Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мобильные впечатления от CeBIT 2007

АрхивMobilis
автор : Сергей Вильянов   13.04.2007

В этом году абсолютное большинство "презентуемых" на выставке продуктов уже были знакомы прессе по релизам и даже сэмплам, и потому у журналистов, по привычке приехавшиx за новостными поводами, в первые дни выставки были довольно ошарашенные лица.

Давным-давно, ещё лет шесть назад, выставка CeBIT (Centrum für Büro und Informationstechnik) была местом, где все производители высокотехнологичной техники наперебой представляли свои мега-новинки. Но времена менялись и сменились в конец, как правильно написал о ситуации в IT-индустрии Сергей Чиграков в песне "Такие дела". С новинками на CeBIT было туговато уже в 2005-м, не говоря уж о прошлом годе. В этом же абсолютное большинство "презентуемых" продуктов уже были знакомы прессе по релизам и даже сэмплам, и потому у журналистов, по привычке приехавшиx за новостными поводами, в первые дни выставки были довольно ошарашенные лица.

Как, впрочем, и у меня самого. Но, поняв, что никто за мной бегать, чтобы рассказать о секретной революции в индустрии, не будет, я стал заходить на все стенды подряд и разговаривать, разговаривать, разговаривать… Правда, иногда общение оказывалось довольно коротким и малорезультативным - причём, не по моей вине. Помните, как в начале года бренды один за другим стали отказываться от участия в CeBIT? Ушли Apple, Nokia, Lenovo, Motorola, но площади, заранее отведённые под их павильоны, тут же по кусочкам расхватали шустрые китайцы, которые привезли в Ганновер груду своих поделок.

Среди последних попадались и весьма занимательные, но вот беда - людей на свои стенды китайские компании, скорее всего, набирали прямо на шанхайских и пекинских вещевых рынках. Подходишь, представляешься, слышишь в ответ радостное "хеле". Начинаешь задавать вопросы, но собеседник, не переставая улыбаться, обрывает тебя на полуслове, преданно заглядывает в глаза и проникновенно спрашивает: "Прайс?" Далее обнаруживается, что других слов на капиталистическом наречии засланец из Поднебесной пока не выучил, и, сжимая в руках какую-то серую бумажку, ты удаляешься, ещё раз насладившись словом "хеле" и небезупречной улыбкой хозяина стенда.

Чего при таких талантах можно наторговать - непонятно, но, наверное, китайцы решили брать нас числом и ценами. Надо было видеть, сколько всяких USB-флэшек, аксессуаров для iPod, копий iPod, мобильников и всяких приблуд для них привезли на CeBIT наши жёлтокожие братья. Причём, если россияне жаловались на зверства таможни, не позволившей ввезти даже некоторые экспонаты, то на китайцев эти ограничения, казалось, не действовали вообще. Наверное, немецкие чиновники, заглянув в первую же коробку, ужаснулись масштабам ожидающей их работы и пропустили всю китайскую продукцию гуртом.

Шутки-шутками, но "брендовым" производителям всего вышеперечисленного приходится несладко. Например, показали мне на стенде Kingmax флэшку Super Stick, чрезвычайно маленькую и изящную, снабдив её комментарием, что, дескать, "нигде кроме", чудо техники, все дела. Обрадованный свалившемуся эксклюзиву, я прошел метров пять и вдруг понял, что сенсации не будет: на первом же китайском стенде-развале обнаружились точно такие же флэшки, разве что без звучного названия. Китайских мобильников на CeBIT тоже хватало, правда, до попыток полного копирования продукции известных брендов, наблюдаемых на плеерном рынке, здесь пока дело не дошло. Нет, попадались, конечно, разные вариации на тему Motorola RAZR, но в основной массе мобильники из Поднебесной отличаются своим характерным дизайном. Техническими характеристиками они не блещут (особенно экраны хромают), но в бюджетном сегменте китайцы уже сейчас могут дать бой хоть Nokia, хоть Motorola. Особенно с учётом того, что свой труд они ценят ой как недорого.

