Архивы: по дате | по разделам | по авторам

iPod nano получил повестку в суд

АрхивЗвук
автор : Олег Нечай   31.10.2005

Подавшие в суд на Apple покупатели iPod nano убеждены в том, что в компании знали о конструктивном недостатке плеера, из-за которого его корпус стремительно покрывается царапинами, однако скрывали и продолжают скрывать этот факт от потребителей.

Успех MP3-плееров семейства iPod неожиданно обернулся для компании Apple судебным иском. В то время как спрос на эти портативные проигрыватели остаются стабильно высоким, некоторые пользователи посчитали, что Apple продает заведомо недоброкачественные изделия, и обратились в суд с коллективным иском.

Речь идет о проблемах с новейшим плеером iPod nano на основе флэш-памяти, который в начале сентября 2005 года сменил модель iPod mini с микровинчестером. Еще самые первые владельцы новинки заметили, как легко глянцевый корпус плеера покрывается царапинами, причем через некоторое время царапин становится так много, что пользоваться экраном устройства получается с трудом.

В иске возмущенные потребители обвиняют Apple в умышленной продаже бракованных плееров. В частности, компания не стала снимать с продажи новые iPod nano, хотя ее специалистам было заранее известно о предрасположенности корпуса царапинам. В документе также указывается, что через короткое время из-за царапин прочитать информацию на экране становится невозможным.

Как говорится в иске, подготовленном юридической компанией Hagens Berman Sobol Shapiro из Сиэттла, который подан в окружной суд Сан-Хосе (штат Калифорния), причины его появления - обман со стороны компании и неправомерные действия, выразившиеся в разработке, производстве, распространении и продаже портативных цифровых музыкальных плееров с конструктивными недостатками. В деле также участвует компания David P. Meyer and Associates из Огайо.

В документе отмечается, что если бы истцы знали правду о свойствах плеера iPod nano, они бы не стали его приобретать или платить за него требуемую изготовителем сумму. В результате же обмана со стороны Apple покупатели устройства были вынуждены понести убытки, связанные с ремонтом и с заменой бракованных плееров.

Один из адвокатов фирмы Hagens Berman Sobol Shapiro, Стив Берман, отмечает, что за его четвертьвековую практику участия в коллективных исков, он никогда не встречался с такой активностью граждан. По словам Бермана, в компанию обращаются люди из всех штатов и из 10 иностранных государств, и специалисты фирмы не успевают обрабатывать поступающую электронную почту по этому делу.

Компания Apple пока никак не комментирует сообщения о поданном иске, ссылаясь на то, что не в правилах фирмы обсуждать юридические разногласия. Тем не менее, в Apple советуют покупателям своих плееров пользоваться защитными чехлами, предотвращающими повреждение устройств.

Представители Apple продолжают утверждать, что iPod nano изготавливается из тех же самых материалов, что и прочие плееры этого семейства, которые не вызывали таких нареканий. Впрочем, пользователям "айподов" прекрасно известно, что большие iPod тоже быстро покрываются множественными царапинами, а iPod mini, выполненные в матовых алюминиевых корпусах, при не слишком бережном обращении обзаводятся вмятинами. Однако эти царапины и вмятины типичны и для любых других современных устройств, они не мешают пользоваться экраном уже через месяц после покупки.

В конце сентября 2005 года в Apple признали, что экраны в некоторых iPod nano были слишком хрупкими по вине поставщиков, однако заявили, что такая проблема встречалась лишь в одном из каждых десяти плееров, проданных на тот момент. Было объявлено о программе по бесплатной замене устройств с бракованными экранами через службу технической поддержки AppleCare.

В ответ же на претензии относительно быстро покрывающегося царапинами корпуса представители Apple просто советовали приобретать для nano защитные чехлы. Более того, с сайта компании удалялись все сообщения, связанные с этой проблемой. В компании утверждают, что перед презентацией iPod nano они проводили тесты, которые подтвердили, что плеер царапается ничуть не больше, чем любой другой iPod. Наконец, совет покупать защитные чехлы многие поспешившие обзавестись новинкой расценивают как изощренное издевательство, ведь когда в продажу поступили первые nano, никаких чехлов для них не было и в помине. В общем-то, даже неспециалисту очевиден неправильный выбор материала для защитного покрытия.

Юристы, подавшие иск против Apple, отмечают, что в стремлении сделать iPod nano как можно более миниатюрным инженеры компании пошли на изменения в конструкции корпуса: в предыдущих моделях экран и колесо управления были отделены от самого корпуса, а в nano и экран, и органы управления, покрыты тонким слоем пластика, который неспособен уберечь устройство от царапин.

В юридической компании Hagens Bergman убеждены, что в условиях жесткой конкуренции на рынке музыкальных плееров, в Apple не стали откладывать выпуск плеера nano, хотя разработчикам были очевидны его конструктивные недостатки. Семейство плееров iPod занимает порядка трех четвертей американского рынка MP3-плееров, и в Apple, видимо, посчитали это достаточным основанием для того, чтобы выпустить в продажу недоработанный продукт.

