Акустическое трио от Logitech: Z-3, Z-2200, Z-5300
АрхивЗвукКлавиатуры от Logitech отлично известны каждому. Одноименные манипуляторы, web-камеры и прочие аксессуары так же постоянно на слуху. А вот акустические системы Logitech по России в целом пока менее известны. По крайней мере, частым гостем в магазинах, особенно периферийных, их не назовешь.
«…И чуда нет, и крайне редки совпаденья …»
Андрей Макаревич, «Машина времени»
Клавиатуры от Logitech отлично известны каждому компьютерщику. Всякий, кто имел возможность сравнить воочию, убедился в их отменном качестве. Одноименные манипуляторы, web-камеры и прочие аксессуары так же постоянно на слуху. А вот акустические системы Logitech по России в целом пока менее известны. По крайней мере, частым гостем в магазинах, особенно периферийных, их не назовешь.
Основанная в 1981 году, Logitech International (www.logitech.com) является швейцарской компанией с штаб-квартирой в Калифорнии (США) и подразделениями по всему миру. Начав с сектора OEM для ведущих компьютерных производителей, Logitech в течение нескольких последних лет значительно усилила свои позиции на рынке розничных продаж под своей торговой маркой. Дистрибуция осуществляется в более чем 100 стран. Штат компании составляет немного немало, около 4800 служащих. Производственные мощности сконцентрированы в КНР. Упор фирмы делается на жесточайший контроль качества продукции. Поглотив весной 2001 года поднаторевшую на бюджетной компьютерной акустике Labtec Inc (www.labtec.com, 104 миллиона долларов продаж в 2000 году), Logitech серьезно нацелилась на мультимедийный сектор мирового рынка.
TerraLAB имела удовольствие представить летом 2003 топовую модель Logitech Z-680 (см. www.terralab.ru/multimedia/25293). Сейчас речь пойдет о трех менее дорогих моделях: шестиканальной Logitech Z-5300 и трифонических колоссальной Z-2200 и изящной Z-3.
Упаковка тестируемых акустических систем
Коробки самых навороченных Z-5300 и Z-2200 хоть и впечатляющих размеров, но без проблем помещаются в типичном багажнике. Вес брутто шестиканальной Z-5300 составляет под 20 кг, а двухсателлитной Z-2200 — под 18 кг. Прорези с боков коробок для удобства переноски предусмотрены.
Полноразмерные основательные вкладыши из пенопласта превосходно фиксируют все важные элементы внутри коробки и надежно предохраняют от нежелательных последствий при транспортировочных встрясках.
Коробки двойные: запаянная в полиэтиленовый мешок «подарочная» входит в транспортировочную. Внешний облик «подарочных» — выше всяческих похвал. Без намалеванных ярко-пестрых дурацких монстров. Стильный дизайн, да еще и со вкусом.
Технические характеристики (включая сведения производителя) | |||
Logitech |
Logitech |
Logitech | |
Динамики |
СЧ/ВЧ с бумажным диффузором диаметром ~35* мм на резиновом подвесе. Пассивный диффузор сабвуфера диаметром 203 мм |
СЧ/ВЧ с бумажным диффузором диаметром ~55* мм на резиновом подвесе. НЧ — 8 дюймов |
СЧ/ВЧ с бумажным диффузором ~45* мм на резиновом подвесе. НЧ — 6,5 дюйма |
Мощность, Вт (RMS, при 10% искажений на 100 Гц для сабвуфера и на 1 кГц для саттелита) |
23 саб 2х8,5 |
120 саб 2х40 |
100 саб 4х32; |
Общая пиковая мощность, Вт |
80 |
400 |
560 |
Габариты (В х Ш х Г), см |
Сабвуфер 23 х 23 х 24; |
Сабвуфер 28 х 28 х 38; |
Сабвуфер 30 х 29,9 х 36,8 |
Сертификация ТНХ |
нет |
есть |
есть |
Диапазон частот, Гц |
35 – 20000 | ||
Длина акустических кабелей, м |
<1 (полезная) |
~2 |
1,5 (для фронтальных и центрального сателлитов), 3 (для тыловых сателлитов) |
Аналоговые входы |
Неотсоединяемый |
Неотсоединяемый |
3 под стереоминиджек для фронта, тыла и саба с центром |
Выход на наушники |
На пульте управления | ||
Входной импенданс, кОм |
? |
? |
10 |
Соотношение сигнал/шум, дБ |
>92 |
>100 |
>85 |
Страна изготовитель |
КНР | ||
Ориентировочная розничная цена, USD |
120 |
200 |
340 |
* Не включая резиновый подвес диффузора. |
Прочие полезные сведения
Инструкция написана на 16 языках, в том числе на русском. Сведения о правилах эксплуатации не помешает прочитать на сон грядущий. В комплекте Z-5300 был обнаружен гарантийный талон от www.dggroup.ru, вещающий о праве на бесплатный ремонт в течение одного года при условии соблюдения правил эксплуатации.
