Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Logitech Z-680: одна из самых функциональных и качественных шестиканальных акустических систем

АрхивЗвук
автор : Андрей Волов   06.08.2003

Z-680 — флагманская модель в линейке мультимедийной акустики Logitech оснащенная DD5.1/DTS декодером и, как логическое следствие, АЦП.

Чем выделяется солидная акустика от истинно «брэндового» производителя? А тем, что все продумано до мелочей! Счастливому обладателю оной не придется наматывать круги по магазинам и толкучкам в поисках недостающего шнура или переходника. Дизайн наверняка будет достойным подражания, а звучание как минимум неповторимо оригинальным.

Итак, спешу представить: флагманская модель в линейке мультимедийной акустики Logitech – Z-680. В отличие от младших собратьев, Z-680 имеет DD5.1/DTS декодер, и как логическое следствие, оснащена «бортовыми» АЦП. Такое решение позволяет подключить любой источник звука и, помимо всего прочего, избавиться от привратностей стороннего аналого-цифрового преобразования.


Упаковка тестируемых акустических систем

Коробка двойная, этакая матрешка из двух частей. Внутренняя ламинирована в оттенках фирменного бело-зеленого цвета, приятственно симпатичная.

Грамотно выполнены прорези для рук, транспортировка-переноска превращается в удовольствие. Увесистая (24 кГ) коробка удобно берется как одним человеком так и двумя людьми благодаря разумной вытянутости в ширину. Размеры коробки таковы (745х410х460 мм), что она без проблем влезает в обычный багажник легкового автомобиля.

Самый тяжелый элемент – сабвуфер – располагается по центру коробки (никуда не перевешивает) и фиксируется основательными пенопластовыми «пресс-формами», в углублениях которых плотно сидят сателлиты. Прочее хозяйство разместилось по своим персональным углублениям. Извлекается все легко и непринужденно, за уши тащить нечего.

Нечасто можно видеть столь продуманную упаковку, смею вас заверить.

Технические характеристики, заявленные производителем

Динамики

СЧ/ВЧ с бумажным  диффузором ~ 70 мм на резиновом подвесе НЧ сабвуфера 185 мм

Мощность, Вт (RMS, при 10% искажений на 100 Гц для сабвуфера и на 1 кГц для саттелита)

185
5х53

Общая пиковая мощность, Вт

1000

Уровень развиваемого звукового давления, дБ

>115

Диапазон частот , Гц

35–20000

Длина кабелей, м

1,8 (для фронтальных сателлитов),
4,5 (для тыловых и центрального сателлитов)

Цифровые входы

Оптический TOSLINK и обычный RCA

Аналоговые входы

3 миниджека на фронт, тыл и саб-центр, плюс аналоговый стерео

Входной импенданс, кОм

10

Соотношение сигнал/шум, дБА

>100

Магнитное экранирование

Да

Страна изготовитель

КНР


Прочие полезные сведения

Z-680 разработана в США, о чем засвидетельствовано неброской надписью с тыльной части сабвуфера.

Там же доступен двухамперный плавкий предохранитель, что нелишне для условий России.

Порт фазоинвертора сабвуфера, выведенный слева сбоку, поразил своим жерлом, смахивающим на гранатомет, скрещенный с большой трубой духового оркестра. Фазоинвертор мало того, что профилированный, так еще и загнутый. Ножки корпуса сабвуфера представляют собой фактически прокладки. В принципе, можно поставить корпус набок, чтобы порт фазоинвертора смотрел вверх, тогда не нужно будет саб отодвигать от левой стены. Единственное, вовнутрь станет попадать пыль, да еще кое что покрупнее того и гляди схоронится.

Что касается фазоинверторов сателлитов, то проку от них «как от козла молока» (частота раздела около 150 Гц). На центральном сателлите создана иллюзия аж двух фазоинверторов, продиктованная ни чем иным, как изысками дизайнера.

Версия прошивки аудио процессора-декодера (firmware)

1.1.2

Габариты сабвуфера (Ш х В х Г), мм

305 х 305 х ~375

Диаметр фазоинвертора, мм

100 (на выходе)

Рекомендованная цена (в пределах Москвы), у.е.

~400

 

Теоретическая подготовочка

Что есть свежеиспеченный Dolby Surround Pro Logic II, новый формат многоканального звука? Или что то иное? С одной стороны, это всего лишь обработка записанного на любой носитель звука (в любом формате), чтобы получить виртуальное разложение по нескольким каналам. А вот с другой стороны все не так очевидно, по крайней мере про записи в таковом формате ни слуху ни духу. Тем не менее, право на жизнь имеют два рознящихся варианта реализации Dolby Surround Pro Logic II, глубокомысленно именуемой Долби как «технология».

