Бюджетная звуковая карта профессионального уровня Creative Professional E-MU 1820. Часть 1
АрхивЗвукКомпания Creative совместно с дочерним предприятием E-MU Systems выпустила звуковую карту под новой торговой маркой Creative Professional. Модель E-MU 1820 ориентирована, в первую очередь, на профессиональных пользователей и музыкантов.
Заглянув в прайс-лист серьезного магазина музыкального оборудования, первым делом удивляешься многообразию звуковых карт. Каких только нет! Названия чудные. Функции малоизведанные. Впечатляет и разброс цен: от ста до полутора тысяч долларов. Для затравки перечислю лишь некоторые: AudioTrack Prodigy 7.1/192, Esi (она же EgoSys) AudioTerminal, Echo Indigo (PCMCIA), M-Audio Delta 10/10, M-Audio FireWire 410, LynxStudio. Не удивительно, что самый частый вопрос на форумах музицирующего народа — какую карту выбрать, какого производителя предпочесть.
Основанная в 1971 году, компания E-MU Systems специализируется на разработке устройств и технологий цифровой обработки сигналов (DSP) для музыкантов и профессионалов. E-MU Systems базируется в 50 милях от Сан-Франциско, недалеко от знаменитой Кремниевой долины (где, как уверяют очевидцы, годовой доход менее 100 000 долларов считается бедностью). В дополнение к дистрибьюции по всему миру компания сохраняет свои представительства в Дублине и Токио. В 1993 году E-MU Systems стала дочерней по отношению к сингапурской Creative Technology Ltd. Тем не менее, калифорнийская компания продолжает самостоятельно разрабатывать новые аудиорешения, соответствующие передовым позициям. Причем как для начинающих хобби, так и для профессиональных музыкантов и аудиоинженеров.
Помимо профессиональных студий существуют project-студиии, демо-студии и домашние студии. О различиях между ними (в некоторой степени условных) сейчас дискутировать не будем. Суть же в том, что для создания демонстрационной версии музыкального произведения, способной «с ходу» убедить-расположить потенциального заказчика, без специального оборудования нынче не обойтись. Да и вообще, чтобы экспериментировать продуктивно, не выглядя бледной поганкой на общем фоне, без современной аппаратуры «ни туды и ни сюды».
Мотор домашней студии — это компьютер со звуковой картой, имеющей развитый аудиоинтерфейс (желательно многоканальный), способный заменить микшерский пульт, а также поддерживающий ASIO. Что собой представляет последняя штуковина на практике — чуть позже. Очень не помешает подключение синтезатора, но сойдет и миди-клавиатура (не путать с мультимедиа). Для оцифровки живых инструментов понадобится специальный усилитель с возможностью регулировки уровня, а так же хорошие АЦП (24 бит/96–192 кГц) на звуковой карте. В случае вокала еще добавляется предусилитель для микрофона (а для конденсаторного еще и фантомное питание 15–48 В). А любой микрофон без компрессора — что автомашина без коробки передач. Ну и всякие там эффект-процессоры так же полезно иметь. Теперь представьте: все перечисленное представлено в одной E-MU 1820! И это за 300 долларов (цена в США)!
Creative Professional E-MU 1820. |
Модельный ряд
На текущий момент выпускается три модели:
• E-MU 1212M;
• E-MU 1820;
• E-MU 1820M.
Первая и третья (по порядку) модели отличается от второй рекордным динамическим диапазоном в 120 дБ, а так же присутствием некой дочерней карты. Первая модель, в отличие от двух остальных, не имеет выносного модуля (отсюда ограничение по числу входов-выходов), а вся аналоговая коммутация осуществляется через специализированную дочернюю карту. То есть третья модель самая «навороченная». Модель E-MU 1820 — серединная, в ней воплощен максимум возможностей при минимальной цене (расплата в небольшом уменьшении динамического диапазона). Читать дальше >>>
Строгая, без дурацких размалевываний гофрированная картонная коробка 30 х 26,5 х 15 см. Все технические характеристики четко на ней расписаны по-английски (бумажный мануал внутри отсутствует). Лицевая часть оформлена в виде книжки: отодрав липучку, раскрываешь «обложку» и с предвкушением погружаешься в изучение полезных подробностей.
