Сложные отношения Sony и MP3
АрхивЗвукSony долго отказывалась поддерживать в своих устройствах формат MP3. Сказывалось двойственность положения компании: Sony не только производитель электроники, но и гигантская медиаимперия. Однако теперь компания сдалась...
В конце сентября стало известно, что компания Sony намерена обеспечить поддержку MP3 в своих новых портативных плеерах. Сначала показалось, что в новостях нам подсунули что-то несвежее, ведь в CD-плеерах этой японской компании MP3 поддерживается достаточно давно. Но речь идет не об этом. Осторожные заявления Sony о поддержке MP3 свидетельствуют о значительных переменах в образе мыслей гигантской корпорации.
Когда Sony говорила о поддержке MP3, прежде всего имелись в виду минидисковые плееры. Эти проигрыватели отличаются компактностью и удобством использования носителя - компактного магнитооптического диска в защитном корпусе. Линейка MD-плееров недавно обновилась - появился формат Hi-MD. Диски этого стандарта вмещают до гигабайта музыки или иных данных. Музыкальные треки на диск можно было записать только в проприетарном формате Atrac3 - он использует сжатие аудиоинформации так же, как MP3, но с недавнего времени поддерживает сжатие звука без потерь. Скорее всего, в новых MD-плеерах Sony можно будет записать на диск и MP3-файлы без обязательной, как в современных моделях, конвертации в ATRAC.
Какие выводы из этой новости можно сделать? Скорее всего, в Sony поняли, что в скором времени долго продвигаемые компанией MD-плееры просто перестанут покупать. Когда Sony была лидером на рынке портативного аудио, она могла себе позволить навязать потребителю собственный стандарт. Сейчас же крупные компании вынуждены конкурировать с недорогой продукцией тайваньских и китайских фирм, которая по определению обеспечивает наибольшую универсальность (так, в плеерах iRiver и ряда других компаний кроме поддержки MP3 и WMA есть также поддержка формата Ogg Vorbis). То есть Sony делает ставку на увеличение продаж, пытаясь таким образом противостоят резко увеличившейся армии конкурентов.
Тогда возникает логичный вопрос: а почему Sony не сделала этого раньше? Дело в том, что Sony не только производит технику. Ей принадлежит киностудия и крупная звукозаписывающая компания, мнение которой техническое подразделение не может не учитывать. Для компаний, связанных с продажей музыки, MP3 - одна головная боль. Этот формат, не предусматривающий в отличие от WMA и того же ATRAC защиту от незаконного копирования, используется повсеместно для распространения пиратских копий коммерческой музыки. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно подойти к любому компьютерно-музыкальному ларьку и оценить количество дисков типа "все альбомы в новом звуковом формате" (для пиратов MP3 по-прежнему новый). Естественно, компании, зарабатывающей на продажах легальных компакт-дисков не очень-то нравится, что их коллеги выпускают устройства для прослушивания, в некотором роде, пиратской музыки.
О попытках музыкальных компаний железной дланью направить стада потребителей в русло легального рынка говорилось много. О бесплодности этих попыток во времена интернета и неубиваемых файлообменных сетей мы тоже немало рассказывали. И, кажется, одна компания, связанная с музыкальным рынком, таки поняла, что фарш обратно не провернешь.
Еще одна хорошая новость от Sony: компания намерена отказаться от защиты музыкальных компакт-дисков от копирования. Как раз от той, что вводит компьютерный оптический привод в состояние ступора, а взламывается либо маркером, либо клавишей "Shift". Мысль о бесполезности такой "фичи" наконец-то дошла до Sony Music - ведь если кому захочется скопировать фирменный диск, он это в любом случае сделает, пусть даже и путем оцифровки звука с аналогового выхода.
Обе новости от Sony, конечно, приятно слышать, но особой революции они не сделают. Плеерам японского производителя существует множество альтернатив. А диски Sony Music... Кому интересна фирменная продукция, тот ее и так будет покупать, будь она хоть три раза защищенная. В то же время, те, кто предпочитает качать музыку "нахаляву" из интернета, такой диск вообще никогда не увидят. Интереснее другое - что последует дальше.
Sony - не благотворительная контора, ей, как и любой другой компании, надо зарабатывать деньги всеми возможными способами. Вопрос в том, что отказавшись от продвижения проприетарных форматов и защиты CD, намеревается ли эта компания предложить взамен новую модель продаж музыки или новые устройства с интересными возможностями? Онлайновый магазин Sony Music, кстати, продолжит распространение песен в формате Atrac. Получится ли у Sony привлечь покупателя, убедить его заплатить за диск или файл с песней и не искать счастья в пиринговых сетях? Пока что получается так себе: онлайновая музыкальная служба Sony не дотягивает до принадлежащего компании Apple флагмана - iTunes Music Store.
А ведь есть еще продвинутый формат Super Audio CD, который и по интернету не перешлешь, и даже на компьютере не прослушаешь. Интересно было бы посмотреть на переносные SACD-плееры... В любом случае, пока что не ясно, увидит ли когда-нибудь многопрофильная японская корпорация денежный свет в конце туннеля или попробует еще раз "закрутить гайки" на пользовательской свободе.