Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Creative GigaWorks S750: даже слишком хороша для мультимедийной акустики...

АрхивЗвук
автор : Андрей Волов   19.03.2004

В стремительно расширяющемся стане активной мультимедийной акустики новоиспеченную Creative GigaWorks S750 по сути даже сравнивать не с чем. Модель уникальна по всем параметрам.

Эту модель акустических систем ждали с нетерпением. На осенней презентации в Москве Creative Labs о GigaWorks S750 много рассказывала и показывала, но только виртуально в картинках, не демонстрируя звучания как так такового. В кулуарной беседе сотрудник Creative Labs бил себя кулаком в грудь и торжественно клялся: S750 должна стать безкомпромиссной. В итогах TerraLAB по 2003 году я уже поведал (см. www.terralab.ru/multimedia/31488) об аудиофильском диапазоне частот (до 40 кГц!) и титановых излучателях нового «креативовского» флагмана. Вы спросите, зачем нужны ультразвуковые частоты? Читайте наш материал «Ультразвуховая диагностика, или Есть ли жизнь выше 20 кГц?»

Creative GigaWorks S750: сабвуфер, семь сателлитов,
проводной и инфракрасный пульты.

В стремительно расширяющемся стане активной мультимедиа-акустики новоиспеченную GigaWorks S750 по сути даже сравнивать не с чем. Модель уникальна по всем параметрам. По ряду характеристик отдыхает даже ньютоновская серия стоимостью под 1200 у. е. от исконной прародительницы Cambridge SoundWorks (см. www.cambridgesoundworks.com).

Североамериканская Cambridge SoundWorks Newton
Theater MC200: «Креатив» до нее еще не добрался.

Да, да, да! GigaWorks S750 полностью разработана в США в стенах компании, изведавшей нюансы звука не понаслышке.

GigaWorks: в лучших традициях
экс-топовой линейки MegaWorks.

От Creative Labs, собственно: коробка, шнуры, мотки кабелей, толстенно-огроменная инструкция на 16 языках (включая русский), да сопровождение.


Упаковка

Ну очень плотная! Набито буквально как в бочке сельдей. Коробка размером 44 х 51 х 57 см и весом 28,5 кг. Тягать такую габаритную дуру, не рискуя поиметь радикулит до гроба, — надо c месяцок-другой по системе Дикуля потренироваться. Если бы «Креатив» больше заботился о здоровье покупателей, то разбил бы все хозяйство на две красочных коробки и засунул бы их в одну большую — сугубо транспортировочную. Кому надо, пусть вскрывает «контейнер» и по отдельности двумя красотами сверкает, скача в припрыжку по лестничным пролетам.

Технические характеристики Creative GigaWorks S750
(включая сведения производителя)

Динамики

СЧ — с полипропиленовым (?) диффузором диаметром ~60* мм на мягком резиновом подвесе;
ВЧ — купольного типа с титановой мембраной ~20* мм;
НЧ — диаметром ~200 мм.

Мощность, Вт (RMS)

210 (сабвуфер), 7 х 70 (сателлиты)

Общая мощность, Вт

700

Габариты (В х Ш х Г), см

35** х 31,5 х ~37 (cабвуфер);
16*** х 11 х 11,5 (cателлит).

Сертификация ТНХ

есть

Диапазон частот, Гц

25–40000

Длина акустических кабелей, м

3 , 5 и 7

Аналоговые входы

Четыре пары мини-аудиоджеков (в итоге 7.1) + один стерео AUX на проводном пульте

Выход на наушники Есть, на проводном пульте
Соотношение сигнал/шум, дБ 99
Страна изготовитель КНР
Ориентировочная розничная цена, USD 425
* — не включая резиновый подвес диффузора;
** — вместе с ножками;
*** — без подставки.