Creative Professional E-MU 1820. |
Комплектация:
• сама карта (PCI) E-MU 1010;
• внешний модуль E-MU AudioDock;
• из шнуров только соединительный кабель (три метра), да удлинитель-разветвитель подводки «внутрикорпусного» питания;
• из переходников — «раздвоитель» на наушники (с разъемами TRS);
• диск с программным обеспечением (драйверы для 2000/ХР, панель микшера PatchMix DSP, Cubase VST v.5114 EMU).
Экземпляр, попавший на тестирование, не имел инструкции (подразумевается в PDF-формате) на русском языке. Ох, достанется кому-то работенка переводить с английского 118-страничный убористый документ, изобилующий техническими нюансами.
PCI-карта E-MU 1010. |
Кстати под присобаченной наклейкой E-MU на аудио DSP не было обнаружено ни одного (!) идентификатора: поверхность чипа девственно чиста. Что это за процессор, где и кем сделан — видать, военная тайна.
Модуль симпатичный, с фронта и тыла обрамлен фальш-панелями из прозрачной пластмассы. Для монтажа в стойку предусмотрены резьбовые отверстия на днище, а для настольного размещения — самоклеящиеся резиновые ножки (есть в комплекте).
Часть лица внешнего модуля. |
Технические характеристики Creative Professional E-MU 1820 | |
Аудио DSP |
Нет данных |
Разрядность, бит |
16 или 24 |
Частоты дискретизации, кГц |
44,1*, 48*, 96**, 192*** |
ЦАП |
Cirrus Logic CS4392KZ |
АЦП |
Burr Brown (Texas Instruments) PCM1804 |
Аналоговые входы (TRS-балансные) |
6 |
Комбинированные TRS/XLR (либо как линейные 10 кОм +72 dBV, либо через микрофонные предусилители) аналоговые входы |
2 |
Усиление микрофона |
+10–50 дБ, максимальный уровень –12 dBV, THD+N –95 дБ, входное сопротивление 330 Ом |
Дополнительный аналоговый вход |
Phono с RIAA-корректором (+/– 0,5 дБ от 50 Гц до 20 кГц, THD+N –76 дБ, 47 кОм, 220 пФ, макс уровень 80 мВ RMS) |
Цифровые входы |
RCA-коаксиальный S-PDIF (на карте), оптический ADAT (на карте) |
Миди-входы |
2 (на модуле) |
Аналоговые выходы (TRS-балансные, с малошумящим дифференциальным фильтром) |
8 |
Выход на наушники |
Усиление 85 дБ, макс выходная мощность 500 мВт, +0/–0,35 дБ, 20–20000 Гц, динамический диапазон 112 дБА, THD+N –85 дБ (на 600 Ом) |
Дублированные аналоговые выходы (3,5 мм миниджек) |
4 стерео |
Цифровые выходы |
RCA-коаксиальный и Toslink-оптический S-PDIF (на карте и на модуле), оптический ADAT (на карте) |
Синхронизация |
Внутренняя 44,1, 48, 96, 192 кГц, или внешняя |
Порт IEEE 1394 (I-Link) |
Один на торце карты |
Страна-производитель |
Малайзия |
Розничная цена в Москве (ориентировочно), USD |
375 |
* — поддержка WDM, DirectSound и ASIO, в общей сложности 18 входов и 20 выходов; |
Технические решения
Карта и внешний модуль связываются экранированным проводом из витой пары. Разъемы точь-в-точь как обычные сетевые, посему, не дай Бог, случайно не воткните Ethernet. В принципе, допускается использовать UTP-кабель пятой категории, однако в инструкции длина такового не уточняется. Соединение внешнего модуля с картой допускается осуществлять в «горячем» состоянии, то есть при включенном компьютере. Кстати, модуль E-MU 1820 запитывается от карты (кушает 1,1 ампер при 12 вольтах). Во избежание порчи подключаемого как к карте, так и к модулю внешнего аудиооборудования (особенно которое со своим питанием) рекомендуется полностью «вырубать» компьютер (даже из спящего режима)!
Входы-выходы PCI-карты. |
На самой карте лишь цифровые входы и выходы. Кстати, ввод аналогового сигнала с CD-ROM — анахронизм, посему и нет его. Корпус внешнего модуля сделан так, что экранируется со всех сторон. Грамотно! В целях минимизации наводок аналоговые 24-битные выходы/выходы выполнены балансными, то есть с дополнительной нейтралью. Как следствие, каждый 24-битный вход/выход — монофонический (одноканальный). Подобные решения широко используются в профессиональной аппаратуре для подключения микрофонов, студийных мониторов и т. п.
