Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Проба акустической системы Dialog W3000-2

АрхивЗвук
автор : Андрей Волов   12.05.2003

Акустическая система класса «около 50 у.е.» — Dialog W3000, выполненная по схеме двухкамерный сабвуфер плюс два двухполосных (!) сателлита.

Сколько нынче компьютерной акустики развелось! Не перечесть. А уж обозреть и подавно... Правда, действительно очень хорошей раз, два и обчёлся. Есть еще не дорогая активная акустика из разряда просто хорошей, естественно со своими простительными странностями, но и ее кот наплакал. Дешевле 50 у.е. пока отыскать что-то достойное, к сожалению, не удалось. Наверное, и не удастся. Ценовой рубеж и так ниже некуда по сравнению с бытовой HiFi акустикой, сравнимой по качеству не громкого звучания. Первой ласточкой добротной акустики за смешные деньги в 2002 году стали Solo-1 от китайской MicroLab (см. www.terralab.ru/multimedia/18718/). Буквально ближе к концу прошедшего года пошла гулять молва о модели Dialog W3000, выполненной по схеме двухкамерный сабвуфер плюс два двухполосных (!) сателлита. 

Dialog W3000.

Самое слабое звено в комповом звуке — акустические системы. Именно они, будучи лажовыми (а это именно так в абсолютном большинстве случаев на сей день), сильнее всего гробят звук. И нервную систему юзера аль его домочадцев заодно. Искажения, превносимые колонками, измеряются десятками процентов (зависит от громкости-мощности и от частоты), тогда как остальные компоненты врут на доли процентов. Звуковые карты, встроенные в материнские платы, сейчас подтянулись к одному уровню, задаваемому стандартом АС'97. А усилитель мощности, прячущийся в чреве активной акустики, во всех конторах ваяют примерно из одинаковых микросхем (полевые транзисторы теперь эксклюзив) по оптимальному варианту, ставшему чуть ли не унифицированно типичным. Так, колонки за 1500 рублей и за 2500 могут отличаться лишь акустическим оформлением (размерами, формой и материалом корпуса) и, гораздо реже, динамиками. Могут добавить еще один низко/средне частотный динамик, но, как правило, точно такой же. Во многих колонках, выпускаемых под разными торговыми марками, используются одинаковые динамики, причем исключительно китайского происхождения. Декоративные элементы (например, защелки гриля) и древесно-волокнистая плита, идущая на деревянный корпус, частенько у разных фирм вообще как две капли воды.

У всех на слуху акустика Sven, а вот Dialog хоть и популярен в определенных кругах, но по нынешним меркам абсолютно не раскручен. Штаб квартира торговой марки Dialog базируется в Питере, а продукция производится в КНР. Видать в России если и начнут делать акустику, то исключительно хай-эндовую, причем ценой, соизмеримой с нашими просторами. Подробности о том, кто проектирует акустику Dialog, остались тайной: представители «Диалога» не склонны были откровенничать. Заказ разобраться с обновленной Dialog W3000-2 поступил от читателя Компьютерры из Саратова, Врадия Сергея, заядлого меломана, увлекающегося записью звука.

«Я только не могу понять, почему люди привыкли ценить вещь по деньгам, а не по реальному качеству? Когда я вылез в форум Свена со своими впечатлениями, меня тут же обвинили в том, что я заслан «Диалогом», милицией и еще непонятно кем. Я так понимаю, что крыть нечем и хочется выругаться. А я ниоткуда не заслан. Просто я давно искал хорошую акустику и нашел ее, когда уже не надеялся.» (из письма Сергея)

Как выяснилось, народу пришлось по душе соотношение цены (на периферии под 1800 руб в розницу) и качества, посему cходу раздобыть Dialog W3000-2 оказалось не так просто. Поставки этой модели невелики. По слухам, еле-еле успевают удовлетворить спрос в том же Питере. В прайсах/каталогах некоторых московских фирм Dialog W3000-2 может светиться, а в наличии — отсутствовать как класс.

Технические характеристики
(заявленные производителем)

Выходная мощность
(среднеквадратичная, при неизвестном уровне искажений)

 • Сабвуфера: 25 Вт 
 • Сателлитов: 15х2 Вт

Общая пиковая мощность*

1000 Вт

Полоса рабочих частот усилителя мощности
(неравномерность не указана)

 • Сабвуфера:  20 .. 250 Гц
 • Сателлитов: 100 Гц .. 20 кГц

Полоса рабочих частот динамиков
(неравномерность не указана)

 • Сабвуфера: 20..300 Гц 
 • Сателлитов: 100 Гц .. 18 кГц

Сигнал шум

>= -75 дБ

Разделение каналов

>= 45 дБ

Габариты, мм
(ширина-высота-глубина)

• Сабвуфера: 160х240х300
• Сателлитов: 115х205х130

* Ну, это та мощА, при которой динамики вот вот разлетятся на куски, если эта мощА не спадет в считанные мгновенья ока.


