Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Прощай, КПК!

АрхивMobilis
автор : Сергей Вильянов   05.05.2008

Сергей Вильянов беседует с Тимом Маном, директором по продажам Palm в регионе ЕМЕА. Поводом для встречи стало объявление о начале продаж в России смартфона Treo 500.

Не знаю, как для читателя, но для меня Palm - больше, чем просто компания и бренд. Уж больно много открытий и радости принесли в своё время одноимённые карманные компьютеры. Понятно, что сейчас Palm серьёзно изменилась, да и Palm OS не так сильна, как в конце девяностых, однако впечатления тех лет всплывают в памяти с завидным постоянством. В конце марта компания объявила о начале продаж в России смартфона Treo 500, причём купить его будет можно только в салонах "Евросети".

Наутро после официальной пресс-конференции мы встретились с Тимом Маном (Tim Mahne), директором по продажам Palm в регионе ЕМЕА. Это было его первое интервью российскому журналисту, тем не менее жалеть собеседника мы не стали.

На пресс-конференции все журналисты получили от компании "Евросеть" довольно странный презент - формочку, позволяющую изготовить изо льда четыре буквы. И буквы эти безошибочно складываются в жаргонное словечко, означающее одну из важных частей человеческого тела. Это както отражает отношение "Евросети" к перспективам проекта или?..

- "Евросеть" - молодая агрессивная компания, которая растёт впечатляющими темпами. У неё есть свой стиль и своё чувство юмора, которые проникают во многие сферы деятельности - в том числе и в общение с прессой. В то же время оборот компании составляет без малого шесть миллиардов долларов в год, и это доказывает, что люди там не только шутки шутят. Компания Palm тоже никогда не стремилась к излишней серьёзности. Ведь мы с "Евросетью" начинали примерно в одно и то же время и всегда ставили во главу угла удовлетворённость или, если хотите, удовольствие клиента. Поэтому можете считать тот подарок шуткой, которая, конечно же, никоим образом не относится к серьёзности наших намерений.

Тим, сколько лет вы работаете в Palm?

- Около семи лет, а что?

О, в таком случае я должен вам деньги…

Переехав в Израиль, я столкнулся с тем, что в цивилизованных странах книги очень дороги, и при моей  "производительности" - одна книжка в два дня - был серьёзный риск начать собирать бутылки, дабы хватило на еду.

В результате я купил Palm m100 и сэкономил на бумажных книгах изрядную сумму. Она здесь, со мной. Не могли бы вы взять себе часть, а остальное передать коллегам?

(Деньги переходят из рук в руки.)

- Это очень приятно, но, кроме шуток, книги в электронном формате позволили нам приобщить к чтению многих английских мальчиков. Дело в том, что в Великобритании, где находится мой офис, привычку читать книги сохранили только девочки, а мальчики в большинстве своём считали это занятие скучным и старомодным. Мы начали работать с крупными школами, передали им наши КПК Tungsten T3, и мальчики вдруг признали, что книги в электронном виде - очень круто. Потом мы провели исследование, и выяснилось, что в возрастной группе от 8 до 16 лет доля читающих мальчиков значительно выросла.

Интересно, был бы такой же эффект, если б те "тангстены" работали на операционной системе Windows Mobile… Знаете, я сам до сих пор не могу привыкнуть к тому, что Palm - это не только и не столько Palm OS.

- Знаете, для нас это тоже стало непростым решением. В Соединенных Штатах позиции Palm OS были очень сильны и остаются таковыми до сих пор. Но мы хотели наращивать продажи по всему миру, ведь за пределами США находится примерно 90% рынка коммуникаторов и смартфонов. Так вот когда мы двинулись в регионы EMEA и Asia Pacific, там Windows Mobile уже успела стать корпоративным стандартом во многих серьёзных бизнесах, и переходить с этой платформы на Palm OS никто не собирался. И операторы мобильной связи тоже стали наперебой советовать нам сделать продукты на WM. Мы поначалу решили пойти по пути максимальной "похожести" на платформу Microsoft, вплоть до совместимости наших коммуникаторов с утилитой ActiveSync, но всё равно услышали от потенциальных партнеров твёрдое "нет". Они хотели, чтобы Windows была везде - и на рабочем компьютере, и в кармане, потому что им так удобнее и проще.

Разумеется, все мы очень любили и любим Palm OS, но терять мировой рынок изза этой любви не хотелось совершенно.

Поэтому было принято решение взять платформу Windows Mobile и… изрядно перепахать её под себя. Наши инженеры и программисты основательно потрудились, сделав довольно строгую ОС максимально удобной для пользователя. Мы первыми добавили в Windows Mobile SMS-чат, набор номера по клику на фотографию в адресной книге, расширенную поддержку в MMS - в общем, всё то, что спустя годы стало появляться и в коммуникаторах других компаний.

