Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Убили DяTLA. Сухо замочили. (IBM HDD: осторожно, стекло?)

АрхивНакопители
автор : Александр Карабутов   04.05.2001

Голубой Гигант сел в калошу: стеклянные серии винчестеров 40GV и 75GXP сыпятся то тут, то там. Сколько еще протянет ваш DTLA и как продлить ему жизнь.

Найдется ли смельчак, способный оспорить технологическое лидерство компании IBM в индустрии накопителей на жестких дисках? Сильно сомневаюсь. Кто придумал головки с гигантским магниторезистивным эффектом, давшие в 1998 году мощный толчок развитию отрасли, который мы «расхлебываем» по сей день, не успевая следить за сменой моделей винчестеров? Кто первый (и пока гордо одинокий) в использовании стеклянных пластин вместо алюминиевых? А керамические шарикоподшипники? А технология TrueTrack Servo (подробности см. на www.compuferra.ru/online/storage/5599)?

Нет, безусловно, другие компании тоже не лыком шиты: череда интерфейсов UltraATA/33/66/100 (WD и Quantum), лабораторные рекорды по плотности записи (Fujitsu, Seagate и другие, причем на алюминиевых пластинах), жидкостные подшипники, новации в области ударостойкости и бесшумности дисков и прочее... Тем не менее, авторитет Голубого Гиганта здесь общепризнан, и продвинутые (или считающие себя таковыми) пользователи компьютеров всегда стремились оснастить своего железного друга последней моделью винчестера от IBM, пусть даже более дорогой, нежели аналоги от других фирм, и менее массовой (несмотря на идеологическое лидерство, доля продаж дисков IBM для персональных компьютеров не превышает 5 процентов, см., например, www.compuferra.ru/online/storage/7857).

Исключением не стали и вышедшие прошлым маем новаторские серии Deskstar 75GXP и 40GV (DTLA), задавшие на целый год вперед новую планку для соперников в плотности записи и производительности IDE-моделей (см., например, «КТ» #354). Однако с тех пор почти все конкуренты смогли освоить плотность записи 20 Гбайт на алюминиевую пластину для дисков со скоростью вращения 7200 об./мин., догнав и даже отчасти перегнав «стеклянных» пионеров (см. обзоры на www.compuferra.ru/online/storage/labs/). А IBM по-прежнему топталась на месте, не торопясь объединить плотность моделей 40GV со скоростью старшего брата 75GXP (или «уплотнив» последнего всего-то на треть). Обещанная серия 60GXP явно запаздывала, так и не успев к нашему обзору новых «семитысячников» в «КТ» #389.

Но поговорим о другом... Не секрет, что в последнее время возникло немало претензий к надежности дисков IBM серии DTLA. Многие зарубежные и отечественные Интернет-форумы пестрят некрологами о безвременной кончине свежекупленных птах (см., например, www.storagereview.com или www.compuferra.ru/online/forums/fegluki/thread20970_20970.html#20970), несколько подобных случаев мне также известно лично. И хотя персонально мои (и большинства моих знакомых) диски IBM, к счастью, работают пока без проблем (сплюнем все дружно три раза), а в ряде московских фирм-продавцов компьютерной техники не подтверждают тотальность проблемы, она все же существует. И своим существованием бросает тень на авторитет уважаемой компании, заставляя пользователей нервно дрожать от одной мысли, что созданные тяжким личным трудом бесценные данные в одночасье могут сгинуть в пучине ферромагнитного мусора.

Недавно проблему признали и в IBM. Как сказал официальный представитель IBM на выставке «CeBIT», в компании знают, что большое количество покупателей этих дисков имеют проблемы с работой, но это, по их мнению, проблема внешних контроллеров материнских плат, а не дисков IBM как таковых. Контроллерами, с легкой руки «заклейменными» представителем Голубого Гиганта, стали до селе почти безгрешный (читай — святой) чипсет Intel 440BX, а также более новые чипсеты AMD 751 и VIA KT133A. Насчет последних двух не берусь ничего говорить (AMD 75x в свое время был уличен немало раз, а за одним из южных мостов от VIA недавно был замечен грешок при копировании больших файлов), но вот клеймить ВХ, право, неразумно. Куда логичнее предположить, что проблемы имеют встроенные контроллеры самих дисков IBM DTLA, тем более что встречаются жалобы на их несовместимость и с другими чипами — AMD 756, Intel 815E, Promise под UltraATA/100, HPT366 и HPT370 от High Point. Правда, насчет HPT и BX (да и некоторых чипсетов от VIA) могу заверить, что лично я с ними и DTLA никаких проблем не имею как при многочисленных (и далеко не щадящих) испытаниях дисков в редакционной лаборатории, так и в личной работе (для HPT366 надо использовать BIOS версии не ниже 1.26). Между тем, такое «легкомысленное» заявление представителя IBM, растиражированное несколькими крупными информационными изданиями, может заставить многих срочно заменить DTLA на диск другой фирмы.

