Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Электронный штурман. Система спутниковой навигации PocketGPS Pro

АрхивMobilis
автор : Сергей Бучин   16.07.2003

Следить по бумажной карте за маршрутом, по местности — за указателями и названиями улиц или населенных пунктов, и одновременно управлять автомобилем тяжело. К счастью, PockeyGPS Pro решает эту проблему.

У меня, как у каждого уважающего себя водителя, в машине есть карты Москвы и области. Разумеется, я ими довольно часто пользуюсь — знать всю Москву, по-моему, просто невозможно, не говоря уж о регионе с его сусанинскими тропами. В  общем-то, меня в этих картах устраивает все, кроме, пожалуй, одной вещи — иногда определить свое текущее местоположение и сверить его с картой весьма тяжело. Ну и, пожалуй, есть еще один негативный момент — следить за указателями и названиями улиц, или за километровыми столбами и названиями населенных пунктов, и одновременно управлять автомобилем и наблюдать за тем… водителем на желтой копейке, который опять норовит перестроиться точно в бок моей машине, весьма тяжело. Начинающий же водитель вообще не сможет справиться с двумя функциями (штурманской и водительской) сразу — ему бы одну освоить, и то хорошо.

А вспомните, что обычно делает начинающий водитель, когда понимает, что проехал нужный поворот. Он, как правило, резко снижает скорость, и начинает метаться по рядам в поисках поворота или разворота, чем, разумеется, не добавляет спокойствия другим водителям и скорости — потоку.

В Японии, Германии и других развитых странах проблема ориентирования на местности решена уже очень давно — там во многих машинах имеются серийные системы спутниковой навигации, а соответствующие местности карты всегда можно запросить в центре поддержки. У нас же центров поддержки нет, с хорошими картами — проблемы, да и «пионеры», завидев у вас в салоне интересный и красивый экран, с большой долей вероятности проявят в ваше отсутствие повышенный интерес к содержимому вашей машины.

Однако цивилизация начинает проникать и к нам. Компания «МакЦентр» начала продажи программно-аппаратного комплекса PocketGPS Pro (www.pocketgps.ru) Состоит он из трех вещей: собственно программы Pocket GPS Pro на 64-мегабайтной флэш-карте, КПК с ОС Pocket PC, Pocket PC2002 или Pocket PC2003, и GPS-приемника, который к этому КПК подключается. Мне достался комплект с КПК Compaq 3970, и, с вашего разрешения, я не буду описывать сам КПК, тем более что статей, посвященных КПК Compaq, на нашем сайте уже предостаточно, а программа PocketGPS Pro может работать с разными карманниками, включая даже самые бюджетные, вроде Mitac Mio 338. Список поддерживаемых КПК  достаточно велик — смотрите соответствующую таблицу.

Совместимые с POcketGPS Pro карманные компьютеры

Pocket PC

Pocket PC 2002

Pocket PC 2003

Compaq iPAQ 3630
Compaq iPAQ 3660

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Acer N10
Asus MyPal A600
Casio Cassiopeia E-200
Compaq iPAQ 3760
Compaq iPAQ 3850
Compaq iPAQ 3870
Compaq iPAQ 3950
Compaq iPAQ 3970
Dell Axim X5
ETEN P600 Series
ETEN P603 Series
Fujitsu-Siemens LOOX 600
HP iPAQ 1910
HP iPAQ 1915
HP iPAQ 5450
HP iPAQ 5455
HP Jornada 565
HP Jornada 568
Mitac Mio 338
Mitac Mio 528
Mitac Mio 728
Nec Mobile Pro 300
O2 XDA
Qtek 1010
Rover P3
Rover P5
Siemens SX56
ViewSonic V35

Compaq iPAQ 3850
Compaq iPAQ 3870
Compaq iPAQ 3950
Compaq iPAQ 3970
HP iPAQ 5450
HP iPAQ 5455
HP iPAQ 2210

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Плюс такого решения очевиден — во-первых, КПК можно использовать для других целей, и таким образом, включать его стоимость в стоимость системы навигации будет не совсем верно. В свободное от езды на автомобиле время вы можете использовать его по прямому назначению, так что, если у вас уже есть КПК, то дополнительных расходов не будет. Кроме того, КПК сложно вытащить из салона автомобиля по той причине, что он там не будет оставаться, и привлекать внимание салонных воришек. Вы просто отключаете его от системы, и уносите с собой.

GPS-приемник.

Вторая «железная» составляющая — это GPS-приемник. Он также может быть любым, главное, чтобы он подходил к вашему КПК. Самый бюджетный вариант — приемник Sapphire — обойдется вам в 190 долларов. Магнитную антенну приемника вы можете расположить на крыше автомобиля, питается же он от прикуривателя. Теоретически, существует возможность поставить антенну даже перед лобовым стеклом, но лучше этого не делать — сектор обзора в этом случае получается весьма узким, и приемник будет постоянно терять спутники из виду. Поставить же и демонтировать антенну с крыши не очень сложно, и единственная проблема, которую придется решить — куда деть провода, которые будут путаться под руками и ногами, а также болтаться перед лицом водителя. В случае долгой неохраняемой стоянки антенна убирается в бардачок, и также перестает  привлекать к себе нездоровое внимание. Так что одна проблема — сохранности имущества — компанией «МакЦентр» решена полностью.

