iPod - снова лидер
АрхивЗвукСмогут ли мобильные телефоны со встроенными плеерами потеснить таких традиционных лидеров рынка, как iPod?
Американская аналитическая компания NPD Group, специализирующаяся на маркетинговых исследованиях, объявила результаты исследования рынка портативных плееров в США за второй квартал текущего года. Плееры семейства iPod, выпускаемые компанией Apple, снова победили с впечатляющим преимуществом: "айподы" заняли 75,6 процента всего рынка портативных музыкальных проигрывателей.
Отрыв Apple даже от ближайших соперников, занявших четыре последующих места, грандиозен: на втором месте находится компания SanDisk с 9,7% долей рынка, на третьем - Creative с 4,3%, на четвёртом - Samsung c 2,5%, а на пятом - Sony с 1,9%.
Обратите внимание на то, как резко упали продажи плееров Sony, хотя именно эта компания в далёком 1979 году представила первый в мире портативный музыкальный проигрыватель - легендарный кассетный Walkman. Появление новых цифровых форматов выбило Sony из колеи: несмотря на то, что проприетарный формат ATRAC вышел на рынок задолго до массового распространения MP3, дорогие цифровые минидисковые устройства с ограниченной совместимостью завоевали популярность лишь в студиях звукозаписи и на радиостанциях, а затем и вовсе сдались под напором MP3. Несмотря на многочисленные усовершенствования, сегодня спрос на минидисковые плееры в десятки раз меньше, чем на MP3-плееры различных конструкций, что не могло не повлиять на результаты исследования.
Ещё одна неожиданность заключается в том, что специализирующаяся на мультимедийных устройствах компания Creative уступила второе место фирме SanDisk, известной, прежде всего, как производитель памяти. Специалисты полагают, что всё дело в себестоимости производства и максимальной наценке, которую может себе позволить компания для получения прибыли. Поскольку SanDisk владеет множеством патентов на технологии флэш-памяти, активно занимается их скупкой и последующим лицензированием, то она имеет возможность минимизировать затраты на производство и предложить розничным продавцам наиболее выгодные цены. Наценка на плееры SanDisk Sansa может быть заметно выше, чем на те же популярные iPod, поэтому магазинам выгоднее продавать больше плееров SanDisk, а не каких-либо других марок.
Вместе с тем, iPod остаётся самым продаваемым плеером в Соединённых Штатах. Можно по-разному оценивать возможности этих устройств и их потребительские качества, но несомненно одно: без оптимального набора функций и удобства в использовании они не смогли бы занять почти три четверти американского рынка. Безусловно, значительный вклад в успех iPod внесла массированная рекламная компания, удачно эксплуатировавшая бережно культивировавшийся на протяжении десятилетий имидж Apple как производителя элитарных компьютеров для тех, кто "мыслит иначе". Как ни удивительно, но этот элитарный имидж в немалой степени помог сделать iPod самым массовым и востребованным современным MP3-плеером, причём не только в США.
Несмотря на огромную популярность iPod, некоторые аналитики полагают, что дни традиционных портативных MP3-плееров уже сочтены. Для сравнения, в первой половине 2006 года в США было продано более 16,5 миллиона "айподов", но более чем в четыре раза больше мобильных телефонов - около 67 миллионов, - причём многие современные модели трубок оснащены встроенными MP3-плеерами. Кстати, специалисты NPD Group, работавшие над описанным выше исследованием, отдельно оговорились, что при подсчётах не учитывались мобильные телефоны с функцией музыкальных плееров - в противном случае, вполне возможно, расклад по продажам был бы несколько иным. За последний год со второго квартала 2005 года по второй квартал текущего года продажи трубок с функциями музыкальных плееров выросли вдвое с пяти до 10 процентов.
Интересно, что идея поместить в мобильный телефон MP3-плеер первоначально появилась вовсе не у производителей электроники, а у операторов сотовой связи. Именно мобильные операторы, предлагающие своим клиентам массу дополнительных услуг, могли бы больше всех выиграть за счёт возможности воспроизводить в телефоне музыку, ведь загрузка MP3 через сотовые сети - один из самых дорогих на сегодняшний день сервисов. Одна песня обходится покупателям в разных странах примерно в 2-3 доллара, и это - без стоимости времени соединения для скачивания файла. Для сравнения, в далеко не самом дешёвом интернет-магазине iTunes одна композиция стоит порядка доллара, а в российских интернет-магазинах, весьма популярных за рубежом, и вовсе просят от одного до трёх долларов за целый альбом.
Впрочем, расчёт сделан верно: телефон всегда с вами, и вам будет трудно преодолеть желание немедленно скачать какую-то песню чтобы сразу же её прослушать, пусть за такую услугу и придётся заплатить отдельно. Известно, что некоторые зарубежные операторы намерены организовать продажу и обмен музыкальными файлами через беспроводные интерфейсы Bluetooth, Wi-Fi или просто через флэш-карты памяти. Тогда, когда телефоны с MP3-плеерами станут массовыми устройствами, подобный сервис сможет приносить львиную долю прибыли сотовым операторам. Не секрет, что сегодня, в условиях вызванного требованиями рынка удешевления услуг связи доходы операторов от предоставления обычных массовых услуг голосовой связи уже давно сводятся к минимуму, а коммерческое предприятие не будет работать себе в убыток, поэтому изыскания новых способов извлечения прибыли будут продолжаться.