Прочие полезные сведения

Russian people редко заглядывают в инструкцию, предпочитая метод «научного тыка» при освоении техники. Всяческие предупреждения, особенно набранные мелким шрифтом, игнорируются, даже не пробегая одним глазом по диагонали. Вместе с тем, в прилагаемой инструкции имеются прелюбопытные замечания:
«... Настоящее изделие соответствует Директиве Европы по электромагнитному излучению 89/336/EEC в редакции от 92/31/EEC.»
«
... Данное изделие генерирует, использует и может излучать электромагнитные волны в радиодиапазоне и, будучи установленным с отклонением о требований инструкции, может стать источником радиопомех.»
«
... согласно Разделу 15 Правил FCC (США), данное устройство должно устанавливаться вместе с компьютером, который проверен и признан соответствующим требованиям оборудования класса B.»
«
... Все кабели, используемые для подключения компьютера и периферийных устройств, должны быть экранированы и заземлены.»

Так, а что на практике? Если вы подключили S750 к шестиканальной звуковой карте, то один из концов (а именно с сереньким коннектором) прилагаемого шнура 4х4 повиснет в воздухе. При этом другой конец этого «серого» может оказаться: либо подключенным к S750, либо нет. По логике вещей, во избежание нежелательных последствий, лучше отключить. Соответственно, если подключается 7.1-карта, то следует подсоединить все четыре мини-джека, причем в обе стороны, и не отключать при воспроизведении стереомузыки. То есть ничего из кабелей-разъемов не должно торчать-болтаться «оголенным» концом. Это же касается акустических кабелей, идущих от сабвуфера к сателлитам. Читать дальше >>>

Во-первых, коммутация всех кабелей прозрачна и при последовательном подходе у зрячих не вызовет трудностей. Маркировку «колоночных» проводов следует выполнить самостоятельно, благо самоклеющиеся метки предусмотрены в комплекте. Целлофановые пакетики с мотками помечены наклейками с указанием длины: вроде бы мелочь, а заморочек уменьшает нешуточно.

Cабвуфер: полное подключение.


Cерийный номер вот где.

Во-вторых, дублирование функций управления на проводном и дистанционном пультах — очень удачное решение, которое принесет конкретные удобства в эксплуатации изделия. На проводном пульте все переключения-настройки можно делать практически на ощупь. А разместив его под левой (свободной) рукой, начинаешь получать удовольствие от процесса оперативной подстройки. Единственное, для индикации уровня припасено семь зелененьких светодиодов, хотя громкость регулируется с гораздо более тонким шагом, причем не линейно (последние шаги сами широкие). Для тембра же, не кратное семи число градаций и выставить точно на «12 часов» затруднительно.

Модуль проводного пульта управления-коммутации.


Инфракрасный пульт дистанционного управления.

В-третьих, «готовые к употреблению» три варианта установки-монтажа сателлитов. В комплекте есть: пластмассовые подставки с крепежными винтами, самоклеящиеся резиновые ножки-пупырышки, саморезы с дюбелями. Заимствованные от моделей MegaWorks, подставки на фоне повзрослевшего корпуса сателлита выглядят цыплячими ножками, да и с жесткостью подкачали, но возложенные функции выполняют.

Сателлит: вид сзади.

В-четвертых, продвинутый ВЧ-динамик, в своем роде гипер-твитер. Просьба не путать с миниатюрными широкополосниками, имеющими фольгированный (или алюминиевый) диффузор. Данный высокочастотник — купольного типа, то есть обод катушки воздействует на мембрану по кольцу периметра. Подобные динамики характеризуются минимальной направленностью. Длина волны ультравысоких частот такова, что она даже на одном сантиметре не успевает «пробежать всю дистанцию», поэтому во избежание паразитных резонансов мембрана должна быть жесткой и легкой. Отсюда экзотические материалы: титан, бериллий и прочие, еще не открытые. Пищалки с шелковым куполом (признаюсь, нравятся мне они «нежностью» звучания) тоже способны работать в ультразвуковом диапазоне частот.

Мембрана действительно из титана, а подвес — тканевый с пропиткой.

В-пятых, улучшенный СЧ-динамик. Подвес стал резиновым и довольно мягким. Диффузор, похоже, либо из полипропилена, либо из специально обработанной целлюлозы.

Среднечастотники: S750 (слева) и 510D (справа).

