Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Интегрированная графика. Часть 6. Intel 865G и Extreme Graphics 2

АрхивПлатформа
автор : Сергей Озеров   13.07.2004

На время оставим в стороне первый безусловно революционный чипсет с двухканальной DDR-памятью и графическим ядром — Nvidia nForce2 — и обратим взгляд на его логического наследника, ставшего за последний год гораздо более популярным своего «прародителя» — чипсет Intel 865G/GV.

В предыдущих пяти частях нашего обзора интегрированных графических решений, см.:

Часть 1. Экспресс-взгляд на основные чипсеты для Pentium 4
Часть 2. Игроки рынка чипсетов
Часть 3. Чипсеты SiS661FX и SiS651 для Pentium 4
Часть 4. Выбор оптимальной конфигурации процессор/память с чипсетом SiS661FX
Часть 5. Бюджетный Intel 845G/GE/GV/GL

мы подробно рассмотрели решения на основе чипсетов с одноканальной памятью DDR. Вместе с тем, год назад на рынок чипсетов для Intel Pentium 4 (и почти три года назад — на рынок чипсетов для AMD Athlon XP) пришли наборы системной логики с поддержкой двух каналов памяти DDR вплоть до DDR400. Если для «неграфической», системной производительности использование двух каналов памяти (то есть 128-битного доступа к памяти вместо 64-битного) не всегда дает ощутимую прибавку быстродействия (см., в частности, наши многочисленные обзоры на www.terralab.ru/system), то для интегрированного графического ядра именно двухканальность памяти, по идее, должна обеспечить существенный выигрыш в скорости, поскольку трехмерные графические движки, как правило, очень жадны до ПСП (пропускной способности памяти). Вспомним хотя бы катастрофическую разницу в производительности между однотипными дискретными видеокартами, использующими 64-битный и 128-битный доступ к «набортной» памяти и ажиотаж производителей вокруг этого, который в нынешних условиях уже смещается в сторону 128- против 256-битного доступа.

На время оставим в стороне первый безусловно революционный чипсет с двухканальной DDR-памятью и графическим ядром — Nvidia nForce2 (см. www.terralab.ru/system/15357) — и обратим взоры на его логического наследника, ставшего за последний год гораздо более популярным своего «прародителя» — чипсет Intel 865G/GV. О нем и речь в этой статье.

В обзоре интегрированных чипсетов семейства i845 (см. www.terralab.ru/system/34451) мы отметили «отличное поведение» графического ядра Extreme Graphics — очень корректную работу (ни одного артефакта отрисовки в DirectX и OpenGL), неплохой потенциал (внушающий уважение Fill rate, неплохая общая производительность), да и общую довольно высокую производительность. Вероятно инженеры Intel руководствовались примерно теми же соображениями, поскольку интегрированная графика Extreme Graphics 2 чипсетов семейства i865 не претерпела ровным счетом никаких изменений по сравнению с «первой версией». Двойка в названии появилась, по сути дела, лишь из-за использования в 865-x двухканального контроллера памяти (напомним, что в интегрированных графических решениях контроллер памяти не является частью графического ядра), а «четвертое поколение GPU» вообще следует отнести исключительно на совесть маркетингового отдела. Впрочем, как известно, от добра добра не ищут — Extreme Graphics был очень удачным, хотя и серьезно устаревшим решением, а Extreme Graphics 2 — достойная ему замена. Чипсетов в соответствующем семействе пока два: полноценный i865G и «урезанный» i865GV. Блок-схемы этих чипсетов показаны на рисунках, а основные характеристики в сравнении с некоторыми соперниками приведены в таблице 1.

Блок-схемы чипсетов i865G и i865GV.

Таблица 1. Сравнительные характеристики чипсетов с интегрированной графикой
(последние четыре графы относятся к южным мостам, рекомендованным для использования с данными чипсетами)

Intel

SiS

VIA

Чипсет

845GE

845GV

865G

865GV

661FX

PM800

PM880

Поддерживаемые частоты FSB

400, 533

400, 533, 800

Поддержка Hyper-Threading

да

да

да

да

да

да

да

Типы поддерживаемой памяти

DDR200, DDR266, DDR333

PC133, DDR200, DDR266, DDR333

DDR266, DDR333, DDR400

Поддержка двух каналов памяти

нет

нет

да

да

нет

нет

да

Максимальная ПСП, Гбайт/сек

2,7

2,7

6,4

6,4

3,2

3,2

6,4

Шина AGP

4X

нет

8X

нет

8X

8X

8X

Формула графического ядра **

1-2

1-2

1-2

1-2

2-2

2-2

2-2

Частота работы графического ядра *

266

266

266 (333)

