Жизнь после Live – 2. Обзор семейства звуковых карт Creative Sound Blaster Audigy2. Часть I, теория и маркетинг
АрхивЗвукВдоволь наэкспериментировавшись с сэмплом и дождавшись официальных поставок, мы, наконец, предлагаем вам собственную версию обзора Audigy2.
Кто бывал, тот знает, а кто не бывал — узнает сейчас. В Соединенном Королевстве на дорогах нет луж. Там дождей не бывает, скажете? Дождей на Туманном Альбионе, уверяю вас, предостаточно. Порою похлеще, чем у нас. А вот луж нет. Секрет прост: проезжая часть сделана с выверенными уклончиками, сплошь и рядом аккуратные дренажные колодцы. Кстати, регулярной прочистки «ситичек» дренажей не наблюдалось. Очевидно, по той причине, что мусор на улицах отсутствует, даже спички горелой не найдешь… Вот вода и стекает сама по себе. Довелось самолично засвидетельствовать, как шотландцы чинили выбоину на асфальте, образовавшуюся по всей ширине дороги от расшалившегося ручья. Сначала сделали объезд времянку. Потом накрыли место ремонта тентом. Пару дней старательно вычищали, укладывали, вылизывали. Проезжая это место утром и вечером в такси (принимающая фирма оплачивала), мы неизменно лицезрели деловитые спины рабочих в ярких робах. Судя по всему, что такое перекур — им было незнакомо с детства. Местный шофер рассказал fun story, как его супруга однажды не справилась с управлением автомобиля из-за гололеда без последствий для здоровья и как страховая фирма мгновенно возместила материальный и моральный ущерб. Да-а-а, видать, неспроста колдуют вдохновленные рабочие над дорогой… И вот в одно прекрасное утро (поговорить о погоде в радужных тонах, какая бы она ни была на самом деле — одно из любимых британцами правил хорошего тона), когда солнце, дождь и ветер резвились от души, проезжаем отремонтированный участок, не сбавляя скорости на 80 милях в час. Oh yes! Если бы пассажиры в этот момент наливали в бокалы виски (а настоящий скотч пьют, как и коньяк, теплым, после еды, из низких широких бокалов), то не пролилось бы ни капли. Дорога сделана по уму, однако!
Перенесемся в жарко-душную юго-восточную Азию, в штаб-квартиру Creative Technology Ltd. Расположенное в интернациональном бизнес-парке Сингапура, восьмиэтажное футуристическое здание окаймлено шестиэтажным С-образным подиумом. Неслышимые кондиционеры разносят прохладный морской бриз по многочисленным уютным банкетным холлам, студиям, function and meeting rooms. Все это создает комфорт телу и душе персонала, помогая сохранить неповторимый дух Creative. Корпорация, чьи представительства нынче разбросаны по всему свету, была образована 1 июля 1981 года. Основатели мудро предвидели, что мультимедиа послужит революцией на пути взаимодействия человека с персональным компьютером.
(Чтобы не вмешиваться в канву, задуманную автором, вставлю в скобках замечание, от которого не могу удержаться. Андрей противопоставил Британию и Сингапур, забыв, что Европейский центр компетенции Creative находится в соседней с Великобританией еще более туманной Ирландии, где все очень похоже — только солод для виски проращивают без применения торфа и темное пиво называется «Гиннесом». А лужи если и встречаются, то в в них можно безбоязненно мыть руки.)
Основными вехами мультимедийного взрыва стали звуковые карты SoundBlaster и SoundBlaster Live! Благодаря им сначала в персональном компьютере поселились «миди»-звуки (см. www.terralab.ru/multimedia/12912), потом «мульти»-звуки превратились в музыку уровня высококачественного Hi-Fi. Были и менее удачные модели, которые втихаря быстро модернизировались или с помпой сменялись более продвинутыми.