В основу иска положены жалобы нескольких человек на тот факт, что плеер в течение первых часов обычного использования покрывается огромным числом мелких царапин, а через какое-то время царапин становится так много, что они скрывают под собой дисплей устройства. К примеру, некий Джейсон Томчак рассказывает, что он купил iPod nano утром в понедельник, однако, несмотря на чрезвычайно бережное обращение, уже к вечеру на корпусе плеера появилась масса мелких царапин. Томчак пользовался nano всего раза три и хранил его в мягком футляре, однако к концу недели число царапин существенно увеличилось. По словам Томчака, на презентации плеера Стив Джобс извлек его из кармана джинсов, демонстрируя один из допустимых способов ношения nano, однако он бы не стал поступать так опрометчиво. В конце концов Джейсон вернул плеер в Apple, заплатив за пересылку еще 25 долларов США. В тексте иска приведены и другие примеры, в том числе, и опубликованные на форумах интернет-сайта самой компании Apple.

Истцы требуют не только возмещения стоимости пересылки плеера при его возврате, но и компенсации затрат на покупку (от 200 до 250 долларов, в зависимости от объема памяти), а также возмещения ущерба, размер которого пока никак не оценивался.

Интересно, что, если не считать чрезвычайно царапающийся корпус и дефектные экраны в части плееров, устройство оказалось чрезвычайно удачным и надежным. Интернет-издание Ars Technica провело испытания двухгигабайтного iPod nano в таких жестких условиях, с которыми вряд ли столкнется хотя бы один купленный в магазине плеер. На iPod nano сидели, его роняли с разной высоты, в том числе при езде на велосипеде и на автомобиле.

Сидение на nano никак не повредило плееру, чего и следовало ожидать, при выскальзывании с небольшой высоты, но на скорости из кармана человека, передвигающегося на велосипеде и автомобиле, никаких сбоев в работе также обнаружено не было - просто плеер покрывался большими и заметными царапинами. При падении с высоты больше человеческого роста появились повреждения экрана, но сам плеер продолжал добросовестно работать, то есть, воспроизводить музыку. Затем iPod nano положили на асфальт и проехались по нему передними и задними колесами автомобиля среднего класса Volkswagen Passat - только эта процедура сгубила, наконец, дисплей, но плеер продолжал работать, а органы управления функционировали корректно. Тогда пытливые исследователи пошли на экстренные меры: устройство было подброшено насколько возможно выше в воздух и упало на асфальт. Только после этой варварской процедуры плеер, наконец, замолчал и перестал подавать признаки жизни.

Согласитесь, потрясающая живучесть! Мало какой плеер на базе флэш-памяти способен вынести подобное варварское обращение, особенно если взять недорогие модели безымянных производителей. В iPod nano заложен солидный запас прочности, и лишь неправильно выбранный материал для защиты корпуса сводит на нет решения конструкторов: можно себе представить, как им обидно слышать о скандале с царапающимся корпусом! К тому же одна из привлекательных для многих покупателей черт nano - глянцевый корпус, который далеко не каждый решится спрятать в чехол. Царапающийся материал лишает плеер и этого очарования. Как в Apple умудрились допустить такой досадный промах - над этим ломают голову наблюдатели во всем мире.

Apple уже не впервые пытаются привлечь к суду из-за проблем с плеерами семейства iPod, на которые приходится почти треть всех продаж компании. К примеру, Apple уже столкнулась с обвинениями в комплектации плееров (этио касается полноразмерных iPod третьего поколения) недоброкачественными аккумуляторными батареями, которые не заряжались надлежащим образом. В ответ компания предложила чеки на 50 долларов, которые могли быть использованы для обмена на новую батарею или для покупки продукции Apple, а срок гарантии на iPod был увеличен с одного года до двух лет.

Между тем, Стив Джобс уже заявил, что 2005 финансовый год стал лучшим годом за всю историю Apple: доходы компании по сравнению с предыдущим годом выросли на 68 процентов, а чистая прибыль - на 384 процента! Только в последнем финансовом квартале, который закончился 24 сентября, Apple продала 1,24 миллиона компьютеров Macintosh и 6,45 миллиона плееров iPod. В таких условиях причинами скандала с iPod nano можно считать, пожалуй, лишь банальное головокружение от успехов. Это тем более странно, ведь Apple только что выпуталась из тяжбы с дефектными аккумуляторами, и ей совсем не с руки участие в новых скандалах, связанных с недоброкачественной продукцией.

В результате Apple, скорее всего, придется поделиться своими доходами с возмущенными потребителями. Впрочем, от этого она не сильно пострадает - даже те 14,5 миллиона долларов, которые выделены на урегулирование проблем с бракованными аккумуляторами, составляют всего порядка 0,1% от прибыли компании за 2005 финансовый год. Возникает один-единственный вопрос: если недостатки nano так очевидны, почему в Apple не желают пойти навстречу потребителям и просто организовать бесплатный возврат не понравившихся плееров в течение более-менее длительного срока? Неужели Apple заинтересована в громком судебном процессе, который, безусловно, не прибавит положительных черт ее репутации? У Apple есть средства на дорогостоящий процесс? Загадка... Тем временем, еще до объявления о коллективном иске в связи с дефектами iPod nano, акции компании за месяц подешевели примерно на 4%...

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.