Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Маленькие трагедии: о тех, кто выживает и побеждает на рынке мобильников. Часть II

АрхивMobilis
автор : Инджиев, Артур    28.05.2007

На фоне заката бизнеса некоторых грандов мобильной индустрии, нельзя не заметить и мощного притока в отрасль новых игроков, начавшегося ещё в 2003 году.

Новые игроки

Грандов мобильной индустрии, падение и, по сути, закат которых мы можем наблюдать, действительно жалко, да и сам факт неприятен, но на этом, пусть и несколько трагическом, фоне нельзя было не заметить и мощного притока в отрасль новых игроков, начавшегося ещё в 2003 году. Продолжается он и сейчас, причём идёт ускоренными темпами - буквально семимильными шагами. В этой связи взглянем на этих самых дебютантов и проанализируем их успехи.

Среди ряда компаний, вышедших на внешний "телефонный" рынок с 2003 года, наибольших успехов на российском поприще добилась, несомненно, корейская Pantech. Представительство в России было официально открыто в январе 2004 года. Появление же самой компании датировано 1991 годом, и поначалу её основным занятием было создание пейджеров. Но в рекордно короткие сроки Pantech встала на ноги, развилась и превратилась во всемирно признанного разработчика и производителя мобильных телефонов.

Основателем компании был обычный менеджер, организовавший своё дело, который так бы и работал на своей должности, если бы его телекоммуникационная фирма не разорилась. Уже в 2003-м компания была третьей по объёмам продаж в Юж ной Корее (15 процентов рынка) после компаний Samsung и LG, занимающих соответственно 50 и 20 процентов. Производитель планировал к концу 2004-го отвоевать три процента российского рынка, однако его планы оправдались не сразу: занять эту нишу Pantech смогла на полгода позже задуманного срока - лишь по итогам первой половины 2005-го.

Большую активность сейчас проявляет и китайско-английский бренд Fly. Он появился всего-то несколько лет назад - в августе 2003 года. Основной упор производитель делает на красоту и стиль; наверное, поэтому мы можем наблюдать преобладание изысканных аппаратов (круглые, квадратные, без цифровой клавиатуры) в линейках продукции компании. На сегодняшний день на российском рынке представлено более 20 моделей мобильных телефонов Fly.

Не очень быстро, но всё же выходит на российский рынок Voxtel, производитель, известный нам раннее по DECT-телефонам.

"Свои потребители у вышеперечисленных брендов будут всегда, - считает Татьяна Москалёва, PR-директор УК "Цифроград". - Это люди, желающие носить не то, что у всех. Эти производители предлагают интересные и нестандартные модели, но на объёмах их продаж сказывается недоверие покупателей к малоизвестным маркам. Поэтому ритейлеры, в основном, используют их как ассортиментные модели, не делая на них ставки. На наш взгляд, определённые перспективы есть у бренда Fly - за счет более низких, по сравнению с аналогами, цен".

Судя по всему, так же думает и Максим Савватин, аналитик компании iKS-Consulting. "Этим производителям действительно есть, что предложить, - говорит он, - но под гнётом ведущих игроков работать на рынке им становиться всё тяжелее. Новые модели, безусловно, появляются, и в том числе довольно интересные с дизайнерской точки зрения, например модели Haier. В любом случае эти производители занимают небольшую долю рынка".

В июне 2004 года заявил о себе российско-корейский бренд Enol, был открыт фирменный магазин, подписано несколько соглашений, однако модельный ряд и продажи товара этой компании оказались весьма скудными, а потому она прекратила свою деятельность в России.

Европейская компания Sagem (не относится к новичкам, но упомянуть стоит), несмотря на давнее присутствие на нашем рынке, не отличалась богатством ассортимента, однако в 2005 году она резко активизировалась и в её арсенале появилось несколько десятков моделей мобильных телефонов, причём некоторые из них довольно интересные. К сожалению, в 2006-м стал наблюдаться некоторый спад, отсутствие, за малым исключением, притока новых решений.

О деятельности всех других компаний, пытающихся покорить мобильный рынок, можно судить лишь по обновлению их модельного ряда, а таких, как компания Binatone, чьи аппараты в своё время произвели весьма неплохое впечатление, или Kenned, которую мы видели на "СвязьЭкспокомм-2004", или тех же VK Mobile, начавших для нас, по сути, "эру новичков", - по отсутствию такового. Причина в том, что для удовлетворительных финансовых показателей требуется немало усилий и средств, а кто не может выдержать конкуренции - вынуждены ретироваться, что частенько и происходит.

"Binatone, Kenned, Emol, Enol, VK… С большой долей вероятности, - считает Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной", - этих вендоров на нашем рынке мы больше не увидим: некоторая часть из них уже банкроты, остальные всё равно не выдержат конкуренции".