Самая же интересная часть комплекса — это, понятное дело, программа PocketGPS Pro. Стоит софт 119 долларов вместе с 64-мегабайтной картой памяти, и включает в себя подробную карту Москвы и Московской области с номерами домов (только в Москве, в области номеров домов нет), станциями метро, схемами развязок, и разными интересными объектами вроде заправок автомобильным или человеческим топливом. Разумеется, ваше местоположение накладывается на карту, и вы всегда видите, где вы находитесь, и куда едете. Таким образом, исчезает главный недостаток (если можно так выразиться) карт — вы всегда знаете, в каком месте карты вы находитесь.

Карта занимает весь экран, за исключением небольших кнопок управления вверху и внизу экрана, которые ориентироваться никак не мешают. Масштаб меняется в пределах 1:500 – 1:7400000.

Аппаратные требования программы

Карманный компьютер класса Pocket PC или Pocket PC 2002
• процессор ARM или совместимый
• слот расширения для SD, MMC или CF карты
• не менее 20 MB свободной памяти программ

GPS приемник (NMEA 0183, 4800 baud)
Кабели для соединения и питания GPS приемника и КПК класса Pocket PC

Карта занимает весь экран КПК.

Точность карты Москвы сомнений не вызывает. Совмещение ее с GPS-координатами также выполнено идеально — местоположение на карте всегда соответствует реальному, ни одной несуществующей улицы, равно как и непоказанной существующей, мне найти не удалось. А вот карта области не так точна. Во-первых, на ней отмечены многие дороги, которых уже давно не существует, а также дороги, которых никогда не существовало, и во-вторых, ее совмещение с GPS оставляет желать лучшего. Моя машина, как и большинство машин в мире, не умеет плавать и летать, однако я несколько раз обнаруживал, что еду или по водной глади, или вообще по крышам домов. И если при движении по трассе вы прекрасно осознаете, где вы находитесь, так как трасса чаще всего одна, то в подмосковных городах такое смещение может быть более неприятным — вы, например, можете, поверив карте, искренне считать, что находитесь на одной улице, а реально находиться через две улицы от нее. Я не хочу сказать, что так происходит всегда, однако, например, для города Раменское характерно небольшое смещение карты на север, так, что ваша машина всегда будет отображаться примерно на 200 метров южнее реального ее местоположения.

Движение по карте без прокладки маршрута.


Я специально объехал всю Московскую область по кольцевому шоссе А107, и очень часто отмечал, что PocketGPS Pro считает, что я еду по лесам и болотам. Разработчики программы обещают, что картографическая часть будет обновляться раз в три месяца, и остается только надеяться, что с каждым обновлением карта области будет все более точной. Потому что ориентироваться по ней сейчас можно лишь с приличной поправкой на точность как карты, так и позиционирования.

Движение по маршруту.

Но все это — и карты, и GPS — мы уже, в общем-то, видели в огромном количестве разных GPS-навигаторов. Главное в системе PocketGPS Pro совсем не это. Главное — то, что она может от начала до конца выполнять функции штурмана. Тут все просто — текущее ваше расположение системе известно, а желаемое вы указываете, ткнув стилусом в соответствующее место на карте. После этого система на несколько секунд задумывается, и отмечает маршрут, по которому она собирается вас туда провести. Дальше вам остается лишь слушать приятный женский голос, который будет сообщать вам о том, что через 200 метров вас ждет поворот направо, крутой поворот направо, разворот, или вам просто нужно будет взять левее. Карта векторная, и поэтому системе легко анализировать дорогу. Однако, тут кроется первый недостаток системы — любое искривление дороги больше, скажем, 35 градусов система считает поворотом, если оно меньше — то вы услышите просто «Возьмите левее», а если искривление совсем небольшое — то вообще не получите никаких предупреждений. А теперь представьте себе, скажем, Таганскую площадь. Вы приехали к ней по Марксисткой улице, а нужно вам, к примеру, на Старую площадь. На Таганке висят знаки: с некоторых полос движение прямо, с некоторых — направо. Не услышав ничего от системы, вы поедете прямо,  в то время как система хотела, чтобы вы поехали на Верхнюю Радищевскую, то есть почти направо. Иными словами, на перекрестках с большим числом разветвлений, угол между которыми невелик, смотреть на экран все-таки нужно, иначе вы приедете туда, куда хотели, существенно позже, чем ожидали.

«Вы ушли с маршрута».

