Altec Lancing МХ5021: звуки в черных чулках
АрхивЗвукАудиофилы без запинки различают на слух звук японский, звук английский и звук американский. Altec Lansing МХ5021 чрезвычайно яркий представитель именно американского звука: мощного, напористого, красиво «упакованного».
Никто не спорит, что ездить на BMW или на Mercedes-Benz не только приятно, но и престижно. А вот какая акустика из числа мультимедийной однозначно престижна — как раз предстоит выяснить.
Исконно американская компания Altec Lancing Technologies Inc (www.alteclancing.com) прославилась своими акустическими системами для концертно-театральных залов и больших студий. Начало было положено в далеком 1927 году инженерами из Western Electric, первыми озвучившими заговорившее кино, кто в последствии и выпестовал Altec Lancing как самостоятельную компанию. Ее подразделение под названием Altec Lancing Professional (www.altecpro.com) было создано в 1937 году. Воистину легендарной стала серия колонок «Voice of the Theatre», выпускающаяся поныне аж с 50-х годов.
«А7» : классика рупорной акустики. |
Альтековские полтора киловатта акустической мощности, пусть даже в пике, но в пике честном — мало не покажется даже с ушными затычками-вкладышами. У подобных агрегатов под стать и цена: четыре штуки вечнозеленых.
На сегодняшний день аудиооборудование Altec Lancing установлено на стадионах, аренах, в аэропортах, парках и в тому подобных местах по всему миру. Перечислю лишь самые-самые: United Nations Building, Indianapolis Motor Speedway, Disneyland и Disneyworld, New York's Lincoln Philharmonic Center и the Schubert Theatre, MGM's Grand Hotel, The Singapore National Stadium, и The Sydney Opera House… Список можно продолжать до полного изнеможения.
Altec не новичок и на мультимедийном поприще. Следует признать, и здесь удача стороной не обходила. В 1990 году Altec Lancing первой явила миру активные акустические системы для персонального компьютера. Такие киты, как IBM, Dell Computers и Hewlett-Packard, не раз выбирали Altec Lancing как для комплектации своей продукции, так и для партнерства в исследовательских программах, включая дизайнерские.
В ходе образцово-героического тестирования, проведенного в «Компьютерре» в 1999 году Александром Яковлевым и Михаилом Топтуновым, модель Altec Lancing ADA-305 совершенно справедливо признана лучшей акустической системой. Не удержусь от цитаты: «Характерно бережное обращение с любым музыкальным материалом. Его субъективная интерпретация колонками сведена к минимуму… Сабвуфер прекрасно согласован и отлично передает нюансы басового регистра. Система демонстрирует тот редкий случай, когда заявленный диапазон воспроизводимых частот полностью соответствует выявленному в процессе тестирования». Отмечу также любопытный факт, что управлять этими колонками можно по USB-шине. Но главное, система с успехом реализовывала на практике стандарт Dolby Surround Pro Logic, будучи трехкомпонентной!
В тестовой лаборатории www.terralab.ru продукцию Altec Lancing редким гостем никак не назовешь (см. www.terralab.ru/multimedia). Вот и сейчас мы спешим представить новинку — модель МХ5021, первая поставка которой в Россию запланирована на март 2004 года. Какая будет цена, пока точно не известно, но на рынке США она составляет около 200 долларов.
Altec Lancing МХ5021, сертификат ТНХ имеется. |
THX, открой личико!
Команда исследований и разработок известной калифорнийской THX Ltd (www.thx.com) многие годы тесно сотрудничает с инженерами из Altec Lancing, о чем открыто повествуется на упомянутом сайте. В чем конкретно заключается сие сотрудничество, нам не столь важно (нетрудно догадаться, кто кого консультирует по техническим вопросам). Разве лишь скромно заметим, что первой из мультимедийной акустики сертификат ТНХ получила модель ADA890 от Altec Lancing.
Вообще-то, ТНХ — это никакой не формат звука, как утверждается порой за стаканчиком бодрящих ум напитков, а своего рода индульгенция, естественно не бесплатная. Фактически это бирка, подтверждающая/обещающая некое якобы истинно кинотеатральное звучание. По слухам, название ТНХ родилось из инициалов одного главного инженера Lucasfilm, кому звездный вояка Джордж Лукас поручил навести аудиошмон в кинотеатральном бардаке, в котором колонки устанавливались по принципу «кто во что горазд». Эксперимент с «причесыванием» под единый стиль звучания удался, публика клюнула (почти как с «Макдоналдсом»), повалила толпами именно в сертифицированные кинотеатры, дело завертелось, приняло серьезный коммерческий оборот, и теперь любой производитель аудиооборудования спит и видит заветный «лейбак» на каждом своем изделии.
