Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Novation X-Station 61: музыкальный комбайн за серьёзные деньги

АрхивЗвук
автор : Юрий Ильин   21.03.2006

Это не клавишный синтезатор, а куда более необычное изделие - MIDI-клавиатура со встроенным синтезатором.

MIDI-клавиатуры, по идее, - сугубо служебные устройства, предполагающие наличие внешних звуковых модулей (синтезаторов с клавиатурами и в рэковом исполнении, или расплодившихся ныне и достигших преизрядного качества software synths).

В сущности говоря, в качестве MIDI-клавиатуры можно по нынешним временам использовать практически любую "самоиграйку" с чувствительными к силе нажатия клавишами (т.е. активной клавиатурой) и MIDI-разъёмами на тыльной стороне. Вопрос в том, какие контроллеры вынесены на верхнюю панель, - т.е. насколько удобно будет управлять параметрами внешнего модуля во время игры. У "самоиграек" таких контроллеров обыкновенно всего-то один-два - Pitch Bend (колесо высоты тона) и Mod Wheel (модуляция) - да и тот редкость. У навороченных же клавиатур "торчит наружу" всё, что только может торчать.

В этом отношении MIDI-клавиатуры Novation X-Station представляют, пожалуй, весь "джентльменский набор" контроллеров. Верхняя панель буквально ощетинилась ручками, кнопками и ползунками; совмещённый контроллер модуляции и высоты тона дополняется ещё и программируемым touch-pad'ом для эффектов. К тому же в комплекте поставляются сразу пять трафаретов для верхней панели, - чтобы помечать контроллеры, если они переназначены под элементы управления какого-нибудь очень специального синтезатора.

Вопрос к производителям X-Station один: а зачем надо было встраивать туда ещё и собственный синтезатор? Тем более, с урезанными функциями?

Внешний вид, эргономика, управление

Данная линейка MIDI-клавиатур на данный момент представлена тремя моделями - X-Station 25, 49 и 61. Как нетрудно догадаться, индексом обозначено количество клавиш. Это единственное, собственно, различие между моделями, в остальном они совершенно идентичны.

Нам на тестирование представили "топ-модель", 5-октавную X-Station 61, которая в "мануале" называется одновременно и MIDI-клавиатурой (Controller Keyboard), и синтезатором. На отечественных сайтах кое-где этот инструмент окрестили "рабочей станцией" - много чести, однако.

Основные технические характеристики Novation X-Station 61:
  • Интерфейс USB
  • Клавиатура: 61 клавиша
  • Тип механики: полувзвешенная с послекасанием
  • Назначаемые контроллеры 24 кнопки, 20 ручек, 4 энкодера и 9 слайдеров
  • Разъёмы: аудиовходы: 2 x комбинированных разъёма 1/4" jack / XLR; MIDI - 1 x MIDI In; 2 x MIDI Out
  • Питание: 6 батарей типа C или адаптер питания 9 В ( в комплект не входит)
  • Размеры : 963 x 68 x 278 мм
  • Дополнительно: ЖК-дисплей: 2 x 16 знаков, голубая подсветка

От обилия вынесенных наружу контроллеров новичок, возможно, растеряется, однако все они (а вернее, их умолчательные функции) поименованы, так что разобраться, что к чему, по меньшей мере, представляется возможным.

Тут заковырка в том, что на верхнюю панель вынесены как элементы управления для внешних MIDI-устройств, так и для встроенного синтезатора. Некоторые пересекаются, - то есть в разных режимах работают по-разному.

Весь интерфейс делится на 12 секций (так обозначено в инструкции; естественно, одной из этих секций является непосредственно клавиатура).

В первой располагаются элементы управления аудиовходом и встроенным эффект-процессором. Вторая содержит основные элементы управления режимами, воспроизведением композиций и двухстрочный дисплей. Соответственно, в той же секции осуществляются все операции с дисплеем, набор текста (вернее, перебор символов с помощью стрелок) и так далее.

Третья, четвёртая, пятая и шестая секции - это как раз исключительно элементы управления встроенным синтезатором. Здесь осуществляется управление осцилляторами, LFO, фильтрами и огибающими. Огибающих, как и подобает, две - для самого тона (Amp Env) и для модуляции. Под секцией LFOS располагаются также управление эффектами самого синтезатора, а также контроллеры арпеджио (12 и 13 секции).

Седьмая секция - это переключение смещения октав и управление мониторингом. Восьмая - это джойстик, совмещающий контроллеры модуляции и высоты тона, а прямо под ним располагается программируемый тач-пэд, поддерживающий до четырёх задаваемых параметров звучания (по два на каждую геометрическую ось).

На задней панели - вящее изобилие. Помимо само собой разумеющихся разъёмов для питания, Sustain/Hold-педали и MIDI-разъёмов (кстати, их три - один на вход, сразу два на выход), наблюдаем гнездо USB формата 1.1 (провод-переходник идёт в комплекте), вход для педали экспресии, SPDIF-выход, три аудиовыхода (один стерео - для наушников и два моно - на внешний усилитель), а, кроме того, два загадочных Input.

