Айподы, которые выбирают нас
АрхивЗвукЧтобы окончательно убедить некоторых читателей в том, что мы все продались Apple, я, как человек, вообще не пользующийся никакими портативными плеерами, решил написать обзор всех ныне выпускающихся iPod.
Фирма Apple, в определённых кругах зовущаяся "Апфэль", - это, конечно же, культовая компания: что бы ни выходило из-под пера (кульмана?) её инженеров и дизайнеров, немедленно приобретает особую печать элитарности, приобщая к избранному кругу "понимающих" даже владельцев скромной однокнопочной мышки или прозрачной клавиатуры, через которую видны особенности технологического процесса на китайских предприятиях. Помните многолетний девиз Apple "Think different"? Разумеется, всегда находятся люди, желающие выделиться, как они считают, из толпы - именно они и "думали по-другому", с удовольствием заглатывая наживку "яблочных" маркетологов и приобретая странные изделия по странным ценам.
Но рынок есть рынок, и на одних только элитарности и гламуре далеко не уедешь. Поэтому "Апфэль" решила завоевать чуждый ей массовый рынок, начав с самых что ни на есть обыкновенных аудиоплееров. Тому, кто придумал этот гениальный ход, в Apple должны не просто поставить памятник, а основать целый мистический культ, поскольку именно благодаря этому человеку "яблочная" компания не ушла в небытие на рубеже XX и XXI веков.
Чтобы "раскрутить" с нуля такой сомнительный для Apple проект, как аудиоплеер, был придуман миф о беспрецедентно удобном пользовательском интерфейсе iPod, который якобы продолжает исторические традиции "дружественного" интерфейса Mac OS и вообще всех "макинтошей". Автор этих строк, повертевший в руках плееры iPod всех поколений и всех модификаций, до сих пор поражается масштабам этой мистификации. Интерфейс "айподов" не более удобен или неудобен, чем интерфейс любого другого аналогичного плеера, коих множество. Конечно, я субъективен, насколько может быть субъективен человек, вообще не пользующийся никакими плеерами и предпочитающий, развалившись в кресле, слушать любимую музыку через хорошую акустическую систему. Все "плеерные" интерфейсы удобны и неудобны по-своему, но их роднит одно: для того, чтобы добраться до нужной композиции, нужно перенажимать уйму кнопок. Вместо одной. На пульте CD-проигрывателя.
Впрочем, я отвлёкся, но только для того, чтобы в Apple могли оценить степень проданности автора и осыпать его золотыми горами. Как бы то ни было, мифы творят чудеса - последним поколениям прекрасно известна сила и великого коммунистического мифа, и великого демократического мифа, и стремительно набирающего вес великого националистического мифа. Плееры iPod стали массовыми, но при этом, как ни странно, не растеряли имидж культовости и элитарности. Со временем организм, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться - начали плодиться и "айподы", представая то в виде "детишек" iPod mini, то в виде "карточек" iPod nano, то в виде "палочек для мороженого" iPod shuffle. Кстати, хотелось бы знать, где в безэкранном shuffle прячется тот самый непревзойдённо дружественный интерфейс, который не перестают нахваливать апологеты айподомании?
Сейчас в производственной линейке Apple - три разновидности iPod: основная модель - "просто" iPod, миниатюрный плеер iPod nano на базе флэш-памяти и уже упомянутый iPod shuffle, рассчитанный, видимо, на незрячих меломанов. Все три модели - разные, хотя они и объединены единым интерфейсом, единой логикой управления и единой программой для загрузки файлов iTunes.
iPod
"Обыкновенный" iPod в девичестве носил название iPod video, но официально он так никогда не назывался. Это устройство на базе жёсткого диска выпускается в двух модификациях - на 30 Гб и на 60 Гб - и в двух цветовых решениях - белом/хром и чёрном/хром. Плееры вобрали в себя все возможности предыдущих моделей, появлявшиеся в них постепенно: конечно же, они умеют проигрывать цифровую музыку, но ещё и воспроизводят цифровые фотографии, записывают звук, обладают функциями личного органайзера и простенькой игровой приставки и, наконец, воспроизводят видео на цветном 2,5-дюймовом дисплее.
Подключение плеера к компьютеру ("макинтошу" или PC) осуществляется через интерфейс USB 2.0, а для передачи данных требуется фирменная программа iTunes, тоже существующая в двух ипостасях - для Mac и для PC. Через тот же интерфейс USB осуществляется и подзарядка аккумуляторной батареи. Интерфейс FireWire сохранился в довольно странном урезанном виде: синхронизировать данные через него уже нельзя, но всё ещё можно подзарядить аккумулятор. Прекрасно понятно, почему был сделан выбор в пользу повсеместно распространённого USB, однако не слишком очевидно, зачем надо было оставлять FireWire в настолько убогой форме. Только для того чтобы подчеркнуть, что это настоящий Apple?
30-гигабайтная модель продаётся в российских магазинах за 419 долларов США, а 60-гигабайтная - за 549 долларов. Не очень дёшево, но и не дороже аналогичных устройств других производителей. Надо ли говорить, что "элитарность" от Apple нынче доступна любому, накопившему на дисковый плеер...
Nano
IPod nano - флэш-плеер, заменивший в прошлом году линейку микродисковых моделей iPod mini. Избавившись от винчестера, пусть и микроскопического, плеер не только похудел, но и осунулся, то есть, заметно уменьшился в размерах. Устройство не просто помещается в кармане рубашки, но и легко может там потеряться. Достаточно сказать, что уже продаются бумажники с отделением под nano и даже галстуки с кармашком для этого плеера. Выпускаются две модификации iPod nano, которые отличаются объёмом встроенной памяти - 2 или 4 Гб. Недавно начат выпуск и чуть более дешёвых одногигабайтных моделей, хотя чисто экономически их покупка не слишком оправданна. Цветовые решения - те же самые, что и у полноразмерных iPod.