К сожалению, всерьёз потестировать безымянные китайские телефончики на выставке не удалось, но не без удивления приходится отметить, что большинство из них сделаны весьма качественно (особенно это заметно по механизму доводки моделей в корпусе типа "слайдер"), удобно лежат в руке и снабжены понятным нормальному человеку меню. А ещё китайские фирмешки совершенно не держатся за свои, с позволения сказать, бренды, так что российские бизнесмены, задумывающиеся о подарках для клиентов, запросто могут заказать телефоны с гордым "Мордовский спирт" на лицевой панели из воронёной стали. Кстати, насчёт последнего я не шучу: приятно холодящий руку металлический корпус оказался отличительной особенностью даже самых простеньких "китайцев". Остаётся надеяться, что в Поднебесной поставят на поток производство дешевеньких смартфонов с Windows Mobile на борту. Что-нибудь скромное с QWERTY-клавиатурой, VGA-экраном и GPS-навигатором я бы купил прямо завтра. Долларов, скажем, за двести.

С вашего позволения, я не буду подробно останавливаться на продукции мобильных брендов первого эшелона, потому что о большинстве аппаратов, представленных на CeBIT, мы или уже писали, или напишем в самое ближайшее время. Упомяну лишь продукцию австрийской компании Emporia - эдакие здоровенные "кирпичи" с огромными кнопками, чёрно-белыми экранами и самым простым меню, которое я когда-либо видел. Нет, это был не ретроспективный показ экспозиции CeBIT образца пятнадцатилетней давности. Просто прогресс-прогрессом, но не все пользователи "от пятидесяти и старше" могут разобраться в чудесах техники. Вот для них-то и сделаны телефоны Emporia, где всё большое, простое и хорошо читаемое, а сигнал вызова пронзительно громкий. На тот же случай, если очередная беседа окажется слишком волнующей, на задней стороне аппаратов предусмотрена здоровенная красная кнопка, одним нажатием которой можно вызвать скорую.

В путь-дорогу

Производители мобильных компьютеров пока относятся к CeBIT достаточно серьёзно. Так, на выставке можно было живьём увидеть Samsung Q1 Ultra - маленький и весьма симпатичный планшетный субноутбук. Новая реинкарнация обзавелась двумя камерами и - ура! - настоящей, а не виртуальной клавиатурой, так что теперь на корейской машинке можно нормально набирать тексты и общаться в разных мессенджерах. Только вот непонятно, насколько долго можно наслаждаться этими процессами: на вопрос о продолжительности работы от аккумулятора корейские девушки на стенде отвечали уклончиво. Точнее, улыбались и строили глазки. Так что ждем финальных версий новой "ультры".

На стенде любимой Илюшей Щуровым компании Red Hat показывали тот самый стодолларовый ноутбук, который на практике стоит три или четыре сотни. Попытки залезть внутрь не поощрялись, так что точную конфигурацию машинки назвать не могу. Но её корпус из грязновато-белого пластика выглядит действительно очень дёшево - наверное, чтобы владелец не зазнавался. А в MSI, напротив, решили сделать внешность ноутбуков максимально дорогой и продемонстрировали на CeBIT несколько моделей, украшенных кристаллами Swarovski. О знакомстве с одной из них, MSI M677, недавно писал Олег Волошин, а вот вторая, S300 Crystal, к нам ещё не доехала. В этом небольшом ноутбуке с диагональю экрана 13,3 дюйма уместился не только мультиформатный DVD-рекордер, но и четыре неплохо звучащих динамика - по крайней мере, мне раньше не приходилось слышать столь сочного голоса у таких малюток. Понятное дело, S300 полностью совместим с Windows Vista, включая 64-битную реинкарнацию последней.

Некоторые стенды были такими большими, что посетителям приходилось использовать для перемещения по ним специальные транспортные средства.