Наконец, фирменная запатентованная система усиления Bush на мощных полевых транзисторах. Все вышеперечисленное доказывает неординарность новой флагманской модели.

Выход на наушники, размещаемый на проводном пульте, становится обычным делом. Ведь оный на большинстве звуковых карт совмещен с фронтом и будет занят при подключенной акустике. Воткнутые наушники вырубают звук на колонках. У GigaWorks S750 настройки ВЧ-тембра влияют на сигнал, идущий в наушники. Если бы в наушниках был свой отдельный сабвуфер, тогда можно было бы и НЧ-тембр эффективно подрегулировать. К сожалению, не могу сказать, что с 32-омными по номиналу наушниками (как высокой, >105 дБ чувствительности, так и низкой) электрическое согласование хорошее. Читать дальше >>>

GigaWorks S750 прослушивалась на четырех разных звуковых картах. Audigy2 ZS, Audigy, Live! — все три, как вы уже догадались, от Creative Labs. Был припахан и один встроенный в «материнку» АС97 шестиканальный кодек ALC650. Как результат:

• Audigy2 ZS продемонстрировала лучшую среди всех карт локализацию воссоздаваемых источников звука в пространстве, но звучание в целом воспринималось как жестковатое, излишне подчеркнутое в деталях. Я бы даже сказал слишком пронзительное — очевидно, так специально задумано, чтобы проняло даже самых тугоухих. Высокие и средние частоты приходилось убирать: то тембром, то эквалайзером. Впрочем, для людей с пониженной чувствительностью слуха на средних частотах это не актуально.

• С просто Audigy звучание было наиболее комфортным, разве что иногда хотелось теперь уже прибавить высоких частот. 

• На «Лайве» в звучании слишком сильно страдала точность, бас был разухабист и многие подробности, заложенные в записи, из него не выплыли. 

• На удивление хорошо прозвучал ALC650, хотя многоканальный расклад в его исполнении не шибко радовал, особенно в играх.

Конфигурация AC97.

В связке с аналоговым плеером (с выхода на наушники 32 Ом) тестируемая GigaWorks S750 выступала не лучшим образом, к тому же сказывалась невысокая чувствительность AUX-входа. Зато МP3-плеерами, в частности от Creative, звучание было распрекрасным, хотя и не таким громким, как хотелось бы.

По поводу выходной мощности. Когда работают только два фронтальных сателлита, складывается впечатление (особенно на записях со скромным уровнем), что суммарной мощности маловато. Как бы она вся «утекает» в нехилый сабвуфер. При этом пиковый запас мощности у системы имеется! Выкрутив громкость до предела (вот-вот шум полезет) и уменьшив уровень саба (чтобы как музыка заиграет, стекла не вылетели), получим ощутимые нелинейные искажения, особенно заметные на средних частотах. Такое положение вещей неприемлемо для формата DTS, в котором динамическая компрессия практически не применяется. В плане мощности гораздо веселее, если сабвуферу дружно аккомпанируют (Stereo Copy) все семь сателлитов, но этот режим есть далеко не у всех звуковых карт. Откровенно огорчает, что для AUX-входа все сателлиты GigaWorks S750 не задействуешь.

«Креатив» немного перемудрила с названием тыловых каналов. Согласно привычной терминологии, введенной Dolby, креативовские side (боковые) должны называться surround (окружающие), далее соответственно, вместо rear (тыловые) было бы корректнее говорить rear surround. Впрочем, сама Dolby порой нарушает четкость терминологии, используя словосочетание side surround. Но недаром говорится, как хочешь назови, главное, в печь не клади. Так вот, электронные «мозги» GigaWorks S750 склонны путать свои же side и rear. Даже если родной драйвер креативовской карты включен в режим 7.1, а электронный ап-миксинг в GigaWorks S750 (5.1 –> 7.1? или 6.1 –> 7.1) вырублен, то в играх и при проигрывании АС3 через медиаплеер звук идет на rear, а при воспроизведении фильмов со звуком Dolby Digital 5.1 (и тестов!) — на side. Причем со сторонним драйвером типа kX (см. www.terralab.ru/multimedia/30868) на rear — тишь да гладь. Если же драйвер 7.1 карты включен в «спикерный» режим 5.1, то начинается полная чехарда: например, правый rear-сателлит может молчать, как партизан на допросе. В связке S750 с Audugy2 ZS в программном микшере карты почему-то не регулируется уровень сабвуфера. Сделай бы «Креатив» на 7.1-картах четыре обычных стереоразъема для выходов на все колонки, «въезжать» было бы гораздо проще, в том числе «электронным» мозгам.

