

...Одно прикосновение специальным стилосом к поверхности чувствительного экрана — и вот уже вместо иконок, разбежавшихся по маленькому рабочему столу, появляются часы, показывающие схематическую карту мира. С первого взгляда на эту карту можно понять, где на Земле сейчас спят или засыпают, а где — раннее утро и жизнь только начинается. Под картой — время в четырех милых сердцу городах, а наверху — в месте нынешнего обитания ученика. Только ребенок увлекся рассматриванием часов, как КПК издал трель — органайзер сообщает, что завтра будет контрольная по химии и недурно бы к ней немного подготовиться по учебнику с такой мудреной фамилией автора, что ее сразу и не запомнишь — лучше сразу в память компьютера записать. До урока, согласно системному таймеру, осталось еще десять минут, которые можно провести за игрой в космического торговца или за чтением нового романа Александры Марининой, предварительно найденного в Интернете (где он появился сразу же после выхода книги из печати).  Если у мобильного телефона (ученики нынче продвинутые стали) есть инфракрасный выход, то можно быстрехонько выйти в Интернет и проверить почту — не пришло ли наконец письмо от некой симпатичной девочки, обладательницы недорогого Palm m125, с которой юный компьютерщик обменивался сообщениями, пока автобус стоял в пробке на улице «Лесной».

А еще КПК — идеальный плацдарм для размещения шпаргалок. Не надо распечатывать тексты на принтере, потом вырезать ленточки, склеивать их скотчем — короче, проделывать уйму бессмысленной и вопиюще несовременной работы. Просто переводим файл Word в один из форматов, которые понимает Palm4 , потом программируем кнопки таким способом, чтобы при нажатии на одну их половину экран демонстрировал часы, на другую — калькулятор  и… все. Смело кладем его на парту, и, если хватило ума предварительно не демонстрировать учительнице все возможности этого устройства, то можно смело выдавать его за большие часы с калькулятором и бодро поглядывать на него во время экзамена — якобы, для лучшего контроля за оставшимся в запасе временем. Конечно, лучше всего такие трюки прокатывают в институтах и университетах, где преподаватель видит студентов довольно редко и просто не успевает привыкнуть к их мелким хитростям (или пакостям — это уж с какой стороны посмотреть).

Если же неким волшебным образом5 КПК появятся у всего класса, то, кроме самого первого примера (помните — про контрольную?), можно привести еще массу. Скажем, никто больше не заставит учеников сидеть в классе ранней осенью и поздней весной: все уроки можно прекрасно проводить во дворе школы или в близлежащем парке. Учитель пользуется своими заметками, записанными в память КПК, и время от времени посылает на машинки учеников схемы, картинки или вопросы. С ответами в устной форме все понятно и так, а о сборе информации на компьютер учителя мы уже говорили чуть выше. Никто не заставляет учителя потом обрабатывать результаты на КПК (хотя при желании это вполне реально): последний очень легко синхронизировать с «большим» компьютером, и уже на нем держать сводные данные об успеваемости за неделю, месяц, четверть и даже за весь учебный год. Обладая некоторым запасом энтузиазма, подкрепленного финансовыми вливаниями, можно напрочь отказаться от бумажного классного журнала, а данные по всей школе ежедневно собирать в едином информационном центре, в роли которого может выступить любой компьютер не старше пяти лет6.

Специалисты по «детскому вопросу» как только не «изгаляются», чтобы внести в донельзя серьезное дело образования легковесный элемент игры. Математика на примерах из «Ну, погоди!», физика по сказкам Пушкина… А вот он, КПК: бери его — и ребенка за уши от уроков не оттащишь. К сожалению, на сегодняшний день еще не существует7 единого комплекта программ для класса, оборудованного ручными компьютерами, хотя, при наличии некоторой фантазии, его можно соорудить из подручных средств. А ведь еще в 2000-ом году израильская компания InterWise, лидер в области разработки программных средств для дистанционного образования8, внесла в свои планы создание такого комплекта и даже успела приступить к тестированию бета-версии. Увы, мировой кризис сферы высоких технологий не обошел эту компанию стороной, и все ресурсы были брошены на более выгодные в краткосрочном масштабе «стационарные» приложения.

