Блютола, или Голубой зуб Соньки
АрхивЗвукКогда Sony оповестила о выходе принципиально нового car audio, с поддержкой технологии Bluetooth, я, естественно, тут же поехал на улицу Тимура Фрунзе и взял попробовать.
Вы не поверите (я и сам-то верю с трудом), - но я еще застал патефон. Не в музее, не на чердаке на даче, не на барахолке, - а у нас дома, действующий, в сущности - единственный тогда источник музыки. Представьте себе специальные чемоданчики под пластинки. "Евгений Онегин", уместившийся пластинках на двадцати пяти, занимал ровно один такой... Правда, жили мы тогда в ссылке, глубоко в Сибири, триста верст на север от Красноярска, но жизнь, тем не менее, была реальная, единственная из тогда возможных.
Позже, году, кажется, в пятьдесят четвертом, "вечную" ссылку сняли, и мы переехали заметно ближе к Европе, в деревеньку в сорока километрах от Омска (города еще и тогда были моему отцу, польско-японскому шпиону и участнику антисоветского военного заговора, запрещены), - и тут у нас дома появились первые долгоиграющие пластинки и устройство для их проигрывания - электрофон "Тайга". Теперь "Евгений Онегин" помещался уже всего на трех пластинках! Правда, пока что - моно, да и электрофон никаких других форматов знать не знал.
Еще пару лет спустя мы переехали аж в Омск! "Тайгу" сменило что-то питерское, стереофоническое, в двух чемоданчиках, кажется - "Нева". В одном чемоданчике был собственно электрофон, другой же разнимался на две части, представляющие собою... колонки.
Но прогресс не стоял на месте, да и страсть к познанию мира брала свое, - и мною овладела мечта о... радиоле! То есть чтоб и радио, по которому можно было поймать передачи о джазе Виллис Канновер ("Голос Америки"), и стереопроигрыватель. Главную мечту моих тогдашних друзей, радиолу "Симфония" - с огромными колонками и автоудержанием волны (верньерчик настройки при этом крутился туда-сюда как бы сам собой), я, увы, не потянул, но и чуть более простая "Ригонда" доставляла немало радости. Правда, гулы "резиновой" передачи от моторчика на диск были в тихих местах музыки слышны сильнее, чем сама музыка, а отечественные долгоиграющие пластинки, особенно Ташкентского завода, - то и дело вызывали проскакивание туповатой иголки.
Но тут уже подошла пора магнитофонов, и высшим их проявлением стало следующее технологическое чудо: магнитола. Составляющая "радио" каким-то образом исчезла из названия (но так часто бывает: как в случае ничего не значащего, словно "ому" из слова "каждому", окончания bus, перешедшего из omnibus - "каждому" - в автобусы и троллейбусы), однако само радио никуда не делось. Слово стало обозначать радио с магнитофоном в одном флаконе.
С магнитолами, не очень, возможно, нужными и удобными в быту, но весьма подходящими для автомобилей, я дожил буквально до нынешних дней: все еще вожу с собой три джазовые кассетки, приобретенные долларов по двадцать с лишним за штуку (лицензия!) в США в 1998 году, где для одинокого путешествия по западным штатам мне дали напрокат автомобиль, снабженный магнитолой. Мою автомагнитолу производства Sony (а Sony, по моим многолетним наблюдениям, в нижне-среднем потребительском пуле делает весьма приятные вещи, - правда, заставляет доплачивать когда 25, а когда и все 50 процентов за марку), точнее - ее "морду", управляющую панельку, - у меня крали уже раза четыре, и все четыре раза я восстанавливал ее в Митино (у тех же, вероятно, ребяток, которые и крали), иногда поневоле меняя модели, но на близкие. Такое постоянство и нежелание вслед, например, Голубицкому и Леонову приобрести тот же сравнительно недорогой JVC с гнездом линейного входа на "морде" и приводом для компакт-дисков объяснялось двумя вещами: наличием чуть ли не исключительно у Sony приклеиваемого к рулевой колонке джойстика, с которого управление магнитолой, после недели практики, представляется чуть ли не единственно возможным вариантом (дистанционные пультики и в подметки не годятся: они вечно теряются и на них, управляя прослушиванием, приходится, как правило, смотреть), и наличие сониевского же CD-чейнджера на десяток дисков. Однодисковые варианты мне годились мало: в любой, даже не особо длинной, к Оставнову в гости, скажем, в Тверь, - поездке держать где-то на заднем сидении горку дисков и то и дело их менять - занятие неудобное и скучное. А когда едешь в Питер или в Крым - тут и чейнджера не хватает.