По словам представителя IBM, проблемы могут заключаться в том, что диск либо не работает совсем, либо издает странные и очень подозрительные звуки (образчики этих звуков можно послушать, например, по этим «страшным» адресам: www-1.ibm.com/... и ssddom01.storage.ibm.com/...; особо впечатлительным перед прослушиванием рекомендую запастись валидолом), либо на диске начинают прогрессировать плохие сектора, которые, по-видимому, иногда можно вылечить простым низкоуровневым форматированием. Многими пользователями замечено, что отказы в работе этих дисков могут произойти спонтанно во время его работы (что называется — «на пустом месте») и при выключении компьютера и/или диска. В «грехе» были уличены как диски, произведенные в Венгрии (с которых и началась эта история), так и их филиппинские собратья. Пока более точная (и тем более — строго официальная) информация об отличительных особенностях «проблемных» дисков не появлялась.

Однако в конце апреля со слов одного крупного дистрибьютора дисков IBM стало известно, что компания в данный момент полностью остановила производство накопителей серии DTLA (пока не ясно — только в Венгрии, или на Филиппинах тоже). Возможно, IBM будет осуществлять замену уже выпущенных дисков DTLA на серию 60GXP (хотя никаких официальных заявлений на сей счет IBM пока не делала). Эх, жаль, что мой «дятел» был куплен не в России… Тем не менее, пока Big Blue нам всем диски не поменял (шутка), не грех и подумать, можно ли избежать предполагаемой порчи уже купленных винчестеров (то есть самому «замочить убийцу»). Тем более что сходной проблеме отчасти подвержены накопители и других производителей.

Разумеется, не стоит всерьез рассматривать предложенный одним зарубежным «знатоком» метод отключения режимов UDMA (UltraATA/33/66/100) работы контроллеров с дисками — при этом винчестеры будут работать в два-три раза медленнее, и нет никакого резона считать, что такая работа будет безопаснее. Другое дело — нагрев. Вообще-то прошедшие через меня диски DTLA грелись очень слабо даже без дополнительного охлаждения (если они закреплены на стандартном металлическом шасси системного блока, что способствует теплоотводу). Однако встречаются сообщения и о сильно греющихся экземплярах DTLA. Видимо, это один из признаков проблемных дисков. В таком случае винчестер следует охлаждать лучше, установив на него дополнительный кулер, а чтобы попусту не создавать дополнительный шум вентилятором, можно регулировать скорость его вращения в зависимости от температуры диска электронной схемой, описанной мной здесь. По паспорту максимальная температура корпуса диска не должна превышать 55 градусов, однако на практике лучше не переступать выше 45. Измерять температуру диска можно как дополнительным термодатчиком из комплекта материнской платы, так и через встроенный в диски IBM термодатчик (правда, внутренний датчик доступен пока только через профессиональную диагностическую программу DDD-SI и только с другого винчестера, см. www.storage.ibm.com/techsup/hddtech/edgelink.htm).

И еще одно личное наблюдение по поводу температуры DTLA. Одна из микросхем контроллера этих дисков (обведена на фото) имеет особенность очень сильно разогреваться при активной работе диска (на холостом ходу они почти холодная). Так, я обнаружил, что при длительной непрерывной работе диска IBM DTLA-307020 (чтении/записи и поиске) температура корпуса этой микросхемы  может достигать 70 градусов (при этом корпус диска был нагрет всего до 40 градусов). Если же сам диск нагрет выше, то нет гарантии, что данный чип не перегреется вплоть до выхода его из строя или появления ошибок в работе, которые могут повредить поверхность дисков! При отсутствии обращений к диску этот чип быстро остывает, поэтому в большинстве случаев обычной работы винчестера данная проблема не возникнет, однако исключать ее как одну из возможных причин «проблемы DяTLA» нельзя. Здесь можно порекомендовать приклеить на эту микросхему (с помощью теплопроводящей липучки) небольшую металлическую пластину, обдувать диск снизу, или не «гонять» диск подолгу (впрочем, IDE-диски и не предназначены для непрерывной работы в режиме чтения/записи в составе мощных серверов).