Но отложим на время КПК в сторонку и обратим внимание на других полезных помощников. Вот, к примеру, цифровые диктофоны. В отличие от своих аналоговых собратьев, они действительно компактны, потому что даже самая маленькая кассета все равно будет ощутимо крупнее одной или двух микросхем памяти, расположенных в месте, наиболее удобном для дизайнера устройства. Такой диктофон можно незаметно использовать на экзамене или на контрольной работе, спрятав маленький наушник под волосами или прикрыв его ладонью в глубокой задумчивости9. Пригодится диктофон и на консультации перед экзаменом, которую можно записать от начала до конца. В свое время я для таких целей вынужден был носить в школу магнитофон «Агидель», весящий пару килограммов: сравните это с 60-70 граммами цифрового диктофона. Время записи у «цифровиков» может быть очень разным. Думаю, что большинству хватит и двух-трех часов, обеспечиваемых даже самыми простыми моделями долларов за 30. Если вы предполагаете, что записываемые разговоры могут оказаться весьма продолжительными, то стоит озаботиться покупкой диктофона подороже. Так, за 150 долларов можно купить D-Pro DR-1600, который вместит до 16,5 часов бесед любой тематики, а доплатив еще полтинник, можно взять Samsung BR-1640, где, в добавку к 17-ти часам записи и быстрому USB-интерфейсу, присутствует еще и MP3-плеер. Более того! За те же деньги можно купить другую модель от D-Pro, где время записи ограничено восемью часами, но зато присутствует простенький цифровой фотоаппарат на 250 кадров в разрешении 640х480.

Более того! Три месяца назад компания ISM Computers первой привезла в Москву устройство под названием PhotoClip, мгновенно «распробованное» покупателями. Судите сами — за 155-180 долларов10 мы получаем не только цифровой диктофон, но и фотоаппарат с картинками на выходе, которые не стыдно показать одноклассникам. А еще видеокамера, веб-камера и MP3-плеер, все перечисленное — вполне приличного уровня для своей цены. И еще один очень важный нюанс: если встроенной памяти перестает хватать, можно купить специальную карточку самого распространенного на сегодня формата Compact Flash — и проблема решена! Просто для примера: на карточку за 50 долларов уместится порядка 50-ти часов записей или больше 500 фотографий.

Стоит отметить, что увлечение ребенка фотографией способствует не только развитию образного мышления, но и росту его авторитета среди сверстников. Все мы любим разглядывать собственные фотографии, и чем лучше отношения с фотографом, тем их может быть больше.

Но вернемся от психологических тонкостей к школьным будням.

Изобилие предметов: алгебра, химия, биология, литература, история… Приходилось ли вам видеть в объявлениях об интересной вакансии требования вроде: «Точное знание даты Ледового побоища», «Умение письменно доказывать теорему Пифагора под декламацию наизусть письма Татьяны»?… Зато везде можно прочесть о необходимости тесного знакомства с компьютером и твердом знании иностранного языка, чаще всего — английского. Думаю, что о компьютерах, как таковых, мои коллеги расскажут вам изрядно, а я остановлюсь на втором пункте.

Самый главный постулат здесь: каким бы хорошим и качественным ни был компьютерный курс, чего бы ни написали его авторы на красивой коробочке, он никогда не заменит вашему ребенку живого частного учителя или сильной группы на традиционных «курсах». Все остальное — лишь подспорье, которое может внести пусть солидную, но всего лишь лепту. Почему? Да потому, что компьютеры пока не умеют отслеживать реакцию пользователя на их действия, и стоит ребенку один раз отвлечься от объяснений умной программы — и все, связь нарушилась. Компьютер не способен остановиться, снова привлечь внимание, на лету изменить стиль изложения и продолжить дальше. Нет, он будет талдычить свое, пока не кончится мини-урок или запись голоса диктора в далекой студии. Чисто теоретически, эта проблема разрешима: ребенка можно обвешать датчиками, окружить камерами и научить программу отслеживать уйму показателей. В сочетании с талантом разработчиков софта, это может дать интересные результаты, но только представьте себе — сколько может стоить подобный программно-аппаратный комплекс?  Явно дороже даже самого лицензионного и патентованного из предлагаемых сегодня на рынке. Кстати, если не верите моим словам, можете сравнить: сколько стоит компьютерный курс английского языка и, скажем, месяц занятий у хорошего педагога? Когда якобы полноценный учебник предлагается по цене ежедневной газеты, это выглядит весьма странно и сомнительно…

Но подспорье может получиться недурное. О программных продуктах такого рода вы прочитаете в посвященной им рубрике, а сейчас мы расскажем о помощниках «железных».
По имеющимся у меня данным, на российским рынке лидером в разработке портативных электронных переводчиков можно назвать компанию ECTACO.