266 (333)

200

200

200

Поколение DirectX***

DX7

DX7

DX7

DX7

DX7

DX7

DX7

Частота RAMDAC

350

350

350

350

333

350

350

Интегрированная сеть

100 Мбайт

1 Гбайт

100 Мбайт

1 Гбайт

Интегрированные ATA-контроллеры

2 канала U/100

2 канала U/133

Наличие SATA

нет

нет

да

да

да

да

да

Наличие RAID

нет

нет

да / нет

да / нет

да

да

да

Наличие IEEE 1394

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

USB 2.0, портов

6

6

8

8

8

8

8

* — в скобках приведены значения, поддерживаемые неофициально;
** — конвейеров — текстурных модулей на конвейер (в скобках указаны предположительные данные);
*** — поддерживаемое аппаратно.

Северный мост i865 заслуженно считается одним из лучших для Pentium 4. Великолепный контроллер памяти поддерживает двухканальную память стандартов DDR400/333/266, сочетая высочайшую1 пропускную способность с традиционно низкой для чипсетов Intel латентностью (хотя и не такой низкой, как для одноканальных чипсетов Intel 845 или двухканального полностью синхронного E7205). Поддерживаются любые процессоры Pentium 4: с шиной 400, 533 и 800 МГц (причем не только Socket 478, но и Socket T (LGA 755)). Внешняя видеокарта подключается к северному мосту по интерфейсу AGP 8X; гигабитный сетевой контроллер — по «фирменной» выделенной шине CSA, вдвое более быстрой, чем обычная PCI. Как само собой разумеющееся, поддерживается Hyper-Threading. Южный мост ICH5 «особыми заслугами» похвалиться не может, однако является вполне современным решением: два порта SATA (которые в ICH5R можно объединить в RAID-массив), два канала UltraATA/100, восемь портов USB 2.0, шестиканальный AC`97, стомегабитный Ethernet. Своеобразный «твердый хорошист». Впрочем, обо всем этом мы уже многократно писали год назад.

Чипсеты Intel 865G и 865GV содержат встроенное графическое ядро, в i865GV нет шины AGP (точнее, она отключена) и подключить к нему дискретную видеокарту не получится. Графическое ядро Extreme Graphics уже описывалось в статьях по i845G (см., например, www.terralab.ru/system/17920, ../system/33612 и ../system/34451), и, как уже было сказано, переработке фактически не подвергалось. Тайловая архитектура, динамическое выделение памяти для нужд интегрированного ядра, аппаратная поддержка на уровне DirectX 7, блока ускорения геометрических расчетов нет, какие-либо шейдеры не поддерживаются. Поддерживается анизотропная фильтрация только второго уровня (level 2). И даже тактовая частота оставлена прежней — 266 МГц, хотя и с возможностью «неофициального» разгона до 333 МГц. Однако доступная ядру полоса пропускания памяти выросла почти втрое, и это не могло не сказаться на производительности. Впрочем, не будем забегать вперед и представим для начала участницу сегодняшнего тестирования.

Материнские платы на i865G (и тем более — на GV) на родных просторах и на нашем сайте — сравнительно редкие гости. Вот принято у нас в России ставить в компьютеры дискретную видеокарту, и тем более — в мощную систему на чипсетах i865/875, так что интегрированные решения как-то сами собой оказываются лишь в самых дешевых конфигурациях, к которым виновников этой статьи пока никак не отнесешь. Поэтому представлять лучшую до недавнего времени интегрированную графику Intel будет единственная плата — и тоже производства Intel — D865GBF. Впрочем, на отечественном корпоративном рынке интегрированные графические решения за последний год заметно прибавили в весе — именно благодаря чипсету i865G. И тестирование обещает быть интересным — нехватка представителей сполна искупается интересностью чипсета.

 

Плата Intel D865GBF

Характерный алюминиевый радиатор, зеленый текстолит с классическими черно-белыми разъемами — фирменный дизайн материнских плат от Intel узнается с первого взгляда. Наша материнская плата имеет максимально возможные для ATX размеры — полноценные 29x24 см, на которых вольготно разместились четыре слота памяти (общим объемом до 4 Гбайт), шесть слотов PCI и один AGP. Традиционно же для Intel значительная часть текстолита материнской платы не используется.

Плата Intel D865GBF на чипсете i865G.

В роли северного моста D865GBF, естественно, выступает i865G, южный мост — ICH5 (увы, не ICH5R). Стабилизатор питания процессора — двухфазный, конденсаторов в системе питания четырнадцать: четыре по 1200 мкФ, пять по 820 мкФ, пять по 400 мкФ.

