Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Creative USB SoundBlaster Audigy2 NX: воспроизведение DVD-Audio — в каждый ноутбук

АрхивЗвук
автор : Андрей Волов   09.12.2003

Полключаемое по USB 2.0 портативное устройство поддерживает воспроизведение DVD-Audio и 7.1-канальные акустические системы.

Признаюсь, прогнав «в хвост и в гриву» этим летом Sound Blaster МP3+ (см. www.terralab.ru/multimedia/28814), горел желанием распотрошить следующее творение Creative Labs: USB 2.0 звуковую карту Audigy 2 NX. Попытка её прослушать (в связке с колонками Creative Inspire T7700) на сентябрьской презентации в клубе «Б2» лишь распалила страсть познакомиться поближе. Тогда «Эн-Икс» озвучивала что-то ну очень навороченное с пространственными эффектами. Однако шумноватая атмосфера заполненного людьми клуба и близость атакуемого достопочтенной публикой бара не позволили вникнуть в тонкости звучания, да и воспроизведение через незнакомые акустические системы в условиях неординарного по реверберации помещения не способствовали адекватности восприятия.

USB Sound Blaster Audigy 2 NX.

 

Extigy

Sound Blaster МP3+

Audigy 2 NX

USB

1.1

1.1

2.0

Функционирование без компьютера

Да
(в качестве декодера Dolby Digital)

нет

нет

Внешнее питание

Обязательно, через адаптер

Не требуется, достаточно обеспечиваемого шиной USB

Обязательно, через адаптер

Максимальное качество звука

24 бит/48 кГц

16 бит/48 кГц

24 бит/96 кГц

Воспроизведение DVD Audio

Нет

Нет

Да

Розничная цена, USD

>130

~60

~120

Creative Labs не одинока в освоении нивы USB аудиокарт. Чуть ранее M-Audio (www.m-audio.com), не нуждающаяся в прeдставлении в музыкальных кругах, выпустила восьмиканальную 24-битную USB-карту Sonica Theater, а сейчас дополнила свою линейку двухканальной 24-битной USB-картой Transit (~100 USD). Не осталась в стороне и Terratec, славящаяся высоким качеством и безглючностью своей аудиопродукции, выпустив шестикальную 16-битную Aureon 5.1 USB (~90 EUR). Однако «Креатив» стала первой, кто сделала USB 2.0 аудиоустройство, универсальное в восьмиканальном озвучивании как игр, так и высококачественной музыки, а так же звуковых дорожек к DVD-фильмам.

 

Упаковка и комплектация

Audigy 2 NX можно рассмотреть со всех сторон, не вскрывая упаковку.

Комплектные принадлежности в Г-образном футляре,
сам продукт — в прозрачной «капсуле».

Если так дело дальше пойдет, смотришь, и проверить работоспособность в целом можно будет прямо в упаковке: нажал на специальную кнопочку — зажглась специальная лампочка «годно!».

В состав тестируемого комплекта (предоставленного восточноевропейским представительством Creative Labs) входят следующие компоненты:

– аудиоустройство USB Sound Blaster Audigy 2 NX (модель SB300);
– руководство пользователя на русском языке (на установочном компакт-диске, см далее);
– напечатанное на одном большом листе бумаги краткое справочное руководство на русском языке;
– пульт дистанционного управления (модель RM1500) и батарея (3 В);
– кабель для сетевого адаптера;
– универсальный сетевой адаптер (110–240 В, 50/60 Гц, выход 5 В при 1,5 А);
– кабель USB;
– установочный компакт-диск «Audigy 2 NX Installation and Applications»;
– компакт-диск «USB Sound Blaster Audigy 2 NX Feature Showcase Demonstration» EAX ADVANCED HD и Dolby Digital EX;
– DVD Audio-диск с записями музыки разных жанров (24 бит/96 кГц);
– Стикерс.

Информация о гарантии и о контактном отделе технической поддержки представлена на установочном компакт-диске.