Дело в том, что X-Station может использоваться ещё и как двухканальный микшер или предусилитель для внешних аудиоустройств (микрофона, гитары и т.д.), да ещё и "полировать" их звучание встроенными эффектами. По USB можно выводить цифровое аудио формата 24-бит/48 кГц, то есть, данный, гм, прибор является ещё и внешним аудиоинтерфейсом для компьютеров или ноутбуков. С ограниченным, впрочем, функционалом.

Неизбежно придётся упомянуть и про ограниченность функционала встроенного синтезатора.

У Novation есть свои линейки виртуальных (V-Station) и аппаратных (K-Station, KS) синтезаторов. Аппаратные устройства используют технологию цифрового моделирования аналогового синтеза Liquid Analog Sound. В X-Station встроен урезанный вариант синтезатора как раз этой серии.

Ограничения следующие: монотембральность (только один тембр в любой момент времени), отсутствие перформансов, максимальная полифония - 8 голосов. Нет ударных тембров - вообще. Нет синхронизации параметров по тайм-коду внешних устройств (External MIDI clock). Нет обработки импортируемых аудиосигналов.

А, самое главное, в инструкции по эксплуатации утверждается, что X-Station может работать только либо как синтезатор, либо как MIDI-контроллер. На самом деле, это не значит, что при включении режима синтезатора по MIDI перестают поступать какие-либо сигналы. Нет, клавиатура и Pitch/Mod Wheel во внешних программах отзываются. А вот специальные контроллеры - огибающие и прочее - нет. По умолчанию - нет.

Тут требуются некоторые пояснения.

В X-Station встроено несколько шаблонов управления различными внешними программами, такими, как Native Instruments Absynth, Propellerhead Reason и массой других программных и даже аппаратных синтезаторов. Что касается Reason, то это и вовсе целая станция с массой отдельных модулей, у которых, в свою очередь, огромное количество собственных контроллеров, - два сэмплера, два синтезатора, вокодер, драм-машина, сэмплер для лупов и так далее.

Большинство их собственных контроллеров можно назначить либо на какую-то клавишу на клавиатуре (компьютера или музыкального инструмента) или на ползунки и ручки на MIDI-клавиатуре. Причём в версии 3.0 это делается автоматически: выбираем контроллер в Reason, вызываем функцию назначения - Override Remote Mapping, выделяем флажок Learn from Control Surface Input, и просто двигаем нужный контроллер на MIDI-клавиатуре. Reason считывает сигнал и присваивает соответствующие значения.

В результате таких манипуляций Reason спокойненько "кушает" управление с X-Station, даже если она работает в режиме синтезатора. Тут как раз трафареты и оказываются куда как кстати.

Общие впечатления от использования

Самое главное - наличие у этой клавиатуры функции послекасания (Aftertouch). Зажав клавишу, на неё можно оказывать дополнительное воздействие, тем самым контролируя какие-то дополнительные параметры. В сэмплере NN-XT в Reason, вместе с которым, в основном, клавиатура и использовалась, с помощью Aftertouch регулируется виртуальное колесо External Controller, на которое можно назначать множество параметров, включая модуляцию и срез частотного фильтра. Для некоторых инструментов оказывается весьма кстати, главное, - грамотно задать нужные параметры.

Под Reason в мануале X-Station выделена целая глава, и, к сожалению, большая часть посвящена "известным аномалиям". В разных версиях пакета они разные, но, к сожалению, про версию 3.0 вообще ни слова. Инструмент Combinator в программных шаблонах клавиатуры не упоминается, и, соответственно, его параметры приходится назначать на контроллеры X-Station самостоятельно. Едва ли это, впрочем, большая проблема.

Не слишком приятно то, что шаблоны размещены в обычном алфавитном порядке: т.е. отдельные модули Reason отделены друг от друга несколькими пунктами - предустановками контроллеров для других программ и устройств. В свою очередь, приятным можно назвать наличие кнопок управления MIDI-композицией (transport controls) - воспроизведения, записи и перемотки. Не нужно каждый раз тянуться к мыши, чтобы запустить запись в программе.

Что касается синтезатора, то тут следует отметить очень "жирные" и, так сказать, взвешенные пресетные тембры (каковых 200 штук) - и большую глубину их обработки. К тому же с сайта Novation можно задаром докачать ещё 100 пресетов.

Очень кстати будет подробная документация: в мануале всё расписано более чем скрупулёзно, что не может не радовать. Устройство непростое, и если с базовыми функциями разобраться нетрудно, то более продвинутое использование требует соответствующего понимания, что к чему.

Выводы

X-Station - это высокого уровня исполнения MIDI-клавиатура, оснащённая встроенным синтезатором с ограниченными возможностями, и способная играть роль двухканального внешнего аудиоконтроллера, который можно использовать, например, с ноутбуком. Замечательно.

Но всё вместе это стоит свыше 900 долларов. Соответственно, возникает вопрос: а не является ли X-Station скорее предметом роскоши, нежели рабочим инструментом?


Благодарим компанию "Мультимедиа Клуб" за предоставленный на тестирование инструмент.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.