Стабилизатор питания процессора на плате Intel D865GBF.

В этом стабилизаторе используются внушительного вида катушки индуктивности.

Кроме того, стабилизатор питания памяти на плате тоже импульсный.

Стабилизатор питания памяти на плате Intel D865GBF.

Помимо них на материнской плате в живописном беспорядке разбросано еще свыше 20 конденсаторов небольшой (от 500 до 40 мкФ) емкости. Конденсаторы, надо сказать, довольно хрупкие, легко гнутся и их можно нечаянно с платы отломить. Пластины жесткости под процессорным сокетом нет — строго в соответствии с рекомендациями самой корпорации. В Socket 478 можно установить практически любые Pentium 4 Northwood (начиная с 1.60A) с шиной 400, 533 или 800 МГц. Аналогичная ситуация с Celeron, только здесь минимальная частота составляет 2,0 ГГц. В 184-контактные слоты памяти можно поставить DDR400 (только для процессоров с FSB 800), DDR333 (только для CPU с FSB 800 или 533) или DDR266 (любые процессоры). ECC не поддерживается, PAT, разумеется, тоже нет. Слот AGP 8X/4X работает только с полуторавольтовыми видеокартами (нечаянная установка старых карт с трехвольтовой шиной AGP может просто спалить материнскую плату, поэтому используется защитный ключ слота).

Южный хаб ввода-вывода ICH5 и
порты Serial ATA на плате Intel D865GBF.

С периферией дела обстоят сравнительно неплохо. ICH5 обеспечивает два IDE (UATA/100) и два SATA-канала (RAID не поддерживается). Интегрированный звук — неплохой шестиканальный SoundMAX 4 XL AudioESP (реализован на кодеке Analog Devices AD1985).

Аудиокодек (слева) и гигабитный сетевой контроллер (справа) на плате Intel D865GBF.

Южный мост поддерживает восемь полноценных портов USB 2.0, четыре из которых выведены на заднюю панель, а еще четыре разведены на плате и добавляются отдельными планками. Нет, увы, никаких дополнительных контроллеров — ни RAID, ни FireWire, ни UATA/133, ни хотя бы четырех портов SATA — баловать нас периферией и устанавливать какие-то там контроллеры от сторонних производителей разработчики явно не собирались, ограничившись исключительно своими силами. Правда, в компенсацию, интегрированная сеть работает на мощном гигабитном Intel 82547EI (Intel PRO/1000 CT), подключенном напрямую к северному мосту по фирменной шине Intel CSA (физический уровень обеспечивает схема CY284090C). Не забыты традиционные FDD, Parallel и COM-порты. Микросхема флэш-памяти BIOS обладает огромным объемом (4 Мбайт) и намертво впаяна в материнскую плату.

Разъемы на задней панели платы Intel D865GBF.

Сборка системы не выявила почти никаких нареканий на разводку. Все-таки свободного места на полноразмерной плате более чем достаточно, поэтому все разъемы расположены удобно, защелки слотов памяти видеокартой не блокируются, тянуться далеко за нужным разъемом нигде не требуется. Все слоты и разъемы подписаны, но, к сожалению, зачастую комментарии к этим подписям располагаются на весьма приличных расстояниях. Например, разъем для подключения корпусных индикаторов и кнопок (Front Panel Connector) подписан, но таблица распиновки этого разъема находится сантиметрах в пяти от разъема, по другую сторону от южного моста чипсета и в ходе первой сборки системы она осталась вообще незамеченной (что особенно досадно, учитывая, что FPC расположен на самом краю разведенного текстолита и рядом с ним находится здоровенный участок материнской платы, вообще ничем не занятый). Еще неприятности возникли с теми самыми небольшими конденсаторами, в изобилии разбросанными по плате: пара из них расположена совсем рядом с защелкой слота AGP и отодвигая в сторону последнюю (надежную, но далеко не самую удобную) пальцы как-то сами собой за них цепляются. А конденсаторы, как уже говорилось, гнутся едва ли не проще, чем защелка отжимается в сторону, так что действовать здесь приходится осторожно.

Джамперов на плате практически нет (если не считать блоков перемычек непонятного назначения), причем особое впечатление производит разведенный, но не распаянный Clear CMOS. Вместо него разведен универсальный джампер восстановления BIOS: в исходном положении система работает в обычном режиме; если выставлены слишком жесткие настройки и система не загружается, то перестановкой перемычки система переводится в Recovery Mode. В этом режиме плата запускается с максимально надежными настройками и автоматически заходит в BIOS Setup, где можно исправить сбоящие настройки, сохранив все остальные — очень удобное решение. Ну а если перемычку снять вообще, то материнская плата автоматически попробует восстановить BIOS со специально подготовленной для этих целей дискеты.