Конечно, телефонные аппараты со встроенной флэш-памятью заметно уступают даже флэш-MP3-плеерам: как правило, в них устанавливается не более ста мегабайт памяти, а для её расширения обычно используются относительно дорогие миниатюрные флэш-карточки mini-SD. Куда более привлекательно выглядят модели на базе миниатюрных жёстких дисков, располагающие ёмкостью в несколько гигабайт. Около двух лет назад южнокорейская компания Samsung Electronics выпустила первый в мире мобильный телефон со встроенным 1,5-гигабайтным жёстким диском. Затем появился смартфон Nokia N91 уже с четырёх гигабайтным винчестеров. В самое ближайшее время ожидается начало продаж модели Samsung SGH-i310 во встроенным диском на 8 Гб. Выпуском специализированных "музыкальных" телефонов также занимаются такие крупные компании, как LG Electronics и Sony Ericsson Mobile Communications.
В настоящее время по ёмкости встроенной памяти мобильные телефоны с микровинчестерами могут конкурировать лишь с аналогичными дисковыми недорогими аудиоплеерами, в то время как в плеерах более высокой ценовой категории не редкость - винчестеры чуть большего форм-фактора с полезным объёмом до 60 Гб. Впрочем, такие крупные производители микровинчестеров, как Toshiba и Seagate неоднократно заявляли о работах над миниатюрными моделями сходного объёма диаметром всего около 2,5 см. Телефоны с такими винчестерами смогут с лёгкостью заменить самый вместительный современный аудиоплеер.
В отличие от флэш-памяти, жёсткие диски оснащены сложной и тонкой механикой и гораздо больше боятся ударов и падений, а ведь с мобильными телефонами таких неприятностей происходит гораздо больше, чем с плеерами и, тем более, с компьютерами. Поэтому разработчики миниатюрных винчестеров для портативных устройств вынуждены оснащать свои накопители сложными системами защиты от падения. Такие системы обычно состоят из специальных датчиков ускорения и автоматической схемы безопасной парковки головок с последующим аварийным отключением питания. К примеру, система, реализованная в 2,5-см диске Seagate ST1,3 ёмкостью 12 Гб, позволяет диску сохранить работоспособность при падении на твёрдую поверхность падении с высоты 1,5 метра, а ведь в 99 случаях из ста это смертельный удар для любого "настольного" винчестера.
Однако основным препятствием на пути превращения мобильного телефона, по сути, в плеер с функциями сотовой связи и, нередко, с возможностями органайзера и даже карманного компьютера, является цена. Если MP3-плеер среднего класса на основе жёсткого диска можно сегодня приобрести примерно за 200-250 долларов США, то мобильник с винчестером сравнимой или меньшей ёмкости обойдётся покупателю уже в 600-800 долларов. Пока такие модели относятся к премиум-классу, но со временем, несомненно, появятся и модели среднего класса, которые будут дороже аналогичных плееров долларов на 50-100, в зависимости от собственно "телефонной" части.
Нет никаких сомнений и в том, что будет продолжен выпуск специализированных плееров, но они будут относиться к высшему классу и смогут предложить потребителю не только расширенную функциональность, но и более высокое качество звука, чем у массовых моделей. Такие аппараты не ограничены в габаритах небольшим корпусом телефона, там можно устанавливать большие дисплеи с удобной навигацией по альбомам и композициям, реализовывать прямой доступ к различным интернет-сервисам для загрузки музыки с более мощной системой защиты от несанкционированного копирования.
Но, прежде всего, представляется, что такие плееры будут рассчитаны на поклонников максимально качественного звука, в том числе, и несжатых форматов. Вполне возможно, что такие устройства смогут служить не только в качестве переносных плееров, но и в роли высококачественных источников для домашней аудиосистемы. Реализация многоканального звука и цифрового интерфейса в портативном устройстве - дело несложное. Вопрос лишь в востребованности подобных проигрывателей и, увы, в так называемой "системе управления цифровыми правами" (DRM), которая сегодня реально способна свести на нет все оригинальные проекты в области цифрового звука и видео.
Так что мобильный телефон сможет полноценно заменить аудиоплеер ещё не скоро, хотя тенденция к объединению различных функций в одном устройстве очевидна. Достаточно вспомнить цифровую фотокамеру-"мыльницу", без которой сегодня не обходятся даже многие бюджетные модели. Радиоприёмник и GPRS-модем, позволяющий выходить в интернет через сотовую сеть, - тоже давно не редкость. Всё большую популярность завоёвывают смартфоны, скрывающие в небольшом телефонном корпусе потенциал карманного компьютера. С развитием технологий всё это великолепие со временем будет доступно даже школьникам, и универсальный карманный "комбайн" станет настолько же привычным, каким стал сегодня обыкновенный мобильник.