Пульт дистанционного управления (модель RM1500)
размером около 125х45х12 мм.

Технические характеристики (заявленные производителем)

Каналы

 Отношение сигнал/шум
(A-взвешенное)

Передние/Задние/ Центральные/Сабвуфер

102 дБ (при амплитуде 2 В RMS)

Наушники/Боковые

96 дБ (при амплитуде 2 В RMS)

– Поддержка формата S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface) для входящих данных с качеством до 24 бит/96 кГц;
– Выход SPDIF с настраиваемой частотой дискретизации 44,1, 48 или 96 кГц;
– Возможность записи в режиме «Bit Accurate» (бит в бит), используя выход SPDIF, в приложении Creative Recorder с частотой дискретизации 32, 44,1, 48 или 96 кГц;
– Поддержка SoundFont 2.1 для воспроизведения MIDI;
– Воспроизведение/Запись с качеством до 24 бит/96 кГц1.

 

Препарация

Если Sound Blaster Мр3+ базировался на аудиопроцессоре (DSP) CREATIVE CA0185-QAT и кодеке AD1885, то основными элементами препарируемой «Эн-Икс» являются:

– аудиопроцессор Creative CA0186-EAT (увы, темная лошадка, по размерам намного меньше аудиопроцессора «слотовой» Audigy2);
– 6-канальный 24-битный (дельта-сигма) аудиокодек Sigmatel STAC9460S (www.sigmatel.com);
– стерео ЦАП Philips UDA1334, способный работать с 24-битным потоком (обслуживает седьмой и восьмой аналоговые выходы);
– микросхема флэш-памяти ST M29W400BB (us.st.com/stonline/bin/fts.exe);
– ARM процессор декодирования аудиосигналов (MP3, WMA, AAC и т.п.) Cirrus Logic EP7309-CB (Maverik);
– микросхема USB-интерфейса Philips ISP1581 (www.semiconductors.philips.com).

Конструкция явно мудрёная получилась: на подмогу облегченному аудиoпроцессору от «Креатив» вызван процессор-декодер от «Циррус Лоджик». Такой вот симбиоз вырисовывается. Посмотрим, кто же будет «отвечать» за слышимый звук в основных шести каналах.

Особенности аудиокодека STAC9460S:

– шесть каналов с независимой регулировкой уровня;
– 24-битный полнодуплексный стерео ЦАП;
– 24-битный полнодуплексный стерео АЦП;
– 32, 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4 и 192 кГц дискретизация для ЦАП (встроенный цифровой фильтр);
– 32, 44.1, 48, 88.2 и 96 кГц дискретизация для АЦП;
– возможность цифрового de-emphasis (актуально для 44,1 кГц);
– сигнал шум: ЦАП —104 дБА и АЦП —100 дБА;
– THD 90 дБ;
– Функция полной тишины;
– Дифференциальный аналоговый (стерео) вход;
– Двойной (стерео) микрофонный вход с независимой регулировкой уровня.

По идее, скромненький маленький стерео ЦАП от Philips должен быть брошен на амбразуру самых задних каналов.

Естественно, ни о какой многоканальной записи не может быть и речи. Записать можно только стерео сигнал. Ну а что пользователь там намикширует в это стерео с разных входов карты, одновременно открытых на запись — это уже не суть дела.

Разъемы:

– Разъем USB (стандартный, то есть подойдет USB-кабель для принтера);
– Линейный вход (под обычный 3,5-мм мини-джек);
– Микрофонный вход (моно);
– Оптические вход и выходы S/PDIF;
– RCA-выход S/PDIF;
– Линейные выходы (передних, боковых, задних и центрального каналов, а так же сабвуфера);
– Выход на наушники (совмещен с линейным выходом на задние каналы).

Все основные выходы расположены сзади. Хорошо виден люк оптики.

Выход на наушники и все входы расположены с правого боку.