Отдельную группу "новичков" образуют японские гиганты цифровых технологий, такие как NEC, Sharp, Panasonic, работающие, в основном, на свой родной рынок, но всё же обозначающие интерес и к безнадежно устаревшему по японским меркам стандарту GSM. Например, Panasonic в 2005 году существенно активизировала свою деятельность, однако это не принесло желанных результатов, и уже в 2006-м компания заявила о прекращении поставок мобильных терминалов на российский рынок, поэтому вскоре аппараты фирмы Panasonic полностью исчезли с витрин магазинов салонов мобильной связи. Во многом это связано с заявлением компании, в котором говорится о бесперспективности производства мобильных телефонов второго поколения, то есть стандарта GSM, и изменении основных приоритетов - теперь основной упор в мобильном подразделении будет делаться на терминалы будущего, способные обеспечить большие скорости передачи данных.

"По этим маркам я думаю, - делится своим мнением Максим Савватин, аналитик компании iKS-Consulting, - что вряд ли они когда-то ещё вернутся на наш рынок, хотя возможно, конечно, их локальное проявление - например, в отдельных регионах страны".

Кроме того, группу присоединившихся в 2005 году образует большое количество китайских брендов: ВВК, уже известная нам своей недорогой аудио- и видеотехникой; TCL, которая предлагает свою продукцию ещё и под торговой маркой SkyVox; Emol, чья штаб-квартира была перенесена из Китая в Россию, а также компания Soutec, объявившая о выходе на российский рынок в марте 2005-го и представившая на выставке "СвязьЭкспокомм-2005" несколько моделей, но скоропостижно скончавшаяся в 2006-м. Вместо неё пришла компания Haier, уже успевшая представить потребителю несколько интересных решений (телефон-указка, смартфон на базе Linux, впоследствии всё же адаптированный под Windows Mobile, и др.).

В 2006 году попытку выйти на рынок предприняла российская компания Sitronics, она даже выпустила несколько интересных моделей под своим брендом. Однако, к сожалению, дальше этого не пошло: продажи идут очень вяло, причём несмотря на постоянные акции типа "красные цены".

"Предложение фирмы Sitronics оказались безуспешными по очень простой причине, - поясняет Татьяна Москалёва, PR-директор УК "Цифроград". - Так, правила вывода нового бренда на рынок одинаковы для всех - как для российских, так и для зарубежных марок. Поскольку не было создано ни интересного потребителю предложения, ни ассортимента, отсутствовала стратегия продвижения нового товара, политика работы с дистрибьюторами - ситуация и не могла повернуться по-другому".

"Кстати, даже если говорить вообще о возможности появления российской компании, занимающейся выпуском телефонов, то мне это кажется весьма призрачным будущим, - заявляет Сергей Савин, ведущий аналитик консалтинговой компании J’son & Partners. - Мы не можем конкурировать с Китаем; дополнительный фактор - таможенные сборы на электронные компоненты (а всё делать в России пока просто невозможно) равны аналогичным затратам на готовые продукты. Второй фактор - невозможность конкурировать напрямую с лидерами рынка, глобальными компаниями, давно представленными на рынке".

Своим мнением относительно сложности выхода нового производителя на российский рынок поделилась Надежда Винникова, пресс-секретарь ГК DIXIS. "В первую очередь, предложение должно быть конкурентоспособно, - говорит она. - Производителю следует предложить инновационное или хотя бы удачное решение, как в функциональном плане, так и с точки зрения дизайна. Залогом успеха при выходе брендов на новые рынки также является активное, грамотно выстроенное продвижение. Среди российских потребителей обязательно найдутся те, кто не привязан к какой-то определённой марке телефона и отдаст, в силу разных причин (оригинального дизайна, более низкой цены и пр.), предпочтение новым производителям. Вот только информацию об этих новинках необходимо внятно донести до покупателя и, если можно так сказать, убедить в необходимости покупки аппаратов именно этих марок. Кроме того, далеко не последнюю роль играют правильно выстроенные взаимоотношения производителей с дилерскими сетями".

Итак, сделаем выводы. Возросшая экспансия мобильных компаний на телекоммуникационном рынке нам, рядовым потребителям, играет только на руку. У нас появляется большой выбор, а вследствие роста конкуренции, по идее, должно максимально улучшаться качество товара, стабилизироваться цены. Отмирание же некоторых новичков - дело неминуемое, останутся только лучшие, ведь даже старички уходят с рынка, сетуя на те или иные обстоятельства.