Технические решения и дизайн
Средневысокочастотные динамики всех отмеченных выше моделей имеют алюминиевый фазовыравнивающий колпачок, эффектно высовывающийся подобно головке снаряда. Данный колпачок не колеблется вместе с диффузором динамика. В принципе, вместо этого колпачка можно было бы установить высокочастотный динамик, так называемую «пищалку» (что и делают корифеи акустики).
Как и на флагманской Z-680, у тестируемых моделей на задней стенке сабвуфера красуется гордое упоминание о принадлежности к разработке в США.
Logitech Z-5300. |
Несмотря на внешнее сходство с Z-680, сабвуфер у Z-5300 по сути совсем иной: двухкамерный, с огромным прямым портом фазоинвертора, одновременно выполняющим функции излучателя, и без каких либо динамиков, смотрящих во внешнее пространство. Такое акустическое оформление славится высоким коэффициентом полезного действия. Неминуемой расплатой будут довольно высокие нелинейные искажения. Сателлиты же совершенно иные по форме и размерам. Толстая пластмасса, демпфирование поролоном. Продолговатые отверстия, расположенные сверху и снизу динамика (для центрального сателлита по бокам) — не что иное, как имитация модного оформления с фазоинвертором. Основание с опорной скобой-подковой поворачивается вокруг своей оси (в нижней части прячутся отверстия «под ключ»), чем обеспечивается монтаж-навес на шурупы или саморезы, вкрученные в стену.
Logitech Z-5300: сателлит на стене будет смотреть свысока. |
Для сателлита центрального канала подкова-опора размером побольше, монтаж на стену не предусмотрен, зато есть регулировка угла наклона. При снятом гриле вызывает навязчивые ассоциации с Чебурашкой. Правда, за время тестирования ни разу чебурахнулся.
Центр Z-5300: «строили, строили и, наконец, построили». |
Все сателлиты промаркированы, а штекеры заделанных намертво кабелей имеют разную окраску, поэтому подключение сателлитов не вызовет никаких трудностей.
На задней стенке корпуса сабвуфера спрятался переключатель, который очень пригодится обладателям звуковых карт с четырьмя или всего лишь с двумя каналами.
Пульт управления проводной, его могучий кабель, рассчитанный на применение в эпицентре ядерного взрыва, как пушинку вздыбливает нехилую не только по размерам «пультяру». Помимо громкости, предусмотрена настройка уровня сабвуфера (sub), а так же уровней центра (center) и тыла (fader). Индикатор величины выставленного уровня — из семи светодиодов зеленого цвета. Индикация выбора регулировки ярко-красного цвета. Примечательна отдельная кнопочка «matrix» (вкл/выкл). Забегая наперед, скажу, что при ее нажатии стереозвук магически превращается окружающий многоканальный, плюс сабвуфер начинает колбасить так, что мертвого разбудит.
Пульт Z-5300. |
По поводу дизайна Z-5300 не буду распространяться, лично мне он показался простоватым.
Настал черед обратить свой взор на Z-2200.
Z-2200: сразу чувствуется «убойная …». |
Сабвуфер Z-2200 за исключением блока электроники-усиления один к одному повторяет Z-680. Тот же огромный загнутый профилированный порт фазоинвертора, тот же восьмидюймовый диффузор динамика. Сателлиты — вообще точная копия фронта-тыла Z-680. Динамик у них значится как трехдюймовый, то есть самый большой среди тестируемых сейчас акустических систем.
