Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Микрофоны в компьютерной практике. Часть 2. Тестирование

АрхивЗвук
автор : Андрей Волов   30.07.2004

Переходим к качественному тестированию микрофонов, рассмотренных в первой части обзора. АЧХ, диаграммы направленности микрофонов, замечания и рекомендации.

Продолжение. Начало см. www.terralab.ru/multimedia/34871

Амплитудно-частотная характеристика и диаграмма направленности микрофонов

Далеко не все производители микрофонов приводят АЧХ и диаграммы направленности своих детищ. Есть что скрывать? Лень тратиться? С другой стороны, возьми, да и нарисуй красоту какую-нибудь - поди потом, проверь. Измерять строго по правилам - разоришься, а измерять абы как - сизифов труд. Так что остается полагаться на свой слух как тестерам, так и пользователям.

Сама по себе сильная неравномерность АЧХ микрофона еще не говорит о том, что звук будет неприятным. Психофизические особенности человеческого слуха - нехоженый темный лес. Однако выпуклости-вогнутости АЧХ на определенных частотах многое поведают опытному эксперту. Например, острый (хотя и скромной магнитуды) пик в области баса - ждите «эффект» простуженного голоса. Аккуратный прогиб на 2 кГц - вероятен мягкий характер микрофона на вокале и т. д.

Искусственный подъем АЧХ любого микрофона на частотах от ~2 кГц до 10 кГц широко используется для улучшения разборчивости речи на слух.

У Nady Pro Performer разборчивость, похоже, дополнительно повышается за счет небольшого снижения низких и средних частот. Изрезанность АЧХ (то яма, то канава, то трамплин) сего микрофона заставляет задуматься о его пригодности на поприще вне потребительского мультимедиа. Полагаю, не исключено «подзалететь», особенно если акустика озвучиваемого в реальном времени помещения нетривиальна. Короче, в случае применения, например, в школьной дискотеке эквалайзер (как минимум, в микшерском пульте) к этому микрофону крайне желателен.

АЧХ и ФЧХ динамического Nady.

ВВК не расстарался явить миру АЧХ. А жаль! Доверие к фирме сразу тает.

У динамического Suzuki SMD-238 подъем АЧХ слегка запоздалый, стартует лишь с 3 кГц. Вдобавок, три выраженных горба, не говоря уже про канавы (относительно безобидные) в области высоких частот. Зато направленность практически не выражена, по крайней мере, вплоть до 8 кГц.

АЧХ и диаграмма направленности динамического Suzuki SMD-238.

У Suzuki SMC-618 горбы сгладились, да и подъем начинается чуть раньше. Высокочастотные канавы вообще исчезли. К тому же направленность мало зависит от частоты.

АЧХ и диаграмма направленности электретного Suzuki SMD-618.

Самая правильная АЧХ у Suzuki SMC-618: никаких горбов и канав, подъем начинается с <1,5 кГц, плавный максимум (+4 дБ) приходится на 10 кГц.

АЧХ и диаграмма направленности конденсаторного Suzuki SMD-668.

С низкими частотами у конденсаторного Suzuki SMC-668 тоже лучше всех тестируемых. Спад начинается с 80 Гц и становится ощутимым (-4..-8 дБ) на 30-40 Гц. Опять-таки фильтр самый эффективный. Но есть и маленькая «накладочка» с направленностью: в ракурсах сбоку сзади повышается чувствительность на высоких частотах (в частности, на 8 кГц), к тому же микрофон склонен ловить тыл на басах. Читать дальше >>>

Из опыта эксплуатации

Задействованные аудиоустройства: 
• профессиональная звуковая карта E-Mu 1820 (см. www.terralab.ru/multimedia/33207);
• профи «заплечная студия» M-Audio FireWire 410;
• мультимедийная Audigy2 Platinum с микрофонным предусилителем начального среднего уровня;
• музыкальный мини-центр Panasonic (из серии «кобра»);
• DVD-проигрыватель BBK (с караоке).