Что же касается самих кристаллов… Выглядят они очень кра- сиво, особенно в сочетании с чёрным глянцем корпуса. Возможно, особой практичностью тут не пахнет, однако мы все помним, как "выстрелил" телефон LG Chocolate, удивлявший (и раздражавший) многих своей необычной внешностью при вполне стандартной электронной начинке. Теперь Chocolate уже вовсю клонируют китайцы, а высшего признания для техники и придумать нельзя. Может быть, кристаллы Swarovski враз и не сделают MSI лидером рынка ноутбуков (или, по крайней мере, законодателем мод), но у меня нет ни малейших сомнений, что при выборе подарка для дам многие мужчины вынуждены будут остановиться на одной из версий S300. Потому что ноутбуков-то много, а этот - "красивенький, хочу-хочу-хочу!" Опять же розничная цена симпатичная: не какие-нибудь раздражающие $1999, а красивые и таинственные $1717.

Компания MSI оказалась смелее многих и показала на своем стенде ещё не анонсированные видеоускорители nVidia для ноутбуков. Правда, не уточнив, какие именно.

Самим мужчинам MSI показывала сэмплы будуших мобильных видеокарт GeForce 8600 для своих (и, подозреваю, не только) ноутбуков с дискретной графикой. Что интересно, на стенде будущие мечты геймеров висели вообще без опознавательных знаков, но специально обученный сотрудник компании с удовольствием растолковывал, что это такое и зачем нужно.

Чудо китайской мысли: универсальный зарядник, готовый к общению с "99 процентами" существующий литиевых аккумуляторов.

И ещё об одной радости для мобильных людей, вне зависимости от пола. В каждую поездку нам приходится брать несколько зарядных устройств, и, забыв даже одно из них, приходится испытывать немалый дискомфорт. Так вот, на стенде другой тайваньской компании, IUC, показывали универсальный зарядник, который, по заверениям производителя, совместим с 99% всех литиевых батарей в мире. Достигается это без участия традиционного супернабора переходников: просто из недр Universal Charger'а (действительно, зачем мудрить с названием?) торчат восемь штырьков, часть которых волшебным образом ложится на контакты батарей мобильных телефонов, фотоаппаратов и прочей мелочи. Я проверил всё, что с собой было (камеру Nikon D70, КПК Acer n311, телефон Motorola L7e) - подошло! Для пущей надёжности у Charger'а есть встроенный диод, показывающий, готов он продолжать работу с батареей, или механическая совместимость ещё ничего не значит. IUC заверяет, что с напряжением проблем не будет, равно как и с полярностью батарей - всё это их зарядник подбирает автоматически. Скажу честно - очень захотелось заиметь такую машинку в хозяйстве. Правда, в России он пока не продаётся, но, как доберётся, будет стоить около 40 долларов.

Время - деньги

Отсутствие известных производителей мобильников (за исключением Samsung и Sony Ericsson, никто не приехал) в меру возможностей пытались скрасить главные европейские операторы связи: TMobile, O2 и Vodafone. Судя по размерам и роскоши развернутых ими стендов (а то и построенных павильонов, как у Vodafone), операторский бизнес в Европе идет недурно, вопреки жалобам на затоваривание рынка. Нелегко, конечно, расти рекордными темпами, когда в Германии уровень проникновения мобильной связи достиг 103 процентов, а в Великобритании - аж 115. Но при этом стоит помнить, что и цена услуг в Европе заметно выше, чем в России и азиатских странах. К примеру, подключившись по одному из любимых россиянами тарифов без абонентской платы, за SMS придётся заплатить порядка 19 центов, и не американских, а европейских. Минута местного вызова днём стоит около 60 евроцентов, а за то же время общения с другом из другого немецкого города можно отдать и все полтора евро. Конечно, на тарифах с абонентской платой общение обходится подешевле, но…

Не от плохой же жизни европейские операторы так развернулись на CeBIT. Кстати, развитие сетей третьего поколения в Германии идет ни шатко ни валко: рациональные немцы не могут понять, почему им предлагают платить за обычную связь больше прежнего, уговаривая в нагрузку докупить сомнительный набор дополнительных сервисов, причём, что самое странное, совсем недёшево.

