Глобальные тенденции региональных рынков
АрхивСетиО рынке широкополосного доступа в интернет и цифровой телефонии в Нижнем Новгороде и его ближайших перспективах рассказала основатель компании "Сенди", а ныне её генеральный директор Александра Шарова.
Компания "Сенди" с момента своего основания в 1993 году являлась одним из ведущих интернет-провайдеров Нижнего Новгорода. После её покупки московской компанией "Стрим" ("дочкой" АФК "Система") к ней была присоединена компания кабельного телевидения "Информсервис". Теперь компания "Сенди" занимается предоставлением широкополосного доступа в Интернет для корпоративных и частных клиентов и внедрением кабельного и цифрового телевидения на базе своей оптоволоконной сети. О текущем положении дел на этом рынке в Нижнем Новгороде и его ближайших перспективах рассказала основатель компании "Сенди", а ныне ее генеральный директор Александра Шарова.
Александра Лориевна, похоже, что на нижегородском рынке интернет-доступа совсем не осталось местных игроков. Означает ли это, что у региональных операторов на сегодняшний день нет никаких шансов противостоять натиску федеральных компаний?
- Действительно, таких региональных операторов, которые бы занимали хотя бы один процент рынка, в Нижнем не осталось. По сути, мы имеем здесь представителей всех крупных всероссийских холдингов, таких как "Голден Телеком" в лице АДС, АФК "Система" - "Сенди", "Связьинвест" - "ВолгаТелеком". То, что раньше было компанией НИС, сейчас является филиалом "Старт Телеком". Глобализация - это объективная тенденция, мы же видим, как развиваются те же торговые сети. Понятно, что, скажем, сеть "Эльдорадо", имеет возможность закупать товар по более низким ценам, чем любой "частник" и, соответственно, держать ниже уровень розничных цен. Это характерно и для бизнеса связи - объёмы трафика, который компания консолидирует, имеет первостепенное значение. В своё время в Нижнем Новгороде было много маленьких интернет-провайдеров, которые представляли dial-up-доступ иногда на трёх или пяти телефонных номерах. Количество таких провайдеров до пятидесяти доходило. Сейчас остались только те, кому хватило ума и ресурсов, чтобы начать строить собственные оптические сети. Так поступили и НИС, АДС, и "Сенди". Вот они-то и остались, присоединившись к всероссийским компаниям. Интересно, что в какой-то момент москвичи говорили: "В какой город не приди - везде только четыре крупные компании". Сейчас ситуация меняется.
Меняется в каком плане? И чем это обусловлено?
- Меняется в том плане, что приходят новые федеральные игроки. Пока это заметно, скорее, в других городах, чем в Нижнем. В стране сейчас много свободных денег, а вложение в интернет для многих представляется хорошей идеей. Существует иллюзия красоты и прибыльности этого бизнеса. Но это именно иллюзия. Даже не углубляясь в сложности бизнеса интернет-провайдера, который строит и эксплуатирует собственные кабели, следует отметить неуклонно снижающуюся норму прибыли. Маржа сейчас составляет процентов пятнадцать - не более, и она будет падать и дальше. И это одна из причин того, что мы продали свою компанию, когда представилась благоприятная возможность. Жалко, конечно, но продажа своего бизнеса - это тоже бизнес.
А как с вашими словами о неизбежной глобализации и уменьшении прибыли согласуется разительная разница в ценах на услуги интернет-доступа в Нижнем и Москве?
- Один из самых существенных факторов - трафик в регионе значительно дороже московского. Почти в два раза!
Можно ли снизить издержки за счёт анализа и оптимизации трафика?
- Это уже давно было сделано. Ещё лет тринадцать назад мы договорились с нашими конкурентами, вместе купили "железо" и организовали так называемый Нижегородский eXchange. Благодаря этому нижегородский трафик не выходит за пределы города. Но, возвращаясь к разнице между московскими ценами и нашими, заметим - дело не только в издержках. В Москве уровень цен фактически задаёт наша головная компания "Стрим". Но "Стрим" - это операционная компания, которая продаёт услуги на базе структуры МГТС и не владеет ни метром кабеля. Это всё равно, как если бы "Сенди" продавала свои услуги на базе структуры "ВолгаТелеком": не нужны инженеры связи, проектировщики, монтажники, не нужны автомобили с бензином, не нужна куча дорогостоящей техники, а только системные администраторы, сервис-центр, финансовая служба и бухгалтерия. То есть "Стрим" не строит и не обслуживает сеть, и, по сути, этот бизнес разительно отличается от бизнеса "Сенди". А у конкурентов "Стрим" не остается выбора - приходится подстраиваться по цене.