Logitech Z-2200: cателлиты. |
Судя по неслабому радиатору, торчащему сзади корпуса сабвуфера, от Z-2200 следует ожидать соответствующую мощность. Правда, сечение ребра далеко от оптимального, очевидно, конвективный теплообмен дипломированный инженер-разработчик лихо спихнул в свое время, либо поддался на уговоры технолога, на шею которому давил маркетолог.
Z-2200: взгляд со спины. |
Радует наличие предохранителя. Вдвойне радует, что, будучи включенным (то есть в состоянии ожидания), трансформатор питания гудит несильно.
Интересно, как «сыграется» с двумя сателлитами Z-2200 сабвуфер, акустически «спевшийся» с шестью сателлитами Z-680?
Пульт управления Z-2200. |
Пульт управления Z-2200 без наворотов, зато аккуратный и симпатичный, с ярко-голубой индикацией. Несколько портит впечатление заделанный намертво дополнительный провод (более двух метров, с мини-джеком на конце), предназначенный для подвода сигнала с аудиоисточника.
У Z-3 очень похожий пульт, только без регулировки уровня баса (которая вынесена на заднюю часть сабвуфера), да еще коротковатые провода на колонки выводятся непосредственно из пульта. Этакий пучок «укропа». Рацуха, ядрен батон...
Logitech Z-3: «красота — страшная сила». |
Сабвуфер Z-3 представляет собой элегантный кубик из ДВП с впечатляющим как по размеру, так и по «прикиду» пассивным излучателем (защищен прочной металлической решеткой) во всю переднюю панель. Сам динамик установлен на внутренней перегородке, в которой еще проделан хитрый соединительный канал, состоящий из двух коаксиальных труб. Такое акустическое оформление изобретено отталкиваясь от на хорошо известного прототипа, применяющегося не часто по причине обременительных расходов и некоторой размазанности во времени ударных звуков на низких частотах. Ясный перец, корпус сабвуфера должен быть герметичен. Благодаря упругости запертого воздуха пассивный излучатель старается повторять колебания динамика, но с большей отдачей в области низких частот.
Z-3: запатентованный сабвуфер. |
Изящные сателлиты оказались на удивление увесистыми. Выяснилось, что их основательная подставка сплошь отлита из металла. СЧ/ВЧ динамик аналогичной с Z-5300 конструкции, но меньшего размера. Резиновый подвес довольно мягкий. Диффузор очевидно бумажный, из-за толстого слоя краски-серебрянки понять трудно. Корпус сателлита прочный, заглушен поролоном. Отверстие псевдофазоинвертора бутафорское. Гриль обтянут полупрозрачной капроновой тканью, мягко фиксируется. Данная модель выглядит ну очень завлекающе, однако гармонично будет смотреться только в окружении мебели с такой же (светлый бук) по текстуре отделкой. Иных вариантов имитации ценных пород дерева, например, под белый или черный ясень, Logitech пока не предлагает.
Сателлит Z-3: с грилем и без. |
Пульт управления Logitech Z-3. |
О том, что везде, где надо, имеются резиновые прокладки — для продукции Logitech можно было бы и не говорить.
Экспертное прослушивание
Начнем с озвучивания музыки, независимо от ее жанра и формата.
С выхода на наушники (32 Ом) аналогового плеера лучше всех «играла» Z-2200, а хуже всех из нашей тройки себя показала Z-3. Ее потенциал воспроизведения высоких частот оказался недостаточным.
Как и исконно брэндовый (и такой же недешевый) Altec Lancing, недавно прошедший через TerraLAB (см. www.terralab.ru/multimedia/31778), колонки Logitech прослушивались «в связке» с двумя относительно свеженькими звуковыми картами: Audigy 2 ZS и Audigy LS, которые были предоставлены восточно-европейским представительством Creative Labs.
