Маленькая, но гордая звезда: секреты плеерного бизнеса от Micro-Star International
АрхивЗвукО некоторых нюансах мультимедийного бизнеса беседует Сергей Вильянов с Константином Арчаковым, отвечающим в российском представительстве MSI за рынок потребительской электроники.
Принято считать, что рынок плееров слишком тесен, и выйти на него может позволить себе только компания уровня Microsoft - с практически бездонными финансовыми ресурсами и мощнейшей PR-службой. Однако компания Micro-Star, больше известная по компьютерным комплектующим, всё же рискнула, и в начале 2006-го явила миру самые разнообразные плееры - от простеньких "флэшовых" до вполне серьёзных с бортовым жёстким диском и картридером. О некоторых нюансах мультимедийного бизнеса беседует Сергей Вильянов с Константином Арчаковым, отвечающим в российском представительстве MSI за рынок потребительской электроники.
Константин, в последнее время многие вендоры жалуются на подорожание флэш-памяти, да и покупатели отметили изменение цифр на ценниках. Насколько ощутимо подросли цены и чем вызваны изменения?
- Действительно, в последнее время цена одногигабайтных чипов выросла примерно на шесть долларов, а двухгигабайтных - на девять-одиннадцать. Для сравнения, ещё полгода назад гигабайт стоил около тринадцати долларов, теперь подрос до двадцатки. Налицо подорожание в полтора раза. Причин у этого несколько. Во-первых, грядёт конец года, рождественский сезон, и спрос на память для различных гаджетов резко вырос. Так бывает едва ли не каждый год. Однако бытует мнение, что на этот раз особенно резкое подорожание спровоцировала закупка компанией Apple, которая, как вы знаете, делает плееры iPod, большой партии флэш-памяти у Samsung. Это заставило некоторых вендоров даже пересмотреть номенклатуру закупок и сменить поставщика.
После этого подорожания можно ли говорить о производстве флэш-плееров как о выгодном бизнесе?
- Бизнес остаётся бизнесом, потому что цена готовой продукции всегда следует за ценой комплектующих. Кроме того, подорожала только память, а остальные компоненты остались на прежней ценовой отметке, и это позволяет несколько сгладить скачок. В то же время, посмотрите на рынок видеокарт - цена бортовой памяти там тоже скачет весьма существенно, однако карты продолжают покупать.
Мне приходилось слышать в кулуарах, что MSI вообще планирует сосредоточиться на производстве плееров, использующих в качестве носителя информации жёсткие диски…
- Я не уверен, что это так, потому что сегодня плееры на флэш-памяти составляют примерно семьдесят процентов нашего оборота, и было бы не очень мудро отказываться от них. Конечно, ситуация на рынке флэш-памяти малопредсказуема, никогда не знаешь, сколько она будет стоить на следующей неделе. Скажем, во втором квартале этого года цена упала процентов на двадцать пять, в третьем и четвёртом она растёт. С винчестерами в этом отношении всё гораздо проще и понятнее, и на моей памяти существенных ценовых скачков в нашем сегменте не было. Возвращаясь же к MSI, хочу уточнить, что мы будем концентрироваться не столько на "хардовых" версиях, сколько на hi-end-сегменте плеерного рынка. Для расширения продуктовой линейки мы будем выпускать и бюджетные модели, однако надо понимать, что зарабатывать на простых плеерах трудно в силу очень высокой конкуренции. В premium-сегменте пока несколько "просторнее". Мы недавно выпустили новую модель P610, которая уже продается в "Евросети", так вот она работает на флэш-памяти, но благодаря очень необычному дизайну мы продаем гигабайтную версию за 3999 рублей.
Недёшево…
- Согласен. Однако у P610 металлический корпус, большой экран, необычный дизайн, и это привлекает людей, которые хотят купить "не просто плеер". Таков рынок. Ведь если мы с калькулятором прикинем себе стоимость того же "айпода" - процессор, память, корпус, винтики - то цифры на магазинных ценниках многим покажутся не очень… адекватными. Однако Apple только за последний квартал продала их почти девять миллионов штук.
Но все же давайте вернёмся к теме жёстких дисков. Насколько я знаю, в нынешних iPod используются решения Toshiba, а что предпочитает MSI?
- Точно не Toshiba. Наши партнеры - это Cornice и Seagate. С последним у нас вообще очень тесные отношения, в прямом смысле этого слова - у нас общая стена на одной из фабрик.
Кстати, а их у вас сколько?