По организации навигации "нано" - уменьшенная копия "взрослого" iPod, однако вместе с "жирком" ушла и часть функций - этот плеер не умеет воспроизводить видео (да не очень-то и хотелось всматриваться в крохотный 1,5-дюймовый дисплей) и не умеет записывать звук. Функция просмотра фотографий сохранилась, но размеры цветного дисплея настолько малы, что он может использоваться, пожалуй, исключительно по своему прямому назначению - для навигации по песням. Эстеты могут наслаждаться изображением обложки альбома, откуда взята воспроизводимая песня.
Гигабайтную модель можно купить за 199 долларов США, модель на 2 Гб - за 239 долларов, а четырёхгигабайтный nano - за 299 долларов.
Главное достоинство iPod nano - флэш-память, что означает отсутствие движущихся частей. Главный же недостаток - подверженный царапинам корпус, что стало причиной громкого скандала практически сразу же после появления nano на прилавках магазинов. Если немедленно не поместить плеер в защитный чехол (который, в лучших традициях Apple, придётся выбирать и покупать отдельно), уже через несколько часов он покроется огромным числом мельчайших царапин. В интернете можно найти сообщения о том, что за мелкими царапинами может скрыться даже дисплей. Знатоки советуют выбирать белые плееры: на белом корпусе царапины заметны меньше. Согласитесь, какая-то дикая история для XXI века: даже в Советском Союзе умели делать пластик, который невозможно было исцарапать за долгие годы использования - возьмём хотя бы те же радиоприёмники или торпедо автомобилей...
Shuffle
Самое непостижимое и минималистичное изделие от Apple, образцом для которого служила, вероятно, однокнопочная мышь. В плеере нет дисплея, поэтому вы никогда не узнаете, как называется незнакомая песня, звучащая в этот самый момент. Цитата с официального сайта: "Поприветствуйте iPod shuffle, новый непредсказуемый проигрыватель iPod. Какую песню он сыграет следующей? Может ли он читать ваши мысли? Может ли он угадывать ваше настроение?". По задумке конструкторов, вся прелесть "шаффла" (он же - "шуфль") заключается в возможности случайного воспроизведения загруженных в память файлов. Более того, программа iTunes может заполнить плеер произвольно выбранными файлами при помощи функции Autofill. Иными словами, сюрприз ожидает вас при любом включении плеера.
"Шуфль" принципиально выпускается только в белом корпусе - кстати, фирменный пульт дистанционного управления Apple Remote как две капли воды похож на shuffle. Продаются две версии плеера: с памятью объёмом 512 Мб и 1 Гб, при этом цена этих устройств беспрецедентно низка: 89 и 114 долларов США, соответственно - всего на треть дороже, чем обычный флэш-драйв сравнимой ёмкости. Только за это вполне можно полюбить необычный плеер. В общем-то, в зарубежной рекламе и не скрывают, что shuffle ориентирован на подростков, у которых просто нет денег не только на более дорогие плееры, но и на покупку больших объёмов музыки в интернет-магазине iTunes Music Store.
Итак, выбирать есть из чего - нынешняя линейка iPod представлена тремя моделями ёмкостью от 512 Кб до 60 Гб. Но "железяка" - это ещё далеко не всё. Специально для плееров Apple разработана программа iTunes, одной из основной функций которой является загрузка музыки, фотографий и видео, в эти устройства. Доступ в музыкальный интернет-магазин iTunes Music Store тоже осуществляется через эту программу, которая, разумеется, блюдёт все ограничения, связанные с авторскими правами, что понравится не каждому. Впрочем, в России мало кто считает себя обязанным связываться с платной загрузкой музыки; у нас предпочитают компакт-диски вроде "10 альбомов на одном CD" или ночное "ословодство", так что вряд ли "копирайтные" ограничения могут отпугнуть от программной продукции Apple.
Специально для любителей альтернативы существуют и программы третьих производителей, способные загружать музыку в iPod. Это, к примеру, небольшая бесплатная программа vPod, которая, правда, подойдёт лишь пользователям Windows. Обе платформы поддерживает, например, файловый менеджер iPod Access. При желании можно отыскать и другой софт, способный заменить iTunes.
Было бы несправедливым, если бы мы не упомянули про подкасты, которыми заразили весь мир именно владельцы "айподов". Подкасты - это любительские или вполне профессиональные радиопередачи, которые выкладываются в интернете. Подписчики тех или иных "каналов" могут автоматически через iTunes скачивать передачи и затем слушать их в своих плеерах. Конечно же, скачать эти файлы можно и безо всяких iTunes, а слушать - безо всяких "айподов". Но первыми столь удобный способ распространения "радио XXI века" предложили именно поклонники плееров Apple.
Ещё в самом начале этой статьи я предупредил, что не являюсь даже потенциальным потребителем портативных плееров - я никогда не куплю ни iPod, ни какую-либо другую модель. Тем не менее, совершенно гениальный маркетинговый проект Apple по продвижению своих плееров не даёт мне покоя. Вряд ли в мире существует какая-либо другая компания, способная сделать из одного из огромного множества плееров культовый товар исключительно при помощи мифа о непревзойдённом удобстве его использования. Скажу больше, многие владельцы iPod твёрдо уверены в том, что интерфейс "айподов" самый удобный, а когда видят не менее удобное решение, заявляют, что оно коварно похищено у Apple.
Более чем уверен, что подавляющая часть редакции со мной не согласится, но, полагаю, что в данном случае мнение человека "со стороны", то есть, вообще не использующего плееры в повседневной жизни, не стоит считать слишком уж субъективным.