На стендах европейских операторов мобильной связи и стар, и млад раздумывали о том, хотят ли они платить за приобщение к услугам будущего.

Собственно, ради того, чтобы ещё раз попытаться убедить всю Европу в необходимости мобильного телевидения, видеозвонков, разнообразных VAS и высокоскоростного интернета в телефоне, операторы и строили гигантские стенды. Не факт, что посетители CeBIT всему поверили, но, по крайней мере, всем было весело, потому что операторы щедрее всех раздавали мелкие сувениры и проводили конкурсы с более ощутимыми призами. Например, только T-Mobile разыграла дикое количество футбольных мячей со своей символикой.

Я же не стал бороться за мячик, а вместо этого прорвался в пресс-центр и, выловив там Майку-Александра Стангеберга (Maika-Alexander Stangenberg) с интересной должностью "говорун" (spokesperson), стал расспрашивать его о прибыльности prepaid-тарифов. Дело в том, что в офисах продаж европейских операторов можно купить вполне приличные мобильники с SIM-картой в комплекте, и обойдутся они в полтора-два раза дешевле, чем в России. Я спросил: "Не в убыток ли торгуете, уважаемые?" - "Нет, - ответил Майка-Александр. - У нас примерно половина абонентов сидит на prepaid и приносит компании неплохие прибыли. Ведь телефоны-то "залоченные", и симку другого оператора в них вставлять бесполезно, всё равно не заработают". Интересуюсь, мол, неужели законопослушные немцы не знают, что блокировка легко снимается, причём зачастую даже без визита к какому-нибудь ганноверскому левше? На это Майка ничего не сказал, лишь опровергнув мое предположение о противозаконности (по немецким меркам) замены "прошивки" на свободную от ненужных комплексов.

Мой собеседник также не смог объяснить, почему российские операторы до сих пор не продают "бандлы" - по его словам, никаких подводных камней у этого бизнеса нет, и у него нет ни единой мысли на предмет поведения россиян. Посоветовал спросить у них самих, что я и сделаю в ближайшее время.

И в заключение - о прекрасном. Общеизвестно, что лучший способ заманить потребителя к себе на стенд - это поставить на нём максимально раздетую и по возможности красивую девушку. Ещё лучше - двух. А если их нагнать штук пять, на стенд сбегутся все фоторепортёры с телеоператорами, и девушки грудью проложат путь компании в ведущие мировые СМИ. Традиция выпускать обнажённых моделей живет на CeBIT давно: в столовой для журналистов я обнаружил древнюю, ещё чёрно-белую фотографию процесса раскраски одной из них под нужды компании Iomega. Увы! В 2007 году публичную наготу то ли запретили сверху, то ли сами организаторы выставки решили не заманивать на неё толпы мальчиков, находящихся в разных стадиях пубертатного периода. Немногочисленные же "модели" в купальниках были настолько страшны, что названия стендов, возле которых они паслись, хотелось поскорее забыть.

И только бельгийская компания Memory Corp, героически проигнорировав все запреты, каждый день раскрашивала на своём стенде девушку с удивительно красивыми… глазами. Будьте уверены, что народу там толпилось в разы больше, чем у любого другого производителя флэшек и модулей памяти.

Безумству храбрых поём мы славу! Memory Corp проигнорировала запреты и показала на стенде девушку в правильном костюме.

В общем, несмотря на полное отсутствие сенсаций из области гаджетов или мобильной связи, CeBIT 2007 позволил оценить масштабы китайской экспансии, увидеть многие устройства из пресс-релизов живьём и познакомиться с людьми, переписка с которыми у меня продолжается годами.

Эта статья ни в коем случае не закрывает тему CeBIT на "Терралабе" - напротив, теперь наступает самая горячая пора расшифровки взятых интервью, заказа новых устройств на тест, рассылки писем неизвестным обладателям визиток на интересных стендах… А о том, что следующий CeBIT может пройти в Санкт-Петербурге, я вам, чур, не говорил.


По материалам "Компьютерры"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.