Джампер «BIOS Config» на плате Intel D865GBF.

У материнской платы очень удобный и достаточно функциональный BIOS Setup (основанный на AMI BIOS и творчески доработанный). Помимо традиционных даты-времени, настройки IDE, порядка загрузки устройств, различных настроек типа «PnP OS», «Parallel port mode» и возможности поотключать всю интегрированную периферию, доступны настройки основных таймингов памяти (tCL, tRCD, tRP, tRAS — в прошлом это отсутствовало на платах Intel, но теперь «избушка повернулась к лесу задом и к пользователю передом и немножко наклонилась»), и выбор частоты ее функционирования (разгона нет — лишь выбор между DDR400–DDR266).

Меню установки параметров работы системной
памяти в «BIOS Config» платы Intel D865GBF.

Можно также менять апертуру AGP (до 256 Мбайт), частоту функционирования графического ядра (до нештатных 333 МГц) и размер его фрейм-буфера (1, 8 или 16 Мбайт).

Меню разгона частоты работы графического
ядра в «BIOS Config» платы Intel D865GBF.

Разгона собственно процессора и памяти по шине традиционно для Intel нет совсем (хотя в наиболее продвинутых платах Intel на чипсетах 875P и 865PE и он появился). Ни одно напряжение питания также не регулируются. И уж тем более не получится включить в контроллере i865 «несуществующий» PAT, что позволяют делать материнские платы большинства остальных производителей. Кроме этого разработчики убрали огромное число «древних» артефактов типа «OS/2 with more then 64Mb of system RAM» и «Memory hole at xxx», которые уже лет пять никто не использует. Настройки аккуратно сгруппированы по разделам, а не свалены огромными кучами в разделы типа «Advanced Settings», как у большинства других материнских плат - непривычно, но очень рационально. Выдается огромное количество разной «вспомогательной» информации — от традиционного мониторинга (температура процессора и двух термодатчиков на материнской плате, скорости вращения всех вентиляторов, практически все напряжения — +1,5 В, +3,3 В, +5 В, +12 В, напряжение на ядре процессора)

до подробного комментария об установленных модулях памяти, процессоре, режимах их работы и даже информации о модели и версии материнской платы.

Информация о плате в BIOS Setup Intel D865GBF.

Ведется даже специальный лог нештатных ситуаций. А если язык Вильяма Шекспира, на котором (по умолчанию) BIOS Setup ведет диалог с пользователем, покажется Вам слишком сложным, то можно попробовать его заменить на какой-либо другой. В нашем случае Setup позволял переключаться между английским и французским. Если добавить к этому очень удобный механизм восстановления BIOS и его настроек, то трогательная забота о пользователе налицо. Пусть даже настроек не так много, а разгон невозможен — удобство работы искупает, пожалуй, все недостатки. Идеальный вариант для не слишком искушенного пользователя или для построения начальной домашней системы (уже не говоря о корпоративной!). Читать дальше >>>


1. Просим прощения за маркетинговое выражение, но как еще называть ПСП, в точности соответствующую максимальной пропускной способности процессорной шины Pentium 4 (QPB)? [вернуться]

Испытания

Два высококлассных модуля 256 Мбайт OCZ PC3200, любезно предоставленных нам компанией «Патриарх» (www.memory.ru) прекрасно работали на данной материнской плате в двухканальном режиме (как DDR400) с таймингами 2-3-2-5. При установке tRCD=2 система не стартовала - а жаль, ведь как мы неоднократно могли убедиться на платах других производителей, данные модули способны держать и 2-2-2-5, до которых плата Intel в данном случае чуть-чуть недотянула. Ровно та же ситуация сохранялась и в режимах Dual DDR333 и Dual DDR266, подчеркивая «вину» исключительно платы Intel.

 

Качество 2D и стабильность работы

По сравнению с нелюбимым детищем корпорации - i8452, прогресс огромен. Не было проблем с конфликтом драйверов и Content Creation Winstone, драйвера видео с самого начала позволяли нормально выставить любой видеорежим, IAA тоже установился без запинки. Вообще следует особо отметить очень удобный инсталляционный диск, с которого все драйвера и программы можно установить в практически полностью автоматизированном режиме. Собственно к чипсету не удалось предъявить ни одной претензии, однако на тестировавшуюся материнскую плату есть пара нареканий.

