Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Эпистолярный роман

АрхивЗвук
автор : Олег Нечай   19.02.2007

Открытое письмо главы Apple Стива Джобса с призывом отказаться от использования DRM-технологий породило целую массу возмущённых откликов как противников, так и сторонников такого решения.

Похоже, что сторонники и противники технологий защиты от несанкционированного копирования аудио- и видеопродукции (DRM - Digital Rights Management - "управление цифровыми правами") нашли новый, хотя и не слишком болезненный друг для друга способ отстаивания своих убеждений - обмен открытыми письмами. Хотя эпистолярный жанр уже порядком подзабыт, стороны демонстрируют весьма неплохое владение навыками сочинения агитационных воззваний.

Всё началось с открытого письма руководителя компании Apple Стива Джобса, размещённого на официальном сайте вверенной ему фирмы, в котором, к изумлению многих, он призвал отказаться от использования в музыкальной индустрии всякого рода защиты от копирования, что, по его мнению, позволило бы существенно повысить продажи музыки, в том числе, и через интернет. Довольно странно слышать такие слова от человека, чья компания владеет одним из крупнейших музыкальных интернет-магазинов iTunes, в котором вовсю используются технологии DRM, ограничивающие возможности воспроизведения купленных файлов лишь семейством плееров iPod.

Через две недели на это письмо откликнулся Фред Аморосо, исполнительный директор компании Macrovision, прославившейся разработкой защиты от копирования для дисков DVD-Video, которая была взломана в рекордные сроки.

В своём открытом письме, высокопарно озаглавленном "Мысли о музыке", глава Apple рассуждал о том, как интернет-магазину iTunes Music Store удалось стать столь популярным за счёт рекордных продаж плееров iPod, и о том, что нам стоит ожидать от торговли музыкой в интернете в будущем. Джобс заявил, что использование системы DRM в музыкальных файлах, продающихся через iTunes, было одним из условий, на которых четыре крупнейших звукозаписывающих лейбла согласились предоставить Apple свои фонотеки. Названные Джобсом альтернативы существующего порядка вещей общеизвестны: либо Apple предоставит лицензии на свою DRM-технологию FairPlay другим производителям аудиоплееров, что позволит воспроизводить купленные в iTunes Music Store файлы не только на плеерах iPod, либо музыкальные лейблы согласятся продавать музыку в незащищённых и широко распространённых форматах вроде MP3 безо всяких встроенных средств DRM.

Однако как простых меломанов, так и руководителей звукозаписывающих компаний потрясли вовсе не эти достаточно банальные утверждения. Всё дело в том, что Джобс вполне однозначно высказался в пользу второго пути, а именно, полного отказа от применения технологий DRM в продаваемых цифровых аудиозаписях: "Представьте себе мир, где в любом интернет-магазине продаётся музыка без DRM-ограничений в открыто лицензируемых форматах, - пишет Джобс. - В таком мире любой плеер может воспроизводить музыку, купленную в любом из магазинов, а каждый магазин может продавать музыку, воспроизводимую на любом плеере. Это, очевидно, лучшая альтернатива для потребителей, и Apple искренне приняла бы её".

Рассказывая о такой "свободе" продаваемой музыки, Джобc не забыл упомянуть о том, что в случае предоставления лицензии на DRM-технологию FairPlay она не сможет гарантировать защиту музыки, лицензированной у четырёх крупнейших лейблов. С момента выпуска плеера iPod в 2001 году Apple продала свыше 90 миллионов этих устройств, а интернет-магазин iTunes Music Store за это время продал более двух миллиардов музыкальных треков. Это означает, что, в среднем, каждый владелец iPod приобрел в iTunes Music Store всего по двадцать две песни. Джобс сетует, что всего три процента музыки на среднестатистическом плеере iPod было куплено в iTunes Music Store, а 97 её процентов загружено в плеер незаконно (!) - это треки, "сграбленные" с CD, переписанные у друзей или скачанные в файлообменных сетях. Виновата в столь скромных продажах музыки, по мнению главы Apple именно пресловутая система DRM. Очевидно, что Джобс заинтересован в росте продаж аудиозаписей через принадлежащий его компании магазин, однако если бы он не выполнил условия правообладателей, ему попросту нечем было бы торговать.

Как же в Macrovision отнеслись к открытому письму Джобса, и зачем вообще им понадобилось публично отвечать на эти письмо? По мнению Фреда Аморосо, применение технологий DRM никак не сказывается на потребительской стоимости и, более того, при условии правильного использования и разумной реализации способна даже увеличить сбыт электронного контента, а не снизить его. Глава Macrovision убеждён в том, что DRM является важной составляющей успеха электронного медиабизнеса, и его использование особенно важно для создателей и владельцев прав на видеопродукцию. Аморосо опасается, что в отсутствие подобных средств защиты риск при выходе на рынок для владельцев прав на мультимедийный контент слишком велик.