Первый заключается в том, что дополнительные каналы (например, тыловые) заранее кодируются в основные каналы (например, фронтальные) и воссоздаются при воспроизведении матричным декодированием. Вокруг матричных выкрутасов Долби напустила секретно хитрого тумана. Насколько увеличивается поток закодированного звука и каковы потери качества добавленных декодированием каналов, судя по тихой сапе Долби, относятся к скользкой теме, не обсуждаемой публично.

Как утверждает сама Долби, технология Dolby Surround Pro Logic II не является синтетическими DSP эффектами типа Jazz, Hall, Stadium и им подобными, которые получили широкое распространение в бытовых музыкальных центрах и компьютерных звуковых картах. Dolby Surround Pro Logic II, если верить рекламным заявлениям, не добавляет реверберации, не вносит тональной окраски и всякого там эха. Якобы второе пришествие в лице Dolby Pro Logic всего лишь «естественным образом выделяет всё «окружение и направленность», которые уже имеются в записи».

Второй вариант технологии припасен для чисто виртуальной обработки-разложения обычного стерео звука. А поскольку кодировать-записывать в  Pro Logic II желающих, мягко говоря, не густо, то данному варианту маркетологи Долби присвоили ключевую роль.

Тут самое время задаться вопросом, а чем, собственно, отличие между новоявленной Dolby Surround Pro Logic II и двадцатилетней Dolby Surround Pro Logic? Оказывается, главное отличие состоит в том, что тыловые каналы теперь не ограничены рабочей полосой частот в 7 кГц и перестали быть монофоническими. Ну а «пролоджик» перестал быть секретом - блок схемы нетрудно отыскать в технической информации на официальном сайте www.dolby.com .

Блок-схема кодирования в старый «пролоджик».


Блок-схема декодера.


Долби все уши прожужжала про козырное преимущество «пролоджик-2», способного почти из чего угодно рожать многоканальный звук. Однако, присмотревшись к блок схемам прародителя, невольно задаешься вопросом, как именно это делается и чего ожидать, заплатив за проложиковские навороты.

Рассуждая логически, приходишь к выводу, что по-прежнему для «пролоджик-2» достаточно двух каналов, чтобы запихнуть (а следовательно и извлечь) минимально необходимую информацию. Отсюда любовь «пролоджик-2» к определенным стерео записям, о чем подробнее ниже. Что-ж, природу не обманешь, все более-менее очевидно: вычитай, фильтруй и вноси задержки и получай многоканальный звук, правда, наполовину всяко искусственный, как ни обзывай метод его получения. Чудес то не бывает!

Для любого из отмеченных выше вариантов могут быть применены различные режимы конкретной обработки звука: Music или Movie. Последний режим вошел составной частью в автомобильную субтехнологию под затрейдмаченным названием Surround in motion.

Для каждого из режимов предусмотрены свои коронные настройки. Так, для Dolby Pro Logic II Movie существует лишь одна настройка:  величина задержки во времени (surround delay) звукового сигнала, направляемого на тыловые каналы. Для Dolby Pro Logic II Music помимо отмеченной настройки surround delay есть и другие:
 • Panorama – распространяет сигнал фронтальных каналов на окружающие колонки (вкл/выкл)
 • Dimension – перераспределяет сигнал между тыловыми и фронтальными каналами (больше/меньше)
 • Center width – расширяет/концентрирует звук центрального канала, задействуя при этом фронтальные каналы (больше/меньше).

Все настройки включаются или регулируется по усмотрению пользователя, готовых клише аль рекомендаций нет (кстати, Долби рекомендует для прослушивания аудио дисков «панораму» отключать, Dimension выставлять на 0, а Center width - на 3). Немудрено, с настройками легко перестараться и жутко покалечить исходный стерео образ. А можно здорово повеселиться, самолично соорудив нечто космически эпохальное из заезженной допотопной стерео записи. Короче, процесс творческий со всеми вытекающими.

