Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Apple приватизирует слово "pod"

АрхивЗвук
автор : Олег Нечай   21.08.2006

Юристы "яблочной" компании требуют прекратить использование слова "pod" в названиях других фирм и их продукции.

Юристы компании Apple, производителя самых популярных в мире плееров iPod, развязали массированную кампанию по борьбе со всеми фирмами, решившимися использовать слово "pod" в своих названиях или в названиях выпускаемой продукции. Между тем, "pod" - такое же обычное английское слово, как "окно" или "человек", имеющее массу различных значений, самое употребительное из которых - "стручок" или "кожура". Однако, несмотря на это, уже несколько интернет-магазинов были вынуждены отказаться от использования в своём названии слова "pod", и этом, очевидно, воодушевило руководство Apple на продолжение борьбы по приватизации слов английского языка.

Летом 2006 года письма от Apple с требованием прекратить применение слова "pod" в фирменных названиях получили, в частности, компании Mach5products, TightPod и Podvertiser. Последняя фирма занимается рекламой подкастов - любительских или профессиональных аудиозаписей в форме небольших радиопрограмм, распространяемых по подписке, что и нашло отражение в названии компании.

Наблюдатели высказывают двойственное отношение к такой активности Apple. С одной стороны, Apple, как и любая другая компания, имеет полное право на защиту своих фирменных товарных знаков, поскольку в них были вложены средства этой фирмы. С другой стороны, Apple может остаться вовсе без такой защиты, поскольку оспариваемая комбинация букв представляет собой обычное и общеупотребительное английское слово. Тем не менее, многие специалисты по интеллектуальной собственности полагают, что Apple вполне резонно подняла вопрос о защите своей марки, чтобы её ценность не девальвировалась продукцией других компаний, использующих слово "pod" в названиях различных аксессуаров и услуг, рассчитанных на те же плееры iPod. По мнению юристов, успех подобных дел будет зависеть от того, признает ли суд уникальность этой марки, а также факт поползновений других компаний копировать её до уровня смешения в названиях конкурирующих продуктов. Однако американские практикующие юристы не готовы гарантировать судебное подтверждение претензий Apple, особенно если речь идёт о товарах и услугах, которые невозможно перепутать с плеерами и которые никоим образом не конкурируют с продукцией "яблочной" компании.

Компания Apple зарегистрировала товарный знак iPod для использования в отношении портативных и наладонных цифровых электронных устройств, предназначенных для записи, хранения, передачи, обработки и воспроизведения звуковых и других файлов с данными, а также в отношении компьютерного программного обеспечения того же предназначения. Хотя Apple обратилась в соответствующие органы с заявлением о регистрации этого бренда в отношении других товар и услуг, пока такая регистрация отсутствует. Более того, зарегистрировано было не слово "pod", а марка "iPod". Это означает, что если используемая другими фирмами марка отличается от iPod и относится к товарам и услугам других категорий, то шансов у Apple немного.

К примеру, компания TightPod, выпускающая защитные чехлы для ноутбуков, может смело заявить, что её название полностью отражает сферу её деятельности - выпуск "прочной кожуры" для портативных компьютеров. Кроме того, в названии iPod (как и в iMac или iTunes) имеется буква "i", указывающая на связь этих устройств с интернетом, в то время как фирма TightPod не имеет в составе своего названия слова iPod и выпускает исключительно чехлы для защиты компьютерного оборудования при ношении и эксплуатации, а не плееры и не сопутствующее программное обеспечение. Иными словами, перепутать продукцию двух компаний невозможно даже случайно.

В официальном письме владелице компании TightPod Терри Уилсон из адвокатского бюро Townsend and Townsend and Crew LLP, представляющего интересы компании Apple, говорится, что марки TightPod и iPod похожи до степени смешения, и TightPod является словом, в котором содержится значительная часть марки iPod. Кроме того, юристы Apple утверждают, что продукция двух фирм, безусловно, связана другом с другом: отдельные модели TightPod предназначены для MP3-плееров. (Кстати, в заявке TightPod на регистрацию товарного знака действительно значатся чехлы для MP3-плееров и множества других устройств, хотя на сайте компании в настоящее время можно найти лишь чехлы для ноутбуков). Поэтому юристы Apple считают, что потребитель может ошибочно посчитать производителем всех этих чехлов именно "яблочную" компанию.

На основании этого в Apple требуют немедленно отозвать заявку на регистрацию товарного знака TightPod и прекратить его использование, а также использование похожих марок на территории США и в других странах. В Apple готовы пойти на переговоры и предоставить достаточный период времени для вывода с рынка марки TightPod.