С ростом популярности бытового и мультимедийного многоканального звука экспансия ТНХ набирает обороты. Не удивлюсь, если лэйболизация-сертификация перекинется на отдельные DVD-video диски, типа: «звуковая дорожка сего фильма, записанная в формате DD5.1, соответствует требованиям ТНХ».
Принципы, согласно которым выдаются, пардон, продаются, сертификаты ТНХ — есть тайна за семью замками. Успокаивает одно: кому попало и всем подряд сертификаты не выдаются по той простой причине, что иначе они совсем потеряют свою привлекательность. Короче, покупая аудиоаппаратуру, сертифицированную ТНХ, можно не сомневаться, что кинофильмы с помощью её будут озвучиваться не абы как, а с «ти-эйч-исковым» задором.
Согласно скупым сведениям, в рамки сертификации попадает акустика, состоящая как минимум из четырех колонок (по две на тыл и на фронт) плюс сабвуфер. И это логически вписывается в доктрину кинотеатрального звука. Награждение сертификатом ТНХ трехкомпонентной акустической системы — случай из ряда вон выходящий.
Технические характеристики | ||
Сателлиты |
Сабвуфер | |
Мощность*, Вт (RMS) |
20 на канал |
50 |
Сопротивление, Ом |
6 |
4 |
Частотный диапазон, Гц |
150–18000** |
40–150 |
Динамики |
один твитер (дюймовый), нагружен на небольшой рупор; два полипропиленовых широкополосника (3 дюйма) |
один низкочастотный длинноходный (6,5 дюйма) |
Магнитное экранирование |
есть |
нет |
Размеры (В х Ш х Г), мм |
260 x 132 х 63 |
458 x 447 х 280 |
* — При 10% THD; |
Уровень развиваемого звукового давления SPL: 103 дБ (без указания величины искажений говорит лишь о том, как громко колонка может орать; вдобавок, не зная, какой частоты и амплитуды при этом сигнал подается и в какой полосе частот регистрируется, только и остается, что гадать на кофейной гуще). Как отмечается на русскоязычном сайте «Алтэка» (www.altecmm.ru), это — «громкость бензопилы».
• Входы — два аналоговых (один на тыльной части корпуса сабвуфера) под обычный мини аудиоджек;
• Выходы — один на наушники (на проводном выносном модуле);
• Отношение сигнал шум усилителя мощности — более 80 дБ (на 1 кГц);
• Дистанционное управление — инфракрасное.
Сверхкомпактная «дисташка». |
Блоки усиления и питания встроены в корпус сабвуфера. Кстати, сам корпус из ДВП, очень прочный и жесткий, но без демпфирования изнутри. Порт фазоинвертора прямоугольной формы расположен снизу сзади.
Управление традиционно вынесено в отдельный модуль, связанный с сабвуфером проводом длиной более чем 2,5 метра со штекером. Модуль имеет оригинальную форму, увесистый, с резиновыми прокладками на основании. Вся индикация подсвечивается модным ярко-голубым светом. Регулятор громкости/тембров безупорный, крути влево вправо хоть до бесконечности. Ясный перец, настройки запоминаются. Индикация уровня — всего из пяти светодиодов, так что выставить регулировки тембра ровно на 50% оказалось непростой задачей.
Приемник инфракрасных сигналов расположен спереди, но в самой нижней части. Последнее может приводить к экранированию выстреливаемых с пульта инфракрасных пучков, особенно если модуль установить поглубже куда-нибудь типа полки. Дальнобойность «дисташки» средняя. Требуется определенная меткость попадания в глазок приемника, а отраженного от стены сигнала достаточно лишь при засвечивании перпендикулярным лучом.
Пульт полностью дублирует функции модуля управления: тембр НЧ и ВЧ, громкость и включение-активация.
В выключенном состоянии в домашней тишине слышно, как слегка гудит трансформатор блока питания (гармоники 50 Гц).