Распаковываем и включаем

Серенькая коробка размером где то с пол-ящика пива, прорезей для рук и транспортных ручек нет, вес под пол-пуда. Колонки плотненько упрятаны в пенопласт, так что в багажнике машины можно смело везти по ухабам, лишь бы увесистый трансформатор изнутри не отлетел.

Располагать в корпусе сабвуфера элементы усилителя мощности стало всеобщей традицией. Пользователю вообще то удобнее, чтобы усилитель был отдельно и находился где-нибудь под рукой, хотя бы верхом на системном блоке. Ведь с точки зрения его величества звука сабвуфер лучше ставить на пол. Да и занимать место на рабочем столе дурой сабвуфера совершенно ни к чему. Однако у производителей компьютерной акустики свои расклады: при совмещении саба с усилком себестоимость изделия ощутимо сокращается.

Сзади сабвуфера (см. Рис. 1) располагаются 2 входа: один в виде разъемов RCA, второй — обычный стерео мини-джек. Выходы на сателлиты оформлены по одному RCA на каждый. Другой конец дико короткого (метр с кепкой) кабеля намертво вделан в сателлит, поэтому расставить сателлиты ох как проблематично, а удлиняющий кабель «мама-папа» в магазинах днем с огнем не найдешь. Впору сооружать специальную полку над монитором и на нее водружать саб. Качество изготовления корпусов как саба, так и сателлитов отличное. Ни одной зазубрины.

Рис. 1.

Диффузоры динамиков, установленных в сателлитах, выполнены из бумаги желтого цвета (Рис. 2). По всем признакам, использовались ну очень экономичные динамики без претензий на утонченное звучание. Руки чешутся заменить желторотую пищалку, больше смахивающую на среднечастотный гибрид, прикрытый чужим фазовым отражателем.

Рис. 2.

Простукивание корпуса саба подтвердило, что он двухкамерный, причем задняя, спрятанная камера несколько меньше по объему. Как правило, установленный на перегородке динамик смотрит в заднюю камеру, соединяющуюся с передней камерой трубой, подобранной по размерам, что в совокупности дает поддемпфированный акустический резонатор. В свою очередь передняя камера является так же резонатором и соединяется с внешней миром отдельной трубой (излучателем), напоминающей фазоинвертор. К такой схеме прибегают многие признанные аудио брэнды, когда необходимо сделать минимально компактный саб, который бы звучал на басах уверенно, а не подпукивал робко и невпопад. Неизбежной расплатой за резонансную накачку мощности будут частотно-фазовые огрехи, но тут уж ничего не попишешь, life is real.

Отверстие трубы излучателя отгорожено от внешнего мира пластмассовой решеточкой (Рис. 3), очевидно, чтобы всякие случайные болты гайки вовнутрь не попадали, динамик не портили. Как показало тестирование, решеточка эта имеет свойство на некотором музыкальном материале подпевать противненьким бэк вокалом из-за турбулентности выходящего пульсирующего потока воздуха. Так что, столкнувшись с данным фактом и сочтя сей раздражитель неуместным, нетрудно вырезать решеточку острым ножом.

Рис. 3.

Положенный набок и засунутый под столешницу на привинченную евриками подпорку из двух обрезков ДСП (Рис. 4) с прокладкой из старого мышиного коврика, наш сабвуфер звучал напористо и басовито. Какие либо призвуки и дребезжание стола отсутствовали. Для релаксирования баса вполне хватало в любой точке комнаты. Конечно, «хип хоп пати» так чтобы соседям досталось на орехи, не устроишь, да и за 50% громкость выкручивать своим ушам дороже, но, что вы хотите, чудес не бывает.

Рис. 4.



Теперь послушаем

Благо в арсенале припасена куча разных звуковых карт, начиная от бортовухи на распространённом АС97 кодеке ALC650 и кончая редкой Audigy2 EX Platinum, отвязаться от специфики, превносимой той или иной звуковухой, было несложно.

Выставив оба тембра в W3000 на 12 часов, то бишь на середину, был сильно озадачен. Средние частоты пёрли, как сорняк на огороде, даже на  громкости до 50%. Потихоньку убирая тембр высоких частот, вышел на отметку пол-одиннадцатого, когда средние частоты перестали резать ухо. Возможно найдутся любители средних частот «на распашку», для них запас по тембру гигантский. Увеличение тембра низких частот за 12 часов приводило к слышимым искажениям на большинстве музыкального материала. На выкрученном до отказа тембре сабвуфер  откровенно захлебывался, особенно если жАру по громкости добавить.