Вместе с тем, Аморосо полагает, что технологии DRM должны быть совместимыми и открытыми: "я согласен с вами в том, что касается сложностей управления совместимыми DRM-системам, однако они неспособны остановить индустрию, стремящуюся к этой совместимости". Руководитель Macrovision пишет, что действительно совместимые технологии DRM ускорят переход к электронному распространению контента и упростят для потребителей управление и совместное использование этого контента в их домах. Кроме того, это позволит воспроизводить приобретённый контент на самых различных устройствах, не привязывая его к продукции лишь какой-то одной компании. Наконец, по мнению Аморосо, совместимые и открытые технологии DRM способны вдохновить производителей электроники на разработку ещё более инновационных и универсальных устройств, позволяющих воспроизводить высококачественный контент, полученный из различных источников.

Главный аргумент Аморосо в защиту DRM заключается в том, что в отсутствие этих систем, предотвращающих "хищение контента", музыкальная и киноиндустрия просто отзовёт с рынка свою продукцию. Глава Macrovision считает основной причиной пиратства недостаточное внедрение уже существующих технологий, которые позволяют делать защищённый контент столь же доступным и удобным в использовании для потребителей, как не защищённый. Решение проблемы он видит в ускорении такого внедрения, а не в отказе от него. Без этого, пишет Аморосо, мы только затянем процесс обеспечения пользователей высококачественным контентом для домашнего использования. Технология DRM прекрасно подходит для регулирования прав пользователей. К примеру, если пользователь не хочет приобретать фильм, он может взять его "напрокат" и заплатить меньше, если кому-то не нужна совместимость фильма с различными устройствами, он может получить вариант для какого-то одного плеера и также заплатить меньше. Отказ от DRM лишит пользователей всех этих возможностей.

Компания Macrovision - один из лидеров рынка технологий защиты от копирования. Эта фирма уже более двадцати лет занимается разработкой таких технологий, и с ней сотрудничают крупнейшие голливудские студии. Глава Macrovision от имени своей компании предложил Apple помощь в решении задач и преодолении недостатков DRM, описанных в открытом письме Джобса. В частности, в случае заинтересованности руководства Apple в такой помощи Macrovison может обеспечить совместимость технологии FairPlay с другими DRM-системами.

Впрочем, ответ главы Macrovision на письмо Джобса - лишь один из множества публичных откликов на эту неожиданную инициативу Apple, и один из самых мягких. К примеру, глава Международной федерации производителей фонограмм IFPI Джон Кеннеди заявил, что в создавшейся ситуации Джобсу следовало бы сесть за стол переговоров с представителями звукозаписывающих лейблов и кинокомпаний и обсудить с ними все последствия предлагаемого им отказа от применения DRM-технологий. В частности, Кеннеди хотел бы услышать, почему те побочные негативные эффекты этого решения, которые он считает неизбежными, по мнению Джобса, таковыми не являются. "Такая дискуссия здравомыслящих людей, взвешивающих все "за" и "против", все риски и приобретения, позволила бы гарантировать, что мы не выплёскиваем вместе с водой и младенца, и, что важнее всего, она позволила бы всем - крупным и мелким правообладателям - решить, хотят ли они применять DRM-технологии для защиты своей интеллектуальной собственности".

Руководитель Warner Music Group считает, что в предложениях Джобса полностью отсутствуют какие-либо достоинства и логика, и что его компания выступает за дальнейшую защиту интеллектуальной собственности фирмы и её исполнителей.

Основатель музыкального сайта MP3.com Майкл Робертсон заявил, что он не убеждён в добрых намерениях Джобса, поскольку его компания не придерживается открытой модели ведения бизнеса. Чтобы устранить всякие сомнения относительно реальных целей Apple, по мнению Робертсона, компания должна выполнить хотя бы несколько следующих требований: начать продажу через iTunes некоторой части контента в формате MP3, опубликовать формат базы данных, применяемой в плеерах iPod, что позволило бы использовать с ним программное обеспечение других разработчиков, обеспечить работу программы iTunes с другими музыкальными интернет-магазинами, и, наконец, выпустить версию iTunes для Linux.

Организация Coral Consortium, выступающая за совместимость различных DRM-технологий, в ответ на открытое письмо Джобса призвала Apple присоединиться к ней. В Coral Consortium считают, что проблема не в самих DRM-технологиях, а в сложившейся практике использования этих систем, поэтому они не требуют отказаться от применения подобных систем, но намерены добиваться совместимости любых подобных технологий с любыми устройствами.

Нет никаких сомнений в том, что обмен открытыми письмами между сторонниками и противниками DRM будет продолжаться. Однако заявленной Джобсом цели Apple вряд ли достигнет. Позиция главы Macrovision, несмотря на его прямую заинтересованность, выглядит наиболее объективной. Полного отказа от DRM не допустят влиятельные владельцы прав на аудиовидеоконтент, а обеспечение совместимости различных DRM-технологий в таких условиях - это лишь вопрос времени.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.