Не надо быть провидцем, чтобы утверждать, что скоро, очень скоро в наших квартирах поселятся «домашние развлекательные центры», которые объединят в себе компьютер как хобби и как инструмент, музыкальный центр, телевизор и игровую приставку. Сегодня же речь пойдет о том, как музыка профессионального качества, ранее звучавшая лишь в студиях звукозаписи, становится доступной каждому, имеющему персональный компьютер. Вдобавок обсудим, удалось ли Creative упрячь коня и трепетную лань, создав фактически звуковую карту на все случаи жизни (all-in-one?).
Год назад мы со сдержанным оптимизмом отозвались о появлении звуковых карт семейства Audigy, однако оно прекрасно прижилось. Собственно, в этом мы и не сомневались: больше функций при той же цене — золотое правило для новинок компьютерного рынка последних лет. Восточно-европейская презентация Audigy2, состоявшаяся в октябре в Варшаве, куда нас любезно пригласило российское представительство Creative, была проведена достаточно помпезно, но, откровенно говоря, не оставила впечатления революции. Вдоволь наэкспериментировавшись с сэмплом и дождавшись официальных поставок, мы, наконец, предлагаем вам собственную версию обзора Audigy2.
Creative Audigy2. Без прикрас
Серия звуковых карт Audigy2 состоит из трех основных продуктов:
• SoundBlaster Audigy2 (цена от 149 до 189 евро в зависимости от страны и комплектации; в России появилась в продаже по цене от 139 долларов)
• SoundBlaster Audigy2 Platinum (от 219 до 289 евро)
• SoundBlaster Audigy 2 Platimun eX (цена не известна, выпуск в начале 2003).
Под стать цене и значимости момента (спустя год нельзя представить просто перекрашенную коробку) предусмотрены следующие маркетинговые приращения в функциональности и характеристиках:
• Воспроизведение DVD-audio (впервые на персональном компьютере!) в формате до 24 бит@192 кГц, для чего был создан специализированный плейер
• Обалденное звук (про рекламируемые –106 дБ — отдельный разговор далее)
• Запись стереосигнала с 24-битным квантованием и частотой дискретизации 96 кГц
• Озвучивание от двух до 6+1 каналов на выбор
• THX-сертифицированная основа для создания домашнего кинотеатра
• Идеал для геймера (замечу, в комплекте идут игры: Soldier of Fortune II Double Helic или Hitman 2 Silent Assassian)
Для версии Platinum помимо вышеперечисленного добавляется:
• Коммутационный блок (цифровые входы выходы, в том числе оптические, регулируемый по мощности выход на наушники, регулируемый по чувствительности вход микрофона, специализированные миди входы-выходы и т.п.)
• Пульт дистанционного управления
• Комплект программного обеспечения для создания музыки (Steinberg Cubase VST, Native Instruments Traktor DJ, Ulead 5.0)
Что добавляется к SoundBlaster Audigy 2 Platimun eX, становится ясно, судя по внешнему виду лицевой и задней сторон.
Наконец, не думаю, что нижеизложенное достоинство вызовет эйфорию, но для очистки совести отчитаюсь о новаторской поддержке Audigy2 вышевшего в свет Widows Media Player версии 9, который не только воспроизводит потоковое аудио из Интернета (причем вплоть 5+1 каналов), но и якобы записывает в 24 бит @ 96 кГц.
Технические характеристики, заявленные производителем
Все познается в сравнении, посему наряду с новобранцами освежим кое-что в памяти по поводу старичка Live! и обычного Audigy.
