Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Обзор персонального GPS-навигатора Garmin GPS III Plus

АрхивMobilis
автор : Дмитрий Белянинов   30.11.2001

Garmin GPS III Plus — римейк своего популярного предшественника GPS II Plus. Универсальность и широкий набор функций делают его одним из самых удачных решений в области персональной GPS-навигации.

Испытывая чувство любопытства, смешанное с желанием «расправиться» с очередным детищем инженерного ума, я расписываюсь за получение небольшой симпатичной коробочки, в которой упаковано устройство. Не растягивая удовольствие, открываю коробку и обнаруживаю, что кроме самого навигатора наличествуют: инструкция, листовка с подсказками, ремешок для фиксации на запястье, лента Velcro, липучка с самоклеящейся основой для крепления навигатора на некоторой поверхности (вроде передней панели авто).

Инструкция выполнена в виде небольшой брошюры из хорошей бумаги. Все описания даются лишь на английском языке, но пытливому уму российского потребителя этот недостаток уже стал привычным. Выполнив осмотр документации, отбросим в сторону бумаги и рассмотрим прибор подробнее.

Garmin GPS III Plus — персональный GSP-навигатор, обладающий широкими картографическими возможностями и предназначенный для использования как в качестве переносного навигатора, так и будучи установленным на транспортном средстве — слова, которыми можно охарактеризовать этот прибор в прайс-листе, но которые не раскроют его индивидуальности. Достоинств же у этого прибора предостаточно.

Корпус навигатора сделан из ударопрочной пластмассы. Он имеет нетипичную для компактных приборов форму, напоминающую треугольную призму, на одной из сторон которой находятся экран и органы управления. Корпус прибора имеет гидрозащиту по классу IPX7 — она позволяет ему не бояться проливного дождя, падений в лужи и других легких водных процедур.

Прибор имеет контрастный экран среднего по нынешним меркам разрешения 160х100 точек, но этого вполне достаточно, чтобы отобразить карту. Информация, отображаемая на экране, в большинстве случаев хорошо различима: буквы и цифры крупные, используемый шрифт приятен для глаза и не создает дискомфорта при считывании информации на расстоянии до полуметра. Экран навигатора имеет зеленую подсветку с настраиваемым уровнем яркости. Серьезным достоинством прибора является возможность отображать на экране информацию в двух различных вариантах компоновки: для вертикальной и для горизонтальной ориентации прибора.

Весит «три плюс» с элементами питания примерно в два раза больше современного сотового телефона — 255 г. Основную массу прибора составляют элементы питания — 4 алкалиновые батареи типа АА. Энергопотребление сравнительно невысокое, он рекордсмен среди своих соратников: от одного комплекта батарей устройство работает около 36 часов с использованием режима энергосбережения. Это хороший результат — другие модели навигаторов расходуют заряд батарей гораздо быстрее. Что касается внешнего питания, то GARMIN GPS III Plus может подпитываться от прикуривателя автомобиля через. Кабель придется приобретать отдельно. Навигатор может использоваться с источниками постоянного тока с напряжением от 10 В до 32 В без дополнительных преобразователей напряжения.

Навигатор имеет внешнюю антенну, которая может вращаться вокруг места крепления. При установке в салоне автомобиля прибор не «видит» всего небосклона, поэтому даже если местоопределение оказывается возможным, точность его будет невысока. В этом случае базовую антенну можно отсоединить, и на ее место через стандартный разъем BNC подключить выносную.

Управляется прибор традиционно для навигаторов GARMIN — одна большая кнопка селектор, предназначенная для перемещения курсора и расположенные вокруг нее кнопки вызова меню, переключения страниц и другие. Все кнопки расположены над экраном. Достать до них легко, при этом прибор надежно зафиксирован в ладони, а экран практически не перекрывается рукой. Радует возможность с помощью кнопки-селектора перемещать указатель (а вместе с ним и карту) по диагональным направлениям. 

Система меню достаточно объемна и имеет многоуровневую структуру. Каждая из страниц обладает контекстным меню, наполнение которого меняется в зависимости от выбранной страницы. Общим для всех страниц является главное меню. Несмотря на кажущуюся сложность системы меню, обучиться управлению навигатором можно довольно быстро, даже не читая инструкцию.

Информация предоставляется пользователю традиционно для навигаторов GARMIN — группируется по страницам. Всего существует шесть основных страниц, переключение между которыми осуществляется последовательно в прямом и обратном направлениях.

Первая страница — информация о спутниках и параметрах местоопределения. На ней изображена карта неба с указанием сторон света и расположением спутников на небосклоне, шкала уровней принимаемых со спутников сигналов, два числовых поля, позволяющие оценить точность получаемых координат и индикатор заряда батарей. Оценка точности получаемых координат возможна по показателям точности: EPE (Estimated Position Error — ожидаемая ошибка местоопределения, измеряется в указанных единицах длины ) и DOP (Dillution of Precision - понижение точности). Оба показателя рассчитываются с учетом числа спутников, используемых для определения местоположения, их взаимного расположения и некоторых других факторов и позволяют количественно оценить точность определения координат. В общем случае информация, предоставленная на этой странице, к ориентации на местности имеет отношение косвенное, но очень полезна в случаях, когда есть сомнения в качестве приема сигнала и точности получаемых координат.