Компания, вообще-то, американская, но продукцию свою локализует довольно тщательно: шероховатости, как при «русификации» некоторых мобильных телефонов, не вылезают. Для наших целей пригодятся следующие модели.
  • Наиболее мощный и дорогой продукт — Partner V6. «Лингвистический микрокомпьютер» — так называет его сама ЕСТАСО. Он сочетает в себе свойства электронного переводчика и продвинутого органайзера. Увы, до КПК машинка не дотягивает: отсутствует возможность обновления программного обеспечения. Приходится довольствоваться тем, что уже есть в памяти Partner’а. Впрочем, есть немало. Англо-русский и русско-английский словарь на миллион слов, толковый словарь английского языка, переводчик текстов — и все это в тесной связке с синтезатором речи, довольно качественно произносящим фразы по-английски. Есть в памяти Partner’а и экзамен TOEFL, и даже экзамен на американское гражданство (!), так что ребенку с ним скучно не будет. Стоит эта модель 499 долларов США, а если вы захотите подключать машинку к компьютеру и телефонной линии, чтобы посылать электронную почту и закачивать дополнительные пользовательские словари, придется отдать еще 50 долларов. Вероятно, года три назад подобный продукт можно было бы назвать чудом, но сегодня, на фоне современных и практически сходных по цене КПК, купить Partner стоит лишь в том случае, если для вас 500 долларов — не деньги, лишь бы ребенку было весело заниматься11.
  • Серия подешевле — Language Teacher. Существуют модели EFR630T и DR-600T, помогающие изучать, соответственно, английский/французский или немецкий язык. Почти то же самое, что и Partner, только экран заметно меньше и с более крупным зерном, словарь сокращен до 550 тысяч слов12, отсутствует экзотика вроде TOEFL и экзаменов на гражданство, — но и цена ниже в два раза. Синтезатор речи есть, и по сравнению с Partner’ом он стал куда забавнее — машинка научилась понимать кириллицу и говорить по-русски. Голос получается, как у американца, который прожил в России лет пять и научился почти без запинки говорить на местном «варварском» языке, но от акцента пока не избавился. Фразы вроде «принесите водки» или «Пивная, еще парочку!» звучат великолепно. Итого: полезная компактная машинка, которую портит лишь не слишком ясный псевдографический интерфейс.

Итак, мы наняли хорошего учителя, купили ребенку электронного помощника, установили на компьютере самые лучшие «обучалки» (может, особо и не помогут, но точно не повредят) и наш ученик, вроде бы, начал делать успехи. Он довольно резво разговаривает с преподавателями в школе и на дополнительных занятиях, стал потихоньку исчезать вологодско-липецкий акцент — так что же дальше? Разумеется, общаться со сверстниками, живущими на родине языка! Начать можно с обычной переписки, которая с появлением электронной почты стала делом простым и практически бесплатным. Для поиска собеседников можно воспользоваться известным Internet-пейджером ICQ13, задав соответствующие параметры в поисковом меню, а можно — и соответствующими веб-узлами. Но переписка — перепиской: она весьма полезна, однако не поможет преодолеть присущий большинству изучающих язык комплекс «умного пса» — когда все понимаешь, а ответить не можешь. Покупаем гарнитуру из наушников и микрофона (5-10 долларов) и приступаем к живому общению через уже упомянутый ICQ или Windows Messenger, идущий в комплекте с самой современной в линейке Microsoft операционной системой Windows XP14. Даже через модем, подключенный к обыкновенной телефонной линии, можно добиться приличного качества звука, ну а если к Интернету подключили весь дом сразу, то разговор будет совершенно аналогичен по качеству традиционной телефонии, без каких либо скидок15. Вы даже представить себе не можете — каким колоссальным толчком к продолжению занятий послужит ребенку само осознание простого факта: его английский (французский, немецкий, испанский — неважно) понимают! Ему отвечают! Иностранцы — вполне нормальные, живые люди, с которыми можно запросто болтать «за жизнь», и у сверстника из Англии могут оказаться очень сходные интересы!