Во-первых при подаче на плату питания (включении БП, включении компьютера в розетку) компьютер на секунду включается, причем происходит это независимо от соответствующих настроек BIOS (где можно на выбор после подачи питания на плату либо оставить компьютер выключенным, наоборот, автоматически включить, либо, как то стоит в настройках по умолчанию, восстановить последнее состояние системы до пропадания питания). Во-вторых, чипсет i865 поддерживает DDR400 только при установке процессора с FSB 800МГц, однако BIOS Setup запросто позволяет установить режим Dual DDR400 и при установленном процессоре с FSB 533МГц. Система при этом рапортует об ошибке в SPD модулей (!) и автоматически переключается в режим Dual DDR266. В-третьих, так нормально и не заработала загрузка с DVD-ROM и установка Windows XP с него (впрочем, это, возможно, вина самого оптического привода, поскольку на похожих платах с другими приводами загрузка с DVD-ROM работала).

Драйвера позволяют устанавливать видеорежимы от 800x600 до 2048x1536. Кадровая частота в разрешениях 1024x768 и 1280x1024 может быть выставлена до 120 Гц; в максимально возможном 2048x1536 - до 75 Гц. Качество 2D хорошее, нареканий к выдаваемой картинке во всех доступных использованному монитору видеорежимах (21” HP D1199A Ultra VGA 1600) нет.

 

Тестирование производительности

За основу тестовой системы была взята наша неизменная в этой серии обзоров конфигурация: Pentium 4 2,80C с поддержкой HT (Northwood, FSB 800 МГц, L2 512 Кбайт), два модуля OCZ по 256 Мбайт (см. выше), работавших в режиме Dual DDR400 с таймингами 2-3-2-5, HDD 160 Гбайт Seagate Barracuda 7200.7 (ST3160021A), операционная система Windows XP Professional SP1 (английская). Использовалось интегрированное графическое ядро, видеокарты Gigabyte GA-GF1280 rev.1.1 (GeForce 2 MX 400) и ASUS V9180 (GeForce 4 MX 440-8x), отмеченные в таблице как int., GF2MX и GF4MX соответственно. Также мы рассмотрели работу i865G с более старым Pentium 4 2.80B (Northwood, FSB 533 МГц, L2 512Кбайт, HT не поддерживается)3 и с более медленной памятью (Dual DDR333 и Dual DDR266), поскольку именно эти процессоры и память сейчас чаще используются для построения бюджетных систем с интегрированной графикой. Соответствующие столбцы помечены как «FSB533», «DDR333» и «DDR266» соответственно. По умолчанию на процессоре с FSB 800 МГц использовалась DDR400, а с FSB 533 - DDR333. Кроме того мы не удержались от возможности разогнать графическое ядро i865G с 266 до 333МГц - это второй столбец нашей таблицы.

Полученные результаты сведены в таблицу 2 и проиллюстрированы на диаграммах ниже.

Таблица 2. Результаты тестов платы Intel D865GBF
в различных конфигурациях.

Особо отметим, что в пакете Content Creation Winstone по умолчанию4 не задействуется многопоточность в подтесте, где с помощью Lightwave рендерится трехмерная сцена, а это на системе, поддерживающей Hyper-Threading, приводит к некоторому занижению результатов. Результаты тестов мы сняли в двух режимах - с соответствующим патчем и без него (последние для сравнения мы все же приводим в скобках) - прирост «баллов» от использования HT, как видно, составляет менее 1-2%.

 

Результаты «чистой производительности»

Надо сказать, что полученные на i865G результаты оказалось не так-то просто проинтерпретировать. Впрочем, все по порядку. Начнем с низкоуровневых тестов памяти.

Тест AIDA32 на чтение из памяти и ScienceMark на предельную пропускную способность памяти особенных сюрпризов не преподносят: двухканальный i865 с любой памятью является безусловным лидером (как и предполагалось теоретически). «Старичок» 2.80B с более медленной процессорной шиной (FSB533) теоретически не способен пропустить через себя больше двух каналов DDR266 и потому заметно отстает от своего собрата с FSB 800, работающего даже с чуть более медленной DDR333.5

А вот в тесте AIDA32 на скорость записи в память i865 показывает себя далеко не так хорошо - выигрыш от второго канала памяти не столь уж велик. Отлично себя показывает SiS661FX, уступающий в дискретном случае лишь i865, работающему с FSB 800 МГц и двухканальной памятью DDR400, а в интегрированном - еще и связке i865 + Dual DDR333. Кроме того, благодаря тому, что скорость записи в память оказывается заметно ниже скорости чтения, процессорная шина нагружается не так сильно и проигрыш Pentium 4 с шиной FSB 533 МГц своему более быстрому собрату практически исчезает. Еще одно важное для нас сейчас наблюдение: использование внутреннего графического ядра практически не влияет на скорость записи в память и отбирает до 10-15% у скорости чтения.