|
Live 5.1 |
Audigy |
Audigy2 |
Audigy2 Platinum |
Назначение |
Начальный уровень |
Для геймеров |
Для аудиофилов, продвинутых геймеров. Для домашнего театра |
Для музыкантов |
Глубина цифрового звука, бит |
16 |
24 |
24 |
24 |
Мах частота дискретизации при воспроизведении, кГц |
48 |
96 |
192 |
192 |
Отношение сигнал/шум на аналоговых выходах |
94 дБА(фронтальные и тыловые каналы) |
100 дБА(фронтальные и тыловые каналы) |
~106 дБА**(фронтальные и тыловые каналы) |
~106 дБА**(фронтальные и тыловые каналы) |
Сертификация THX* |
нет |
нет |
да |
да |
Цифровой вход |
апгрейд |
апгрейд |
апгрейд |
да |
Оптические входы/выходы |
нет |
нет |
нет |
да |
Дистанционное управление |
апгрейд |
апгрейд |
апгрейд |
да |
Максимальные параметры при записи |
16 бит |
16 бит |
24 бит |
24 бит |
* — Сертификаты выдает на свое усмотрение контора спецов по многоканальному озвучиванию кино, основанная Лукасом при создании звуковых эффектов к Звездным войнам. По утверждению Creative, полную сертификацию на сентябрь 2002 получила лишь Audigy2. ** — При воспроизведении цифрового сигнала 24 бит 96 кГц и при амплитуде на выходе, равной 2 В (соответствует положению фейдера в микшере примерно >90..94% ) |
Ключевые технические характеристики Audigy2:
• Воспроизведение сигнала 24 бит 192 кГц в режиме 2х каналов (стерео)
• Воспроизведение сигналов c частотой дискретизации 96 кГц в режимах от 2х каналов до 5+1
• Запись сигналов в 24 бит с частотами дискретизации 8, 11.025, 16, 22.05, 24, 32, 44.1, 48 и 96 кГц
• Рабочая полоса частот для сигналов 24 бит 96 кГц (+/- 3 дБ): от 10 Гц до 46 кГц
• Цифровой выход до 24 бит 96 кГц
• Многодорожечная запись/воспроизведение (ASIO) 16 бит 48 кГц с задержкой от 2 мс
• Декодирование DolbyDigital 5.1 (в аналоговом и цифровом видах) и 6.1 (только в аналоговом виде, на выходы самой Audigy2)
• Аппаратное ускорение улучшенных цифровых 3D эффектов в играх
• Аппаратный синтезатор с 64-голосовой полифонией
• Загрузка wavetable сэмплов до 2 Гб (используя память компьютера)
Технологии
Чтобы отцифровать в 24 бит аналоговый сигнал, поступающий с микрофона или электроинструментов, применяют аналого-цифровой преобразователь (АЦП). А чтобы воспроизвести (по сути, озвучить) записанный ранее цифровой сигнал, используют цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП). Современные АЦП и ЦАП могут быть размером 5х5 мм и иметь смешную цену. С возрастанием разрядности (числа бит) сложность, а следовательно и стоимость, преобразователей резко возрастает. И если низкочастотные преобразователи сделать сравнительно легко, то высокочастотные — архитрудно. Более того, например, при частоте дискретизации 48 кГц на период частоты звука в 24 кГц приходится всего лишь две точки. То емть волна с её гребнями и впадиной описывается двумя точками — фактически как получится. Ясно, что более точного описания надо бы хотя бы пять точек на период, а это в нашем примере составит частоту дискретизации 120 кГц.
Точность воссоздания формы сигнала хорошо иллюстрируется на чистом тоне частотой 15 кГц. При частоте дискретизации 44,1 кГц получаем нечто отдаленно напоминающее синусоидальный сигнал (см верхнюю часть рис). Особенно неприятны биения амплитуды во времени. Тогда как при частоте дискретизации 192 кГц (см нижнюю часть) чистый тон воссоздается очень близко к требуемый синусоиде. По крайней мере а цифровом виде, а что уж сотворит ЦАП — будет на его совести.
Звуковые волны, существующие в живой природе, имеют диапазон частот от нескольких герц до сотен килогерц. Механизм восприятия звука системой слуха человека изучен довольно поверхностно, наука во многом пока бессильна. Ранее считалось, что выше 20 кГц среднестатистический человек звук не воспринимает. На самом деле человек не слышит одиночный чистый тон, если его частота превышает примерно 20 кГц. Но это не значит, что человек не способен воспринимать и отличать звуки, состоящие из множества тонов, уходящих в ультравысокие частоты. Исследования показали, что многие музыкальные инструменты генерирует звуки в полосе частот вплоть до 50 кГц и выше. Для сохранения и воспроизведения таких звуков в цифровом виде используют частоту дискретизации либо 96 кГц, либо 192 кГц.