Инструменты контроля и управления

Регуляторы

Индикаторы

Аналоговый регулятор
громкости наушников

Регулятор уровня входного
сигнала с микрофона

Активизации самой
звуковой карты

включения режима Dolby

Вкл/Выкл всех выходов
на динамики

Инфракрасный приемник расположен за темным стеклом спереди.

Фирма производитель предоставляет ограниченную двухлетнюю гарантию на аппаратную часть Sound Blaster Audigy 2 NX.

 

Программное обеспечение

Драйверы к USB-шной «Эн-Икс» не имеют ничего общего с драйверами к «слотовым» Audigy2. Более того, если на компьютере уже установлена истинная Audigy2, то вторжение её USB-шного клона в лице «Эн-Икс» не будет встречено с диким восторгом. В Windows 2000 драйвера еще кое-как встали, а вот в МE и ХР дошло до синих «экранов смерти» с дампингом содержимого памяти на жесткий диск.

Программа ключевых настроек карты под названием «Device Control» для «Эн-Икс» уникальна и будет инсталлирована отдельно. Не путайте с аналогично-одноименной программой, предназначенной для истинных «Ау2». Коренное отличие видно сразу же: на первой закладке для «Эн-Икс» сделано конфигурирование нагрузки PCI/USB (зависит от реальной пропускной способности). Выбор частоты дискретизации аудиопотока ограничен тремя вариантами (22.0, 48 и 96 кГц), а разрядности либо 16, либо 24 битами.

Для игр аудиопоток по USB лучше ограничить 16 бит.

Под Windows XP программа «Device Control» для «Эн-Икс» с первого раза не захотела инсталлироваться. Все приложения встали нормально, а «Device Control», несмотря на все попытки мануального реанимирования, упорно отсутствовал в надлежащей ему папке на жестком диске. Пришлось снести все другие аудиоустройства. После чего «Device Control» появился, зато перестали запускаться приложения микшера, плеера и тп. Удаление и переустановка с чисткой реестра к успеху не привели. Не помогли и свежая прошивка (1.1.030918) с драйвером, скачанные с сайта (11.66 Мбайт). Конечно, вряд ли пользователю придет в голову устанавливать несколько звуковых карт на один компьютер, но для тестера подобный поход — обычная проверка на скрытые ошибки программирования. В Windows 2000 ведь ничего подобного с инсталляцией не наблюдалось на том же самом железе!

Как выяснилось, задать 96 кГц вручную (и тем самым обеспечить максимальную полосу рабочих частот на выходах звуковой карты фактически до 48 кГц) под Windows 2000 SP3 можно только в том случае, если в Speaker Settings выставлен режим «два канала». В противном случае, например, для многоканального режима 7.1 драйвер «Эн-Икс» сам ограничит выбор частоты дискретизации аудиопотока 48 кГц.

В установленных на новехоньком ноутбуке Windows XP Home (SP1) со свеженьким USB2.0 ситуация повторилась точь-в-точь. В том числе в режиме 5.1. Тем не менее, ограничение рабочей полосы частот до 20–24 кГц на качестве звука, воспроизводимого на акустике с диапазоном до 20 кГц, если и скажется, то совершенно незначительно. Да, при воспроизведении файла с частотой дискретизации 96 кГц АЦП карты точнее прорисовывал бы форму аналогового сигнала на высоких частотах до ~20 кГц. Однако слух человека устроен так, что на таких высоких частотах воспринимает лишь некую огибающую (во времени) регистрируемого ухом сигнала, а не саму форму звуковой волны.  Если же кто то уловит разницу между 96 и 192 кГц дискретизации при прослушивании на высокочувствительной акустике до 20 кГц, то это вызвано скорее всего эффектами дельта-сигма преобразования, специфическими для конкретных ЦАПов (с которых то и уходит сигнал на колонки).

Данное сообщение есть тонкий намек на то,
что настал черед покумекать в Device Control.