Сразу чувствуется на слух, что АЧХ тестируемой акустики не имеет выраженного горба в районе 1–4 кГц (на мощности «до середины») и вообще достаточно равномерна во всем диапазоне частот. Умеренная тенденция нарастания высоких частот не должна докучать. Куда загибается АЧХ на ультравысоких частотах, на слух не определишь, но прикидки с подручным микрофоном показывают, что «ультра» без балды излучаются вплоть 40 кГц и даже выше (!). Простейший эксперимент с перемещением головы-уха по отношению к оси излучения свидетельствует о малой направленности сателлитов в горизонтальной плоскости.

Теперь об особенностях восприятия звучания GigaWorks S750. Высоким частотам для полноты аудиофильского счастья не помешало бы еще чуток прибавить в изящности-утонченности. Но это уже пожелание, а не упрек. Средние частоты обычно сдержаны, душа у них явно не нараспашку. К тому же имеется провальчик согласования с сабвуфером на нижней середине. При настройке уровня сабвуфера около отметки 50% бас доминирует над остальными частотными составляющими на большинстве музыкального материала. Исключение составляет многоканальный звук в формате DVD-audio (да особо качественный в Dolby Digital), выполненные с большим динамическим диапазоном без «накачки» низов, на которых мощь баса задействуется в меру. Сам бас исключительно глубокий, на редкость резв и размашист в динамике. Колбасит так, что спинка стула массирует позвоночник, а сиденье отдается сладостными вибрациями…, ну, в общем, понятно где. Музыканты такой бас называют «жирным». Здесь жирный — не значит плохой. Ведь жирные блюда как раз не страдают отсутствием вкусовых качеств. Предпочитающим попостнее придется на той или иной современной записи убавлять баса, а на древней записи — наоборот, прибавлять.

На GigaWorks S750 можно долго слушать в кайф рок-музыку, даже сжатую на экономичных битрейтах. Отлично идет джаз и классика во всех форматах. На электронике и попсе (приубрав басы, чтобы не довести до «кондрашки» соседей) можно «обторчаться вчерняк». От техно просто «едет крыша». Качественные записи предпочтительны, но сойдут и залетные пиратские сидючки, передранные с МP3. Однако все только что сказанное справедливо не для максимальной громкости, на которой «искажуха» начинает резать уши.

Надо ли говорить, что с самым распространенным кинотеатральным звуком — Dolby Digital (фактически формат АС3) — у S750 все О’Кэй. Ну и со всеми играми наш GigaWorks справляется просто играюче, уж простите за каламбур.

Из продвинутых форматов в прослушивании принимали участие: с прилагающейся к ZS (см. www.terralab.ru/multimedia/32161) «демонстрашки» многоканального звука в Dolby Digital EX, DTS ES, а так же с трех разных DVD-audio дисков (24 бит/96 кГц, 5.1). Демо-звук убедил: GigaWorks S750 задаст конкурентам головной боли. Что же касается DVD-audio, то тут далеко не все гладко. К огромному сожалению, в отведенное на тестирование время не было возможности проверить, насколько в этом виновата Audigy2 ZS. То и дело (на отдельных треках) средние частоты воспринимались весьма странным образом. Как будто ошалевшие после зимней спячки вырывались на свободу, опьянев в доску от свежего воздуха. Дурман среднечастотных составляющих наиболее был заметен на повышенной громкости. Думаю, подобному слуховому ощущению найдется научное обоснование.