Латентность двухканального решения закономерно чуть выше, чем одноканального, поэтому i845GE идет практически наравне с i865G, уступая лишь при использовании с последним двухканальной памяти DDR400. Чипсет SiS - явный аутсайдер. Все очень предсказуемо, разве что обращает на себя внимание заметный всплеск латентности на i865G при работе с FSB 800МГц и двухканальной DDR400 на интегрированной графике. Скорее всего, «виновато» в этом отсутствие технологии PAT у i865.6

Посмотрим, дает ли полутора-двухкратное увеличение пропускной способности памяти (при почти неизменной латентности) заметный прирост производительности в реальных приложениях. Как всегда, начнем с многочасовых комплексных бенчмарков Winstone и SYSmark.

Любопытно, что Business Winstone отдал пальму первенства чипсету... i845GE (мы подозреваем в этом IAA - он на двухканальных чипсетах Intel не работает для UltraATA-винчестеров и без использования RAID, который на бюджетных системах с интегрированной графикой вряд ли скоро начнут использовать). Двухканальные системы на i865G при использовании памяти DDR266 и DDR333 идут вровень с SiS661FX и проигрывают 10% старичку i845 и чуть более медленному i865G с двухканальной DDR400. Довольно странные, но проверенные результаты. Толку от HT (и прочих новых технологий) в этих комплексных бенчмарках, отражающих «типичную работу офисного пользователя», в общем, никакого.

С Content Creation, к счастью, все уже намного более предсказуемо - i865G лидер, особенно заметно вырываясь вперед в интегрированном случае. Впрочем, все системы идут очень плотной группой, разрыв в производительности минимален.

SYSmark 2004 сюрпризов не преподносит: распределение участников по призовым местам примерно совпадает с их распределением по предельной пропускной способности памяти. На примере подтеста ICC хорошо заметно, что этот бенчмарк сильно выигрывает от задействования Hyper-Threading: процессор 2.80B с любым чипсетом стабильно проигрывает 10-15% своему «огипертреденному» собрату 2.80C, разница же между чипсетами и различными типами памяти скорее гомеопатическая. В Business Winstone максимальный выигрыш новых систем (i865G + 2.80C + Dual DDR400) над старыми (i845GE + 2.80B + DDR333) составляет 25%. А ведь ПСП выросла почти в 2,5 раза - с 2,7 до 6,4 Гбайт/с! Интересно, какой прирост производительности будет при переходе от DDR-400 к DDRII-533 (на 33%, с 6,4 до 8,4 Гбайт/с) даже когда выйдут процессоры с FSB 1066МГц? Пожалуй, совсем недаром в Prescott предприняты специальные меры, чтобы эффективнее утилизировать высокую ПСП.7

Подтест Primordia пакета ScienceMark, как и ICC SYSmark, очень эффективно задействует Hyper-Threading. Различия в пропускной способности памяти сказываются на тесте довольно слабо: двухканальная DDR333 + i865G работает практически с той же скоростью, что и одноканальная DDR333 + i845GE. В дискретном варианте отлично смотрится чипсет SiS, лишь незначительно уступающий лидеру от Intel. Задействование интегрированной графики, как и во всех предыдущих тестах, слабо изменяет результаты двухканальных решений.

Даже «престарелый» CPUmark работает на топовом i865G чуть быстрее. Впрочем, различия между чипсетами очень невелики, а при использовании с i865G памяти DDR266 или DDR333 последний уходит в аутсайдеры.

WinRAR 3.30 - один из немногих тестов, где чипсеты Intel - безусловные лидеры, а i865 может без натяжек называться самым быстрым. Интегрированное графическое ядро здесь довольно сильно притормаживает всю систему (вспомним о тестах латентности памяти).

Бенчмарк от RealStorm очень напоминает по своим предпочтениям CPUmark`99. i865G с трудом выигрывает у i845GE.

Рендеринг в CineBench практически безразличен к используемой памяти и чипсету - в нем важно только есть в процессоре Hyper-Threading, или нет. Последние проигрывают старшим собратьям до 25%.