А что мешает той же "ВолгаТелеком" резко снизить цены? Как вы вообще сосуществуете со своими основными конкурентами?
- Если говорить об АДС и "Волгателеком", - а главными нашими конкурентами являются всё-таки именно они, - то это те враги, которых за давностью вражды начинаешь уже любить. Рынок, в целом, растёт, и это позволят нам не очень сильно наступать друг другу на пятки. Конечно, если бы кто-то из нас вдруг объявил демпинговые (экономически неоправданно низкие) цены и начал за счёт этого "отъедать" чужых клиентов, то конкуренция обострилась бы. Сейчас цены нормальные и экономически оправданные. Кроме того, демпинговые цены сулят для провайдера множество проблем. Если за счёт резкого снижения цен столь же резко возрастет трафик, то оборудование элементарно не справится. Интересный случай был в Иваново - там начали подключать частных клиентов по относительно низким ценам, а результате за год им пришлось менять всё оборудование. Компания платит проценты по кредитам на оборудование, работает ниже уровня рентабельности и как долго протянет - неизвестно.
А возможен ли в перспективе бесплатный интернет? Вон Эрик Шмидт из Google заявил как-то, что всё должно быть бесплатным, даже сотовая связь - пусть, дескать, всё рекламодатели оплачивают.
- Если это и возможно, то в другой стране и другой экономике. У нас рекламодателей столько не наберётся, тем более - в нашем городе.
Может ли, на ваш взгляд, ситуация измениться кардинальным образом за счёт появления новых технологий? К примеру, не боитесь ли вы появления в Нижнем WiMax'а?
- Мы ничего не боимся, так как давно живём. Да, есть такие технологии, о которых мы сначала думали, что они прорывные. Вы понимаете, способ доставки сигнала - это одно, а построение обслуживания клиента - это совершенно другое. Есть, допустим, промзона вокруг города - туда прокладывать "оптику" невыгодно, мы туда не пойдём, пускай их там получит WiMax. А если речь идет о жилом доме на улице Горького, то в этом случае уже может возникнуть конкуренция, но в области качества и цен на услуги, а не в сфере технологий.
Другое дело - мобильный интернет. Это замечательная вещь, только почему-то у нас на него смотрят как на альтернативу существующему. Но они не конкурируют, это среда для работы совершенно других приложений.
Когда создавался мобильный интернет, то в первую очередь обсуждалась возможность применения его не для связи "человек-человек", а для связи "устройство-устройство". Например, холодильник связывается с бортовым компьютером автомобиля и сообщает, что в доме нет молока, яиц, сыра и т. д., а бортовой компьютер включает в электронный органайзер водителя: "Заехать в продовольственный магазин". Причём сам хозяин может и понятия не иметь, что у него в холодильнике есть, а чего нет.
Теоретически приложения могут быть самые разные. Например, знакомства: "Хочу познакомиться с голубоглазой блондинкой ростом 180 см", - маячок шлёт-шлёт-шлёт, пока в радиусе 100 м не окажется такая блондинка, которая, в свою очередь, хочет познакомиться с маленьким кривоногим брюнетом с золотыми зубами. Их телефоны начинают созваниваться, знакомят хозяев, а затем они уже встречаются, счастье, любовь и т. д. Пока таких приложений нет или они не стали массовыми, но они будут появляться. Мобильный интернет - это вещь крайне интересная, но реально мы только лет через пять почувствуем его проникновение во все сферы жизни.
А в вашей компании есть какието планы в этой области?
- Нет, каждый должен заниматься своим делом. Хороший садовник обрезает лишние ветви на деревьях - иначе яблок не будет.
Ваша яблоня - это оптоволокно?
- Да. Надо чётко представлять себе, что основные компоненты сети передачи данных - среда (в нашем случае - оптика) и коммуникационное оборудование. Мы с самого начала определили для себя, что будем использовать оборудование только такое, которое нужно в текущий момент времени, но не станем экономить на "оптике". Есть такая вредная вещь, как коррозия, и оптоволокно хотя и мутнеет со временем, но происходит это в течение, скажем, пятидесяти лет. А оборудование морально устаревает года за 3-4. То есть наши каналы связи будут работать очень долго и позволят после замены оборудования предоставлять самые современные сервисы, в том числе через несколько лет, и такие, которых сегодня ещё не существует. Начнём с IP-телевидения, а там посмотрим, что новенького предложит нам технический прогресс.
По материалам "Компьютерры"