Какова будет частота дискретизации сигнала на цифровых выходах «Эн-Икс» — от формата входящего по USB потока не зависит (благодаря чудесам передискретизации), посему выбирается отдельно из ряда 44.1, 48 или 96 кГц. А вот какая будет частота дискретизации аудиосигнала, приходящего по цифре на S-PDIF входы с какого-нибудь внешнего аудиоустройства — высветится автоматически.

С цифровых выходов «Эн-Икс» сигнал
будет уходить максимально с 96 кГц.

Закладка выбора Dolby Digital декодера. Для встроенного декодера появились настройки.

Выбор декодера: либо встроенный в карту DD,
либо внешний DD/DTS.

Варианты задействования тыловых колонок,
когда выбран режим 7.1, а воспроизводимых
каналов всего 4 и 5.1.

В лучшую сторону изменился раздел, отвечающий за настройки пульта дистанционного управления. Появилась масса настроек:

Теперь посредством нового пульта можно
управлять старой картой. И не только…

Пару слов о сервисном программном обеспечении. Полезных новшеств маловато будет. Режим караоке с вырезанием вокала в оригинале записи не вдохновил: и до конца голос не удаляется, и искажения появляются (увы, природу не обманешь). В эквалайзере исчезли две крайних полосы.

«Пресетов» много, а полос все меньше.

И если по поводу полосы высоких частот остается только грустить, то с самой низкочастотной полосой можно легко проститься, благо в разделе конфигурирования числа каналов-колонок есть подъем баса (BassBoost). Правда, работает этот BassBoost лишь в том случае, если установлен режим двух колонок.

Автомат числа каналов пока глючит, лучше выставлять вручную.

 

Результаты измерений

В процессе тестирования всевозможными программами «Эн-Икс» обрезала частотные составляющие выше 24 кГц (спад начинается с 20 кГц), если в Control Device частоту дискретизации аудиопотока по USB выставить равной 48 кГц. Естественно, как при записи, так и при воспроизведении.

Обрезание выше 20 кГц при частоте дискретизации
аудиопотока (по USB), равной 48 кГц.

При частоте дискретизации аудиопотока по USB равной 96 кГц, спад АЧХ не заметен вплоть до ~46 кГц.

В области частот до 20 кГц «Эн-Икс» продемонстрировала очень неплохие параметры: на аналоговых выходах динамический диапазон составил ~90 дБ, а на цифровых выходах ~97 дБ. Единственное, слегка выпали из логически стройного ряда показателей центральный и сабвуферные каналы, видать, драйвера бес попутал. Фоновый шум был незначителен, без гармоник, кратных 50 Гц. Очевидно, в плане наводок грамотное самостоятельное электропитание предпочтительнее питания через USB.

Необходимо отметить, что примененная в измерениях платиновая Ау2, будучи спаренная с «Эн-Икс», показала более высокие параметры, нежели чем при коммутации кабелей на саму себя. Сей факт еще предстоит «устаканить».

Было так же установлено, что возможное программное задавливание басов (более -11 дБ) на всех «сателлитных» выходах вызывается не чем иным, как последствиями включения многоканального режима 7.1. Так что при переходе на стерео акустику не забывайте переключаться на два канала, иначе надежды на оптику себя не оправдают.

В многоканальных режимах драйвер бережет (L) сателлитные
 колонки от перегруза басами.

Если верить весьма уважаемым тестовым прогам, то «Эн-Икс» со своим бортовым аудиопроцессором в DirectSound 3D подгружает центральный процессор компьютера в три раза сильнее, чем платиновая Ау2. Так что утверждать об одинаковой производительности в играх Sound Blaster Audigy 2 NX и карт с аудиопроцессором Audigy 2 было бы опрометчивым. Однако в играх с обычным ЕАХ (а таковых в России пока абсолютное большинство) для пессимизма нет оснований. По ходу замечу, что галочка типа ЕАХ3 в настройках игры еще не означает, что параметры новых эффектов были «с пониманием» оптимизированы программистами, и что звук в этой игре будет лучше, чем в игре с EAX с тщательно подобранными параметрами эффектов.