Кстати об автомобильных приемниках с CD-проигрывателями вместо стандартного кассетного магнитофончика: сколько мне известно, для них ничего специального, кроме car audio, не идущего, на мой вкус, ни в какое сравнение с "автомагнитолой", - словечка так и не придумали. Ну не возникло слова "сидиола", а сейчас уж, наверное, и поздно: предмет устарел.
Ситуация несколько изменилась, когда на рынке появились car audio, понимающие mp3 и прочие "сжатые" форматы. При всей моей любви к качеству звука я отдаю себе отчет в том, что даже качественная, но все же автомобильная акустика плюс проникающие в салон дорожные шумы делают разницу между mp3- и CD-качеством на слух неразличимой, ну, разве что в каком-нибудь кадиллаке, где тихо, как в комнате, - так что иметь "эмпэтриолу" и парочку набитых под завязку дисков с музыкой начинало иметь смысл. Однако мы с Голубицким пошли другим путем: он - приобретя JVC с линейным входом и подавая на него музыку со своего сорокагигабайтного iRiver’а, я - обзаведясь FM-передатчиком - к своему. Разумеется, качество FM-трансляции несколько уступает качеству прямой подачи сигнала, однако и тут на первый план выдвигаются дорожные шумы.
И вот Sony оповещает о выходе принципиально нового car audio, с поддержкой технологии Bluetooth: Bluetooth Audio System MEX-BT5000 (в магазинчике неподалеку я видел устройства похожей функциональности, две модели, - и от Pioneer). И я, естественно, тут же еду на улицу Тимура Фрунзе и беру на попробовать.
Самой приятной новостью оказалась та, что MEX-BT5000 имеет ровно тот же монтажный формат, тот же механизм "съема морды" и те же входы/выходы, что моя, сониевская же магнитола: сменить одно на другое (если б не проблемы с поисками мест защелок на старой, которые с помощью гениального железячника Сергея Леонова решить удалось меньше, чем за полчаса) оказалось нетрудно. Более того, продолжал в штатном режиме работать и джойстик, стоящий у меня на рулевой колонке аж с первой "Соньки", подключился и опознался и чейнджер. Единственная, возможно, досада - новый аппарат уже не поддерживает прием "советских" УКВ, а именно на них вещает сегодня в Москве одна из двух радиостанций, которые я постоянно слушаю в пути: "Радио Свобода". Зато сильно расширилась функциональность приема разного рода RDS-станций (Radio Data System), причем многие функции - как, например, автоматическая установка времени - доступны и в Москве, а информация, передаваемая по-русски, по-русски же и отображается.
Равно как и русские mp3-WMA-ATRAC-теги: CD-привод понимает их как CD-треки - причем независимо от глубины и запрятанности в дерево каталогов. Само дерево увидеть на небольшом монохромном (хоть и графическом) экранчике не удается (зато разных "пляшущих человечков" можно вызвать на него мульён: и виртуальные стрелки высоких/низких частот, и танцующие столбики эквалайзера, и так называемые movie...), так что навигация происходит тупым последовательным образом, правда, с возможностью проскока через папки. Однако отображаются и названия папок, и имена треков, и теги. Чейнджер воспроизведение mp3-дисков не поддерживает, а увидеть его можно, переключаясь кнопкой mode со встроенного CD-проигрывателя (ну, как между разными диапазонами в приемнике) или - если диск из щели извлечен (происходит это после откидывания "морды" путем нажатия на кнопку eject).