АЦП конвертируют из аналогового сигнала в цифровой (ЦАП и обратно) не идеально, а превносит искажения. В реальных электротехнических устройствах к тому же добавляются разного рода шумы. Для сигнала 24 бит шум равен нулю при –144 дБ. На практике шум всегда отличен от нуля. За отметкой в –100 дБ борьба с шумом превращается в очень дорогое удовольствие. Представьте себе, для опорной амплитуды величиной 1 В (0 дБ) амплитуда, соответствующая –100 дБ, составит 10 мкВ (т. е. в 100000 раз меньше!). Мощность сигнала ограничена стандартом, иначе пожгем колонки-усилители. Поэтому в борьбе за каждый лишний децибел вынуждены в условиях помех оперировать с все более слабыми сигналами. Замечу, чем скромнее отношение сигнал шум (SNR), тем больше шансов, что звук будет лучше. Однако без всякой гарантии, что это будет именно так. Иногда довольно шумные электроакустические устройства звучат на удивление приятно на слух. К тому же, фоновый шум величиной –60 дБ в отсутствии музыки будет слышен даже при средней громкости, а величиной ниже –100 дБ, пожалуй, не обнаружить без слухового аппарата.
Короче, недаром профессиональный формат цифрового звука это 24 бит 96/192 кГц. Стремление производителей в угоду профессионалам как можно сильнее задавить нежелательные шумы продиктовано особенностями процесса записи в студии, сведения-наложения при аранжировке и последующего создания мастер оригинала. Лично вам нужны дополнительные -10 дБ «шумоподавления»? Тогда копите денежки.
Что касается карманного звука, то на смену компакт кассетам несомненно придут носители на основе флэш памяти. В миниатюрные флэшки (не имеющие механических частей, и поэтому долговечные) будут закачиваться всякие там сжатые МР3, WMA, OGG аль ААС.
Как видно из таблички (см ниже), по части HiFi звука ближайший конкурент DVD-audio это формат DTS, достаточно широко используемый в качестве звуковой дорожки к фильмам, в частности на DVD-video дисках (случается, на одном диске дублируют DolbyDigital и DTS дорожки).
|
Бит |
Частота дискретизации, кГц |
Число каналов |
Величина потока данных с диска, кбит/с |
Величина сжатия / упаковки |
МР3 |
16 |
<48 |
2 |
128 (12..320) |
~11:1 (зависит от потока) |
CD |
16 |
44,1 |
2 |
1411,2 |
1:1 |
DolbyDigital 5.1 |
16..24 |
48 |
6 |
448 |
~12:1 |
DTS |
20...24 |
48,96 |
6 |
768 |
~7:1 |
DVD-audio |
24 |
96 |
6 |
6912 |
2:1 |
DVD-audio |
24 |
192 |
2 |
4608 |
2:1 |
Однако если в DTS используется сжатие с прорежениванием малозначещей звуковой информации (т.е. хоть и с крохотными, но неизбежными потерями качества), то в DVD-audio цифровые данные лишь уплотненно пакуются, как это делается в программах-архиваторах, и качество не теряется абсолютно. Алгоритм упаковки носит аббревиатуру «MLP» (Meridian Lossless Packing).
Кстати, об аппаратном декодировании DTS в Audigy2 не заявлено. Отсутствуют в предполагаемом комплекте и программные средства воспроизведения. Это вдвойне обидно, поскольку недешевые (>60$) программные проигрыватели воспроизводят DTS. Например, PowerDVD версии 4.0 декодирует DTS с дискретизацией 48 кГц.
Обратите внимание на высокую величину потока данных с диска для DVD-audio. Чтобы распаковывать в реальном времени такой поток, нужны адекватные вычислительные ресурсы: шестисотым пентюхом не отделаешься, особенно в прожорливой ХР.