 

Экспертное прослушивание

Звучание «Эн-Икс» яркое, сочное, без подчеркивания недостатков сжатых форматов. По сравнению с платиновой Ау2 на акустических системах с сабвуфером (Creative MegaWorks 510D) субъективно кажется, что басы звучат побогаче, как бы повыпуклее, но локализация источников звука в пространстве заметно похуже. На стерео паре (SOLO-1) «Эн-Икс» отбарабанила как «по фанере» без неприятных провалов. Только вот от Bass Boost ожидалось большего.

Совмещенный выход на наушники (оживает программно во всех режимах за исключением 7.1) на 32-омных наушниках заметно шумел в паузах независимо от уровня громкости. Тем не менее, звучание в качественных наушниках — явно выше среднего.

Возвращаясь к звуку в играх, отмечу, что Sound Blaster Audigy 2 NX показала себя на высоте. В частности, замену на платиновую Ау2 «в темную» почти никто из геймеров не заметил на слух. Кстати, отклик игры Max Pain 2 не тормозился и звук не рвался (по крайней мере, на компе с CPU 2 ГГц). В Need For Speed пространственный звук был натурально приятным. А вот в Ил-2 марши шли на ура, гул моторов тоже был хорош, чего не скажешь о целостности пространственных образов (но в этом нет вины карты).

Содержимое комплектного компакт-диска «USB Sound Blaster Audigy 2 NX Feature Showcase Demonstration» EAX ADVANCED HD и Dolby Digital EX, откровенно говоря, сильно разочаровало (пять каналов с сабвуфером MegaWorks 510D). И это не смотря на то, что на седьмой и восьмой каналы подцепил отдельную стереопару колонок. Опять таки, винить тестируемую звуковую карту было бы несправедливым. Создатели диска явно недоработали. Эффекты Dolby Digital EX демонстрируется на коротеньком аудиофайле: бУхает-ухает впечатляюще, аж стенки комнаты прогибаются, но более того, и в задних каналах не помешало бы что-нибудь посущественнее соорудить. EAX ADVANCED HD (по сути EAX3) звучал ну слишком глухо. Да, под водой удар бетонного блока о дно звучать будет совсем не так, как на воздухе о землю — гораздо глуше. Однако те, кто нырял, знают, что высокие частоты есть и под водой, например, постоянно схлопывающиеся пузырьки журчат довольно звонко.

Что касается высокоточности технологии Advanced HD, обеспечивающей при воспроизведении музыки такие эффекты как динамическое выравнивание громкости звука, убыстрение-замедление без изменения основного тона, а так же разложение стерео на четыре и более каналов, то, как известно, на вкус и цвет товарища нет. Или, говоря по английски, tests differ. Кому-то эти эффекты понадобятся (если понравится аккуратность-точность предлагаемых шаблонов Advanced HD обработки звука в реальном времени), кому-то нет.

Комплектный DVD Audio-диск (шесть каналов, 24 бит/96 кГц) звучал четко и убедительно, несмотря на некоторые огрехи в исходной студийной записи. Благодаря широчайшему динамическому диапазону DVD-audio формат раскрывает, выводя из тлена неслышимости, мельчайшие нюансы звучания музыкальных инструментов (заодно и шероховатости исполнения-записи).

Напомню, в DVD-audio в отличие от MP3, WMA, OGG, AAC, DD, DTS и им подобных форматов никакое сжатие звука вообще не используется! Перед записью на диск звуковой файл лишь более плотно (в два раза) архивируется-пакуется специальным алгоритмом без каких либо потерь информации. Соответственно, в процессе воспроизведения с диска — дезархивируется.