Схема балансного подключения для разъемов TRS и XLR. |
Разъемы входов для микрофонов (гитар и т. п.) выполнены комбинированными, то есть в них можно втыкать как TRS, так и XLR-джеки. Чрезвычайно полезна индикация превышения уровня: имеются предупредительный зеленый и аварийный (клиппинг) красный светодиоды для каждого из двух входов. Шкала регуляторов уровня калибрована на деления в 10 дБ. Удобна индикация значения частоты дискретизации, на которой работает E-MU 1820 в тот или иной момент времени, а так же приема текущего миди-сигнала.
Входы-выходы на лицевой части модуля. |
В E-MU 1820 предусмотрено два варианта уровня входных и выходных сигналов: профессиональный (+4 dBu) и бытовой (–10 dBV). Профессиональный является более мощным (на 12 дБ). Переключение осуществляется программно, в настройках параметров микшера. По качеству разницы нет, просто так удобнее для сопряжения с разной аппаратурой. Балансные кабели помимо «иммунитета» к шумам, который проявляется при условии не смешанного подключения, еще и обеспечивают уровень сигнала на 6 дБ выше.
Входы-выходы и клемма заземления сзади модуля. |
Аналоговые TRS-входы/выходы разбиты на пары. Четвертой пары входов нет на задней панели, поскольку она соответствует микрофонным входам. Третья пара входов запараллелена с RCA-входами для виниловых вертушек. А четвертая пара выходов обособлена, чтобы выполнять чисто мониторные функции.
Все четыре пары TRS-выходов продублированы (но с меньшим уровнем по амплитуде) на четыре бытовых стереовхода, оформленных под обычный мини-джек. Как сказано в инструкции, сей дубляж сделан для простоты подключения восьмиканальных 7.1-аудиоустройств и акустических систем. При этом 7.1-аудиоприложения не поддерживаются, то есть воспроизводить многоканальный звук с тех же DVD-дисков не удастся. Читать дальше >>>
Крышка внешнего модуля снимается легко: всего четыре винта и без каких-либо защелок. А вот защелки прозрачных пластмассовых фальш-панелей мне показались хрупкими. Не сняв их, верхние платы не демонтируешь. Поэтому разбирать дальше — довольно рискованно.
Внешний модуль. |
Чип приема-передачи, на карте есть такой же. |
Качество изготовления-пайки достойно всяческих похвал. «Соплей», «заплаток» и «навеса» не наблюдается.
ЦАП — 24-битный дельта-сигма пятого порядка, стерео, динамический диапазон 112 дБ, частота дискретизации входящего потока от 4 до 192 кГц. Сей ЦАП имеет много схожего с многоканальным CS4382, используемым в Audigy2 ZS. О последнем уже был подробный разговор (см. www.terralab.ru/multimedia/32161). В двухканальном CS4392 так же отсутствует компенсация фазы и амплитуды для внешних аналоговых цепей, посему многое будет зависеть от «обвязки» аналоговых выходов и развязки от питания цифровых цепей.
Наш ЦАПик-то, оказывается, DVD-революционер! |
Хотя схемотехническое решение революционным не выглядит. |
Таким образом, в E-MU 1820 используется потенциально неплохой ЦАП. Если верить техническим характеристикам, заявленным производителем, из данного ЦАПа выжали все, на что он способен.
Теперь об АЦП: 24-битный дельта-сигма, полностью дифференциальный вход +/–2,5 В, стерео, динамический диапазон 112 дБ (в среднем по партии), частота дискретизации выходящего потока до 192 кГц. Был разработан для применения как в профессиональных, так и в бытовых аудиоустройствах средней и высшей групп сложности.
Производитель (Texas Instruments, поглотивший Burr Brown) открыто указывает на узкие места своего АЦП.
Чем меньше амплитуда чистого тона, тем меньше гармоник, |
АЧХ данного АЦП достаточна хороша при всех частотах дискретизации. Неизбежный (из-за дельта-сигма преобразования) высокочастотный шум модулятора низким не назовешь, но и высоким — тоже.
АЧХ отсекающих фильтров и модулятора. |
Нет веских оснований для претензий к АЦП PCM1804 как таковому. Насколько хороша его обвязка, реализованная в модуле E-MU 1820 — покажет практика.