Тестируемый Dialog не проявил щенячьей привязанности к какой-нибудь конкретной звуковой карте. В своем роде универсализм. Конечно, вряд ли найдется чудак, приобретающий активную акустику за 50 у.е. к звуковухе стоимостью 150 у.е. Обычного Лайва (за тридцатничек с несколькими президентскими Вашингтонами в придачу) для W3000-2 будет вполне достаточно. Да и на новых бортовухах, славящихся повышенным звоном, благодаря «пламенному мотору» сабвуфера звучание будет вполне вполне.

Dialog W3000-2 с упорством заядлого хорошиста справлялся с музыкой любого жанра из молодежной фонотеки. Блеснул же на старой электронике, которая на аналоговых синтезаторах замешана. Оперный вокал — явно не его поприще, среднечастотнички все же слабоваты.

По причине коротких проводов не удалось послушать на широкой стерео базе, но на узкой разделение по каналам было четким. Иногда даже через чур. Звук скачком перепрыгивал в соседний канал, вместо того, чтобы плавненько переместиться, как того требовал первоисточник. Хм, электрически разделение каналов скромное (повторюсь, >45 дБ), а прыжки звука из канала в канал не смягчаются. Впрочем, для игр и для фоновой музыки это не актуально. 

Итак, проявив завидные бойцовские качества, Dialog W3000-2 старался играть максимально правдоподобно, насколько ему начинка позволяла.


А теперь слегка поизмеряем и поразмышляем

Чтобы прояснить, что может твориться с низами в какой-нибудь реальной квартире и почему близкие по характеристикам колонки звучат по разному, проделаем несложный эксперимент. Воспроизведём чистый тон, к примеру 80 Гц, через одну карту, а через другую, к которой подключен микрофончик (удаленный от динамика на ~1 метр), будем записывать. Две карты нужны, чтобы избежать самовозбуждения, явления известного, кто хоть раз приближался с включенным микрофоном к колонке. Далее выполняем спектральный анализ, усредняя спектры для минимизации погрешности.

Первым делом предварительно зафиксируем спектр фонового шума в помещении, ведь абсолютная тишина только в космосе бывает, где вакуум короче. И пусть нам Лукас мозги не пудрит со своими умопомрачительными эффектами звука при стрельбе-взрывах в космическом пространстве!

Наш папа как трансформатор. Получает 220. Отдает 110. А на остальные гудит! (подзабытый анекдот)

И уже вторым делом поглядим, что у нас с трансформацией частот происходит. В идеале мы наблюдали бы в спектре одиночный пик на частоте воспроизводимого сигнала, т.е на 80 Гц в данном случае. Но это в абстрактном, недостижимом идеале. На практике помимо искомого пика виднеется целый забор пичков, уходящий в сторону возрастания частоты. Причем некоторые имеют амплитуду, превосходящую по величине амплитуду искомого пика! Получается, мы будем слышать не только подаваемые на колонку, но и какие то потусторонние звуки, причем последние способны заглушить первых. Забавно, не правда ли? Излучаем (точнее, воспроизводим с носителя) звук на одной частоте, а получаем (фактически слышим) преобладание басов на совсем другой частоте, как бесплатное дополнение к излучаемому. Если будем воспроизводить-излучать с какой то иной частотой (например, 50 Гц, Рис. 5), то расклад по частотам в слышимом звуке может поменяться. Самое прискорбное, басами сей феномен не ограничивается: шальные тона простираются до 1000 Гц, а в этой области частот наше ухо шибко «на чеку», чувствительность лишь прибавляется по мере роста частоты.

Отмеченный эффект имеет непростую природу. С одной стороны, влияние помещения с его резонансами, а с другой стороны способность акустической системы излучать не тот звук, что от нее требуется, а со своевольными приукрашиваниями.

80 Гц.

50 Гц.

Рис. 5.

Вернемся к результатам спектрального анализа. Сейчас не будем тратить время, выясняя на амплитуду какого из зарегистрированных пиков, вызванных враньем акустики-усиления, в большей степени повлияли резонансы помещения. Важно отметить вот что.

Во-первых. Акустические системы, взбадриваемые усилителем, склонны сильно раскрашивать звук на свой лад. Одни колонки добавляют частотные составляющие с одним раскладом по амплитудам, другие — составляющие со своим амплитудным раскладом, т.е. с другим соотношением по амплитудам привнесенных частот. Измеренные по стандарту параметры типа АЧХ (см. www.terralab.ru/multimedia/25193/) об этом ничего не скажут. Отчасти проливает свет довольно непросто измеряемая зависимость коэффициента нелинейных искажений от частоты. Но и она умалчивает, преобладание каких именно частот мы будем слышать вместо кристально правильного звука. Кстати, производитель если и приводит КНИ, то для  фиксированной частоты 1 кГц (где проблем минимум), а на частотах ниже 100 Гц пресловутый КНИ зашкаливает за 5% даже для Hi-Fi акустических систем за 1000 баксов.  Норов тех или иных колонок по раскрашиванию звука кому то нравится, кому то нет. Ничего не поделаешь, слух у гомо сапиенс сильно различается от индивида к индивиду, отсюда и пристрастия к специфике звучания. Единого мнения здесь никогда не было и не будет.