Промежуточный итог: сильно возросшая ПСП чипсета i865G дает прирост производительности далеко не всегда. Надеяться на однозначное преимущество можно только используя память DDR400, во всех остальных случаях одноканальные чипсеты обычно выступают не хуже, а иногда и вовсе вырываются вперед. Падение производительности от использования интегрированного графического ядра i865G вместо дискретной видеокарты очень мало - обычно менее 5%. Что делает этот чипсет очень привлекательным для многих «не3D-графических» применений. Читать дальше >>>


2. Напомним, что 845-й чипсет изначально появился на свет исключительно в целях популяризации Pentium 4 - когда стало очевидным, что связка i850 + RDRAM широкого распространения никогда не получит. Легко прослеживается аналогия и с провалом i820, который закрывали чипсетом i815. Оба этих «незапланированных» чипсета получили куда большее развитие, чем их прародители. Может быть, поэтому все последующие чипсеты Intel начала нумеровать числами, оканчивающимися пятерками (сравните: i440, i810, i820, i850 и потом i815, i845, i865-875, 915-925)? [вернуться]

3. Процессоры были любезно предоставлены компанией «Никс» (www.nix.ru). [вернуться]

4. Требуется вместо «стандартного» теста создать «свой» и в дебрях настроек вручную указать число потоков Lightwave. [вернуться]

5. Напомним, что в целях лучшей синхронизации процессорной шины и шины памяти в режиме FSB 800 + DDR333 оперативная память работает на чуть сниженной до 320 МГц частоте. [вернуться]

6. Напомним читателю, что «технология PAT», по сути дела является несложным маркетинговым приемом, призванный четче позиционировать более дорогой i875P. Оба чипсета проектировались таким образом, чтобы минимизировать задержку прохождения данных через чипсет, однако в i865 в режиме FSB 800 + DDR400 автоматически включается более медленный «запасной путь». А в i875P не включается, сигнал по-прежнему идет «быстрым путем» и называется это «технологией PAT». Все эти подробности стали известны после того, как производители материнских плат сообразили, что поскольку выбор «пути» происходит при инициализации системы, то временно «притормозив» процессор до FSB533 на время инициализации, а затем «разогнав» вместе с чипсетом обратно к FSB800 можно включить «несуществующий» PAT в i865. Такую технику сегодня поддерживают практически все более-менее «продвинутые» материнские платы - кроме материнских плат самой Intel, разумеется. [вернуться]

7. Например, при обращении к памяти подгружаются не одна кэш-линейка (64 байта), как то делают все остальные процессоры, а сразу две (128 байт) - текущая и последующая. [вернуться]

Игровые и OpenGL-тесты

Оперативная память в интегрированных графических системах зачастую оказывается «бутылочным горлышком», ограничивающим производительность всей системы. Посмотрим, насколько улучшилось положение графического ядра Extreme Graphics от перехода к намного более производительной подсистеме памяти. Как всегда, первый тест - предельная скорость закраски сцены (fillrate).

Графическое ядро Extreme Graphics и раньше показывало здесь прекрасные результаты, так что даже наглядная демонстрация того, что ядро в Extreme Graphics 2 осталось практически тем же, не портит общего впечатления. При разгоне ядра до 333 МГц (от ПСП fillrate практически не зависит) Extreme Graphics превосходит по этому параметру GeForce 2 MX более чем в два раза (до GeForce 4 MX этому ядру, правда, еще ой как далеко - сказывается недостаточное число конвейеров рендеринга).

Однако в условиях реальной нагрузки (когда помимо самой видеокарты память использует еще и приложение) ПСП уже начинает заметно сказываться на общей производительности. В CineBench (наконец-то!) Extreme Graphics 2 однозначно опережает GeForce 2 MX.

А вот Hardware T&L и отлаженные OpenGL драйвера NVIDIA крыть Intel Extreme Graphics 2 нечем - в SPEC viewperf однозначное поражение. Важно тут отметить и то, что если в предыдущем тесте графика 865G явно доминировала над графикой 845GE (напомним, что они практически идентичны - различия лишь в большей скорости памяти), тот тут уже, напротив, 845GE практически не уступает 865G! И, разумеется, все они наголову лучше, чем SiS661FX.

В старых играх Extreme Graphics 2 безоговорочно лидирует - в 3Dmark 2001SE, Vulpine GLmark и Quake 3 старичок GeForce 2 MX 400 проиграл! Вот и реальные подтверждения «маркетинговым» утверждениям корпорации о «GF2MX-классе» ядра Extreme Graphics 2. Отрыв от «первого Extreme Graphics» новой версии доходит до 50%. По субъективным ощущениям - играть в Q3, RCTW, Max Payne и подобные игры на этой графике уже можно с комфортом. Правда, GeForce 4 MX (цены на который начинаются сегодня от 40$) быстрее в разы (например, втрое в Quake 3)...