Замечание: до сих пор не удалось отыскать ни одного ноутбука и ни одной встроенной в материнку звуковой карты с качественным микрофонным входом. Подозреваю, суперкомпактный, гальванически развязанный, мощный микрофонный предусилитель - штука шибко дорогая и круто засекреченная.

Микрофонный вход в обычных звуковых картах и прочих бытовых аудиоустройствах красуется чисто «для отмазки». Чтобы был и все. На качестве производители экономят, как могут. Не без оснований полагая, кому нужен нормальный сигнал с микрофона, те докупят специализированный предварительный усилитель. Для большинства же пользователей микрофонное хозяйство пока «как в русской бане лыжи». Ясно, в холостую накручивать себестоимость не выгодно обеим сторонам. Как следствие, реальный динамический диапазон мультимедийных микрофонных входов составляет порой около 40-60 дБ, а то и того меньше. Это хуже, чем у списанной на пенсию магнитофонной ленты. Передать некое звуковое сообщение с качеством дедушкиного телефона еще можно, но не более того. Было бы наивным полагать, что математика «распознавалки» речи без труда справится с любым микрофонным сигналом. Да, мощные, навороченные распознаватели способны обрабатывать-улучшать зашумленные и исковерканные по частотному отклику сигналы, но для этого необходимо выполнить ряд сложных настроек и специфических требований (включая задействование дополнительных технических средств). Чем хуже микрофон и чем слабее усилитель, тем больше будет неточностей распознавания. Nothing doing, life is real. А если не хотите держать микрофон у рта, то однозначно следует предпочесть конденсаторный (как минимум электретный), вдобавок с качественным (как правило, внешним) предварительным усилителем. Типичный микрофонный вход является той дырой (ахиллесовой пятой), через которую в компьютере лезут всевозможные электрические шумы и наводки. Передвижение мыши, работа головок винчестера, и т. п. (импульсные сигналы по шине) - все это частенько сопровождается искусственно рожденными акустическими шумами, которые лихо воспроизводятся через колонки и наушники. Так что не забывайте вырубать напрочь микрофонный вход (по крайней мере, загонять в ноль его слайдер) в микшере непрофессиональной звуковой карты, даже если микрофон не подключен вовсе. Следует подчеркнуть, чем дороже и качественнее звуковая карта, тем безгрешнее ее микрофонный вход.

Микрофонные входы недешевых музыкальных центров и устройств с караоке - тоже не фонтан удовольствий. И подбирать к ним микрофон надо в индивидуальном порядке, что грозит патовыми ситуациями. Существует заслуживающая внимания закономерность: с устройствами от ВВК лучше подружатся микрофоны ВВК, а с устройствами от Panasonic - микрофоны Panasonic и т. п. Но не факт, что сработает на 100%.

Что касается профессиональных звуковых карт, то их предусилители успешно раскроют потенциал дорогих микрофонов, прежде всего конденсаторных. Тогда как разница на недорогих динамических микрофонах (по сравнению с той же Ау2), скорее всего, будет обескураживающее скромной. Правда, использование дорогих и сердцу и кошельку профи сводит к минимуму проблемы с электрическим согласованием любых микрофонов. Например, 150-омный микрофон Shure 58 на некоторых встроенных звуковухах может давать слишком слабый сигнал, как ни выжимай усиление в программном микшере.

Не стройте иллюзий, как бы ни был хорош и дорог динамический микрофон, полную естественность вокала (а так же звучания музыкальных инструментов) при записи он не обеспечит даже с самой крутой профи-картой. Читать дальше >>>

Замечания и рекомендации по микрофонам из теста

С мультимедийной Audigy2 тестируемые динамические микрофоны мгновенно нашли общий язык. Причем усиления хватало за глаза. Музыкальные центр и плеер их так же крепко полюбили. Более дорогой Suzuki умудрялся выделиться даже в таких спартанских условиях. Электрический фон, конечно, со всеми динамическими микрофонами был великоват и сказывался все сильнее по мере увеличения усиления.