Вынужден предвосхитить события: смена вышеупомянутых аудиокарт на звучании тестируемых «Логитечей» сказывалась, пожалуй, не столь существенно, чтобы бить в фанфары. Тертые слухачи подмену, безусловно, обнаружили бы, и кому-то она показалась бы значимой, однако предлагаю не размениваться по мелочам. Большинство народа все равно бы полезли в эквалайзер, чтобы подправить МP3-звук из домашней коллекции персонально под свой слух как с той, так и с другой картами. Поэтому дальше ограничусь впечатлениями от прослушивания лишь с Audigy 2 ZS.
Нельзя сказать, что с высокими частотами у Z-5300 напряженка: если звучат одни литавры (или тарелки ударных инструментов), то, как минимум, на твердые четыре балла из пяти возможных. Но как только добавляются звуки из среднечастотного диапазона, происходит «подзабивание» высоких частот. Складывается ощущение, что во встроенном усилителе мощности специально подзадраны самые верхние частоты, где-то в районе 14–18 кГц, чтобы компенсировать завал в АЧХ сателлитов, вызванный ограниченными излучательными способностями широкополосного динамика (пищалка-то отсутствует!). Полоса от ~250 Гц до ~12 кГц, похоже, изобилует неравномерностями, наиболее неприятная из которых выпирает на пресловутых ~3 кГц, наиболее чувствительных для слуха человека. Поскольку в довольно узкой полосе задранных электроникой частот звуки воспринимаются ухом намного слабее, чем в отмеченной широкой (с неравномерностями) полосе, то нарушается баланс между средними и высокими частотами. Заметна направленность сателлитов, посему лучше их развернуть в сторону слушателя. Режим «Matrix» (электронной раскладки стерео по шести каналам собственными силами) проиграл соревнование по всем статьям с программной реализацией «звука вокруг», реализованной в кХ-драйверах (см. www.terralab.ru/multimedia/30868).
Субъективно Z-2200 звучат звонче, чем Z-5300 (очевидно из-за перманентного нарастания усредненного частотного отклика к рубежу в 20 кГц). Однако, батенька, хрен редьки не слаще. К ненатуральности озвучивания высоких частот, у Z-2200 добавился геморрой с басом: то его много, то его мало (зависит от качества/давности записи и формата). В принципе, ничто не мешает уровень баса подстраивать по мере необходимости, благо запас неиссякаемый, но постоянно крутить взад-вперед ручку регулировки за такие деньги, как-то не радует. Горб в районе 3 кГц вроде как поменьше, чем у собратьев, но все равно дает о себе знать, на рок-музыке сильнее всего, а в WMA с битрейтом 128 кбит/с докучает конкретно, так что без эквалайзера не обойтись. Не лучшим образом в исполнении Z-2200 звучала музыка в формате DD5.1: не спасало даже типичное понижающее микширование в стерео, пришлось прибегнуть к тонкой подстройке (см. www.terralab.ru/multimedia/31778).
Лицензионно-правильный 24-битный звук двухканального DVD-audio воспроизводился, честно говоря, довольно средне: сателлиты полностью не прорабатывали нюансы как в динамике во времени, так и по частотам. Не исключено, что здесь «Аудиджи ЗетЭс» подкачала, и с другой звуковой картой «звук высокой точности» воспроизводился бы убедительнее, да только вот крутить DVD-audio диски пока имеется реальная возможность только на Audigy2.
С «сидюков» и в высокобитном МP3 хорошо озвучивалась размеренная, качественно записанная электроника. Ритм-энд-блюз также пошел, что называется, на одном дыхании. На некоторых навороченных записях не покидало ощущение «эквализации», как будто встроенной в электронику Z-2200 в целях виртуальной реализации эффекта объемности звука. Хм-м-м, а как иначе завоевать сертификацию THX (см. www.terralab.ru/multimedia/31778) на двух лишь фронтальных колонках?… Из положительных качеств Z-2200 следует отметить четкую атаку и могучесть баса. Эти два фактора, как правило, не уживаются в экономичных аудиорешениях. Еще порадовала способность дружить с узкой стереобазой, правда зона стереоэффекта при этом на минимальном удалении сжималась до ширины черепной коробки.
