Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Creative Sound Blaster Audigy LS и Audigy ES: что к чему и что почем

АрхивЗвук
автор : Андрей Волов   10.03.2004

В бюджетных звуковых картах Creative положение близко к неразберихе: что лучше, обычная Audigy предыдущего поколения или Audigy LS новой волны?

Звуковая карта Audigy LS (очередной осенний «свежачок») по замыслу Creative Labs предназначена для массового апгрейда никчемного аудио, встраиваемого в материнские платы.

Иногда Audigy LS ошибочно называют Audigy2 LS.

Да уж, качество звука у многих «бортовух» оставляет желать лучшего, а у отдельных, причем новейших — ниже всякой критики (крутые кодеки не спасают). Лишь некоторые могут худо-бедно удовлетворить пользователей, да и то нетребовательных. И это несмотря на ощутимый прогресс всеобщего улучшения «бортовух». Что касается внедрения рекламируемых кодеков 24 бит/192 кГц, то оно кардинально не скажется на качестве «встроенного» звука по очень простой причине: не кодеком единым делается звук. Интегрированные аудиорешения не способны соревноваться со специализированными в принципе! Ну, разве что если материнскую плату раза в полтора так увеличить, и в отдельном ее в самом дальнем углу, отгороженном трехрядным частоколом кондеров-резюков, пристроить обвешанный дорогущими активными фильтрами лучший из лучших кодеков.

Собственно Creative Audigy LS: модель SB0310.

Так, а чем еще «креативовским» сейчас можно проапгрейдиться? Пережившему кучу модернизаций «Лайву» (самая свежая Live! 5.1 Digital) вроде бы пора уже на покой: с 16 бит/48 кГц «не въедешь в вечность». Если не соответствовать качеству профессионального 24-битного звука, то хотя бы просто воспроизводить 24-битные 96 кГц (PCM) дорожки на DVD-Video по нынешним временам «не роскошь, а средство передвижения». Конечно, Live! на редкость удачная карта, но сколько же можно! Так что если уж апгрейдиться, то с учетом перспективы. Creative «под шумок» наплодила множество модификаций Audigy и даже Audigy2: перетасовка ЦАПов, АЦП и кодеков кого угодно введет в заблуждение.

SB0160: на самой карте метки «ES» не видать.

Ориентироваться следует по коду модели, который нанесен краской или протравлен на текстолите в верхней части (либо слева, либо справа), и состоит из приставки SB и четырех цифр. Например, на сей момент наиболее часто мелькают на прилавках магазинов модели:
• SB0240 — полноценная Audigy2; ЦАП CS4832-K от Cirrus Logic;
• SB0230 — не урезанная Audigy (то есть с IEEE1394 портом), появившаяся в продаже более года назад; ЦАП UDA1328T от Philips.

Технические характеристики карт
Creative Sound Blaster Audigy LS и Audigy ES

Audigy LS
(SB0310)

Audigy ES
(SB0160)

АудиоDSP

Creative CA0106-DAT

Audigy CA0100-IDF

ЦАП

Wolfson WM8746

Philips UDA 1328T

АЦП (Line-in)

Philips UDA1361T

АС97 кодек (Mic-in и т.п.)

Sigmatel STAC9721T

Цифровые входы

Только на колодке

CD-SPDIF

Аналоговые входы

TAD, Aux-in, Mic-in

CD-in, TAD, Aux-in, Mic-in

Цифровой выход*

Три в одном
(под 4-контактный мини-аудиоджек)

Аппаратный эквалайзер

да

нет

Тембр ВЧ/НЧ

нет

да

Порт IEEE 1394 (I-Link)

нет

Розничная цена в Москве
(ориентировочно), USD

около 75 (Retail)

от 40 (Bulk/OEM)

* — совмещен с аналоговым выходом на центр-сабвуфер.

Другая модель, SB0160 (наверное, самая недорогая из семейства Audigy на сегодняшний день), фигурирующая в прайс-листах российских компаний как «Creative Audigy ES 5.1 OEM (SB0162/SB0160)» и действительно продаваемая только в технологической упаковке, имеет много сходства со свежачком Audigy LS: близкие габариты (LS короче на ~2 см), такое же количество каналов (5.1), у обеих впаян разъем MIDI, но отсутствует порт IEEE1394 и т. д. Это не может не сбивать народ с понталыку, поэтому запомните краткую формулу: ES — старичок на базе настоящей Audigy, в retail-варианте не встречающийся; LS — свежачок, преимущественно коробочный (см. фото выше); ZS — совсем другого поля ягода, топовая Аudigy2 (тоже главным образом коробочная). В таблице выше приведены основные характеристики и различия между ES и LS. Последнюю модель династии Live! (SB0220), тоже присутствующую на прилавках, памятуя заслуги прародителей, теребить не будем.

