Недорогие студийные мониторы ближнего поля Event TR5 против топовой мультимедийной акустики
АрхивЗвукМониторы Tuned Reference славятся демократичной ценой и, как утверждает производитель, сконструированы и настроены так, чтобы обеспечить нейтральную частотную характеристику и нераскрашенное тембральными перегибами звучание.
Профессиональная звуковая карта даже начального уровня не роскошь, а эффективный инструмент. В чем мы уже имели возможность убедиться (см. www.terralab.ru/multimedia/33207). Образно говоря, это станок. Но к хорошему станку нужен соответствующий резец. Острый и надежный. Иначе брак замучает. И вообще, деньги на ветер. Иными словами, нужна адекватная акустическая система. В идеале активная, со встроенным усилителем, оптимизированным под конкретные динамики. Чтобы не лепить горбатого. Ну и чтобы капиталовложения в совокупности себя оправдывали.
Цена фирменной стереопары для домашней студии начинается примерно от 200 долларов за штуку. Внимание: многие профессиональные колонки продаются поштучно! Итого от 400 и выше, предел теряется в бриллиантовом тумане. Да-а-а... Накладно, однако. Естественно, возникает шальная мысль сэкономить. Хм, а можно ли в качестве резца приспособить лом - любимый русский аргумент (наряду с кувалдой и топором)? Ломовой мультимедийной акустики на TerraLab отведали изрядно. Осталось вкусить профессиональной. «Пора, брат, пора».
Event. Есть такой брэнд!
Event Electronics LLC (www.eventelectronics.com), базирующаяся в калифорнийской Санта-Барбаре, специализируется исключительно на студийных акустических системах со встроенным усилителем мощности. Кстати, подобные аудиоустройства принято называть мониторами (контрольными), не будем и мы отходить от сего правила.
Известность Event получила благодаря двум моделям: Project Studio 5 и Project Studio 6, снискавшим множество наград. Среди выпускаемой сегодня продукции Event наибольшую популярность завоевали мониторы серии «20/20bas». Уже более семи лет (срок неслыханный в мире мультимедиа) удачные серии мониторов Event будоражат умы профессионалов звука во всем мире, несмотря на весьма высокую стоимость. Отвалить штуку баксов за пару небольших мониторчиков - не всякой студии по карману.
Модель самой дорогой линейки Studio Precision. |
Свежая серия мониторов Tuned Reference (далее по тексту TR) в исполнении Event является преемницей починающей на лаврах Project Studio и славится демократичной ценой. Название новой серии говорит само за себя. Как утверждает производитель, мониторы серии Tuned Reference сконструированы и настроены так, чтобы обеспечить нейтральную частотную характеристику и нераскрашенное тембральными перегибами звучание. Отмечается (правда, не броско) и область применения мониторов серии TR - микширование. Замечу, микширование/сведение представляет собой отдельную, весьма специфическую процедуру. Например, реставрация старых записей - совсем иной процесс. Я уж не говорю про так называемый «мастеринг» - последнюю инстанцию перед выходом записи в свет.
TR : «все - красавцы удалые, хороши как на подбор. С ними...», точнее, внутри, «пламенный мотор». |
«Современный рынок наводнен акустическими системами с пометкой Pro и сделанными из дешевых компонентов ординарного потребительского HiFi», - отмечает президент компании Event Тед Кеффало (Ted Keffalo). Далее он продолжает: «Это совсем не то, в чем нуждаются музыканты». И вы знаете, я почему-то ему верю!