К сожалению, в новых играх, способных использовать возможности видеокарт «по полной программе», Extreme Graphics 2 смотрится далеко не так хорошо - вновь сильно выигрывая у предыдущего поколения интегрированной графики, до GeForce 2 MX 400 дотянуться ему уже не получается. Многие игры нового времени, вдобавок, еще и не запустятся на этом графическом ядре (запускаясь при это на GF2MX). Впрочем, собственно говоря, из всех рассмотренных вариантов только GeForce 4 MX имеет приемлемую производительность для новых игр. Скажем, в Unreal Tournament 2004, несмотря на 40 fps в бенчмарке, играть некомфортно: время от времени возникают очень раздражающие микропаузы, когда скорость прорисовки на доли секунды резко проседает. В Unreal 2 попросту всюду сильные тормоза…

Подводя итог: чуда не произошло. Конечно, старое графическое ядро еще раз «накачали» всеми мыслимыми стимуляторами - задрали тактовые частоты и доступную ПСП, но от правды не уйдешь: Extreme Graphics 2 сегодня - безнадежно устаревшее игровое решение. Оно достаточно быстро в играх трех-четырехлетней давности, но никуда не годится в современных играх. Если вас устраивают старые 3D-игры, либо вы предпочитаете не слишком навороченные стратегии - это один из лучших вариантов. Если же нет… то читайте наши обзоры дальше.

 

Функциональные возможности и качество 3D

На аппаратном уровне поддерживается только DirectX 7. Впрочем, на уровне драйверов заявлена полная совместимость с DirectX 8.1: не слишком сложные шейдеры и недостающий T&L эмулируются центральным процессором. И в целом это действительно так - каких-либо нареканий на прорисовку где-либо в DirectX или OpenGL нет. Ничего не зависает, не глючит, не вылетает. Да, в Aquamark 3 нет «шейдерных» бликов воды и отражений в металлических поверхностях - но их нет и на GeForce 2 и GeForce 4 MX. В остальных тестах и играх, по крайней мере, чисто визуально, качество картинки по сравнению с тем же GeForce 4 Ti не страдает. Поддерживается анизотропная фильтрация второго уровня (level 2), FSAA нет. И ситуацию можно было бы назвать прекрасной, если бы не обширный список игр, которые с Extreme Graphics 2 просто не работают. Far Cry, Homeworld 2 (эта игра не поддерживает видеокарты без Hardware T&L), Splinter Cell - список можно продолжить. К примеру, из нашего набора тестов не заработал Gun Metal Benchmark 2. Правда, к чести маркетологов Intel, все эти игры используют DirectX 9, хотя и прекрасно работают на GeForce 4 Ti, который относится к «честному» (в отличие от «софтового») поколению DirectX 8. Кроме того, такие относительно нестарые игры, как Max Payne 2, Mafia, Unreal 2 нормально работают. Одним словом, ситуация с поддержкой новых игр складывается по принципу «как повезет» - что-то работает, что нет. Зато если работает - то работает без нареканий, хотя и без особенных красот.

 

Выводы

Платы на чипсетах Intel 865G и 865GV - прекрасное современное решение до сих пор, даже после выхода новых чипсетов Intel 915G. Но ждать слишком многого от них не стоит. Двухканальный режим работы DDR-памяти - не панацея и не стоит рассчитывать на то, что два модуля DDR266 (в двухканальном режиме) всюду будут работать быстрее одного DDR400, несмотря на полуторакратную разницу в ПСП. Чаще всё будет происходить с точностью до наоборот! Интегрированная графика 865G не требует много ресурсов, обладает хорошей производительностью в старых играх и неудовлетворительной - в новых. Стабильность работы, качество 2D и корректность отображения 3D на высоте. Серьезных проблем с подключением периферийных устройств тоже не должно возникнуть, так что на i865G можно организовать отличный неигровой домашний или мультимедийный компьютер, хотя корпоративный или офисный ПК, наверное, целесообразнее строить все же на более дешевом i845GE, который почти не проигрывает более свежему собрату в «рутинной» производительности. Более того, в некоторых ситуациях на чипсете i865G можно собрать даже дешевую рабочую станцию по работе с видео, двумерной графикой (Photoshop, Corel, Premiere, Pniiacle и пр.), а также с несложным аудио. Несмотря на недавний выход чипсетов 915G с интегрированной графикой нового поколения, платы на 865G/GV по-прежнему будут активно продаваться, постепенно теряя в цене (кстати, недавно оптовая цена на 865GV опустилась до 25 долларов - это даже дешевле 845GE!) и смещаясь в бюджетный сегмент, тем более что они предназначены для заметно подешевевшей за последний год DDR400/333, а не дорогой пока DDR2, а потребительские свойства эти чипсеты обеспечивают достаточно внушительные.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.