В недрах лаборатории Долби выпествовали списочек общеизвестных аудио CD дисков, наиболее подходящих для демонстрации технологии Dolby Surround Pro Logic II в действии. Мол, не смотря на то, что любой материал хорош, все-таки на некоторых отдельных записях производится более драматический эффект. В этот список попали записи из разных миров: пара треков с не так давно записанного диска Мадонны и 13й трек с альбома Live at Leeds  энциклопедической, обросшей сединами The Who. Утверждается, что классика и джаз для Dolby Surround Pro Logic II ни дать ни взять родная стихия.  Короче, чем больше фазовой информации в записи (т.е. при реализации стерео посредством задержек избранных звуков в правом и левом каналах), тем сильнее будет эффект от задействования Dolby Surround Pro Logic II.

Dolby Surround Pro Logic II может быть воплощено как аппаратным, так и программным путем.

Подключение и комплектация. Конструкция и дизайн

В комплекте не хватает лишь … бутылочки бургундского, чтобы отпраздновать покупку, не отходя от кассы. Остальное есть! Двухметровый оптический шнур – пожалуйста. Цифровой RCA-RCA шнурок – какой никакой а имеется.

Концевики разъема оптического шнура выполнены защелкивающимися в стандартных гнездах Toslink. Чрезвычайно удобно! Надежное фиксирование избавляет от мороки осторожничать с разного рода касаниями к оптическому шнуру.

Заинтриговал добротный Г-образный шестигранник, неожиданно подошедший к большинству унифицированного крепежа горного велосипеда. Оказывается сей предмет предназначался для перевинчивания опорных лап сателлитов. Перевернув лапу на 180 градусов, получим конструкцию крепежа на стену, а вернув лапу обратно – опять опору на горизонтальной поверхности. Отверстия с резиновыми вставками на кончиках выполняют двойную функцию:  чтобы подвешивать на стенку, и чтобы просто ставить, не царапая поверхность. Центральный сателлит имеет более хитрую опору, а именно 2 способа её прикручивания в два разных отверстия на сателлите. Переворачивая опору относительно первого отверстия можно регулировать наклон центрального сателлита (два положения).

Хотя центральный сателлит отличается размером и формой корпуса, динамик в нем установлен точно такой же, как и в других сателлитах. Характерной особенностью динамика является снарядообразный точеный элемент декоративного назначения. Благодаря ему при снятом гриле сателлит смотрится очень эффектно. Однако дань красоте привела к тому, что обнажился зазор между катушкой диффузора и системой магнитов. Поэтому следует соблюдать осторожность, дабы в сей зазор ничего залепляющего не проникало.

Управление и коммутация всех входов на Z-680 сконцентрировано в отдельном модуле под названием Digital SoundTouch™ Control Center. Здесь же под стеклышком (над рукояткой громкости) примостился инфракрасный приемник пульта дистанционного управления. Кнопки на дисташке разной формы, хорошо сгруппированы, поэтому в полумраке-темноте легко идентифицируются на ощупь. На лицевую часть модуля вынесены: дополнительный аналоговый стерео вход и выход на наушники.

На тыльной части внизу модуля располагаются: группа из трех аналоговых входов (разъем стерео миниджек), один цифровой вход (разъем RCA) и один оптический TOSLINK.  То есть подключить можно что угодно: шесть каналов по аналогу со звуковой карты или DVD-video/audio проигрывателя, а так же упакованный в Dolby Digital цифровой поток с игровой приставки, или тех же звуковой карты и проигрывателя и т.д. Наличие двух типов цифровых входов - не роскошь, ведь некоторые звуковые карты (бытовые источники звука - не исключение) оборудованы лишь одним типом цифрового выхода: либо оптическим, либо электрическим.

В верхней части фэйса модуля располагается информационное табло с голубоватой подсветкой. К сожалению, видимость высвечиваемого оставлять желать лучшего: читабельность приемлема лишь под определенным узким углом на малом удалении, т.е. при расположении на расстоянии вытянутой руки, например, на столе рядом с монитором. Если использовать Z-680 для домашнего театра, то модуль, будучи привязанным к расположению DVD плеера, скорее всего окажется под неоптимальным углом и на слишком большом расстоянии от глаз. Регулировка наклона модуля не предусмотрена.

Декодирование и цифровая обработка возлагаются на 24-битный специализированный аудио DSP фирмы Cirrus Logic из серии CS4932X. Преобразованием цифры в аналог заведует шестиканальный 24х битный (дельта-сигма 4го порядка) ЦАП CS4360 той же фирмы, который способен принимать звуковой поток с частотой дискретизации от 4 до 200 кГц, обеспечивая динамический диапазон 102 дБ и -90 дБ THD+N. Присутствуют и 24 битный (дельта-сигма) стерео АЦП CS5333 для обслуживания подключаемого аналогового входа (дополнительного или фронтального). Характеристики данного АЦП (от 2 до 100 кГц, 98 дБ динамический диапазон, -88 дБ THD+N, встроенный DC фильтр) не столь высоки, чтобы без нужды допускать его к работе.

