Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дератизация интерфейса

АрхивВвод
автор : Баир Гармаев   21.03.2005

Рассмотренные устройства ввода различны по идеологии, но общий момент у них есть. Разработчики этих систем взаимодействия человека и компьютера едины в одном – мышь нужно изгнать со стола пользователя.

Конструкторы не устают придумывать устройства, упрощающие ввод информации в компьютер. Между тем, основным средством ввода до сих пор остаётся тандем "мышь - клавиатура". И многие пользователи не представляют, что альтернатива существует.

Тот, чьё основное занятие – набор текстов, наверняка испытывал неудобства от пользования двумя устройствами. В процессе набора обе руки пользователя находятся на клавиатуре. Когда возникает необходимость задействовать мышь, приходится отрывать руку от клавиш, что заметно снижает темп работы. Секунда, другая – и вдохновение ускользнуло, нить повествования потеряна. К тому же, характер взаимодействия с клавиатурой и мышью значительно разнятся и переключение фокуса внимания не идёт на пользу работе. Быстро вернуться к работе с клавиатурой могут владеющие слепым методом набора. Прочим же приходится вновь устанавливать руки в надлежащее положение… а пока мышь в руке, почему бы не проверить почту? Да и в ICQ заглянуть… А там уж и домой пора.

Я "окна" разведу руками…

Разработчики из компании FingerWorks решили избавить работников клавиатуры от лишнего общения с мышами. Владелец устройства с технологией MultiTouch может использовать его как для набора текста, так и в качестве устройства указания. Здесь вы не найдёте ни клавиш, ни шариков, либо оптических датчиков – всё это с успехом заменяет сенсорная панель.

Флагманское изделие FingerWorks – клавиатура TouchStream LP, представляющая собой гигантский тачпад из двух половинок с нарисованными на нём клавишами. Такое решение позволяет снизить нагрузку на пальцы и открывает интересные возможности по управлению компьютером. С набором текста всё более-менее понятно, нужно лишь отметить, что нажимать на необычную клавиатуру нужно строго одним пальцем в отдельный момент времени. А сейчас рассмотрим "мышиную" ипостась TouchStream LP.

Чтобы переместить курсор мыши, нужно нажать на сенсор любыми двумя соседними пальцами (1) и, не отрывая их, передвинуть в нужном направлении. Нажатие левой кнопки кнопки имитируется ударом любых двух соседних пальцев (2). Двойной клик достигается нажатием уже тремя пальцами (3). Правая кнопка "нажимается" одновременно большим, средним и безымянным пальцем (4). Перетаскивание производится передвижением трёх пальцев (5). Проще всего организована прокрутка экрана – для этого нужно четырьмя пальцами провести по тачпаду вверх или вниз (6).

Интересно реализовано нажатие модифицирующих клавиш – Shift, Ctrl, Alt и Windows. Хотя они (кроме последней) и присутствуют на тачпаде, разработчики предлагают несколько способов эмуляции их нажатия, которые могут показаться более удобными. Так, переход в другой регистр достигается давлением четырьмя пальцами в нижней части любой из половинок клавиатуры. Другой рукой нажимается клавиша с требуемым символом – и мы получаем заглавную букву или знак "собачка", "доллар", "процент" и т.д. После появления нужного символа давить четырьмя пальцами уже нет надобности, и происходит возврат в прежний регистр. Похожим образом имитируется и нажатие Ctrl (или Command, если вы работаете на Macintosh). Только пальцы нужно растопырить пошире. Очевидно, что исполнить популярный "аккорд" Ctrl-Alt-Del таким способом не удастся. Тут придётся обычным образом нажать на соответствующие участки клавиатуры – но не одновременно, а опуская пальцы по одному. Впрочем в эпоху Windows XP этот "аккорд" исполняется не так уж часто.

Конструкторы из FingerWorks не могли не использовать всех преимуществ сенсорного датчика и предложили свой вариант так называемого "управления жестами". Сегодня этот способ ввода реализован в многих программах и позволяет пользователю выполнять некоторые действия, передвигая мышь особым образом. Клавиатура TouchStream LP также открывает широкие возможности для "жестикулирования". Здесь проще показать, чем рассказать словами, поэтому приведём схему с описанием некоторых жестов. Особенно эффектно (и логично) выглядит масштабирование и вставка из буфера обмена. Кроме общепринятых операций, предусмотренных в Windows и Mac OS, разработчики предусмотрели ряд специфических жестов, ускоряющих работу в пакетах Photoshop и Maya.