- Две, и обе в Китае. Одна в Кунь-Шане, недалеко от Шанхая, другая в Шеньжене - это рядом с Гонконгом. Плеерное направление в MSI довольно молодое, мы стартовали в марте 2006-го года. Пока мощностей хватает, а дальше - посмотрим.
Так вот о жёстких дисках. Если они в плеере будут работать постоянно, от заряда аккумулятора ничего не останется за пару часов. Поэтому включаются они лишь во время передачи порции данных в кэш, и таких циклов за час работы может быть несколько сотен. Но ведь мы знаем, что каждое включение-выключение равносильно для механики диска нескольким десяткам часов непрерывной работы. Не сказывается ли это на долговечности плеера?
- Да, ещё говорят, что жёсткий диск легче сломать при падении или ударе… По нашим данным, доля брака по причине отказа винчестера составляет около половины процента, а то и меньше. Пятьдесят процентов обращений приходится на проблемы с "прошивкой", причем проблемы эти зачастую очень забавные. Например, пытался человек закачать музыку, места было мало, и он удалил системные файлы. Понятное дело, плеер работать перестал, а его владелец пришел в сервис. Возникают неприятности и при работе аккумуляторов. Однако жёсткий диск - далеко не самая распространённая причина визита в наши сервисные центры.
Но можно сказать, что надёжность винчестера сравнима с флэш-памятью?
- Думаю, что флэш отказывает ещё реже, потому что там ломаться просто нечему, если чипы прошли наш - весьма дотошный - входной контроль качества.
Знаете, сейчас складывается ощущение, что плееры - какие-то законченные устройства, куда трудно добавить дополнительный функционал. Радио, видео, запись голоса… чего ж ещё-то желать? Вы как-то работаете над расширением набора функций, или дизайн - единственный двигатель прогресса в этой сфере?
- Я думаю, что есть место и для технического развития, однако тут надо быть очень осторожным. Например, мы выпустили плеер, 522-ю модель, с вживлённым Bluetooth-интерфейсом, однако он "не пошёл" из-за довольно высокой цены. Тем не менее, мы планируем в будущем интегрировать беспроводные решения и расширять сферы применения наших плееров. Например, на Computex-2006 мы показывали плеер, вживлённый в ноутбук, с возможностью просмотра при закрытой крышке на дисплее самого плеера информации о прибывшей почте и проигрывания музыки с жёсткого диска ноутбука. При этом, разумеется, плеер можно извлечь из ноутбука и пользоваться им, как его обычными собратьями. Там же мы показали плеер на солнечных батареях, от которых подзаряжается бортовой аккумулятор. Пока это так называемые "концепты", однако не исключено, что в будущем они появятся на прилавках.
Есть ещё не слишком вспаханное пространство - предоставление различных сервисов. В конце концов, не iTunes’ом единым. В скором времени вообще произойдёт разделение на дешёвую китайскую продукцию, которая умеет только проигрывать музыку, и брендовые решения, вместе с которыми пользователь может получить дополнительный набор услуг и возможностей.
Ну и не стоит забывать об играх. У нас уже есть договор о вживлении в плееры различных Java-игр, и в новых моделях они скоро появятся. Инженерная мысль вряд ли иссякнет, не переживайте.
А насколько серьёзно воспринимаются рынком новости о плеере от самой Microsoft?
- Пока никак, потому что не совсем ясны технические характеристики продукта, его цена, возможности и так далее. Однако надо понимать, что если Microsoft поставит себе задачу завоевать некий рынок, она этого добьется - благо финансовых ресурсов для этого достаточно. Вопрос - насколько этот бизнес для них перспективен? Ведь, в конце концов, Microsoft и клавиатуры с мышками выпускает, однако нельзя сказать, что она выжила оттуда всех остальных производителей. В любом случае, я не думаю, что в ближайшие год-два влияние Microsoft будет ощутимым.
Тогда последний вопрос. Учитывая, что у вас большой опыт производства различных электронных устройств, включая материнские платы, ноутбуки и веб-камеры, нет ли планов заняться ещё и смартфонами или сотовыми телефонами?
- Насколько я знаю, в ближайшее время от нас этого ждать не стоит. В то же время, MSI - компания проактивная, и теми же ноутбуками мы занялись, чтобы со- ответствовать тенденциям рынка. Очевидно, что компонентный бизнес с годами будет всё более трудным, а люди уже сейчас начинают уделять основное внимание законченным компактным решениям. На смену домашним компьютерам приходят домашние же ноутбуки, большие аудиосистемы часто заменяются на компактные, но "умные" плееры… Поэтому, наверное, насчёт смартфонов зарекаться не стоит, но пока их время появиться в продуктовых линейках MSI не пришло.