Реализованы следующие режимы звучания (по выбору с помощью последовательного нажатия кнопки Effect, имеющейся и на дисташке):
 • Обычный стерео
 • Дублированное стерео
 • Прямой шестиканальный
 • Dolby Pro Logic II Music
 • Dolby Pro Logic II Movie
 • DTS
 • Многоканальный MPEG
 • Dolby Digital

Устройство автоматически анализирует подаваемые сигналы, поэтому доступны и отображаются только соответствующие режимы. Следует отметить: не в каждом режиме звучания используется обработка.

Вся обработка звука производится исключительно в цифре, поэтому сигнал, пришедший по аналоговому входу, предварительно отцифровывается. Например, можно использовать шестиканальное подключение по аналогу, не активизируя обработку типа «пролоджика», и тогда звук пойдет прямиком на усиление. А можно при том же подключении врубить, скажем, Dolby Pro Logic II Music, тем самым запустив отцифровку сигнала, поступающего на фронтальный вход, и проигнорировав остальные каналы. Ясно, при использовании «пролоджиковской» обработки звука чтобы избежать промежуточных преобразований и цифры в аналог и обратно, разумно подавать звуковой сигнал по цифре.

Модуль соединяется с сабвуфером толстенным шнуром длиной 1.90 метра с коннектором, точь-в-точь как у мониторного VGA кабеля. Однако, пользоваться мониторными удлинителями категорически запрещается под угрозой выхода из строя Z-680.

Обработанные и преобразованные в аналоговую форму звуковые сигналы поступают на усилитель мощности, где их поджидают 7 высококачественных, нешуточно мощных микросхем TDA7293 (из них 2 штуки по мостовой схеме на сабвуферный канал). Данные микросхемы прикреплены к внушительным радиаторам (будут тепленькими!), расположенным по бокам усилительного блока. Сам усилитель не прячется как обычно внутри корпуса сабвуфера, а конструктивно выполнен в одном металлическом блоке, который привинчивается на тыльную часть – еще одно продуманное решение от Logitech.


Прослушивание

В качестве звуковых карт были задействованы креативовская «Ау2» / 1,2 / и шестиканальный АС97 кодек ALC650 с оптическим выходом, часто встраиваемый в различные материнские платы.

Во-первых, сразу следует отметить, что сателлиты относятся к акустическим системам среднего поля, т.е. на близком расстоянии (менее ~1.5 м) их звучание комфортным назвать трудно, тогда как на большем удалении ощущение дискомфорта пропадает. Сателлиты характеризуются заметной направленностью, улавливамой даже невооруженным ухом и выражающейся в размывании высоких частот по мере отклонения от прямого направления на динамик. Но на практике негативные особенности направленности сателлитов Z-680 не особо сказываются. Площадь зоны оптимального прослушивания в конкретном  помещении вряд ли окажется огромной, зато восприятие эффектов в точке, близкой к идеальной, будет ну очень впечатляющим.

Во-вторых, огорчил выход на наушники, низких частот по большому счету не хватает, а регулировка сабвуферного выхода, как и следовало ожидать, не оказывает влияния.

В-третьих, в зависимости от того, активизированы эффекты пространственного звучания или нет, особо чувствительные слухачи могут иногда заметить разницу между подключением по цифре и по аналогу (сейчас речь не о естественной повышенной шумности подключения по аналогу). Загвоздка кроется в отцифровке аналогового звукового сигнала, получаемого Z-680 перед пространственной обработкой.

В-четвертых, сабвуфер слишком басит на моно/стерео звуке (миди, аудио CD, МР3  и тп, где бездействует аудио процессор Z-680 и когда отдельно по сабвуферному каналу басы не передаются). Так, прослушивание проводилось в помещении площадью менее 15 квадратных метров при выставленном уровне сабвуфера на первом (!) делении, и даже при этом иногда появлялось желание убавить уровень еще, но ниже был только ноль, т.е. полное отключение сабвуфера.

В-пятых, озвучивание DVD-audio с записями в несжатом формате 24 бит 96 кГц не является коньком Z-680. Сказывается отсутствие высокочастотных динамиков в сателлитах. Впрочем, нет оснований утверждать, что на подобных записях акустика фальшивит. Просто не раскрывает до конца заложенный потенциал.