Однако все это хоть и любопытно, но совсем не главное. Главное, разумеется, Bluetooth-возможности. Их в основном две. Первая позволяет подключиться к блютоле мобильному телефону с Bluetooth-интерфейсом и использовать блютолу как автомобильную гарнитуру (микрофон спрятан под "мордой", в верхнем левом уголке), причем назначать разные звуки на разные динамики: к примеру, звонок - на левый, а голос - на правый. Вторая позволяет использовать блютолу для воспроизведения звука, подаваемого через Bluetooth с любых источников. В случае достаточно продвинутого телефона, умеющего работать еще и mp3-плейером (как, например, Nokia 6230i) после спаривания блютола начинает быть и проигрывателем, и телефоном одновременно. В случае достаточно продвинутых, последних, моделей телефонов можно заставить блютолу звонить не только "собственным" звонком, но и назначенным для этого абонента самим телефоном. Более того, блютола имеет записную книжку на пятьдесят номеров, с именами абонентов, которую можно набить с помощью удивительно изящного и, что важнее, - удобного джойстика или дистанционного пультика (без которого, впрочем, обходиться вполне можно во всех случаях жизни), а можно просто импортировать - по воздуху - из телефона. Кроме того, блютола хранит в себе десяток последних "вошедших" и десяток последних набранных номеров, - так что звонить можно прямо с нее, и не только беря номер из памяти, но и вводя его с помощью джойстика или дистанционного пульта. Когда же звонят вам, на дисплее отображается номер или, если он связан с именем в телефонной книге, - имя звонящего. Отображается и время соединения.
Блютола хранит в своей памяти до шести предварительно спаренных Bluetooth-устройств и активизирует первое же, оказывающееся в зоне досягаемости, причем устройства располагаются, согласно своим способностям, в двух списках: Handsfree Devices и Audio Devices, и можно подцепить один Handsfree и одно Bluetooth Audio одновременно, что тут же отображается на дисплее. Единственное, что несколько огорчает (хотя, увы, и вполне понятно), - что девайсы, которые вы хотите спарить с блютолой, должны быть достаточно свежими: например, мой старенький Siemens S55 спарился с трудом, а работать в связке отказался, а сравнительно недавняя Motorola V535 жены заработала как миленькая, - правда, собственные мелодии звонков в блютолу передать не сумела. Отказались работать проигрывателями в паре с блютолой и Palm TT3, и даже крутая "голубицкая" hx 4700. Зато мой новенький универсальный Bluetooth-передатчик, прилагаемый к наушникам BTST-9000D, описанным в "Огороде" "Тригонометрия", заработал с пол-оборота, решив таким образом - безо всяких FM-передатчиков - проблему отсутствующего на "морде" гнезда линейного входа1.
Может быть, единственным недостатком блютолы можно счесть низкую чувствительность микрофона: когда с ее помощью говорят из машины, расслышать голос удается не без труда, что, впрочем - из-за акустических завязок - есть главный концептуальный недостаток громких автомобильных гарнитур вообще, - и способов напрямую ее увеличить нет, а "регулировка режима" (три позиции) помогает мало и разве что в минус.2 При том, что громкость "входящего" голоса настраивается легко.
Да еще, конечно, цена. Я понимаю, что Sony есть Sony, но, на мой вкус, даже для "Соньки" дороговато: по price.ru - между 360 и 390 долларами. То есть с удовольствием получил бы блютолу в подарок к своему грядущему юбилею3, но купил бы - вряд ли, особенно если учесть, что пришлось бы покупать и новый мобильник4. А возможно, и новый КПК.
Ну, разве что в комплект к новому автомобилю, когда, снявши голову, по волосам уже не плачешь...
- Из журнала "Компьютерра"
1. Вообще говоря, линейный вход у блютолы есть, только расположен сзади, - однако при необходимости можно подключить к нему что заблагорассудится, а при некоторых рукодельных талантах (или наличии свободных денег) - и вывести его в любое доступное место на панели в виде стандартного гнезда. Есть у блютолы и еще один линейный выход, специально для сабвуфера, так что сейчас им можно управлять прямо с "морды": как уровнем низкочастотной составляющей, так и границей ее обрезки. [вернуться]
2. Получив к юбилею от друзей блютолу в подарок, я обнаружил, что подарочный экземпляр передает голос звонящего заметно лучше. Хоть, может, все равно - не идеально, однако более чем терпимо. Из моих абонентов на качество разговора жалуется один придирчивый по жизни Голубицкий. [вернуться]
3. Как понятно из предыдущего примечания, - так и случилось, и я уже пару недель играюсь с ней - не нарадуюсь! [вернуться]
4. Получил к юбилею и новый мобильник! [вернуться]