Предполагается записывать на DVD-audio дисках как 6 канальную дорожку (24 бит 96 кГц), так и 2х канальную с продвинутым частотным диапазоном (192 кГц). И та и другая имеют защиту от копирования цифрового контента. Вот тут то и выплывает главная тонкость. Обычные бытовые DVD проигрыватели не смогут воспроизводить супер звук с DVD-audio дисков. Специальный новейший DVD плеер баснословной цены, конечно, сможет, на то он и специальный. А вот компьютерные DVD-ROM со скоростями выше 5й (второе поколение) готовы полноценно воспроизводить DVD-audio, правда, при одном условии. Нужно к имеющемуся DVD-ROM прикупить звуковую карту из серии Audigy2. На ноябрь 2002 года Audigy2 — единственная из звуковых карт, поддерживающая воспроизведение DVD-audio.
Пока, увы, выбор DVD-audio дисков не столь велик, как хотелось бы. Что касается цены (в районе двух десятков уе), то вряд ли она отпугнет истинных меломанов. Как говорится, лиха беда начало…
Покупая DVD-audio диск, уточните у продавца, в каких форматах на нем записан звук. Дело в том, что стандарт DVD-audio позволяет хранить на диске файлы в форматах, используемых в DVD-video. Упрощенно говоря, DVD-audio диск состоит из 2х областей. Из первой области хвидны файлы DVD-audio, а из второй, так называемой «DVD-video области» (если таковая присутствует на конкретном диске) — звуковые файлы в форматах DolbyDigital или DTS. Например, надпись на коробке «5.1 MLP for DVD-audio players» означает, что присутствует шестиканальный несжатый (но упакованный!) DVD-audio звук. Надпись «5.1 DTS for DTS-compatible systems» означает, что соотвествующую 6 канальную звуковую дорожку удастся воспроизвести на DVD-video плеерах, оборудованных декодером DTS. Надпись «2.0 PCM for all DVD-video players» свидетельствует о том, что имеет место 2х канальный несжатый неупакованный звук, воспроизводимый всеми DVD устройствами. Если на коробке DVD-audio диска красуется «DVD-video compatible DolbyDigital», то это означает наличие на этом диске области, видимой также любым DVD плеером и содержащей файл со звуковой дорожкой ставшего привычным DolbyDigital.
К сожалению, на большинстве DVD-audio дисков производители не указывают количество бит и частоту дискретизации. Надписи типа «advanced resolution» ни о чем толком не говорят. Под ними может скрываться 48 кГц с 24 битами, или 98 кГц (или 88,2 кГц) с 16 битами, или 192 кГц с 24 битами. Узнать, что именно прячется под оберткой, возможно лишь поставив диск в DVD-audio плеер (или, конечно, в компьютерный DVD-ROM с Audigy2 с её софтовым плеером). При условии если плеер корректно высветит формат всех имеющихся на диске звуковых дорожек. Так что, если продавец не осведомлен из достоверных источников, с какими битами-частотами записан DVD-audio диск, то будет бессилен подсказать вам что либо вразумительное по этому поводу.
Наконец, пару слов о птичках. Частенько за DVD-audio шустрые ребята выдают DVD-video диски, на которых звуковая дорожка записана в несжатом виде (например, стерео РСМ 24 бит 96 кГц), а видео картинка статична (например, маячит название проигрываемой песни и фото альбома).
По сути сей ловкий трюк не столь чреват последствиями. Вы получаете высококачественный звук, воспроизводимый на любом DVD проигрывателе, в том числе и на компьютерном DVD-ROM (если, конечно, версия программного плеера и звуковая карта поддерживают воспроизведение продвинутого звука). Вдобавок, будет пахать цифровой выход аудиокарты (для DVDaudio дисков — нет, о чем подробнее далее). Единственное, придется забыть про многоканальность, поскольку нынешние программные плееры из PCM данных крутят лишь обычное стерео. Обратите внимание: подобные диски маркируются трейдмарком «DVD» без всяких приписычек. Ну а надписи где-нибудь внизу-сбоку навроде «96/24 SuperAudioDisk» теперь мы знаем, что означают.