Акустика явно заточена под воспроизведение DVD-video и не важно, будет ли это звуковая дорожка к фильму, к музыкальному клипу, или рок концерту, или даже музыка вообще без видео (но в форматах DD5.1/DTS). Соответственно, Z-680 прекрасно озвучивает файлы формата АС3, благо бортовой декодер ну очень здорово выручает. Здесь баса как раз в меру, на серединке аккурат до кишок пробирает.

Кстати, еще раз о целесообразности приобретения шестиканальной активной акустики с встроенным декодером. Программное декодирование DolbyDigital/DTS все еще не дотягивает по качеству до аппаратного, а расширение до восьми каналов пока больше оправдано в общественных кинотеатрах или дискотеках, как из-за скудности записей в таком формате, так и по причине большой площади помещения. Так что вывод очевиден.

Пиковой мощности хватает с избытком, чтобы отработать все всплески звука, по крайней мере, в помещениях 15..25 квадратных метров без фоновых шумов. Для сравнения: Z-680 проигрывает Creative MegaWorks 510D в сбалансированной музыкальности, но перетягивает в плане мощности.

Z-680 всеядны по отношению к музыкальным стилям. Будь то гобой, струнные, медные, или дисторшн гитара, или сугубо электронные звуки – все воспроизводится аккуратно без привнесения неприятной тембральной раскраски. Сабвуфер не вываливается из общего строя, бухая-ухая в строго положенные моменты времени. При всем при этом верхний бас отыгрывается четко без всякого намека на размазывание, что откровенно удивило.

Единственное, с чем сгрешили Z-680 из числа прослушанного материала, так это с аплодисментами и с шумом дождя. Подобные широкополосные стохастические звуковые сигналы очень сложны не только для воспроизведения, но прежде всего для записи.

А что же пресловутый Dolby Surround Pro Logic II ? Признаюсь, ожидал гораздо худшего. Не волшебная палочка, конечно, но поклонников найдет немало. Pro Logic II Movie лично меня не впечатлил совсем, тогда как Pro Logic II Music показался гораздо более интересным. Действительно, с помощью настроек звук можно сфокусировать так, что некоторые источники сгустятся в центре, отделившись от фронтальной панорамы, а можно всю локализацию звуков растянуть, как будто она резиновая. В ряде случаев отмечалось снижение прозрачности на высоких частотах (неизбежная расплата за шибко крутую искусственную многоканальность?). С тыловыми каналами все гораздо примитивнее: эхо оно и в Африке эхо, хотя следует признать необычность вызываемого эффекта и заметную разницу с тривиальной реверберацией. Так, звуки, записанные в полной противофазе в левом и правом стерео каналах, под воздействием пролоджика-2 явственно перемещаются в тыловые каналы. Но самое главное, нет никакой гарантии, что на ваших любимых записях создаваемые многоканальные эффекты прорежутся в наибольшей мере.


Заключение

Z-680 рекомендуется для добавления к отдельно приобретаемому DVD-video проигрывателю из ценового диапазона 100–200 у.е. Тогда в итоге получается очень даже конкуретно способное соотношение цены и качества.

Ищущим универсальную акустику для персонального компьютера (в том числе с оптическим аудиовыходом) придется позаботиться об удалении сателлитов от места прослушивания.

Геймеры компьютерные аль приставочные будут в полном отпаде! И пусть не удивляются, если взрывная волна снесет со стула…

Требовательным меломанам лучше послушать Z-680 своими ушами, прежде чем сделать окончательный выбор.

LOGITECH Z-680

Достоинства

Недостатки

 • Гигантский запас по низким частотам
 • Качественное декодирование (DolbyDigital/DTS) многоканального звука
 • Богатство выбора многоканальных раскладов. Небезынтересный режим Pro Logic II Music, превращающий обычное стерео в 6 каналов.
 • Запоминающийся мульти-интерьерный дизайн
 • Возможность подключения любого источника звука
 • Исчерпывающая комплектация
 • Предусмотрены два варианта расположения сателлитов (на вертикальной и горизонтальной поверхностях). Трансформер :)
 • Высочайшее качество изготовления

 • Малый угол захвата у инфракрасного приемника
 • Щелчки при переключении пространственных эффектов
 • Резковатое звучание в ближнем поле
 • При воспроизведения звука 24 бит 96/192 кГц сказывается отсутствие ВЧ динамиков



Мощная акустика прежде всего для создания исключительно домашнего театра достойного уровня.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.