Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Intel Developer Forum — сюрпризы нулевого дня

АрхивПлатформа
автор : Михаил Попов   16.09.2003

Intel круто поменяла обычную программу нулевого дня на IDF, рассказав о будущем беспроводных коммуникаций и концепции персонального сервера.

Сегодня в Сан-Хосе стартовал осенний форум компании Intel для разработчиков, куда по давней и доброй традиции были приглашены корреспонденты ИД «Компьютеррра». Обычно в нулевой день IDF – понедельник – мы рассказывали о погоде, настроениях в Кремниевой Долине и другим интересных вещах. На этот раз на подобные рассказы времени нет совсем.

Intel круто поменяла программу нулевого дня, и вместо вялых анонсов того, что будет происходить в следующие дни (вялых – потому что самого интересного говорить до поры до времени нельзя), рассказала о перспективных направлениях своих разработок. То есть о том, о чем обыкновенно речь шла в последний день Форума – к тому времени журналисты уже находились в совершенно увядшем состоянии и не могли адекватно передать новизну идей. Теперь все поменялось.

Просмотр предварительной программы Форума оставляет впечатление, что этот IDF в значительной степени сфокусирован на решениях для потребительского рынка, а мощным серверам и прочим корпоративным вещам будет уделяться больше внимания на весеннем форуме.

Эфирная широта

Стив Павловский (Steve Pawlowskiy), директор исследовательского подразделения по коммуникациям и технологиями соединения (Communication and Interconnect Technology Lab) заглянул в завтра беспроводной передачи данных. И даже отчасти в послезавтра. Поскольку частотные диапазоны являются всеобщим достоянием и подвергаются жесткому регулированию и в отдельных странах, и на международном уровне, полет технологической мысли здесь ограничен не только фантазией исследователей. Поэтому г-н Павловский много времени проводит в работе с регулирующими органами разных стран, рассказывая о перспективных разработках и пытаясь договориться об использовании спектра. В том числе и с российскими регулирующими органами, которые, видимо, больше всего врезались Стиву в память, в качестве примера он почему-то назвал именно их.

Замышляемые Intel нововведения идут так далеко, что их реализация оказывается невозможна без реформы политики использования частотных диапазонов. Речь идет, например, об универсальных кремниевых радиочипах (т.е. радиочасть изготавливается по тому же КМОП-процессу, что и сам чип и составляет с ним единое целое), которые работают во ВСЕХ частотных диапазонах и во ВСЕХ типах сетей – локального, местного и дальнего назначения (PAN, LAN и WAN). Отойти от стереотипов устройства, работающего на одной частоте, довольно трудно. Еще труднее представить, как это все будет лицензироваться. Предполагая разнообразные требования к использованию частотных диапазонов в разных странах, Стив Павловский поделился идеей адаптивного использования частот – чип «понимает», на какой частоте ему работать можно, на какой нельзя в данном месте и подстраивается под локальные требования. Естественно, возникает вопрос, как это возможно? Стив обозначил по крайней мере два способа: во-первых, определение своих координат с помощью GPS и, во-вторых, сканирование частотного диапазона на предмет свободных участков с гибким их освобождением. Например, нелицензируемое использование свободных телеканальных частот. А если вдруг частота понадобится — «Скорой» или, там, пожарникам — устройство с нее быстро слезет.

Одним из режимов использования универсального радиочипа будущего, конечно, станет работа в ультрашироком диапазоне (UWB – Ultrawide Band). Исторически эта технология использования слабых дискретных радиоимпульсов с очень широким частотным спектром была разработана для военных применений. Начиная с середины 90-х годов к ней начал возрастать интерес коммерческих компаний, и в феврале 2002 года федеральная комиссия по телекоммуникациям разрешила в США использование устройств UWB в диапазоне от 3,1 до 10,6 ГГц, если амплитуда их сигналов не превышает –41 dBm/MHz

UWB радует разработчиков не только возможностью реализации на одном кристалле с логическими микросхемами, но и высокой скоростью передачи (на расстояниях до 10 м она значительно больше, чем характерные для Fast Ethernet 100 Мбит/с). Кстати, высокие скорости передачи требуют значительных вычислительных ресурсов для обработки данных, что еще больше повышает привлекательность размещения логики и радио на одном кристалле. Но нет добра без худа — устройства UWB пока огорчают умением создавать помехи другим устройствам и сами страдают от помех. Они предъявляют очень высокие требования к качеству проектирования и изготовления, а также характеризуются малым радиусом действия.

Из возможностей и ограничений вытекает наиболее естественный способ применения UWB — в качестве замены локальных шин. Например, шины USB — менять придется только одну букву в аббревиатуре.

Стив Павловский также представил концепцию трех видов адаптации «разумных» радиоустройств. К первому виду— Agile Radio — относятся радиоустройства, которые лишь способны работать в разных диапазонах по разным протоколам. На следующем уровне находится Cognitive Radio, которое не только может работать где угодно и как угодно, но еще и определяет, в каком географическом районе находится и как в нем можно работать (см. выше), подстраиваясь под местные требования и нужды приложений. Наконец, на третьем уровне находится реконфигурируемая архитектура RCA — Reconfigurable Architechture — представляющая собой массив из гетерогенных элементов, способных работать в различных узких частотных диапазонах.

Возникает естественный вопрос — когда же можно ожидать выхода этого радиоизобилия на массовый рырок? По словам Стива Павловского, первые устройства UWB стандарта 802.16, могут появиться в течение ближайших двух лет, но до развития инфраструктуры и появления зрелых приложений должно пройти еще какое-то время.

