Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Roland Juno-D - пасынок великого клана

АрхивЗвук
автор : Юрий Ильин   14.02.2006

Профессиональный клавишный электромузыкальный инструмент начального уровня имеет в своём арсенале богатый сочный звук и обширные возможности его обработки в процессе исполнения.

Фирма Roland - один из основных грандов музыкальной отрасли, и гранд этот куда как заслуженный. Старинные аналоговые агрегаты Juno-6, Juno-60 и т.д. являются "классикой", насколько это слово вообще уместно употреблять в адрес электронных музыкальных инструментов.

Не очень, однако, понятно, что побудило Roland включить в достославное семейство Juno цифровой синтезатор "начального уровня" Juno-D, представляющий собой, по сути дела, вариацию на тему более раннего устройства, известного как Roland RS-5. Родство Juno-D с прочими представителями клана Juno, помимо наименования, ограничивается лишь несколькими цифровыми репликантами тембров, коими аналоговые "пращуры" особо славились.

Иными словами, раздумывая над тем, покупать этот синтезатор, или нет, лучше не держать в голове марку Juno, - она тут, в общем-то, и ни при чём. Но сам по себе этот инструмент во многих отношениях замечателен.

Особенности дизайна, элементы управления

Первое, что бросается в глаза - скромные размеры. По сути дела, он меньше и тоньше любой пятиоктавной "самоиграйки" Yamaha или Casio. Это естественно, поскольку, в отличие, опять же, от "самоиграек", у Juno-D отсутствуют собственные динамики. ЖК-дисплей - откровенно крошечный (две строки).

Под стать габаритам и вес - всего 5 кг. Люди, которым приходится часто таскать инструмент на себе, это достоинство непременно оценят.

А вот что может несколько опечалить владельца Juno-D, так это его неустойчивость на клавишной стойке. Во-первых, он слишком узок (29,2 см) для обычной стойки. Во-вторых, снизу пластиковый корпус кажется несколько слишком скользким, хотя положение спасают, например, высовывающиеся головки крепёжных шурупов и обрезиненные ножки. Тем не менее, первые два дня использования инструмента заставят почувствовать себя параноиком, трясущимся от одной мысли о возможном падении. Уж не говоря о том, что и собственные руки могут показаться какими-то "слишком большими" для этого тонкого - во всех смыслах - инструмента.

Верхняя панель оснащена блестящим металлическим покрытием, весьма не слабо собирающим статическое электричество. На тыльной стороне, впрочем, весьма кстати наличествует винт для заземления. Есть ещё одна претензия к этому покрытию: оно просто-таки воплощает все грёзы дактилоскописта - отпечатки пальцев "коллекционируются" с каким-то немысленным упоением...

Элементов управления не слишком много, но особо в глаза бросаются ручки, вызывающие ассоциации с аналоговыми электроинструментами. Ассоциации, кстати, совсем не случайные: пять ручек справа от ЖК-дисплея отвечают за огибающую (Envelope), частотные фильтры (Cutoff и Resonance) и осцилляторы низкочастотных колебаний (LFO), а также за баланс между тонами каждого отдельно взятого тембра.

Переключение режимов осуществляется четырьмя кнопками, рядом с которыми располагаются соответствующие светодиодные индикаторы.

Там же установлена кнопка Key Mode, служащая для переключения режима клавиатуры. В режиме Single звучит только верхний тон каждого тембра (Patch), в режиме Dual - оба на всей клавиатуре вместе, в режиме Split - тона делят клавиатуру пополам. Характерно, что для каждого тона независимо можно выстраивать огибающую и частотный фильтр, так что глубина обработки каждого звука оказывается колоссальной.

Слева - на своём обычном месте - располагается совмещённый контроллер высоты тона (Pitch Bend) и модуляции (Mod Wheel). Двигается очень легко, отчего возникает нехорошее подозрение, что он может быстро разболтаться. На самом деле, это маловероятно: для того подобные контроллеры и предназначены, чтобы активно гонять их туда-сюда во время игры.

Помимо указанных ручек и контроллеров, на верхней панели располагаются в ряд четырнадцать кнопок. Rhythm Guide (отвечает за переключение в режим драм-машины), Numeric (перевод кнопок переключения тембров в режим нумерации), 10 пронумерованных кнопок, с помощью которых переключаются пресетные тембры или т.н. "перформансы", Shift (функционально аналогичная одноимённой клавише на компьютерной клавиатуре) и Tap Tempo - кнопка управления темпами.