Порадовало, что сателлиты GigaWorks S750 могут работать как на узкой (менее одного метра), так и на средней (около двух метров) стереобазе (см. www.terralab.ru/multimedia/24212 ). Благодаря широкой направленности, площадь зоны максимального пространственного эффекта довольно велика, но раздвижение сателлитов на расстояние ~3 метра и более, скорее всего будет приводить к разрывам целостности звукового образа.

К прослушиванию S750 привлекались люди, не избалованные изысканной аудиоаппаратурой класса Hi-Fi (всякие типичные музыкальные центры Kenwood, Aiwa и т.п. — не в счет). Все слушавшие в один голос отмечали два аспекта: «ну очень здоровский бас» и «звук везде». Правда, сие тестирование осуществлялось без злоупотребления громкостью. Читать дальше >>>

Добавка аналогового входа с корректором для виниловых «вертушек» сделала бы S750 гораздо более популярной, в том числе в среде меломанов со стажем. Или выполнить корректор в виде отдельного блока и продавать как аксессуар. Если уж замахнулись на супермультимедиа акустику, то она должна быть способна заменить в доме все другие акустические системы вместе с их усилителями. Кстати, S750 очень достойно звучат с хорошим виниловым источником.

Впрочем, для «Креатив» найдется более насущная работенка. Судя по всему, Audigy2 ZS не пара GigaWorks S750. Гипер-твитер постоянно парится от высокочастотных фоновых шумов (см. красный график), заодно «втихаря» облучая наши с вами органы чувств. Виновата в этом именно Audigy2! Точнее, ее аналоговые выходы на колонки. А если еще добавить мощи в усилении, то впору запасаться свинцовым кокошником. Более того, на сателлиты прет нехилый импульсный (высокочастотный) сигнал даже тогда, когда S750 тихой сапой почивает, радостно об этом сигнализируя нам красным огоньком с проводного пульта. Неслышимость таковых фоновых шумов не означает, что они абсолютно безвредны.

Оценка АЧХ (до 200 кГц) выхода S750 на левый фронтальный
сателлит: фоновые шумы достигают 30–40 мВ во включенном
«молчании» (красный график) и в состоянии ожидания (синий график).

Следовательно, на период бездействия от греха подальше не ленитесь щелкать тумблером, расположенным сзади сабвуфера, особенно если к S750 у вас подключена к Audigy2.


Заключение

По качеству звучания S750, несомненно, одна из лучших моделей универсальной (фактически истинно мультимедийной) активной 7.1 акустики на сегодняшний день.

Теперь посмотрим на соотношение цена-качество. Разделив цену комплекта на число самодостаточных каналов (включая сабвуфер), получим 50 у. е. с хвостиком. А вычтя стоимость приличного усилителя мощности с дисташкой, приходим к довольно привлекательному результату.

S750 не заменит компонентную, ювелирно подобранную Hi-Fi-акустику домашнего кинотеатра. А вот с наборами «все в одном» стоимостью ориентировочно 1000 у. е. — с успехом посоревнуется (просуммировав стоимость DVD-привода и даже звуковой карты, получим ощутимую экономию).

Ниша мультимедийной акустики (вкупе со звуковой картой) для полноценного озвучивания DVD-audio все еще остается свободной.

За

Против

• Проникновенный глубокий бас;
• Отличная атака;
• Четкие высокие;
• Хорошая музыкальность;
• Лояльность по отношению к разным стилям;
• Возможность подстройки уровня баса и тембра высоких частот;
• Убедительная пиковая мощность;
• Адекватное воплощение любого многоканального звука;
• Удобное управление, неплохая «дисташка».

• Во избежание жестковатости звучания желателен подбор звуковой карты;
• На малой громкости бас начинает превуалировать, а на высокой — средние частоты;
• Не гигантская постоянная мощность (если без искажений);
• Не исключены щелчки при переключении из 5.1 в 6.1;
• Грубоватая индикация уровня настроек;
• Не предусмотрены электронные режимы копирования стерео на все семь сателлитов и переброса фронта на тыл;
• Неподатливый провод пульта.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.