Что почем, что скрывается под темной лошадкой Creative CA0106-DAT, кому и в каких случаях необходим апгрейд, каково положение обычной Audigy? Переверните страницу >>>

Аудиопроцессор, впаянный в Audigy LS, не имеет никакого отношения к аудиоDSP 10k1 или 10k2 (зачатыми славной Emu и устанавливаемыми на Audigy или Audigy2). Поэтому, например, драйверы kX (см. www.terralab.ru/multimedia/30868) с LS работать не будут (не инсталлируются). По размерам свежеиспеченный CA0106-DAT сильно смахивает на скромный «лайвовский», но внешнее сходство обманчиво. А вот с аудиопроцессором USB'шной Audigy2 NX (см. www.terralab.ru/multimedia/31152) у главного «кремня» LS много общего. Внимание: на тестируемой Audigy ES, как и положено, красуется «настоящий» здоровенный аудиоDSP.


ЦАПы

Примененный в Audigy LS ЦАП 2003 года WM8746 — от добропорядочной Wolfson (www.wolfsonmicro.com), достаточно хорошо известной в музыкальных кругах. Это шестиканальный дельта-сигма ЦАП (8–192 кГц), понимающий входные цифровые потоки 16, 20, 24 и 32 бита. Официально классифицируется как 24-битный. Коэффициент передискретизации — 192/768 при 192/48 кГц соответственно. Динамический диапазон уверенно превышает 100 дБ(А), а технологический разброс составляет не более 6 дБ. Единственное, слегка подкачали гармонические искажения: –95 дБ(FS) при 1 кГц.

Функциональная схема ЦАПа Wolfson WM8746.

На схеме не показаны «сглаживающие» фильтры на аналоговых выходах. Производитель рекомендует добавлять к WM8746 на каждый выход по фильтру, отсекающему высокие частоты (схема такого «опционального» фильтра указывается в спецификации).

Wolfson честно приводит графики АЧХ WM8746 для разных частот дискретизации в троекратном диапазоне. Ясно, что в реальном устройстве АЧХ будет иная из-за конкретной аналоговой фильтрации. Тем не менее, АЧХ самого ЦАПа подтверждает его «профпригодность». В режиме 192 кГц включается специальный интерполирующий фильтр, влияющий на всю АЧХ, но сейчас таковая нас не интересует, поскольку драйвер Audigy LS выше 96 кГц не обслуживает.

АЧХ WM8746 при Fs=96 кГц.

Ахиллесова пята WM8746 — развязка по питанию аналоговых и цифровых цепей. Если не развязать одну из цепей (3,3–5 В) керамическим конденсатором определенной емкости, то все помехи, приходящие по питанию (вот вам зависимость от блока питания компьютера!) пролезут на выходы ЦАПа.

Во всех «настоящих» Audigy, в том числе и на неприметной версии ES, применяется ЦАП Philips UDA1328, датируемый 2001 годом. Это шестиканальный дельта-сигма (третьего порядка) ЦАП, способный преобразовывать цифровые потоки 16, 18, 20 и 24 бита с частотой дискретизации от 5 до 100 кГц. Коэффициент передискретизации (over-sampling) — 256/768 при 96/48 кГц соответственно. По мере увеличения частоты дискретизации параметры этого ЦАПа ухудшаются. Динамический диапазон фронта 95/90 дБ (остальных выходов 85/90 дБ) для 48/96 кГц при разбросе около 7 дБ. Фронтальные аналоговые выходы в отличие от остальных дифференциальные. Судя по приведенным в документации сведениям, замена входного сигнала с 16 бит на 24-битный не сулит непосредственного улучшения параметров сигнала на выходе.

Схема ЦАПа Philips UDA1328-T.

Philips не постеснялась привести АЧХ своего детища до 200 кГц, вроде как даже не фильтрованную. Хорошо видно, куда и как смещается шум квантизации. Последнее позволяет получить высокое соотношение сигнал-шум в полосе до ~20 кГц.

АЧХ ЦАПа Philips UDA1328-T.

Производитель уверяет, что U1328-T не требует «пост-фильтров» благодаря присущим внутренним свойствам-функциям. Однако если учесть, что айсберга без подводной части не бывает, то лучше на авось не полагаться.

 

АЦП и АС97-кодеки

Эти элементы у соперников идентичны. Стереофонический АЦП Philips UDA1361 звезд с неба не хватает, выдавая частоту дискретизации от 5 до 110 кГц при динамическом диапазоне в среднем 83 дб и 80 дБ (разброс ~5 дБ) для 48 и 96 кГц соответственно. Может поднапрячься и выдать 24 бит, но без энтузиазма. Положительная черта: интегрированный НЧ-фильтр, отсекающий постоянную составляющую во входном аналоговом сигнале. Думаю, отдельный дополнительный АЦП (в «Лайвах» обходились одним кодеком), обслуживающий линейный вход в индивидуальном порядке, без сомнения оправдан. А вот насколько у соперников лучше развязка — еще предстоит выяснить.