Технические характеристики мониторов Event серии Tuned Reference | ||||
TR5 |
TR6 |
TR8 |
TR8XL | |
Мощность |
75 |
100 |
150 |
200 |
Развиваемое акустическое |
>105 |
>106 |
>108 |
>111 |
Полоса воспроизводимых |
53-19000 (+/– 3 dB) |
45-20000 (+/– 3 dB) |
38-20000 (+/– 3 dB) |
35-20000 (+/– 3 dB) |
НЧ-динамик |
5,25 дюйма * |
6,5 дюймов * |
8 дюймов * |
8 дюймов * |
ВЧ-динамик |
1 дюйм (купольный из натурального шелка) | |||
Магнитное |
Полное | |||
Входы |
Балансные XRS и TRS. Небалансный RCA | |||
Размеры корпуса |
192 х 223 х 275 |
211 х 256 х 320 |
262 х 301 х 378 | |
Материал корпуса |
Ламинированная MDF толщиной 16 мм | |||
Масса одного |
5,7 |
8,1 |
11,2 |
12 |
Разработчик- |
США | |||
Розничная цена за штуку (ориентировочно), USD |
220 |
295 |
320 |
375 |
* - диффузор из полипропилена с минерализованным покрытием, высокотемпературная обмотка. |
Все перечисленные выше мониторы серии TR имеют защиту от радиочастотной интерференции, ограничения выходного тока, перегрева, влияния переходных процессов включения выключения. Есть так же плавкий предохранитель (внутри) и фильтр инфранизких частот.
Модели серии TR можно разделить на две группы. TR5 и TR6 наследуют динамики, фильтры, кроссоверы орденоносной серии Project Studio. А модели TR8 и TR8XL заимствуют вышеупомянутую начинку у популярной серии «20/20bas». Топовая TR8XL выделяется торроидальным трансформатором. Модель TR5 помимо относительно скромной мощности и меньшего НЧ-динамика отличается еще и тем, что имеет кроссовер второго порядка, а не четвертого.
Технические решения и дизайн TR5
TR5 - самая недорогая и самая компактная модель мониторов от Event. Главное, в TR5 реализован «спаренный» усилитель мощности (bi-amping), как и у более дорогих собратьев. На пищалку - один усилитель, а на НЧ/CЧ-динамик - усилитель другой, отдельный. Только блок питания (встроенный) у данных усилителей общий.
Как известно, обеспечить адекватное воспроизведение звука в широкой полосе частот можно только посредством нескольких динамиков. Но каждый динамик, выступая в качестве нагрузки в электрическом смысле, вносит свою зависимость сопротивления от частоты. Так же известно, что чем меньше сопротивление динамической головки, тем легче «высадить» подводимую мощность, тем громче излучаемый диффузором звук (об искажениях сейчас не говорим, это отдельная проблема, хотя и взаимосвязанная). Значит, одному усилителю будет тяжело выдавать «на гора» мощность (как на тихих звуках, так и на громких) строго пропорционально на все частоты. Один усилитель обеспечит линейную динамику (зависимость амплитуды от времени) только в довольно узкой полосе частот. Кроме того, состыковка в частотной области разных по излучательной способности (басы-средние-высокие) динамиков требует применения разделительных фильтров. А они неизбежно превносят искажения, причем как амплитудные, так и фазовые. Получается, чем больше полос в акустической системе, тем легче одинаково «громко» воспроизводить как самые низкие, так и самые высокие частоты, но тем больше проблем с точностью воссоздания звукового сигнала в виде акустической волны.
Два разных усилителя, нагруженные каждый на свой динамик, тоже необходимо согласовать между собой в частотной области. Для этого в TR5 используется активный кроссовер с частотой раздела 2,6 кГц. К сожалению, вскрытие было недоступно, и о качестве электронных компонентов ничего не могу сказать. Входное сопротивление модели TR5 - 40 кОм для балансного входа (его еще называют симметричным) и 20 кОм для небалансного. Для всех моделей серии TR5 входная чувствительность на максимуме эквивалентна 0,5 В среднеквадратичных (0,25 В для небалансного)
Примененное в TR5 охлаждение головки ВЧ-динамика посредством ферромагнитной жидкости - насущная необходимость. Полностью оправдывает себя в случае продолжительной работы на высокой мощности и частых пиковых нагрузок. Помнится, в совковых колонках на долгих репетициях выгорали именно пищалки. Более того, общеизвестно, если обмотка любого динамика перегревается, то падает излучаемая акустическая мощность. Самое коварное, когда динамики разных частотных полос, прогревшись-распарившись, начнут пахать с разной акустической мощностью. Ой, неспроста для некоторых бытовых колонок рекомендуется основательный предварительный «прогрев», причем не на холостом ходу. Головка НЧ/СЧ-динамика у TR5 сконструирована так, чтобы разогрев если и сказывался, то минимально.
