Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мобильные телефоны - причина "пробок"

АрхивMobilis
автор : Олег Нечай   14.01.2008

Американские учёные из Университета Юты выяснили, что использование мобильных телефонов в автомобиле способствует образованию дорожных "пробок".

Мобильные телефоны давно обвиняют в самых разных грехах - вряд ли кто-то не слышал о том, что карманная трубка якобы может вызвать опухоль головного мозга или послужить причиной автомобильной аварии. Американские учёные из Университета Юты добавили к этим "страшилкам" ещё одну: по их мнению, пользование мобильником за рулём автомобиля способствует образованию... дорожных "пробок".

Такой вывод содержится в докладе, подготовленным учёными из Университета Юты к очередному заседанию Совета по исследованию транспорта США, действующего в рамках Национальной академией инженерных наук и Института медицины США. Это заседание должно состояться в Вашингтоне 16 января.

Коллектив во главе с профессором психологии Дэвидом Стрейером и докторантом психологии Джоэлем Купером утверждает, что их исследование не только доказывает, что люди, разговаривающие за рулём по телефону, обладают замедленной реакцией и постепенно снижают скорость движения, но и что такие водители серьёзно тормозят весь транспортный поток в целом.

По словам Стрейера, дорога с работы вечером занимает больше времени из-за того, что многие при этом разговаривают по телефону. Именно телефонные беседы за рулём задерживают движение и заставляют вас опаздывать. При этом исследователи доказывают, что именно разговор, а не использование каких-либо технических средств - главная причина снижения скорости движения. При этом не имеет значения, разговариваете ли вы, держа трубку в руке или через систему "hands-free".

В рамках исследования был проведён эксперимент, в которым приняло участие тридцать шесть студентов Университета. Испытуемым было предложено "проехать" за рулём автомобильного симулятора L3 Communications PatrolSim, имитирующего Ford Crown Victoria с автоматической коробкой передач, шесть отрезков по 9,2 мили (около 15 километров) с низкой, средней и высокой интенсивностью движения и скоростными ограничениями до 40 и до 70 миль в час (от 64 до 113 км/ч). "Водителям" было дано указание соблюдать скоростной режим и подавать сигналы при смене полос; при этом было разрешено разговаривать по мобильному телефону через систему "hands-free".

Результаты оказались вполне ожидаемыми: водители, разговаривающие за рулём по телефону, ехали, в среднем, на 2-3% медленнее потока при средней и высокой интенсивности движения и меняли полосу движения на 20% реже своих молчаливых коллег. Кроме того, "болтуны" чаще пристраивались "в хвост" автомобилям, движущимся с небольшой скоростью. Единственное, что разговорчивые водители делали так же хорошо, как и "молчуны", - держали безопасное расстояние до впереди идущего автомобиля.

"Болтуны" заставляют общий поток притормаживать, по подсчётам специалистов, примерно на 5-10%, в результате чего водители вынуждены проводить за рулём, как минимум, 20 лишних часов. Более того, как показал проведённый эксперимент, молодые люди, разговаривающие за рулём по телефону, демонстрируют заметное снижение реакции - до такой степени, которая свойственна обычно пожилым людям. "Многозадачность" за рулём не работает: как отмечается в докладе, даже если человек смотрит на какой-то объект, он может его просто не увидеть, поскольку его внимание отвлечено разговором.

Как отмечают исследователи, мало кто придаёт особое значение небольшому торможению потока, однако, по подсчётам учёных, вызванные болтливостью водителей заторы обходятся среднему американцу в 13 долларов в час. Если умножить эту сумму на миллионы водителей, получится чудовищная сумма, просто вычёркиваемая из экономики страны. Только в США более 240 миллионов человек пользуются услугами беспроводной связи, причём порядка 73% признают, что разговаривают по телефону за рулём автомобиля.

Предыдущие исследования уже доказали, что водители, разговаривающие по телефону, в точности, как и пьяные водители, имеют в четыре раза больше шансов попасть в аварию с тяжёлыми последствиями, чем люди, предпочитающие молчать за рулём. "Болтуны" медленнее едут, медленнее реагируют на изменение обстановки на дороге, медленнее жмут на тормоза и медленнее набирают скорость после торможения.

Эти результаты исследования американских учёных прекрасно известны любому водителю - только по одной манере движения не составляет никакого труда распознать на дороге автомобиль, за рулём которого сидит человек, разговаривающий по телефону. Американцы лишь облекли эти наблюдения в научную форму.

К сожалению, нельзя просто вообще запретить разговаривать по телефону в автомобиле - такой запрет будет массово нарушаться, и пользы от него не будет. Вероятно, может сработать социальная реклама, в которой должно наглядно разъясняться, что разговоры за рулём вовсе не экономят время, как может показаться, а, напротив, отнимают его и повышают вероятность попасть в аварию. Длительность разговоров за рулём вполне можно свести к минимуму, и, возможно, это позволит хоть немного повысить скорость движения в захлестнувших все крупные города дорожных пробках.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.