Фирменная креативовская EAX Advanced HD представляет собой совокупность программных и аппаратных средств цифровой обработки сигналов, направленных на повышение реалистичности звука. Технология EAX Advanced HD реализована в виде программного интерфейса приложений (API) и, благодаря своим уникальным свойствам, имеет все шансы стать стандартом «де факто» для разработчиков игр. Помимо притягательной сточки зрения маркетинга реалистичности звука разработчиков привлекает простота программирования всех аудио примочек: для того или иного эффекта используются готовые функции, алгоритмы которых задействуют напрямую всю мощь специализированного аудио процессора Audigy2. Тогда если разработчики игр дружно подсядут на EAX Advanced HD, то геймерам хочешь не хочешь, а придется покупать звуковые карты с аудио процессором от Creative. С другой стороны, если геймеры ломанутся толпой затариваться новейшими креативовскими звуковухами, то и производители игр скопом пересядут на EAX Advanced HD, мигом наплодив тучу всяких разных игр. Такой вот «круговорот воды в природе» получается. Пока известны 15 игр (Hitman2, Soldier of fortune 2, Paris Dakar Rally, Ghost Region, Star Wars, Mafia и др., подробности на www.eax.creative.com/gaming/gameindex.asp), использующие возможности этой технологии на полную катушку.
Настал черед быстренько пройтись по составным частям пресловутой EAX Advanced HD:
Multi Environment — позволяет воссоздать одновременно несколько акустических сред. Например, геймер сражается с мелкой нечистью в коридорчике, который выходит в огромный зал, где бродит топает, сотрясая землю, крайне опасный монстр. В коридорчке — своя акустическая среда, а в зале своя, отличающиеся друг от друга множеством проявлений звука (затухания, отражения типа эха, частотные изменения при прохождении через разные среды). Поскольку звуки проникают из зала в коридор, то получается, что данные акустические среды взаимосвязаны. Воссоздавая в точке слушателя одновременно среду звуков в коридорчике и среду звуков, доносящихся из зала, получаем расширение виртуального пространства. Теперь геймер способен определить на слух, как говорится вслепую, местоположение монстра по издаваемым им звукам. При адекватной акустике геймер будет отчетливо слышать, что монстр находится не в коридоре, а в каком то ближайшем помещении, вероятно, в большом зале. Не удивлюсь, если дойдет до того, что будет имитироваться не только акустика салона той или иной марки авто (кабриолет — уже дело прошлое), но и шумы, возникающие при открытии окна автомобиля.
Environment Filtering — имитирует распространение звука в конкретной акустической среде. Применяется фильтрация и моделируется затухание в соответствии с дистанцией между слушателем и источником звука. Creative мимолетом упоминает, что добавлены новые компоненты фильтров, улучшающие детальность имитации внешних акустических сред.
Environment Morphing — предоставляет разработчику контроль над 22 параметрами настройки звуковых эффектов, что позволяет реализовать бесшовный переход из одной акустической среды в другую.
Environment Panning — дает разработчику возможность управлять акустическими средами в трехмерном пространстве, что обеспечивает якобы неслыханные ранее 3D эффекты.
Environment Reflections — имитирует ранние отражения звука от разных виртуальных объектов (стен, потолков и т. п.). Ясно, что ранние отражения (от близ лежащих объектов) достигают слушателя быстрее, нежели чем от удаленных объектов. По идее, это должно положительно сказываться на реалистичности звука.
В общем то ничего шибко нового по сравнению с первым блином, который именовался просто Audigy. Ладно, послушаем — сравним, потом и решим.
Сия технология пригодится не только в играх. Как уверяет Creative, алгоритмы реверберации стали настолько хороши, что им стали под силу эффекты студийного уровня. Например, при игре на гитаре можно воспользоваться эффектами overdrive и distortion. А если подключить микрофон, то откроются неограниченные возможности по обработке голоса, причем в реальном времени, на лету, т.е. без промежуточной записи на диск.