Над двумя последними кнопками, справа от дисплея, располагаются ещё шесть кнопок навигации по меню: две Value, две Page/Cursor, Enter и Exit. С их помощью и осуществляется основное управление характеристиками звуков, в зависимости от режимов. Переключение режимов производится многочисленными кнопками по левую сторону от ЖК-дисплея.

Категория Mode

  • Patch - переход в режим управления тембрами
  • Perform - переход в режим "перформансов"
  • Demo - воспроизведение демонстрационных композиций
  • System - управление параметрами самой системы (как то яркость ЖК-дисплея и т.д.)
  • Part Select - управление "партиями" для "перформансов"
  • Audition - прослушивание выбранных тембров

Категория Edit

  • Param - управление параметрами тембра
  • Effects - управление эффектами (в общей сложности 47 типов мультиэффектов, 8 типов реверберации и 8 типов хоруса)
  • Utility - клавиша специальных функций, таких, как сброс настроек тембра, передача его параметров по MIDI и т.д.
  • Write - сохранение настроек
  • -Oct и +Oct в разных режимах отвечают либо за транспозицию тембра вверх и вниз на октаву, либо за транспозицию по полутонам

Кнопки Phrase/Arpeggio и Chord Memory предназначены для задействования режима арпеджиатора (держим одну ноту или аккорд - и он воспроизводится как быстрое арпеджио), и редактирования аккорда, воспроизводимого с одной ноты.

Ну и самая, пожалуй, интересная деталь - это инфракрасный контроллер D-Beam, водя рукой над которым, можно изменять характеристики звука. По умолчанию на D-Beam установлены изменения уровня звучания взятой на клавиатуре ноты или аккорда и, если зажат аккорд, раскладка его на арпеджио и воспроизведение вверх и вниз по всему диапазону клавиатуры. Однако с помощью кнопки Assignable к D-Beam можно привязать и другие параметры, включая параметры резонансного фильтра, панораму и огибающую - и изменять их динамически. Просто водя рукой над "гнездом" D-Beam'a. Смотрится весьма эффектно. Ассоциации с терменвоксом возникают сами собой.

Основные технические спецификации Roland Juno-D:
  • Клавиатура: 61 клавиша, пружинная
  • Звуковой генератор (тон-генератор): максимальная полифония 64 голоса
  • Мультитембральность: 16 партий, при этом два тона могут быть наложены друг на друга в каждом тембре/патче (разделением клавиатуры Split или наложением Dual)
  • Волновая память: 32 Мб (16-битный линейный эквивалент)
  • Пресетная память: 640 тонов
  • Пресетные патчи: 640 (оригинальных патчей: 384, General MIDI 2: 256)
  • Пресетных наборов барабанов: 20 (оригинальных: 11, General MIDI 2: 9)
  • Пресетных перформансов: 32
  • Пользовательская память: 128 пользовательских патчей (2 тона могут быть присвоены каждому патчу)
  • Пользовательских барабанных установок: 2. Существует отдельное "меню" - банк различных перкуссионных тембров
  • Пользовательских перформансов: 8
  • Эффекты: Мульти-эффекты: 47 типов. Реверберация: 8 типов. Хорус: 8 типов
  • Ритм-машинка: пресетных рисунков: 32 типа. Темп: 5-300 четвертей в минуту с возможностью вводить темп ритмичным постукиванием
  • Фразовые рисунки и арпеджиатор: шаблонов: 342; пользовательских шаблонов: 8; стилей (вариаций) - 473
  • Управляющие контроллеры: инфракрасный контроллер D-Beam, Pitch Bend/Modulation Wheel совмещённый; 5 управляющих ручек, двухстрочный 20-символьный жидкокристаллический дисплей с подстветкой, ручка громкости
  • Коммутация: выходные разъёмы (L/MONO, R), разъем для наушников, разъемы MIDI (IN, OUT), разъем для педали Hold, разъем для управляющей педали Control Pedal
  • Питание: от адаптера 9 В, потребляемый ток - 1 А
  • В комплекте: руководство пользователя, блок питания, компакт-диск с программным обеспечением для Windows и Mac
  • Размеры и вес: длина - 102,1 см; ширина - 29,2 см; высота - 10,3 см; масса - 5,0 кг

Как обычно, педаль Sustain (или Hold в данном случае) в комплект не входит, равно как и педаль экспрессии. Впрочем, таковые докупить проблем не составит. А без Hold-педали играть довольно-таки грустно.