Чтобы вывести общение на вполне реальный сегодня и совершенно фантастический по меркам еще десятилетней давности уровень, докупите к компьютеру веб-камеру. Цена на подобные устройства колеблется от 20 до 130 долларов, и если в начале списка стоят совсем простые камеры с посредственным качеством изображения, то в конце обнаружатся уже довольно совершенные модели, которые в автономном режиме могут работать в качестве цифрового фотоаппарата16 и даже обычной видеокамеры17. Веб-камера элементарно подключается к компьютеру — через порт USB. Осталось запустить Windows Messenger или Yahoo! Messenger и, при наличии столь же «продвинутого» собеседника, устроить настоящий телемост, какие раньше любило показывать советское телевидение. Я и сам практикую такие беседы с помощью обыкновенного модемного соединения и уже упомянутого выше PhotoClip’а — Алабаму с Ашдодом хорошо видно и слышно, хотя иногда приходится понижать качество картинки, чтобы голос не прерывался из-за ограничений канала (с видео ничего подобного не происходит, хотя поток видеоданных больше, и, казалось бы, страдать должен именно он).

Завершая рассказ об электронных помощниках, хочу сказать: какими бы смешными и бесполезными некоторые из них не казались на первый взгляд, сделайте выбор в пользу этих малышей, а не какой-нибудь новомодной видеокарты или ящика дисков с компьютерными играми. Одно дело — когда вы постоянно заставляете ребенка учиться, а он непрестанно ищет способы увильнуть от очередной порции знаний. И совсем другое — когда он ходит за вами по пятам и требует купить ему новый учебник, записать на курсы переводчиков или на бальные танцы. Не мною придумано: в современном обществе наибольший успех ждет того, кто умеет и любит учиться.

Научите своего ребенка любить. Для начала — учебу.


1. То есть — очень компактных. [вернуться]

2. Давайте договоримся, что под КПК мы будем иметь в виду модели на базе Palm OS и Windows CE, как наиболее популярные и перспективные. [вернуться]

3. Скорее всего, бесплатных. [вернуться]

4. Для платформы Windows CE, конечно, и перевода не потребуется. В случае Palm тоже нетрудно избежать суеты с постоянным преобразованием формата: есть специальные программы под Palm OS, «понимающие» .doc-файлы. [вернуться]

5. Родители бывают разные, равно как и школы. В иных учебных заведениях и ноутбук на каждой парте — не ахти какое чудо. [вернуться]

6. То есть, на любой компьютер, где работает Windows 95, а жесткий диск способен вместить информацию хотя бы о 20 классах. [вернуться]

7. По крайней мере, автору, интересующемуся этим вопросом профессионально, примеров такого рода найти не удалось. [вернуться]

8. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что компания Microsoft выбрала ПО, разработанное именно InterWise, для создания онлайновых курсов по Office и Windows XP. [вернуться]

9. Конечно же, предварительно стоит надиктовать в память диктофона ответы на вопросы или основные формулы и расписать на бумажке — какая запись чему соответствует. [вернуться]

10. Цена зависит от объема встроенной памяти — 32 или 64 мегабайт. [вернуться]

11. Необходимо отметить, что если поставить себе целью довести обучающие способности карманного компьютера до уровня Partner V6, то придется потратить немало времени на поиски. Кроме того, на лицензионные программы денег уйдет изрядно, и 500 долларов могут в итоге оказаться вполне разумным капиталовложением. [вернуться]

12. Которых, однако, более, чем достаточно. [вернуться]

13. В ICQ очень мало сходства с пейджером, и более естественной кажется параллель с SMS в сотовых телефонах; только ICQ — гораздо удобнее и функциональнее. [вернуться]

14. Разумеется, есть еще уйма программ, позволяющих разговаривать через Интернет (ради интереса зайдите в поисковик «Яндекс» () или любой другой и наберите «PC-to-PC Call»), но нас сейчас интересует самая большая армия пользователей, чтобы можно было выбрать собеседника по душе. [вернуться]

15. Отличие (и приятное) состоит в другом: цена разговора будет равняться цене доступа в Интернет, которая обычно ниже междугороднего и уж тем более — международного звонка той же продолжительности. [вернуться]

16. Увы, качество их снимков сильно отстает от настоящих, цифровиков, но ребенку поиграть сгодятся. [вернуться]

17. Предыдущая сноска справедлива и в этом случае. [вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.