Модуль управления слева, «батончик» сателлита — справа. |
Корпус сателлитов пластмассовый. По форме напоминает подсплющенную флягу, или батончик домашнего торта «сладкая колбаска» (масло-сахар-какао-печенье). Стенки не особо худенькие, но внутри гуляет детеныш эхо. Гриль обтянут черным полупрозрачным капроном. Выглядит эротично! Не знаю как дамам, а любому мужику однозначно захочется потрогать.
Без гриля сателлиты смотрятся не менее эффектно. Опять возникает желание потрогать, но уже полипропиленовые диффузоры среднечастотных динамиков. Попавший на тестирование экземпляр имел при естественном освещении серебристый цвет из-за «отделочного» напыления.
С обратной стороны сателлита предусмотрен винтовой крепеж прилагаемой в комплекте навесной петли (даже с шурупами). Повесить на стену — не есть «биг проблэм». Единственное, что огорчает, нет никакой регулировки наклона сателлита.
По причине скоса донышка и крышки «батончика», не смотря на подставочки, сателлит все-таки наклоняется вперед на несколько градусов.
В «мануале» подчеркивается, что МХ5021 можно подключить как линейного выхода, так и с выхода на наушники (плееры, телевизоры и тд). Однако, переключателя стерео-моно на нашем «Алтэке» не имеется, посему при подключении монотелевизоров один из сателлитов потеряет дар речи, а другой заполучит противную на слух наводку по заземлению питания.
Причем, не прогревшись (?!), тестируемый «Аэлтэк» при подключении по очереди разных источников «играл» громче то в левом сателлите, то в правом. Наверное, это специфика конкретного экземпляра.
Экспертное прослушивание
Как выяснилось в процессе тщательно внимательного прослушивания, аналоговые плееры в паре с МХ5021 слишком шумят, да и вообще звучат довольно грязно, то есть чувствительность входа «Алтэка» для них явно не оптимальна.
Стереотелевизором, увы, пока не обзавелись, а, снимая сигнал с моновыходов, слушать толком было невозможно. Посему не обессудьте, рекомендации дать не могу.
МХ5021 так же прослушивался «в связке» с двумя свеженькими саундкартами: Audigy 2 ZS и Audigy LS, любезно предоставленными восточно-европейским представительством Creative Labs.
Помещений тоже было два. Первое — типичная для России «маленькая» (тинэйнджерская) жилая комната средней заглушенности (толстые обои, ковролин по всему полу, пенопластовая потолочная плитка, жалюзи, софа, встроенные шкафы, угловые столы, полки-стеллажи). Второе — довольно просторная гостиная с заглушенностью чуть ниже средней, выражавшейся в слегка заметной естественной реверберации. Стереобаза варьировалась от одного метра (по бокам монитора или телевизора) до 2,5 метров.
Звучание с флагманской Audigy 2 ZS не на шутку озадачило. На средних частотах (ориентировочно 2–4 кГц) творилось что-то неладное. Особенно это было заметно в формате МP3 на битрейтах 160–192 кбит/с и на записях рок-музыки. Образно говоря, шло в задир (кто строгал хоть раз доски, тот поймет без лишних слов). Да и на максимальных уровнях громкости вход МХ5021 не то чтобы откровенно перегружался, но поглощал сигнал, как бы давясь… Хм-м-м, линейка Audigy 2 славится очень большой амплитудой сигнала на выходе. Задействование программного эквалайзера (благо сателлитов-каналов всего два) позволило спасти положение с зарвавшимися составляющими на средних частотах, но неприятный осадок «в моей душе» остался. Записи в формате 24 бита/96 кГц без эквалайзерного перелопачивания в 16 бит с Audigy 2 ZS на МХ5021, пожалуй, в полный кайф не послушаешь. Сравнение звучания разных DVD-audio дисков (24 бита/96 кГц, стерео) лишь утвердило выкристаллизовывающееся мнение: этот «Алтэк» не предназначен для высокоточного звука новой эры (правда, как и абсолютное большинство других мультимедийных колонок).