На второй странице отображается информация о параметрах движения: 6 настраиваемых числовых полей, горизонтальная шкала компаса, координаты и текущее время. В настраиваемых полях может отображаться информация о скорости движения, расстояние до следующей путевой точки, ожидаемое время прибытия в путевую точку, отклонение от курса, время восхода и заката солнца и прочие мыслимые и немыслимые варианты. Настройка отображаемой информации производится в считанные минуты через контекстное меню страницы. В контекстном меню страницы есть интересная функция: Average Position (усреднение информации о местоположении), которая установит путевую точку с большей точностью. Этот метод установки путевой точки использует многократное определение координат в течение некоторого времени, с последующим их усреднением. Результатом усреднения являются координаты путевой точки, имеющие предполагаемо более высокую точность.

Наиболее очевидное достоинство этого навигатора — наличие карты. Именно карта упрощает навигацию на местности и позволяет ориентироваться не только по нанесенным ранее путевым точкам, но и используя объекты карты. Карте отведена третья страница навигатора. Базовая карта, находящаяся в памяти навигатора, охватывает весь земной шар и содержит данные о сети дорог федерального значения. Навигатор располагает памятью объемом 1,44 Мбайт для загрузки дополнительных карт местности с помощью программы MapSource. Этот факт не был оставлен без внимания, и я загрузил в навигатор карту Москвы и Московской области, которая заняла примерно пятую часть памяти. Имеются карты и для России, зонами покрытия которых можно поинтересоваться у поставщиков GPS навигаторов.

Ориентироваться по карте достаточно просто: текущее местоположение обозначается черным равнобедренным треугольником, который своей вершиной указывает направление движения, что позволяет оценить местоположение относительно объектов карты. Треугольник всегда находится в центре экрана, а картографическая подложка плавно смещается по мере перемещения обладателя навигатора по земной поверхности. Периодически, при выходе за пределы некоторого участка карты, построенного в памяти навигатора, перемещение карты прекращается на некоторое время и в памяти прибора рисуется новый участок карты. Процесс построения нового образа карты занимает несколько десятков секунд, в течение которых отображается старая, неподвижная карта. Кроме карты на экране отображаются 4 информационных поля, состав данных в которых может быть выбран по желанию пользователя. В отличие от страницы с информацией о параметрах движения, предлагаемый набор данных гораздо более полон и включает в себя информацию о следовании по маршруту: направление на целевую точку, расчетное время прибытия в путевую точку и другие результаты, которые можно получить, играя с формулой пути.

Одна из основных страниц навигатора посвящена компасу. Модель GARMIN GPS III Plus не имеет магнитного компаса, поэтому направление на север рассчитывается на основе изменения характеристик принимаемого сигнала при перемещении прибора. Ключевым моментом является необходимость перемещения навигатора, только при перемещении со скоростью выше 2-3 км/ч показания компаса достаточно стабильны. Кроме компаса на странице отображается четыре настраиваемых поля данных и стрелка, указывающая направление на целевую путевую точку. Кстати, целевая точка может быть выбрана нажатием всего лишь одной кнопки, нет необходимости бродить по ветвям меню для совершения этой операции.

Ценность GARMIN GPS III Plus как навигационного прибора была бы невелика, если бы он не располагал возможностью построения маршрутов. Навигатор способен запоминать до 20 маршрутов и до 30 путевых точек в каждом. Навигация по маршруту может осуществляться как в прямом, так и в обратном направлениях. Предоставляется возможность внесения изменения в маршруты — добавление и удаление путевых точек, редактирование путевых точек маршрута, смена порядка следования путевых точек в маршруте. При следовании по маршруту навигатор укажет правильное направление, а при отклонении от верного курса определит и это. Все эти функции не кажутся сколько-нибудь необычными, но именно благодаря ним использование навигатора оказывается удобным. Путевые точки и маршруты могут быть сохранены в компьютере и отредактированы с помощью программы MapSource, а значит, ограничение на число путевых точек (500), запоминаемых прибором, едва ли когда будет достигнуто.

Следующая страница посвящена имитатору движения по шоссе. Страница может быть использована для ориентации на местности при прохождении маршрута или при движении к целевой точке. Картинка на странице довольно забавная — напоминает ранние автосимуляторы: вот она дорога, по которой я еду, вон они путевые точки, обозначенные надписями вроде дорожных знаков. Вероятно, этот режим удобен при движении на автомобиле по шоссе или на катере по водной глади, но он однозначно неудобен при путешествии пешком. Уж больно мала динамика изменения картинки и невелика ее информативность.

Очередная страничка посвящена маршрутам, ничего особенного в ее оформлении я не обнаружил. Традиционный для Garmin список доступных маршрутов и широкие возможности его редактирования.

Естественным желанием владельца навигатора будет размещение его на приборной панели своего автомобиля, катера или яхты, для того чтобы можно было пользоваться навигатором в дальних поездках. Для реализации этой идеи в стандартный набор поставки GARMIN GPS III Plus входит лента Velcro, в народе известная как «липучка». Обе части ленты самоклеящиеся, поэтому процесс организации легкосъемного крепления не займет много времени и не потребует специальных материалов. Конечно же это не единственное «решение», предлагаемое производителем, есть и альтернативный, более удобный вариант — использование специального крепления, которое можно приобрести отдельно.

В целом, GARMIN GPS III Plus произвел хорошее впечатление. Обширные возможности, надежность и удобство использования делают его великолепным помощником заядлого путешественника и искателя приключений.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.