Потребительский Nady Pro Performer - действительно хороший для своей цены микрофон. Особенно если попадет в хорошие руки. Вполне подойдет для задач мультимедиа.

Микрофон BBK DM-1.1 удивил своим потенциалом и дружелюбностью по отношению к разным принимающим аудиоустройствам. Да и изготовление неплохое. Выдаваемый звук по частотному балансу очень похож на звучание Nady Pro Performer. Оптимальное удаление от микрофона - около 8-10 см.

Оба вышеупомянутых микрофона укомплектованы малошумными шнурами, но примененный TR-джек не допускает балансного подключения. Качество XLR-разъема самих шнуров оставляет желать лучшего. Отсутствие переходника на «компьютерный» мини-аудиоджек (продаваемая кустарщина посредственного качества) так же не радует.

Динамический микрофон из клана недешевых, Suzuki SMD238, явно превосходит типовых собратьев по тесту. Частотный отклик более реалистичен, да и чувствительность заметно повыше. Способен вытянуть даже «вялого» певца караоке.

ТерраТековский микрофон модели MicroMaster, несмотря на продвинутую электретность, предназначен скорее для детских развлечений, чем для дела. Категорически противопоказано говорить в упор. Чувствительность откровенно слабовата. Сгодится, пожалуй, только в полевых условиях для речевых сообщений.

Известно, хорошие конденсаторные микрофоны дешевыми не бывают «по определению». Удивительно сравнительно недорогая модель Suzuki SMC668 - высокоточный инструмент (!), который никогда не уценится. Можно с успехом сдавать напрокат. Причем чувствительность такова, что уверенно берет на расстоянии вытянутой руки даже шепот (с хорошим «предом»), но при этом не цепляет лишнего в плане сопутствующих окружающих звуков. Бюджетная же модель конденсаторно-электретного SMC618 гораздо менее универсальна и подойдет для записи определенного вокала, то есть что называется на любителя. Общая проблемка для всех конденсаторных микрофонов - необходимость в профессиональной звуковой карте, или добротном предусилителе с фантомным питанием.

Современные микрофонные предусилители.

 

Заключение

Прошедшие сквозь сито предварительных игр протестированные микрофоны демонстрируют четкую зависимость качества звука от цены. Из общего правила выделяется только удачная модель ВВК, да и то на начальном уровне. Значимый скачок микрофонного качества был обнаружен у отметки 150 долларов.

Ориентироваться при выборе микрофона по приведенным производителем параметрам (обычно измеренным на свое усмотрение) - чревато неудачной покупкой.

За

Против

Nady Pro Performer

• характерный частотный отклик;
• высокая «пробивная» способность;
• низкая цена.

• желательно качественное усиление с эквалайзером.

BBK DM-1.1

• отличное соотношение цена/качество;
• полезная комплектация;
• светопоглощающая поверхность;
• противоударная, продуманная конструкция.

• отверстие под разъем расточено великовато, стандартный штекер болтается;
• подключение шнура с симметричной распайкой в обе стороны приводит с шунтированию сигнала.

Suzuki SMD238

• хорошо передает речь/караоке рядом говорящего/поющего;
• надежное исполнение;
• встроенный фильтр, корректирующий эффект «proximity».

• отпугивающая цена.

TerraTec MicroMaster

• не нужен подвод фантомного питания;
• притягательный дизайн;
• малый вес.

• грубоватый частотный отклик;
• ручка излишне «хватает» все шумы и шуршания.

Suzuki SMC618

• неплохая чувствительность;
• предрасположенность к мягкому вокалу;
• отключаемый фильтр.

• спад на низких частотах начинается с 200 Гц.

Suzuki SMC668

• достаточная (на ~0,5 м оптимальная!) чувствительность;
• великолепный частотный отклик;
• широкий динамический диапазон;
• универсальный инструмент (на все руки мастер) как в домашней студии, так и для задач мультимедиа.

• бюджетный усилитель способен зарезать динамический диапазон данного микрофона чуть ли не вдвое.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.