Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Репортаж с выставки «Российский Hi-End 2003»

АрхивЗвук
автор : Галактион Андреев   21.10.2003

В начале октября в Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) состоялась девятая Межрегиональная выставка высококачественной бытовой аудиоаппаратуры или попросту «Российский Hi-End 2003».

В начале октября в Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) состоялась девятая Межрегиональная выставка высококачественной бытовой аудиоаппаратуры или попросту «Российский Hi-End 2003».

По замыслу организаторов, это выставка не аппаратуры, а высококачественного звучания, а участвовать в мероприятии может даже новичок из глубинки. Институт ежегодно отбирает два-три десятка экспонентов, состав которых обычно обновляется примерно на треть. Поэтому на «Российском Hi-End» можно встретить и серьезные разработки профессионалов, и радиолюбительские конструкции.

Всю выставочную неделю в специальном зале идет прослушивание, где каждый участник может рассказать о своей аппаратуре и продемонстрировать ее звучание. Здешняя атмосфера напоминает удивительную смесь научно-инженерной конференции с религиозной тусовкой фанатов-аудиофилов, тут же упоенно слушающих записи саксофона.

В этом году из 25 участников выставки половина была из Москвы, а география остальных простиралась от Санкт-Петербурга до Таганрога. Пятнадцать фирм показали свои усилители, девять — разнообразную акустику, а четверо участников предлагали радиолампы, динамики, трансформаторы, наборы-конструкторы и другие комплектующие, которые интересны для разработчиков аудиоаппаратуры и радиолюбителей.

Калужская фирма «Аса» (www.acalab.ru; сайт пока пустует, но разработчики обещали в ближайшее время выложить туда подробную информацию о своих изделиях) предлагала большой выбор недорогих динамиков собственного производства. Эти динамики многие разработчики Hi-End-акустики использовали в своих изделиях наравне с дорогими импортными. Изготовленные на заказ отечественные динамики, например, применены в модели Stranger долгопрудненской фирмы Crystalvox. Эти колонки отличает оригинальный дизайн: по четырем углам деревянного корпуса расположены солидные металлические трубы. Трубы должны благоприятно сказываться на звучании, уменьшая дифракцию звуковых волн на краях и увеличивая устойчивость конструкции.

Колонки фирмы Montes-Audio.

Динамики (модель Stranger)
долгопрудненской фирмы Crystalvox.

Самые дешевые (всего 60 долларов) колоночки фирмы Montes-Audio (montes-audio.narod.ru) изготовлены на основе серийных коаксиальных автомобильных динамиков «Урал-1306» и вполне поместятся на столе рядом с компьютерным монитором. Их изюминка в том, что динамик направлен вверх и накрыт коническим полипропиленовым отражателем звука специальной формы. У таких колонок круговая диаграмма направленности, что создает необычную пространственную картину звука (решение не новое, но встречается не часто).

Для размещения самой дорогой конструкции инженера Леонида Смирнова ценой десять тысяч долларов Maestro Horn нужно иметь если не замок в Альпах, то хотя бы особняк в Подмосковье. И дело даже не в цене и габаритах, а в том, как Aleks-GrandHigh (www.aleks.ru) рекламирует это и другие свои эксклюзивные изделия, обещая налить в каждый ящик много-много широкой русской души. В Maestro Horn один широкополосный (36-20000 Гц) динамик с мощной магнитной системой и диффузором известной английской марки Lowther снабжен рупором, благодаря которому удается поднять чувствительность динамика на низких частотах. Такая акустика при той же мощности усилителя звучит примерно в 7-10 раз громче обычной.

При изготовлении рупорной акустики главная проблема — как придать ей разумные габариты. Неумолимые законы физики требуют, чтобы хорошо воспроизводящий «снизу» хотя бы 60 Гц рупор имел длину около трех, а эквивалентный диаметр выходного отверстия — около двух метров. В модели Maestro Horn рупор специальным образом изогнут и сложен, благодаря чему звук проходит внутри колонки расстояние втрое больше ее габаритов. Созданная в этом году новая небольшая модель Maestro отличается еще более сложной конструкцией. Внутренние перегородки превращают прямоугольный объем колонки в хитрые звуковые лабиринты, настройка которых обеспечивает «неокрашенное» звучание.

Рупорная акустика Maestro Horn. 

Из пятнадцати фирм, привезших свои усилители, лишь три использовали транзисторы, а остальные предпочитали лампы. То ли в отсталой советской радиопромышленности сохранилось больше специалистов по ламповой технике, искусство разработки которой почти утрачено на Западе, то ли сказывается рекламный прессинг аудиофильских журналов. А скорее всего аппарат, который весит несколько десятков килограмм, с анодным напряжением один киловольт и потребляющий один киловатт от сети для того, чтобы выдать десяток ватт на колонку, — просто легче продать. Тут уж любой профан поймет крутизну.

Большинство лабораторий делает ламповые усилители на заказ. Их цена колеблется от трехсот пятидесяти долларов за двухваттную модель до нескольких тысяч долларов за выдающих десятки ватт монстров весом с полцентнера. Пожалуй, самая успешная в этом бизнесе — тульская фирма Art Audio Lab (www.artaudiolab.ru), сумевшая довести свою продукцию до серийного производства.

Ламповый усилитель от тульской фирмы Art Audio Lab.

Два из трех транзисторных решений реализовывали в трехполосной активной акустике недавний патент RU2181932 оригинального токового усилителя Александра Сырицо с соавторами. Токовое управление динамиком, в отличие от традиционного управления напряжением, давно вызывает споры аудиофилов. Звуковое давление, которое мы слышим, пропорционально току в катушке динамика. Поэтому, с одной стороны, управление током позволяет исключить влияние проводов и избавиться от интермодуляционных искажений. При управлении напряжением они возникают из-за того, что мощные низкочастотные составляющие нагревают катушку динамика, модулируют ее активное сопротивление, а значит, и ток через катушку. С другой стороны, при использовании обычных динамиков с токовым усилителем возникают проблемы с гашением их собственных колебаний, а также целый ряд других неудобств.

Две модели Александра Сырицо были, пожалуй, самыми сложными и оригинальными разработками на выставке. Его трехполосные акустические системы имели активные фильтры и отдельные усилители для каждого динамика. Высокочастотные и среднечастотные динамики управлялись током. Кроме того, в старшей модели в низкочастотном звене применялась электромеханическая обратная связь — звук тут же измерялся специальным микрофоном и сигнал возвращался на вход усилителя, исправляя ошибки динамика. Это позволило довести нижнюю границу баса до 20 Гц и на порядок снизить искажения.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.