АС97-кодек Sigmatel STAC9721T (стерео, полнодуплексный, на 18-битных дельта-сигма преобразователях) списан подчистую в архив на www.sigmatel.com. Динамический диапазон более чем скромный даже в лабораторных условиях. Реальные параметры сильно зависят от развязки по входам и выходам. Микрофонный вход предельно прост и не гениален. Бюджетное аудиоустройство во всех отношениях. Ясно как Божий день, качественной записи с микрофона ждать неоткуда. Читать дальше >>>

Удивительно, но факт: динамический диапазон Audigy LS действительно перешагивает 100 дБ. Остальные параметры тоже на должном уровне. Собственный (фоновый) шум близким к идеальному не назовешь (все-таки наводки пролазят), но оснований для беспокойства нет. В фоновом шуме Audigy ES наводок побольше, однако в целом его уровень достаточно низок.

Фоновый шум у Audigy LS: и поменьше и почище.


АЧХ (96 кГц): Audigy ES проигрывает LS по всем статьям.

В режиме воспроизведения 96 кГц АЧХ у Audigy свидетельствует о завале высоких частот (чуть ли не с 5 кГц), достигающем на 20 кГц аж –10 дБ. LS демонстрирует отличную АЧХ как при записи, так при воспроизведении.

Короче, теоретически LS должна выдавать звук заметно лучше Audigy. Audigy ES будет превосходить новоиспеченную LS в сегодняшних играх: загрузка ЦПУ в 3D-звуке в 3–7 раз меньше. EAX же обе карты одинаковый тянут. Вообще, в работе LS тактильно гораздо погорячее (так и пышет жаром), только вот что именно ее DSP там молотит — Creative не рассказывает.
 

Практика

Соревнующиеся саундкарты прослушивались с разнообразными акустическими системами (см. www.terralab.ru/multimedia/18718, ../multimedia/23470, ../multimedia/25275, ../multimedia/31594, ../multimedia/31778). В результате была выявлена чрезвычайно любопытная закономерность.

Характер звучания Audigy мало зависел от акустики-усиления, оставаясь на приличном уровне. Безусловно, влияние определенных (об убогих не идет речи) колонок сказывалось, но создаваемый в итоге баланс частот — если хотите, акустический почерк — оставался узнаваемым. Пусть порой не хватало самых высоких частот (когда все тембра строго на середине), зато басы были приятно упругими, а средние частоты если и акцентировались, то в меру.

Звук, выдаваемый LS, заметно зависел от того, какая именно подключалась активная акустика (даже одного класса-уровня или близкой цены). Иногда высокие частоты воспринимались излишне колючими: видать интерполирующий фильтр ЦАПа без причины усердствует. Но больше всего огорчили басы, причем на всей задействованной акустике. Откровенным «сухостоем» их назвать было нельзя, однако смазывание динамичных импульсов слишком часто напоминало о себе. К сожалению, десяти полосный эквалайзер и регулируемый «Вass Вoost» можно задействовать только в двухканальном режиме. Вполне возможно на какой-нибудь акустике LS «зазвучит» на должном уровне, но, согласитесь, список испробованных разнообразных мультимедийных акустических систем довольно основателен, чтобы не зародились сомнения на этот счет. Жесткость звука сохранялась и на наушниках, в частности на высокочувствительных (>108 дБ) с номинальным сопротивлением 32 Ом.

Микшер от LS прекрасно понимал обе карты.


Настройка колонок для Audigy.


Настройка колонок для LS (добавилась закладка «Bass Boost»).


Для Audigy «глючил» CMSS.


CMSS для LS — обрезание налицо.


Эквалайзер только для LS.


ПО записи Audigy досталась от Live!

 

Заключение

Новоявленной Audigy LS не удастся окончательно вытеснить первую Audigy (а тем более Audigy2) из-за почти двукратной разницы в цене и отсутствия убедительных преимуществ в техническом плане. Самое уязвимое место LS — аудиопроцессор: в играх на его вычислительные ресурсы полагаться не стоит.

Если 24-битная (до 96 кГц) запись вам абсолютно не нужна, то облегченная Audigy SB0160 будет достойным выбором, хотя компромиссным с точки зрения звука (на Audigy2 локализация источников звука точнее). В случае, когда с Audigy высоких частот покажется маловато, можно прибегнуть к ВЧ-тембру. А если грядет перспектива подключения цифровой видеокамеры по IEEE1394 (I-Link), лучше поспешить раскошелиться на Audigy под индексом SB0230 (>55 USD).

За

Против

Sound Blaster Audigy LS (SB0310)

• Полная (запись/воспроизведение) поддержка 24 бит/96 кГц;
• Аппаратное декодирование Dolby Digital.

• Высокая цена;
• Своеобразное звучание;
• Хиловатый DSP (не Emu10 k1/k2).

Sound Blaster Audigy (SB0160)

• Частичная (воспроизведение) поддержка 24 бит/96 кГц;
• Теплое «псевдо-аналоговое» звучание;
• Разгрузка процессора в играх;
• Всеядность по отношению к драйверам
и сервисному ПО, включая от более новых Audigy2;
• Хороший миди-звук.

• В комплекте устаревшее программное обеспечение;
• На большинстве акустики заметен завальчик на высоких.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.