Корпус TR5 очень жесткий и, судя по всему, хорошо задемпфирован. Вдобавок, повышенная жесткость СЧ-диффузора. Так что есть все основания получить минимальные послезвучия.
Порт фазоинвертора выведен на переднюю панель, довольно длинный, с изломом под 90 градусов (чтобы влезть в размеры корпуса), круглого сечения. Диаметр выходного отверстия составляет 38 мм. Так же на передней панели, чуть пониже басового динамика, красуется зеленый индикатор включения.
Кнопка включения/выключения без труда обнаруживается на ощупь, а будучи включенной, легко идентифицируется тактильно, так как утапливается вровень со стенкой. Расположение кнопки таково, что когда засунешь руку сверху колонки, длины пальцев кисти как раз хватает, чтобы дотянуться. Грамотно!
Кстати, встроенный усилитель мощности полностью не вырубается этой кнопкой, о чем свидетельствует немалый нагрев тыльной части корпуса (в районе разъемов) при подключении шнуром к сети питания. Радиаторы у TR5 наружу не выведены. Очевидно, отвод тепла задуман посредством выходящего через отверстие фазоинвертора потока воздуха.
Обратная сторона: разъемы. |
Регулировка уровня громкости в привычном понимании отсутствует, но есть настройка чувствительности входа (-20..0 дБ). Малюсенькая рукоятка резистора-переменника с делениями по окружности расположена на задней части колонки. Предполагается, что уровень чувствительности будет выставлен единожды в процессе монтажа (согласно мощности/ сопротивления аудиоустройства, выдаваемого звук), а громкость как таковую регулировать в «софтовом» микшере саундкарты, или в настоящем «железном» микшерском пульте. Практика показывает, что без микшерского пульта приходится частенько обращаться к регулировке чувствительности, причем точной, вплоть до 1 дБ. В этом плане регулировка у TR5 явно неудобна: рукоятку точно можно выставить только в двух крайних положениях, соответствующих минимуму и максимуму. Деления делениями, но нужна еще и хорошо видимая стрелка. А так как развернуть контрольные мониторы на 180 градусов мало какой кронштейн позволит, то регулировать придется вслепую, и задачка превращается в абсолютно нетривиальную.
Обратите внимание: «пищалочка» не нагружена на рупор. |
Термин «ближнего поля» в прилагаемой документации не расшифровывается. Единственное, настаивается, чтобы колонки и слушатель располагались по равностороннему треугольнику, динамики были на уровне ушей. Разворот колонок подстраивается исходя из площади сладкой точки прослушивания: чем больше слушателей, тем сильнее колонки должны быть повернуты по сторонам, но ни в коем случае не площе, чем необходимо.
Лицо TR5. |
Дизайн TR5 строг, но приятен. Ничего лишнего. Все предельно функционально. Аккуратный ламинат под черный ясень. Передняя литая панель-нашлепка из черного пластика с «пескоструйной» поверхностью. Пищалка надежно защищена подобием металлической сетки. А вот отливающий перламутром диффузор НЧ/СЧ-динамика абсолютно ничем не защищен. Его следует оберегать от всяких диверсантов, норовящих проткнуть что ни попадя острым карандашом. Читать дальше >>>
Экспертное прослушивание
Задействованные профессиональные звуковые карты:
• E-MU 1820 (см. www.terralab.ru/multimedia/33207) с балансным выходом;
• M-Audio FireWire 410.
Кабель: микрофонный low noise, экранированный, жилы из безкислородной меди, длина дважды по три метра ровно.
Как выяснилось в процессе эксплуатации-тестирования, TR5 довольно щепитильны к питанию. Во-первых, токовые щелчки пролазят в колонки и озвучиваются. Во-вторых, без грамотного заземления всех закоммутированных устройств, включая компьютер, легко нахватать фона, состоящего из гармоник сетевых 50 Гц. Правда, этот фон-гул заметен лишь при выставлении на входе TR5 уровня чувствительности -5..0 дБ.