По заявлению Creative, воплощены новые HRTF-фильтры (для бинауральнных эффектов, слышимых в наушниках) и алгоритмы cross-talk cancellation (без них бинауральный звук будет слышен только в наушниках) отдельно для двух колоночной акустики, а так же четырех канальных, «5+1» канальных и «6+1» канальных вариантов. Помимо этого, теперь реализован новый движок 3D DirectSound, поддерживающий аппаратное ускорение цифровой обработки сигналов.
Многоликая EAX Advanced HD с приставочкой Music Technologies предназначена, чтобы в реальном времени удалять щелчки и шумы (Audio Clean-UP) в старых записях или в низкокачественных МР3, а так же ускорять или замедлять темп музыки (Time Scalling). Последнее пригодится начинающим музыкантам и дискжокеям. Отдельной примочкой идет регулировка на автомате уровня громкости (SVM — Smart Volume Management), полезная для случаев, когда необходимо воспроизвести с одинаковой громкостью множество файлов, записанных как с тихим, так и с мощным уровнем.
Добавление дополнительных тыловых каналов по замыслу должно кардинально улучшить пространственные эффекты, особенно для звуков, перемещающихся из фронта в тыл и обратно. Однако Долби понимала, что заставить сейчас перейти на любой новый формат как потребителей так и производителей DVD — затея из разряда утопических. Поэтому приняли решение создавать искусственно «заднее окружение» (back surround) звуком путем обработки сигналов тыловых каналов ставшей классической схемы «5.1». Тогда, чтобы хоть как то избежать путаницы, традиционные тыловые каналы обозвали «left surround» и «right surround». В конце концов (?) появились два варианта новой многоканальности: с одной колонкой заднего окружения («6.1») и с двумя («7.1»).
Таким образом, в отличие от канала центра, присутствующего самостоятельной дорожкой в записи DolbyDigital, новоявленные каналы как таковые не записываются и на носителях не хранятся, а создаются виртуально из тыловых каналов прямо по ходу воспроизведения обычного «5.1». С таким успехом можно быстро плодить и «8.1», и «9.1», и «х.1», только вот покупатель вряд ли проникнется :-).
Creative живо откликнулась на посыл Dolby, явив миру звуковую карту с поддержкой многоканального звука «6.1». Понадобилось всего лишь добавить один выход и слегка переделать программное обеспечение. Затраты минимальны, борьба за покупателя — максимальна. При этом Creative признает, что с точки зрения качества звука Долби не орел, зато в пространственной многоканальности (читай, в распространенности по всему свету) — король.
Далее. Creative переиначила на свой лад название интерфейса высокоскоростной (до 400 Мбайт/с) связи, назвав его SB1394. Взяли и скромненько так приватизировали интернациональный стандарт IEEE1394 в своей вотчине мультимедиа. Отмечается совместимость с fire-wire/i-link. Все цифровые видеокамеры будут подключаться к компьютеру через IEEE1394 — этот лакомный кусочек Creative, естественно, не упустила. SB1394 допускает горячую замену и подключение внешних устройств (CD-R/RW, HDD и т. п.). Более того, теперь через порт SB1394 можно повязать не только несколько звуковых карт, но и несколько игровых компьютеров. Скорость такой сети в 20 раз превысит типичный домашний Ethernet 10Base-T, что даст мгновенный отклик в многопользовательских играх.
Системные требования для Audigy2
• 600 Мбайт (аппетиты растут!) свободного места на диске
• 64 Мбайт (лучше 128) памяти при 98/Ме, 128 Мбайт (лучше 256) при 2000 SP2 / XP
• процессор не хуже Pentium II 350 МГц (на Celeron 600 шевелиться будет) или AMD K6 450 МГц
• для полной гарантии бесконфликтности железа желателен чипсет материнской платы от Intel (например, в случае набора микросхем контроллера VIA VT82C686B не исключены зависания компа при передаче больших объемов данных)
О практических опыте работы с новой картой читайте в следующей части обзора. Следите за нашими публикациями...