Тенденции и перспективы

"Говоря о тенденциях, которые демонстрирует в настоящее время рынок мобильных телефонов, стоит отметить следующие, - рассказывает Надежда Винникова, пресс-секретарь ГК DIXIS. - Всё больший упор делается на имиджевую составляющую продукта. Производители соревнуются друг с другом в выпуске максимально оригинальных и необычных мобильных решений - играют с цветом, формой, материалом, привлекают дизайнеров с мировыми именами (Prada, D&G, Giambattista Valli) и пр. При этом перед производителями постепенно, с дальнейшим расширением функционала, встаёт проблема сохранения миниатюрности и компактности мобильных устройств с учётом максимального функционального наполнения. Отсюда появление практически во всех линейках производителей "слим-серий", основную часть которых составляют изящные, миниатюрные и одновременно функционально насыщенные телефоны.

Следующая тенденция, которая всё более отчётливо проявляется в последнее время, - это явное расслоение мобильных телефонов по группам - для любителей музыки, для любителей спорта, для деловых людей и пр.

Кроме того, поскольку не за горами появление в России сетей 3G, стоит ожидать обновления модельного ряда производителей за счёт трубок с поддержкой этого поколения связи. Как правило, эти модели обладают расширенными функциональными возможностями - большим объёмом памяти, многомегапиксельной камерой, более качественным плеером и прочим".

Аналогичной точки зрения придерживается и Максим Савватин, аналитик компании iKSConsulting. Правда, объясняет ситуацию он несколько иначе. "На данный момент рынок уже насыщен, - заключает Максим, - а потому дальнейшие продажи будут складываться в основном из телефонов, которые приобретаются на замену устаревшему концепту. Драйвером к росту может послужить внедрение стандартов третьего поколения в РФ. Этот факт может несколько увеличить общие продажи "трубок" в среднесрочной перспективе".

Общая картина вроде бы понятна. Но, конечно, хотелось бы конкретики, особенно относительно состояния нынешних лидеров сегмента. Предметно разобраться с ситуацией нам помогли другие наши собеседники-эксперты, среди которых, кстати, по некоторым вопросам развернулась настоящая полемика.

По мнению Сергея Савина, ведущего аналитика консалтинговой компании J’son & Partners, "конкуренция между вендорами в ближайшее время будет только обостряться, и её исход зависит исключительно от эффективности выбранной стратегии и продуктов компании. Если предложить рынку что-то "революционное", то это сможет привлечь определенный интерес к производителю, но всё равно потенциал довольно ограничен".

"Уже в скором времени, - говорит Маргарита Зобнина, старший аналитик компании iKS-Consulting, - предвидится увеличение доли крупных вендоров; у остальных игроков если что-то и останется, то разве что небольшие дольки. Ведь расширение функционала терминалов требует значительных инвестиций в разработки, соответственно, в этом сегменте будут безоговорочно доминировать крупные игроки. При этом сторонние компании (та же Apple) будут выходить в отдельные сегменты".

Более или менее солидарен с Маргаритой и её коллега по работе Максим Савватин. "Безусловно, продолжится вытеснение более мелких игроков рынка, - прогнозирует он. - Топ 5 лидеров продолжит усиливать свои позиции за счёт больших инвестиций в развитие новых технологий и производства более совершенных моделей, а также несоизмеримых рекламных бюджетов и уже завоёванной репутации у потребителей. Предполагаю, что в недалёкой перспективе (2-3 года) рынок покинет ещё несколько игроков второго и третьего эшелона".

У Татьяны Москалёвой, PR-директора УК "Цифроград", чуть иные взгляды. "В первую очередь, - считает она, - следует ожидать укрепления позиций "большой четверки": Nokia, Samsung, Sony Ericsson и Motorola. Пока ничто не предвещает её изменений по составу, хотя перераспределение долей внутри неё вполне возможно. Вполне вероятны также какие-то альянсы и консолидация этого рынка, а также уход мелких производителей, не имеющих своих сегментов и ниш".

Что интересно, не совсем разделяет предыдущее мнение Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной". По её мнению, Motorola в скором времени безвозвратно потеряет позиции одного из лидеров. "Большая тройка (Nokia, Samsung, Sony Ericsson), - говорит она, - займёт 90% рынка, остальные 10% поделят между собой Sagem, Philips, Fly, LG, Motorola и производители смартфонов - HTC, E-ten".

Так или иначе, но подобную позицию относительно будущего американского производителя на российском рынке занимает и Сергей Савин, ведущий аналитик консалтинговой компании J’son & Partners. "На текущий момент, к сожалению, у компании Motorola не очень хорошие позиции на российском рынке, - поясняет он, - с той точки зрения, что в настоящее время пользователи сотовой связи, меняя свои телефоны, отдают предпочтения более дорогим аппаратам. В то время как текущие продажи компании Motorola во многом формируются за счет низкобюджетных телефонов - модели, которая могла бы произвести эффект аналогичный модели RAZR, у этого производителя сейчас нет".


По материалам "Компьютерры"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.