Один АЦП (количество соответствует числу выходных каналов) и его соседи. |
В центре — малошумящий операционный усилитель Philips 5532A (до 140 кГц). |
Не берусь судить о соответствии всех поголовно элементов профессиональному уровню, но создается впечатление, что на основном железе не экономили. Конечно, не обошлось без компромиссов, иначе, как пить дать, стоимость E-MU 1820 перевалила бы за 1000 у. е. Главное, чтобы компромисс этот был разумным. Читать дальше >>>
Инсталляция. Windows XP ворчит, что WDM-драйвер от производителя не апробировался. Какие-то из «дров» (в куче не видать) вставали со скрипом как под ХР, так и под 2000 (очевидно слишком много звуковых карт в одном компьютере набралось). Тем не менее, после встряски надолго задумавшегося компа перезагрузкой, все заработало. E-MU 1820 не предназначена для функционирования в Windows 9х/ME, как следствие, драйверов нет и не будет.
Программное обеспечение микшера, имеющего сбивающее с толку название PatchMix DSP, ставится «на автомате» апосля WDM- и ASIO-драйверов.
Общий вид микшера E-MU 1820. |
Панель микшера крепко озадачит неопытного пользователя. Если же, обуздав панику, вникнуть как следует, то начнет прослеживаться четкая логика. Единственное, сразу надо «зарубить себе на носу», что привычное Wave-аудио как физический источник будет высвечиваться только в том случае, если задана частота дискретизации 48 кГц или менее. А частота дискретизации может задаваться либо автоматически каким-нибудь ASIO-приложением (например, Cubase, WaveLab и т. п.), либо вручную в настройках микшера (кнопочка с кружочком в правом верхнем углу) для проигрывателей типа WinAmp, передающих звук через WDM-драйвер. В частности, при воспроизведении записи с 44,1 кГц ничто не помешает включить «ручками» в E-MU 1820 аппаратную передискретизацию в 48 кГц.
Настройка текущей сессии микшера: выбор частоты дискретизации. |
Но здесь есть одна важная тонкость. Вручную 96 или 192 кГц в настройках не задашь! Надо либо создать заново (или открыть из числа готовых шаблонных) так называемую «сессию» микшера, либо довериться «автомату» приложения, понимающего ASIO. Отсюда вытекает первое неудобство: допустим, вы создали сессию на 96 кГц дискретизации, после чего запустили Cubase со своей установкой на 48 кГц. Тогда Cubase начнет ругаться, что частота дискретизации «не та», а микшер — настойчиво предлагать изменить сессию, причем одновременно с руганью Cubase. То есть при работе через ASIO между микшером и приложением имеется жесткая связь. Зато никаких самопроизвольных передискретизаций!
АЧХ микрофонного предусилителя и фон-корректора будет зависеть от частоты дискретизации. Если работать через WDM-драйвер, то, как не увеличивай дискретизацию (выше 48 кГц), а АЧХ останется практически такая же, как и при 48 кГц. Чтобы передать всю полосу частот вплоть до 48–96 кГц (то есть при дискретизации с 96–192 кГц), необходимо перейти на ASIO. Тогда воспроизведение и запись будут происходить без обрезания частот и без превнесения шумов из других открытых каналов. При частоте дискретизации 192 кГц на микрофонном «преде» возможно некоторое повышение уровня фоновых шумов.
Выбор новой сессии из шаблонов. |
Обратите внимание, в самом микшере E-MU 1820 вертикальные панельки-полоски (далее «стрипы»), расположенные слева и ассоциированные с тем или иным физическим/виртуальным входом, можно добавлять или убавлять на свое усмотрение. Конкретный вход или источник указывается при создании нового стрипа.
Открытие нового стрипа. |
В каждом стрипе имеется шесть ячеек — фактически виртуальных разрывов, в которые подключаются желаемые виртуальные (то бишь, программные) устройства: пиковые индикаторы уровня, тон-генераторы, эффект-процессоры и т. п. Часть из данных виртуальных устройств имеют аппаратную поддержку, в том числе на уровне DSP. В эти же разрывы по мере необходимости подключаются своего рода виртуальные кабели — тем самым осуществляется перенаправление и запараллеливание аудиосигналов. Представьте мысленно, какое могло бы быть адское хитросплетение в случае реальных кабелей. Да и на одних кабелях сколько экономии! Впрочем, обилие виртуальных комбинаций тоже в голове укладывается с трудом.