Парадоксально, но факт: с бюджетной Audigy LS звучание МХ5021 оказалось на должной высоте! Эквалайзер применять большой нужды не было. Все форматы и почти все стили шли на ура. Особенно ярко блеснули диско и размеренная электроника. На старых записях типа The Beatles почувствовалась нехватка низов, и рука потянулась к регулировке НЧ-тембра. Кстати, мощности в запасе у усилителя достаточно, чтобы ударно отработать на низах резкие всплески звука. Стереозвук в DVD-фильмах просто потряс. Причем прекрасно звучали как музыкальные фрагменты, так и разного рода фоновые шумы, хотя на аплодисментах МХ5021 сфальшивила. Пинк-флойдовская «The Wall» (Dolby Digital) в исполнении системы поразила мягким глубоким басом и в меру звонкими высокими. Локализации воссоздаваемых источников стереозвука в пространстве позавидуют некоторые пятисателлитные колонки. Однако в сравнении с Defender 50 (обладателем «Лучший звук 2003» от TerraLAB, см. www.terralab.ru/multimedia/31488 и www.terralab.ru/multimedia/25275) МХ5021 не блещет.
Что касается озвучивания многоканальных дорожек к фильмам с микшированием в стерео, то тут не все однозначно. Если никогда не слышать, как звучит многоканальная дорожка на правильных пяти (или семи) сателлитах, то surround-звук в исполнении МХ5021 покажется очень хорошим. Правда, многое зависит от того, насколько удачно плеер свернет пять каналов в два канала. Недаром появились примочки типа TruSurroundXT в PowerDVD, позволяющие подстроить микширование под конкретную акустику.
Подстройка микширования есть не во всех версиях DVD-плееров. |
О звуке в играх. Если вам нужно погромче-помощнее и, не смотря ни на что, неохота возиться с размещением тыловых-боковых сателлитов, то альтековская МХ5021 может очень даже понравиться. Двум саттелитам этой модели удается воссоздать впечатляющее движение виртуальных источников звука в пространстве, а сабвуфер отлично отрабатывает все низкочастотные эффекты, в чем можно лично убедиться на демонстрации сцен воздушного боя в 3DMark2003. Тем не менее, в сертифицированной ТНХ (!) игре Need For Speed Underground тестируемому «Аэтэку» было трудно соревноваться в точности локализации источников звука (особенно перемещающихся по глубине сцены) с 5–7-сателлитными конкурентами из той же ценовой категории.
Изменение стереобазы между сателлитами в выше обозначенных пределах на стереокартине сказывается незначительно. Способность быть эффективными на узкой стереобазе — явный плюс МХ5021. Из-за специфики озвучивания средних частот сателлиты лучше удалять (более одного метра) от места прослушивания, или не злоупотреблять громкостью. Несмотря на эллиптический рупор, сателлиты МХ5021 характеризуется выраженной направленностью в горизонтальной плоскости, поэтому колонки лучше разворачивать в сторону «сладкой» точки прослушивания. Сабвуфер прижился только на полу. Причем при удалении от стены более чем на 20 см. В помещении побольше саб иногда чуть-чуть запаздывал с буханьем относительно всплесков в сателлитах (с этим, в общем-то, можно бороться, но это отдельная тема).
Время от времени при воспроизведении определенных записей музыки складывалось навязчивое ощущение, что в МХ5021 начинала без спроса работать какая-то хитрая электроника, сильно смахивающая в утрированные 3D-эффекты в дешевой мультимедийной акустике. Бьюсь об заклад, Altec Lansing тут вовсю партизанит, а первый блин в пробном варианте понятно каким бывает. Выданный сертификат ТНХ отнюдь не означает, что два сателлита МХ5021, пусть даже с засекреченно-продвинутой электроникой, родят полноценный окружающий звук.
Заключение
Аудиофилы без запинки различают на слух звук японский, звук английский и звук американский. Altec Lansing МХ5021 чрезвычайно яркий представитель именно американского звука: мощного, напористого, красиво «упакованного». Только что протестированные колонки рекомендуются ценителям оного. Остальным меломанам явно не помешало бы прослушать нашего красавчика перед покупкой, трезво учитывая личные пристрастия в плане звучания. Прибегая к аналогии с автомобилями, 5021-й «Алтэк» — это многоцилиндровый ширококолесный могучий «Додж», который многим по вкусу, но разумеется, не всем без разбора.
За |
Против |
• Очень глубокие и не размазанные «вулканические» басы; |
• Задиристость на средних частотах (отдельный тембр очень пригодился бы); |