Кстати, случай, когда вы проехали нужный поворот, тоже предусмотрен создателями PocketGPS Pro. Давить  и судорожно искать место для остановки не нужно. Как только вы уйдете от линии маршрута на расстояние, превышающее ширину задаваемого вами коридора, система сообщит вам: «Вы ушли с маршрута» и покажет направление для того, чтобы на него вернуться, а через несколько секунд перестроит его с учетом вашего текущего местоположения. Конечно, иногда она предлагает просто развернуться посреди улицы (совершив тем самым правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью третьей статьи 12.15 КоАП РФ — это вам потом скажет сотрудник ДПС) , и ехать назад, но бывает такое редко — при наличии других путей возврата к старому маршруту она все же укажет вам их, а если таковых нет, но вы отъехали от старой нитки уже приличное расстояние, построит принципиально иной маршрут. Правда, иной раз при достаточно высокой скорости движения и большом числе мелких боковых улочек система просто не успевает перестроиться, и говорит вам о новом маршруте уже тогда, когда вы проехали нужный для того, чтобы попасть на него, поворот, но это неизбежное зло, связанное, во-первых, с тем, что не очень быстрому КПК приходится обрабатывать приличные объемы данных, а во-вторых, с тем, что данные о вашем местоположении уже успевают слегка устареть к моменту их поступления в КПК.

PocketGPS Pro известны основные развороты на, скажем, Садовом кольце и крупных магистралях, также известны принципы движения по многим крупным развязкам, но вот о существовании одностороннего движения на многих улочках система не знает, и периодически, особенно при прокладывании маршрутов по центру города, делает их заведомо нереальными. Правда, в инструкции к PocketGPS Pro сказано, что перед выполнением маневра, предложенного программой, необходимо оценить его с точки зрения правил дорожного движения и дорожной обстановки, однако водителю-новичку, который случайно проедет по совету PocketGPS под кирпич и тут же будет оштрафован, или, что того хуже, попадет в ДТП, от этого будет не легче. Опять-таки вся надежда на более новые версии системы, которые, как обещают, будут появляться все чаще, и будут оснащаться новыми функциями. В следующей версии системы, 1.2, например, обещается прокладка маршрута с учетом актуальной дорожной обстановки. А версии 1.1 можно простить многое — просто за ее маленький номер.

С областью — другие проблемы. Движение там чаще всего менее интенсивное, чем в Москве, и даже проезд под «кирпич» часто ничем особенным не грозит. Однако, то, что на карте области есть довольно большое количество сусанинских троп, обозначенных как дороги, а также несуществующие в реальности мосты и переезды, приводит иногда к не очень веселым ситуациям. Например, при прокладке маршрута из Люберец в Раменское вам с большой долей вероятности будет предложено переехать железную дорогу…по пешеходному настилу у платформы 42 км. И это при наличии рядом нормального путепровода. Мало того, на пути к этому самому настилу вам придется также переехать по пешеходному мосту ручей. Понятно, что это — мелкие ошибки составителей карты, принявших на фотографии переход за переезд, а пешеходный мост — за автомобильный, но эти мелкие ошибки способны сильно осложнить передвижение по и так не самым качественным дорогам Московской области. Думаю, что проехав полчасика по раздолбанной грунтовке, и упершись фарами в узкий пешеходный мост, вы охарактеризуете составителей карты простыми и понятными словами, и хорошо, что они вас в этот момент не услышат. Потом вы приедете домой, и напишете цивилизованным языком цивилизованное же письмо с указанием обнаруженных неточностей, и велика вероятность, что вас услышат — потому, что разработчики системы живут и работают в Москве, то есть рядом с вами. И через три месяца получите новую версию карты. Хорошо бы, так все и было.

Какими критериями руководствуется система при выборе маршрута — неизвестно, однако она точно учитывает значимость трасс. По автомагистрали можно ехать быстрее и легче, чем по городской дороге. Логично. И в Москве при наличии пути, затрагивающего, скажем, третье кольцо именно он и будет выбран. Конечно, когда речь заходит о просто улицах, и узких переулках, система придает величине дороги уже не столь большое значение, и маршрут по центру вполне может быть проложен по переулкам. И иногда это правильно.

В области часто маленькие дороги внезапно становятся большими, а большие — автомагистралями, но про неточность областной карты мы уже говорили, и повторяться нет смысла.

Еще одна функция системы — поиск объектов, причем не только банальных домов по их адресу, но и, например, ближайших заправок или кафе. Тут претензий к PocketGPS Pro никаких: база объектов большая, и ближайшие к вам она находит замечательно. Очень полезная функция.

Ну вот, пожалуй, и все то, что можно сказать о PocketGPS Pro. Выполняет система свою задачу, или нет? Лично я считаю, что точно выполняет. Да, не без огрехов, да, еще есть над чем работать, однако система работоспособна, и навредить водителю, особенно если у него самого есть голова на плечах и он следит за знаками, вряд ли способна. А вот помочь — очень даже. Одно дело — прокладывать маршрут самому по разным листам атласа, судорожно перелистывая их на светофоре, и совсем другое — изредка поглядывать на экран, где карта будет смещаться, следуя за вами, и вы всегда будете видеть актуальный участок. А если потратить перед началом движения дополнительную минуту, и грамотно откорректировать маршрут, который предложила система, то можно доверить ей функции штурмана. А в новых версиях, думаю, даже уже и этого не надо будет делать.

Ну а уж удивлять пассажиров такая система может замечательно. Да и стоит не очень дорого. Когда я куплю себе КПК, в нем обязательно поселится PocketGPS Pro. Не необходимая, конечно, но весьма нужная и полезная вещь. Почему бы и нет?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.