Сервер для ридикюля

Рой Вант (Roy Want) из исследовательского подразделения Группы корпоративных технологий рассказал собравшимся журналистам про что-то очень личное. Про личный сервер. К этой идее в Intel пришли, пытаясь решить неразрешимое противоречие: карманные компьютеры слишком малы для удобной работы, а удобные в работе нотбуки слишком велики, чтобы таскать их повсюду. В качестве компромисса была предложена маленькая коробочка вообще без каких бы то ни было интерфейсов, кроме беспроводного. Зато внутри… внутри, если учесть темпы роста плотности записи на флэш-картах и жестких дисках, могут храниться очень большие объемы информации. Правда, для доступа к этой информации нужна развитая инфраструктура — публично доступные дисплеи, информационные киоски и т.п.

Эту концепцию можно критиковать со многих позиций — как с точки зрения маркетинга (какая бизнес-модель заставит повсеместно устанавливать экраны для публичного доступа?), так и с точки зрения инженерного решения. Например, зачем нужна зависимость от внешних дисплеев чтобы посмотреть (часто приводимый Роем Вантом пример) расписание самолетов и поездов? С ним прекрасно можно работать и на экране PDA. Разработчики, кстати, предусмотрели и возможность работы с небольшим экраном, установленным в часах (связывающегося с сервером по беспроводному протоколу), но уж если речь зашла о концепции, то что мешает разместить экран на самом «личном сервере»? Чем больше пытаешься в уме приблизить идею «личного сервера» к жизни, тем больше он становится похож на обычный КПК, который с течением времени на наших глаза эволюционным путем обретает характеристики предлагаемого устройства, главная из которых — большой объем памяти со всеми необходимыми в повседневной деятельности данными. Впрочем, разработчики приходит к идее размещения информации в сотовом телефоне, который пользователь и так все время носит с собой.

Важным и нерешенным вопросом (это отмечают и разработчики) остается обеспечение безопасности хранящихся в сервере личных данных. В качестве решения проблемы предлагаются весьма экзотические варианты. Поскольку устройство связывается с публичными системами ввода информации, которым доверять нельзя, отпадает аутентификация по паролю — ведь во внешнем устройстве может сидеть программа-шпион, отслеживающая вводимые символы. Поэтому, предлагают разработчики, аутентификацию можно осуществлять путем выбора, например, знакомых пользователю фотографий из предлагаемого сервером случайного набора. Но это опять-таки не защитит от перехвата информации в процессе работы, ведь публичное устройство должно будет провести ее полное декодирование.

Оживление аудитории на докладе Роя Ванта достигло пика, когда он объявил, что сервер из его доклада — не только чистая идея, но работающий прототип. Собравшимся была явлена прозрачная пластиковая коробочка размером с пачку сигарет, внутри которой находились:
- флэш-память
- процессор Intel StrongARM с чипсетом
- адаптер bluetooth
- программное обеспечение: ОС Linux c веб-сервером Apache.

Коробочка успешно связалась с персональным компьютером и показала на нем содержание вебсайта с личными данными пользователя: материалами конференций, фотографиями из семейного альбома, музыкальными композициями, которые передавались в виде потокового аудио и даже видеоклипами, которые сильно страдали от небольшой пропускной способности bluetooth.

Острый десерт от Гелсингера

Под конец содержательной части нулевого дня IDF выступил Патрик Гелсингер. Отринув всякое вступительное слово, он сразу перешел к вопросам и ответам. Чем публику слегка вначале озадачил и первые вопросы были какие-то вымученные и задавались вяло. Зато потом зал разогрелся и смело спрашивал Гелсингера о самом сокровенном: например, собирается ли Intel получать у компании Nvidia лицензию на ее чипсет? На что Патрик, иронизируя над корпоративной политкорректностью, отвечал, что «мы всегда заинтересованы во взаимовыгодном обмене лицензиями с другими компаниями — другого официального ответа вы не получите ни в Intel, ни, наверное, и в Nvidia».

Гораздо более серьезно он относился к вопросам о процессоре Prescott вообще и его тепловыделении, в частности. Prescott — кодовое название процессора Pentium 4, который будет делаться по 90-нанометровому процессу и появится в продаже в конце этого — начале следующего года. Prescott, в момент своего объявления будет работать с существующими чипсетами — «это укладывается в общую политику Intel по постепенному обновлению платформы. Вначале переводится на новые технологические нормы процессор, потом обновляется чипсет», пояснил Патрик Гелсингер.

Он также рассказал (и было заметно, как глубоко волнует его эта проблема) о том, что при переходе на более тонкие технологические нормы тепловыделение падает не так сильно, как это наблюдалось раньше. Дело в том, что когда величина элементов транзисторов измеряет всего лишь десятками атомов, неизбежно возрастают токи утечки. Эти токи и дают повышение тепловыделения по сравнению с теоретически достижимым уровнем. В Intel, заявил Гелсингер, с этим явлением идет борьба всеми доступными способами — совершенствуется схемотехника, технологический процесс и т.д. «Сегодня рассеиваемая мощность становится настолько важным фактором, что определяет принятие или непринятие технологии», заявил Гелсигнер с большим чувством. Кстати, он сообщил, что Intel совсем не против использования своих мобильных процессоров Pentium M некоторыми производителями не в ноутбуках, а в компактных настольных моделях — «нам нравится, что люди творчески подходят к использованию наших процессоров».

Предлагаем обсудить события IDF на нашем форуме
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.