Плата контроллера диска IBM DTLA-307020.
Красным обведена критично разогревающаяся микросхема.

Другая опасность таится в слишком быстром выключении питания диска при выключении компьютера, а также — в возможной нестабильности и некачественности самого питания диска. Разумеется, не следует пренебрегать качеством блока питания компьютера — он должен обеспечивать мощность хотя бы 230 Вт, быть надежным, не «проседать» под большой кратковременной нагрузкой, не давать коротких всплесков при помехах в сети. Конечно, еще лучше, если у вас есть источник бесперебойного питания.

При слишком быстром выключении питания компьютера с винчестером может происходить следующая неприятность. Если сигнал выключения блока питания приходит раньше, чем диск успел завершить все операции записи из своего внутреннего кэша непосредственно на магнитную пластину (при кэше в 2 Мбайт время записи может составлять несколько десятых долей секунды), то возможна порча информации на поверхности пластины (но не обязательно, что при этом испортится поверхность пластины).

Вот что по этому поводу пишет небезызвестная Microsoft: проблема не привязана к какому-либо конкретному оборудованию и может встречаться при установке Windows 98/ME на компьютеры с диском ATA/100, причем чаще для процессоров с частотой 933 МГц и выше. При выключении Windows содержание виртуального кэша операционной системы записывается на диск, и если это IDE-диск, то данные сначала пишутся в его кэш, после чего выдается команда на выключение компьютера. Если при этом данные из кэша не успели записаться на пластину, то они теряются, и при последующем включении компьютера система запускает Scandisk (хотя компьютер был выключен «правильно»). Признайтесь, сталкивались с подобным? Более того, в результате этого может возникнуть фатальная потеря данных вплоть до невозможности загрузки ОС и неприятный шум головок диска. Проблема характерна только для Windows 98 SE и Windows ME. Специальные патчи (98ata100.exe и MEata100.exe), доступные для загрузки через центр windowsupdate.microsoft.com, решают ее путем добавления задержки при подаче сигнала выключения блока питания. Аналогичный эффект можно получить, установив вручную желаемое время задержки в реестре Windows путем несложной процедуры, описанной на support.microsoft.com/support/kb/articles/Q273/0/17.asp. Похожая проблема есть и для SCSI-накопителей (см. ссылку там же).

Как видим, не только диски IBM, но и остальные современные накопители подвержены подобной опасности. Нет нужды говорить, что, отрубая питание диска в момент его активной работы с магнитными пластинами, мы обрекаем себя на полную неизвестность — произойти может все, что угодно вплоть до разрушения поверхности пластины и самих головок! И хотя это лишь одна из возможных причин убийства DTLA, мы не вправе ее игнорировать. Появилась она отчасти благодаря продвинутым алгоритмам работы современных моделей IDE-дисков (особенно семитысячников), где широко используются упреждающее чтение и отложенная запись. Вот последняя и может «портить» диск при несвоевременном обесточивании. А поскольку диски IBM (наряду с некоторыми другими) — наиболее навороченные в плане таких алгоритмов, то и проблемы с ними могут возникать чаще. Кстати, у меня есть опасения, что диски Maxtor тоже могут страдать от подобного эффекта, поскольку отложенная запись в них используется очень активно.

Однако, несмотря на программные меры, более надежными, на мой взгляд, являются все же аппаратные методы замедления выключения. Действительно, не так сложно поставить резистор (200-300 Ом) в разрыв зеленого провода, идущего от ATX-разъема блока питания (контакт PS_ON разъёма АТХ), и конденсатор между этим проводом (после разрыва, со стороны блока) и одним из черных, соседних на разъеме (см. схему). При емкости в 50 мкФ задержка выключения блока составит примерно 0,3-1 с (в зависимости от конструкции блока), что надежно обеспечит запись всех данных на диск. При этом даже не потребуется разбирать сам блок питания, а решение будет универсально для всех операционных систем и на все времена, включая страховку при случайном выключении кнопкой на корпусе! Но, приступая самостоятельно к подобной доработке, следует четко осознавать, что вы сразу лишаетесь гарантии на блок питания и за все последствия (включая возможный выход из строя различных компонентов компьютера) несете только личную ответственность. Не нужно нас потом упрекать в ваших собственных ошибках. Мы же пожелаем вам только беспроблемной работы дисков.

Некоторую дополнительную и расширенную информацию по проблеме DяTLA вы можете найти также в нашем форуме, например, на страничке www.compuferra.ru/conferences/content/thread1483page4.html.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.