Во-вторых. В вашей (!) комнате акустика может зазвучать совершенно иначе по сравнению с комнатой, где производилось экспертное прослушивание! Чем ближе по акустическим свойствам комната для прослушивания к вашей комнате, тем различия будут менее выражены. К слову, данное прослушивание производилось в среднезаглушенной комнате (так называемой спальне, что перепадает по наследству большинству российских тинэйджеров) среднестатистической квартиры.  А если сравнивать по звучанию одни колонки с другими, то это надо делать обязательно в одном и том помещении, ничего в нем не меняя.  Так, в частности сабвуфер Creative MegaWorks 510D выдавал на 80 Гц чистый тон, превышающий сопутствующие тона более чем на 20 дБ. Аналогично в этом плане выступали колонки Solo-1. Для сравнения, Dialog W3000-2 смог из себя выдавить нужный тон, лишь приближающийся по амплитуде к привнесенным сопутствующим.

Почему подобные пики не просматриваются на измеренных разными способами АЧХ? Да потому, что при методе скользящего тона либо все пики усредняются-смешиваются (тем самым не только сглаживая рисуемую АЧХ, но и «надувая мыльные пузыри» в области низких частот), либо побочные нехорошие пики вырезаются полосовым перестраиваемым фильтром, что тоже иллюзорно облагораживает АЧХ. А при методе белого/розового шума динамик просто не способен физически излучать басы, так как из-за своей инерционности не поспевает должным образом за неугомонными случайными скачками подводимого сигнала.

Спектрограмма звучания типичной акустической системы при скользящем тоне (от 20 до 250 Гц). Места покраснения борозды от этого тона свидетельствуют о более громком звучании на данных частотах. Изменяющиеся вместе с бороздой скользящего тона  зеленоватые  полосы и есть превносимые частотные компоненты. На голубые вертикальные и горизонтальные полосы не обращайте внимания: они из другой оперы.

Справедливости ради следует отметить, что стационарный (неизменный по мощности в течение достаточно длительного промежутка времени) чистый тон — не подарок с точки зрения измерений. При сочетании определенных обстоятельств в ограниченном пространстве образуются стоячие волны, которые образуют пучности (нагнетание звука) и узлы (ослабление звука) в разных точках звукового поля. Значения частот чистых тонов следует выбирать так, чтобы не было совпадений с частотами резонансов помещения. В реальной музыке квази стационарные тона встречаются не так уж часто, в органных фугах или особо тягучем эмбиенте. Поэтому стоячие волны не особо докучают меломанов. Что касается фоновых звуков в играх, то квази стационарные тона здесь более частые гости, особенно в авиа симуляторах. Ясно, что стационарные чистые тона в измерениях разумно использовать в качестве «лакмусовой бумажки», чтобы представить хитросплетения частотных трансформаций более рельефно, так сказать, для упрощения понимания откуда ноги растут.


Заключение

По сравнению с Solo-1 (бессменным лидером в классе «около 50 у.е.») протестированные колонки привносят большую окраску в звучание на средних частотах, а высокие частоты более грубоваты. Зато низкие частоты хоть и разукрашенные, но помягче-побасистее-пораскатистее и в целом весьма комфортны, если не злоупотреблять громкостью и тембром, конечно.

Dialog W3000-2 вполне подойдёт для облегчённого мониторинга записываемого дома звука, так как с удивительной способностью выставляет на показ любые огрехи записи. Эта акустика для тинэйджера окажется неплохим стартом в мир качественного звука.

Для продолжительного стерео озвучивания игр в небольшой комнате — то, что надо.

Достоинства

Недостатки

 • Мягкий бас, хорошо слышимый как вблизи от саба, так и на удалении
 • Большой запас по высоким частотам в регулировке тембра
 • Приличная мощность, высокий к.п.д.
 • Хорошее качество изготовления корпусов из древесноволокнистой плиты, что положительно сказывается на звуке
 • Оригинальный индикатор (голубой лазер) включения в сеть

 • Короткие провода сателлитов
 • При выкручивании тембра высоких частот более чем на 30% средние частоты начинают неприятно выпучиваться
 • Своеобразная стерео картина, источники звука в некоторых случаях скачком перепрыгивают из одного сателлита в другой вместо того, чтобы плавно перемещаться в пространстве

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.