Несмотря на размазанность всплесков баса, Z-3 на музыкальном материале звучала в общем то более комфортно, нежели чем дорогостоящие собратья. То есть выпендронистых разукрашиваний звука, рассчитанных заманить-завлечь неискушенного покупателя-слушателя, явно поубавилось. Однако чудес, как водится, не наблюдалось: скачкообразное понижение акустической мощности заметно без всяких приборов. Z-3 не вытягивает ударные нагрузки, но при этом не хрипит и не визжит, а просто «проседает». За отметкой громкости в 50% нарастание мощности выходит на насыщение. У Z-3 также выражен дисбаланс средних частот, которые превалируют особенно над басом, что сильнее всего заметно с увеличением громкости. С высокими частотами тоже не все гладко.
Искусственность высокочастотных звуков, воссоздаваемых тестируемыми «Логитечами», особенно заметна на классической музыке, например, в интересной по качеству записи (неубитой от МP3 сжатия в 128 кбит/с!) второго концерта Паганини для скрипки с оркестром (см. фрагмент на http://ai.obninsk.org/mp3/Paganini_C_N2.exe).
Звучание в играх
Сколько уж довелось прослушать мультимедийной акустики — не перечесть! Практически без исключения вновь и вновь подтверждается правило: сателлитные системы с сабвуфером из середины ценового диапазона и выше будут заведомо прекрасно звучать в играх и отменно «лупить» музончик типа «тыц-тыц». Так и на сей раз, в этой роли тестируемые Z-5300 и Z-2200 показали себя незаурядными исполнителями. Z-3 на фоне более мощных коллег играли не столь впечатляюще, но тем не менее весьма прилежно. Z-2200 свое обрезание по каналам убедительно компенсировали способностью воссоздавать виртуальные источники звука в пространстве. Короче, акустика от Logitech в играх вас вряд ли разочарует.
Озвучивание DVD-фильмов с дорожкой «Долби Диджитал»
С двухканальным Dolby Digital фильмов в процентном соотношении становится все меньше и меньше. Шестиканальная 5+1 — ныне стандарт де факто, даже на дисках сомнительного происхождения дико низкой цены. Посему 5.1 акустика сегодня актуальна как никогда.
Z-5300 с усердием отыгрывают кинотеатральный репертуар, неплохо окружая звуком в небольшой комнате даже в случае невнятно срежиссированного тыла. Звучание неброское, но цельное, благодаря чему просматриваемый фильм увлекает-интригует, как говорится, вдвойне. Впрочем, за 340 у.е. от Z-5300 все-таки ждешь большего.
Чтобы придать многоканальному киношному звуку в исполнении Z-2200 максимальную естественность без растрачивания не без труда создаваемой виртуальной объемности, перепробывал все примочки из домашнего арсенала. Лучше всех справилась A3D/DS3D из платиновой версии PowerDVD XP (см. www.terralab.ru/multimedia/25275).
Z-3 свою трифоничность в «домтеатре» компенсировать нечем, недаром их с сертификацией THX начисто обошли.
Заключение
Среди протестированных акустических систем наблюдается однозначное соответствие цены предлагаемым возможностям. Увы, за все в этом мире приходится платить. За более высокую мощность-громкость в том числе. Что касается звучания как такового, то оно тяготеет (стремится снизу) к «золотой середине». Несмотря на различия в мощности, характер звучания схожий, причем без каких либо потуг на аудиофильский. Колонки однозначно не рекомендуются ценителем утонченных нюансов при воспроизведении благородно записанной музыки какого то бы ни было формата.
За |
Против |
Logitech Z-5300 | |
• Высокая мощность; |
• Перенастройка уровня сабвуфера в зависимости от формата воспроизводимой музыки; |
Logitech Z-2200 | |
• Исполинская мощность; |
• Неутешительная музыкальность; |
Logitech Z-3 | |
• Комфортное неброское звучание; |
• Дефицит высоких частот при воспроизведении сигнала с аналоговых плееров; |
Акустические системы Logitech отличает предельно высококачественное изготовление. Как следствие, предсказывается исключительная надежность. Можно быть уверенным, что раньше времени регуляторы не разболтаются, динамики не захрипят, краска не облезет. А это дорогого стоит! Посему не удивляйтесь неслабой цене.
«Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!».