Некоторые особенности управления

Стоит отметить сразу, что без инструкции с этим инструментом разобраться будет трудновато, особенно, если прежде доводилось иметь дело только с "самоиграйками". Постаравшись сократить количество кнопок на верхней панели, разработчики оказали довольно сомнительную услугу пользователям, которым приходится подолгу разбираться с последовательностями нажатий нескольких клавиш для выполнения вроде бы довольно простых операций. Таких, например, как назначение тембров (патчей).

Все тембры рассортированы по категориям; каждая категория привязана к нумерованным кнопкам под дисплеем. Единственной категории, которой не нашлось своей кнопки - это пользовательские патчи. Для того чтобы до них добраться, необходимо нажать девятую кнопку (к которой привязаны басовые тембры), а затем - правую навигационную кнопку Page/Cursor. Появятся User Patches. В инструкции подробно расписано, как их редактировать и сохранять, но не вполне очевидно, как вызывать.

Впрочем, инструкцию рекомендуется читать с предельной внимательностью - к сожалению, её приходится штудировать всю целиком - и иногда пошагово следовать инструкциям, чтобы элементарно понять, что к чему (если нет опыта работы с аналогичными устройствами, конечно). Ещё более печален тот факт, что на русском языке инструкций к этому инструменту пока не выходило.

Отдельно стоит отметить режим Performance. Дело в том, что в инструкции про этот режим говорится "Playing several sounds simultaneously" ("проигрывать несколько звуков одновременно"), однако фактически это относится только к использованию синтезатора с внешними MIDI-устройствами (тем же компьютером, например). Performance - сугубо концертная "придумка". В этом режиме можно создать массив из шестнадцати "партий" - заранее подготовленных патчей, - привязать их к нумерованным клавишам (в режиме Performance - Part Select), а также назначить необходимые эффекты - общие для всего "перформанса". При этом через Performance - Part Select - Effects можно регулировать уровень посылаемого эффект-сигнала (Reverb Send, Chorus Send), а уровень "возвращаемого" сигнала задаётся через Performance - Effects. Такая схема может сбивать с толку, учитывая, что в режиме Patch отправка сигнала (Reverb/Chorus Send) задаётся через Patch - Param, а возвращение - через Patch - Effects. Effects у Performance - свои, в результате чего бережно выпестованный тембр, сохранённый в области пользовательских патчей, под "перформансом" может звучать совсем не так, как ожидалось.

И ещё одна подробность: среди параметров каждой партии (Part) не сохраняется смещение по октаве с помощью соответственных функциональных клавиш (-Oct и +Oct). Если у вас на соседние кнопки назначены тембр, который звучит без октавной транспозиции, и тембр, смещённый на октаву ниже, то, либо придётся быстро переключать ещё и -Oct, или пользоваться Coarse Tune (подстройкой по полутонам) в режиме Patch - Param.

Звучание

Наивно было бы ожидать от синтезатора начального уровня за 700 долларов каких-то откровений и вообще сотрясения всех устоев. Однако своих денег этот инструмент стоит. Чистая и чёткая стереопанорама, сбалансированные по частотам, и при этом в должной мере сочные звуки, очень много действительно классных тембров, особенно "подкладов" (Pads) и басов.

Примеры звучания:

Choir.mp3

Оb2_pad1.mp3

Organ.mp3

Piano.mp3

Strings.mp3


Качество струнных и органов варьируется, и то же самое можно сказать про фортепианные тембры (каковые почему-то шибко сильно ругают на форумах).

Откровенную слабину этот синтезатор даёт по разряду оркестровых медных духовых, но зато очень неплохо звучат саксофоны. Скрипка, альт, виолончель - совершенно "химические", но, надо заметить, что эти инструменты вообще синтезу поддаются крайне плохо, особенно на устройствах ценой менее 1000 долларов.

Многочисленные наборы ударных поначалу вызывают эйфорию - шикарные бас-бочка и малый барабан. Однако на "железе" (на тарелках) имеет место быть самое что ни на есть печальное "проседание" - звучат они не слишком натурально.

Заключение

Roland Juno-D - концертный инструмент с довольно богатым звуком и обширными возможностями для его обработки на ходу. С помощью огибающей и фильтров можно добиваться крайне интересных эффектов психоделического свойства, ну а исполнитель, гоняющий звук по панораме одними лишь движениями ладони вверх и вниз, выглядит чрезвычайно эффектно.

P.S. Дополнительные впечатления от инструмента после его концертного "боевого крещения" будут опубликованы уже на форуме.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.