Куда сигнал послать? |
Теперь рассмотрим возможности обработки сигналов в E-MU 1820 на примере виртуального компрессора. Если его подключить в разрыв, расположенный до того, с которого сигнал посылается куда-либо, то посылаемый сигнал будет компрессирован. А если после, то компрессор будет задействован чисто на «прослушку» (если она включена, конечно). Короче, на лицо полная аналогия с подключениями аппаратуры в жизни. Это именно тот случай, когда софт написан не как проще программисту, а как удобнее пользователю.
Виртуальный компрессор подключен! |
Пресетов у компрессора — уйма. Естественно, предусмотрена настройка всех параметров вручную с запоминанием результата.
Помимо компрессора имеется масса различных эффектов обработки сигнала. Нужный эффект выбираешь из списка и, используя «drug&drop», вставляешь в ячейку-разрыв «по смыслу». К огромному сожалению, компрессор, как вся прочая DSP-обработка (в частности, эквалайзер), доступен только при частотах дискретизации не выше 48кГц.
Пресеты компрессора. |
Набор DSP-эффектов. |
Для каждого из входных сигналов можно включить и настроить свой эквалайзер, или другой DSP-эффект по выбору.
Трехполосный эквалайзер. |
Чтобы результат обработки стал слышимым, на мониторах при работе через ASIO, следует включить «байпас». Однако необходимо иметь в виду, что если запущено приложение с включенным ASIO, то запузыривать звук на «прослушку» будет и оно. Посему, чтобы не возникло наложения звука с эхом, следует использовать что-то одно: либо микшер, либо приложение.
«Байпас» включается/выключается кликом мышки. |
Поскольку в ASIO звук передается хоть напрямую через память, но все-таки блоками фиксированного объема, всегда будет иметь место задержка во времени между входом и выходом. При величине две миллисекунды (минимальная для E-MU 1820) задержка не замечается нашими органами чувств, то есть можно играть на подключенном инструменте и слушать результат обработки. Чем меньше установленная задержка, тем больше нагрузка на компьютер. Сказывается и число открытых каналов. Поэтому задержка подбирается в индивидуальном порядке.
Выбор задержки в настройках ASIO. |
На десерт рассмотрим примерчик записи в Cubase в режиме 24 бит/96 кГц, разумеется, через ASIO. В WavaLab осваивать ASIO было бы проще, но поскольку в комплекте лишь Cubase, с ним и будем резвиться. Дабы не заплутать во входах-выходах ASIO по неопытности, имеет смысл воспользоваться в микшере E-MU 1820 шаблоном сессии под названием «96 ASIO Direct Monitoring». После загрузки Cubase первым делом рулим в Options –> Audio SetUp –> System… Тогда появится вот такое окно:
Пример записи в Cubase в режиме 24 бит/96 кГц. |
Расставив галочки и «зажгя» соответствующие кнопочки, жмем «Оk». Открываем типовой проект и выделяем трек, например, стереоаудио 5+6. Дальше переходим в Panels –> VST inputs, кликаем. Нарисуется одноименное окно, в котором отобразятся все открытые в микшере ASIO-входы. Активируем нужные для записи (загорятся ярко-зеленым). После чего рулим опять в меню (Panels) и жмем на опцию «VST Channel Mixer 1». Появится широченное окно с множеством виртуальных ползунков. Кликаем левой по самой верхней виртуальной кнопке на свободном треке и при появлении списка выбираем нужный из числа активированных ранее. Этот последний шаг — ключевой. Если оживут «столбики» индикаторов уровня (подайте сразу какой-нибудь сигнал на вход, например, с тон генератора микшера, или просто постоянно крутите пластинку), то все было проделано корректно. Остается жать на красную круглую кнопку записи, и процесс пойдет! Если не смотря на все «тыканья», сигнал на запись «не пройдет», открывайте хэлп и внимательно читайте начиная со страницы 66.
Пример записи в Cubase в режиме 24 бит/96 кГц. |
Для начинающих отмечу, что мощь Cubase состоит в одновременном воспроизведении всех записанных треков, а так же в сдвижке кусков (включая из разных треков) относительно друг друга. Фактически это означает переход к сведению записанного материала.
См. вторую часть нашего обзора www.terralab.ru/multimedia/33428