Я хорошо помню реакцию Билла Гейтса, который, покрутив в руках прототип будущего Treo на Windows Mobile, воскликнул: "Ух ты! Теперь я понимаю, почему вы так отчаянно настаивали на праве доработать нашу платформу!" То есть мы не просто смирились и использовали WM в наших продуктах as is, но и постарались внести в неё что-то своё - и теперь наблюдаем, как наши наработки становятся неотъемлемой частью платформы. Сегодня WM-коммуникаторы составляют львиную долю продаж в регионе ЕМЕА. Точную цифру навскидку не назову, но речь идёт примерно о 80%. А в США наибольшей популярностью продолжают пользоваться решения на Palm OS, причём с выходом бюджетного коммуникатора Palm Centro платформа словно обрела второе дыхание. Наверное, правильнее сказать, что продукты Palm на Windows Mobile в первую очередь ориентированы на бизнес-среду, тогда как Palm OS идеально подходит для людей, которым нравится много и со вкусом общаться. Да, сегодня наша операционная система уже требует обновления, однако её изначальные простота и интуитивность освоения продолжают оставаться очень востребованными.

Почему для продвижения в России была выбрана именно модель Treo 500 - далеко не самая функциональная в вашей модельной линейке и при этом далеко не дешёвая? Почему не привезти сюда пару из флагмана Treo 750 и очень доступного Centro?

- Мы долго думали о выборе модели и обсуждали все возможные варианты с крупнейшими российскими розничными сетями. У нас было два пути: начать либо со смартфонов, либо с коммуникаторов, где экраны сенсорные. Конечно же, всем хотелось выйти на рынок с Treo 750, но этой модели уже четырнадцать месяцев от роду, и, наверное, было бы не очень правильно вкладывать серьёзные средства в её раскрутку в России. В то же время Treo 500 появился в Европе в ноябре 2007-го, и три месяца его можно было купить лишь с контрактом Vodaphone. "Эксклюзив" у оператора закончился только в феврале, и получается, что теперь мы предлагаем российским покупателям самый свежий продукт от Palm. Лично мне такой подход кажется наиболее симпатичным.

Что же до цены 15 000 рублей, которая вызвала нарекания у некоторых журналистов на пресс-конференции… Знаете, я вчера зашел в салон "Евросети" и посмотрел, что там можно купить за те же деньги.

Наше предложение показалось мне вполне конкурентоспособным на фоне аналогов. И ещё важно понимать, что мы не ставим задачу просто продать в России еще одно устройство на Windows Mobile. Нет, Treo 500 - это решение для электронного общения, и в первую очередь для работы с почтой. В настоящее время россияне не очень активно пользуются электронной почтой на ходу, что объясняется и отсутствием привычки, и дороговизной GPRS/EDGE-трафика. Однако все может скоро измениться, и QWERTY-клавиатура Treo 500 в связке с нашими доработками платформы WM может оказаться очень кстати.

Кроме того, мы ведём переговоры с российскими операторами связи о продаже наших продуктов со скидкой и в комплекте с тарифом, где мобильный интернет обходится значительно дешевле обычного. Пока время официальных анонсов не пришло, но поскольку такой вариант выгоден всем сторонам, вряд ли переговоры затянутся на неопределённый срок.

Когда в прошлом году в Palm’е высадился целый десант из бывших сотрудников Apple, сразу возникли подозрения, что компания начнет выпускать айфоноподобные продукты. А вы почувствовали изменения в подходах к формированию продуктовых линеек и переориентацию на "развлекательность"?

- Я могу сказать, что изменения внутри компании идут полным ходом, и их результаты уже весьма ощутимы. Серьёзно активизировалась разработка новых продуктов - как на базе Windows Mobile, так и на нашей собственной платформе нового поколения.

Большое внимание уделяется повышению качества продукции и улучшению usability.

Раньше мешало наличие двух коллективов инженеров, один из которых работал над линейкой с Palm OS, а второй - с WM. Сначала такой подход казался нам правильным, однако на практике обнаружилось, что нередко инженеры обеих групп ломают головы над решением одних и тех же задач, дублируя друг друга и тратя на это много лишнего времени и средств. Теперь же, после реорганизации, у нас один мощный отдел разработки, и мне чертовски жаль, что я не имею права рассказывать о результатах его труда до официальных анонсов. Если можете, поверьте на слово - ребята трудятся на совесть.

Кроме того, мы работаем над репозиционированием наших продуктов и поиском новых рыночных ниш. Например, наш Palm Centro, по сути, создал в Штатах новую категорию пользователей мобильных устройств - "социальный коммуникатор".

То есть за 99 долларов предлагается донельзя простой в использовании, симпатичный аппарат с QWERTY-клавиатурой, позволяющий общаться всеми возможными голосовыми и текстовыми способами. Мы, конечно, предполагали, что он будет успешен на рынке, но результаты продаж превзошли все ожидания. Достаточно сказать, что наши продажи в прошлом квартале были лучшими за всю историю компании.

А старые добрые КПК окончательно ушли в историю?

- И да, и нет. Мы будем продавать нынешние модели, пока на них будет существовать спрос - а он пока достаточно высок.

В то же время вряд ли будут вкладываться средства в разработку новых продуктов, потому что Palm сегодня сосредоточена на смартфонах и коммуникаторах, которые приносят компании основную долю прибыли.


По материалам "Компьютерры"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.