Самое неприятно для Apple может заключаться в том, что Терри Уилсон - типичный пример владельца мелкой компании, созданной для собственного трудоустройства, а такие фирмы являются чуть ли не американской иконой, поскольку считается, что именно на них зиждется благополучие общества. История создания этой компании такова: 53-летняя Уилсон заметила, что её ноутбук PowerBook со временем начал покрываться царапинами и надела на него самодельный чехол, изготовленный из цветастых спортивных облегающих брюк, в материале которых использовалось эластичное волокно. Такой чехол пришёлся по вкусу окружающим, и в апреле 2006 года Уилсон организовала компанию и начала выпуск чехлов на продажу. Для неё название было очевидным: "TightPod" можно перевести и как "прочную кожуру", и как "туго натянутую кожуру", а ведь для пошива чехла используется именно натягивающийся материал, принимающий форму устройства. Cама Уилсон заявляет, что в названии она имела в виду гороховый стручок, поскольку под обтягивающей тканью отлично просматриваются грани корпуса. У неё нет ни администрации, ни работников - Уилсон собственноручно шьёт чехлы и продаёт их примерно по 25 долларов.

Обдумав ситуацию, Терри Уилсон отправила в Apple два возможных решения проблемы: она снимает из заявки о регистрации товарного знака упоминание об MP3-плеерах или удаляет слово "pod" из марки, с сайтов и начитает использовать другой бренд, если Apple оплатит ей половину расходов на эти действия. По оценке Уилсон, всего сумма расходов достигает 20000 долларов, и она готова заплатить 10000 долларов, что гораздо меньше возможных затрат на судебный процесс. Однако если в Apple не согласятся ни на одно из этих предложений, глава TightPod готова на судебное разбирательство: "я буду бороться из принципа", - заявляет Уилсон.

История с компанией Mach5products ещё занимательней: эта фирма выпускает электронное устройство Profit-Pod, которое предназначено для сбора информации с игровых и торговых автоматов, которые устанавливаются в магазинах и прочих общественных местах. Profit-Pod позволяет через инфракрасный порт передавать информацию на карманные компьютеры, которая в последующем помещается в электронную таблицу для анализа. Вот фотография такого устройства:

В официальном письме Apple в адрес компании Mach 5 Products говорится, что марки iPod и Profit-Pod похожи до степени смешения. Оба устройства передают и принимают данные, оба используются с компьютерами, оба используются с видеоиграми и в обоих применяются сходные компоненты. Более того, для юристов Apple "не остался незамеченным тот факт" (да-да, в тексте письма сказано именно так), что, как и Apple iPod, Profit-Pod представляет собой небольшое плоское прямоугольное устройство со сглаженными углами и дисплеем.

На этом основании в Applе требуют прекратить использование товарного знака Profit-Pod на тех же условиях, что и в описанном выше случае с TightPod. Кстати, не очень понятно, что имеют в виду юристы Apple, когда пишут об использовании iPod с видеоиграми.

Претензии Apple, как это нередко бывает в делах о нарушении авторских прав и прав на интеллектуальную собственность, находятся на границе логики и здравого смысла. Если продолжать в том же духе, то можно заставить переименовать и врачей-ортопедов, которые по-английски называются podiatrists. Мало того, что названия сходны до степени смешения, эти доктора ходят в халатах традиционного для Apple белого цвета и имеют свойство принимать, передавать и перерабатывать данные.

Впрочем, долгосрочная стратегия Apple на удаление с рынка всех компаний и продуктов, чьё название хоть сколько-нибудь перекликается с названием её продукции, вполне в корпоративном духе этой фирмы. Хотя в Китае можно с лёгкостью купить не только похожие на iPod и Macinsoth изделия, но даже стопроцентные подделки за вдвое меньше деньги, Apple не собирается выпускать из рук рынок цивилизованных стран, где ценится подлинность изделий и их высокий имидж, Кстати, подобные процессы вряд ли негативно скажутся на имидже Apple, а, напротив, способны улучшить его в глазах добропорядочных покупателей.

Если вспомнить, что Apple чуть ли не со дня своего основания эффективно боролась с попытками выпуска клонов своих компьютеров и различных совместимых машин, в том числе, посредством выпуска собственной операционной системы, работающей только на "фирменном" железе, то нельзя не отметить, что история повторяется. Однако в этом случае Apple может быть уверена в том, что плееры iPod в результате не станут столь же нишевым продуктом, как компьютеры Macintosh. На фоне пятипроцентной доли рынка "маков" более 75 процентов "айподов" представляется более чем убедительной причиной защитить рынок от вражеских поползновений.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.