Главный козырь формата DVD-audio — реалистичная локализация источников звука в пространстве. Причем даже на обычной (средней и выше) мультимедийной акустике! Многоканальные форматы Dolby Digital и DTS из-за артефактов сжатия звука теряют (или искажают) не только частотную, но и фазовую информацию, что неизбежно сказывается на воссоздании звуковых образов в пространстве. DVD-видео формат позволяет прицепить звуковую дорожку, записанную без сжатия (PCM) в стерео 24 бит/96 кГц. Качество звука при этом распрекрасное, но ощущение пространственности (а значит и реалистичности) остается на уровне стерео. Конечно, на HiFi акустике 24 бита записи дают о себе знать в пространственных эффектах, но все-таки не столь разительно, как в случае шестиканального DVD-audio.

Что можно сказать о качестве DVD Audio как такового? Остальные форматы просто отдыхают! Элитарный SACD (см. www.terralab.ru/multimedia/30828), требующий дорогущей аппаратуры — не в счет. Кстати, «Креатив» остается единственным, кто предоставляет возможность войти в новую эру звука за минимальные деньги. Жажда крутить DVD Audio с помощью легально купленного WinDVD обойдется 90–110 у.е.

Единственное, что удручает, так это нераспространенность (вследствие дороговизны, >18–25 USD) DVD-audio дисков в России. Выехав за пределы Питера, аль Московской кольцевой дороги, таковой диск днем с огнем не сыщешь. Ситуация могла бы быстро перемениться, если бы фирмачи начали шлепать диски для легального проката. А пока для аудиофила (и не только российского) DVD-audio диск остается одним из самых желанных подарков.

Чтобы прослушать музыкальный DVD Video-диск со стерео дорожкой 24 бит/96 кГц через аналоговые выходы «Эн-Икс», пришлось выставить в PowerDVD 4.0 ХР выход звука через SPDIF, а в настройках драйвера аудиокарты — «встроенный декодер». Иначе PowerDVD не понимал, в каком виде сигнал (аудиопоток) выдавать на USB. После правильной установки отмеченных параметров, сигнал шел по цифре бит в бит и в таком виде достигал нашу звуковую карту.

 

Заключение

USB-шную NX со «слотовыми» Аudigy2 роднит только сервисное программное обеспечение. Остальное все — как электроника, так и драйверы — совершенно разное, хотя качество звука на мультимедийной акустике сопоставимо.

Среди USB аудиокарт непрофессионального назначения, представленных сегодня на рыке, Sound Blaster Audigy 2 NX является, пожалуй, лучшим выбором в плане универсальности. Эта карта вполне подойдет либо для многоканальной активной акустики с рабочей полосой до 20 кГц, либо для стерео пары, работающей до ~40 кГц.

За

Против

Воспроизведение DVD Audio-дисков на любом более менее мощном (> PIII-500) компьютере. Впервые ноутбук можно использовать как DVD-audio плеер, не тратясь на добавления (DVD-audio PACK) к программам типа WinDVD.

Полноценное многоканальное (5.1 или 7.1) озвучивание DVD Video с декодированием Dolby Digital EX

Аппаратная поддержка ЕАХ в играх

Качественные оптические вход и выход

Классное звучание, особенно на акустических системах с сабвуфером

Компактность

Автоматическое отключение всех выходов при простое

Отличное миди

Впечатляющий пульт дистанционного управления

Частотный и динамический диапазоны воспроизводимого звука зависят от числа задействанных каналов (колонок) из-за ограничений пропускной способности USB. В частности, без USB 2.0 при воспроизведении DVD-Audio звук будет «рваться» (актуально для старых слабых компьютеров)

ЕАХ 4 не поддерживается

Необходимость наличия USB2.0 при записи в формате 24 бит 96 кГц

Задавливание низких частот в «сателлитных» каналах (во всех режимах, исключая стерео)

В комплекте (по прежнему L) отсутствует проигрыватель DVD-video

Сыроватые драйверы


1. «Для многоканального воспроизведения с качеством 24 бит/96 кГц и одновременной записи и воспроизведения требуется поддержка USB 2.0. USB 2.0 поддерживается только в Windows XP и требует онлайнового обновления ПО на сайтах Microsoft и Soundblaster.com». (дословная выдержка из руководства пользователя, прим. автора) [вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.