На мощных басах, близких к максимальным, фазоинвертор TR5 на полметра (!) плюется упругими воздушными залпами, а подвес динамика выпрыгивает с угрожающим размахом. При этом акустическая система в целом орет так, что мало не покажется (даже при расположении слушателя на расстоянии около двух метров), и пробивает пространство почти как концертный линейный массив. Врубив TR5 с -5 дБ и 0 дБ в микшере, отчетливо слышал нюансы музыки, сидя на балконе через комнату. Однако, загнав чувствительность в минимум, обнаруживаешь, что басов «маловато будет». TR5 действительно начинает воспроизводить низкие частоты с 53 Гц, но завал по амплитуде явно выходит за обещанные -3 дБ. Фазоинвертор настроен где то на 60-70 Гц, полноценные по мощности низы прорезаются, начиная с 90-100 Гц. То есть амплитудная динамика на басах очень хорошая, чего не скажешь об их частотной глубине. Очевидно, производитель сознательно пошел на это, дабы не плодить нелинейных искажений. Из-за легковесности баса барабанный панч не столь внушителен, как хотелось бы.
Зато к средним и высоким частотам в исполнении TR5 по большому счету претензий нет. Все предельно кристально чисто и четко с акцентированной проработкой в районе 1 кГц. Очевидно, таким и должен быть контрольный монитор профессионального уровня в бюджетной студии.
Так, звучание TR5 вкрадчиво внушило, что в комнату прослушивания вселился рояль. Причем оный располагается, как и полагается, правым боком к аудитории. Атмосфера аплодирующего зала передается на удивление достоверно, можно даже выделить самого активно хлопающего в ладоши и «вычислить» его координаты в пространстве. Скорее всего, контрольные мониторы навроде заоблачных по цене Meyer Sound или DynAudio с проработкой глубины сцены справятся лучше, чем TR5. Однако и TR5 достоин искренней похвалы.
Следует отметить высокую акустическую линейность TR5 на средних и высоких частотах. Здесь частотный баланс фактически не зависит от уровня громкости звука. Сама же АЧХ у TR5, боюсь, далека от прямой линии. Производитель Event, увы, ни АЧХ, ни диаграммы направленности, ни тем более частотно-передаточной характеристики нигде не приводит. Измерения, проведенные лично (как с помощью скользящего тона, так и белого шума и дельта-импульса), свидетельствуют о том, неравномерность частотного оклика в реальном помещении может составлять 12 дБ и более. К тому же TR5 имеют выраженную направленность на самых высоких (10-39 кГц) частотах. А не поэтому ли так ловко прорабатывается локализация воссоздаваемых источников звука в пространстве?
Заключение
Контрольная акустика Event - это алмаз в своем роде! Но не помпезный бриллиант, а суровый профи-инструмент. Въезжаете-догоняете? А чтобы окончательно прояснить ситуацию, позвольте прибегнуть к аллегориям и образным сравнениям. Существуют рашпили и надфили. А есть просто напильники. Первые два типа инструментов хороши только для определенных дел. А последними можно как металл обтачивать, так и дерево, да и гвозди забивать (при определенном навыке). Нихт ферштэйн again?... О'кэй! Всем известно, сильная лупа незаменима, чтобы разглядеть мельчайшие детали. Но постоянно смотреть на мир через лупу - утомительно и лишено всякого смысла.
Студийные мониторы ближнего поля Event TR5 хороши в работе именно как специализированный инструмент. Однако слушать музыку через них в режиме релакса приятным не назовешь, поскольку любая погрешность записи (а таковой избежать на 100% крайне проблематично) неумолимо режет уши.
Можно ли в домашней (прожект) студии обойтись без контрольных мониторов? Думаю, разве что при наличии абсолютного звукорежиссерского слуха и недюженного опыта, а так же при исключительно корректно подобранных всех аудиокомпонентах. А не дешевле ли и не проще тогда подыскать что-нибудь на свой вкус-цвет среди студийной акустики?
Event TR-5 | |
За |
Против |
• Убедительная локализация источников звука в пространстве; |
• Неудобная регулировка чувствительности входа; |