Дополнительным плюсом TouchStream LP можно назвать возможность действительно гибкой подстройки под конкретного пользователя. Обычные клавиатуры из двух частей позволяют лишь изменить угол поворота половинок (а иногда и наклон) относительно друг друга. В сенсорной же клавиатуре виртуальные клавиши могут "мигрировать", запоминая предпочтения пользователя. Правда, делают это они не самостоятельно – придётся воспользоваться специальным "редактором клавиатуры" MyGesture Editor. Как видно из названия, редактор используется и для создания собственных жестов.

Использовать TouchStream LP в качестве основной клавиатуры для настольного компьютера представляется не очень удобным. На мой взгляд, это устройство лучше подошло бы владельцам КПК – в силу портативности и надёжности. Правда, наладонник должен иметь USB-хост, иначе подключить клавиатуру к нему не удастся.

Помимо TouchStream LP компания FingerWorks выпускает ещё два продукта подобного рода. Это планшет iGesture и клавиатура TouchStream Mini. Последняя выполнена в цельном корпусе, её габариты - всего 12,7 х 16,5 см. Но малый размер не мешает печатать на TouchStream Mini обеими руками. Разумеется, можно управлять курсором с помощью пальцев и использовать "жестикуляцию". Правда, ассортимент "жестов" у мини-варианта ограничен. Зато, будучи подключенной к наладоннику, TouchStream Mini может стать идеальным вариантом для ввода данных на ходу. Эту клавиатуру можно укрепить, к примеру, на поясе – тогда как с "битой" TouchStream LP такой номер не пройдёт.

Для тех же, кто не намерен отказываться от традиционной клавиатуры, но и не прочь испытать удобства "жестикулирования", существует планшет iGesture Pad ($139) и его собрат iGesture NumPad ($189). Первый позиционируется как "самый большой тачпад на рынке" – 18 х 14 см. Выглядит неплохим дополнением к основной клавиатуре, хотя его набор "жестов" и меньше, чем у TouchStream LP. Вариант iGesture NumPad отличается от базового только рисунком на поверхности, где обозначены клавиши управления курсором и цифровой блок. И это "усовершенствование" оценивается в полсотни долларов!

Пользуясь случаем, проясню один момент. На самом деле устройства от FingerWorks не являются обычными тачпадами. Коренное их отличие в том, что продукты серии MultiTouch (говорящее название) могут воспринимать нажатие в нескольких местах одновременно. Обычные же тачпады регистрируют только один контакт в отдельный момент времени. Секрет технологии, разработанной в FingerWorks, не раскрывается, сообщается лишь, что производство обходится недорого. Напомню при этом, что клавиатура TouchStream LP стоит на сайте компании 339 "зелёных". Вариант Mini – 219 долларов США.

Продукты с технологией MultiTouch уже обросли софтом от сторонних производителей. Это, разумеется, драйверы для таких ОС, как Windows, Linux, Mac OS и даже OS/2. Предлагается масса клавиатурных раскладок для языков, отличных от английского. Но наибольший интерес вызывает программа Dasher. Она реализует альтернативный способ ввода текста – буквы здесь выбираются путём указания на них в специальном окне. Чем-то это похоже на систему ввода Т9, используемую в телефонах. Программа предлагает наиболее подходящие буквы, исходя из того, что уже набрано. Как утверждается, использование Dasher совместно с клавиатурами от FingerWorks максимально освобождает пользователя от физической нагрузки. Для выбора нужных букв достаточно еле заметных передвижений пальцев по тачпаду, нет даже необходимости подтверждать выбор ударом по поверхности. Тандем Dasher и устройства от FingerWorks мыслится удачным выбором для людей с ограниченными физическими возможностями. Например, парализованному человеку таким образом будет гораздо проще набрать текст, нежели с обычной клавиатуры.

Но создатели сенсорных клавиатур все-таки уделяют больше внимания людям здоровым. Основной аргумент, который они выдвигают - снижение нагрузки на руки пользователя, уменьшение риска подхватить кистевой туннельный синдром или мышечную травму вследствие повторяющихся мелких движений (Repetitive Strain Injury, RSI). Здесь, мне кажется, разработчики не совсем правы. Разумнее было бы обратиться к тем пользователям, которые не могут держать мышь и нажимать клавиши.

Вложить или обхватить?

FingerWorks не одинока в попытках уменьшить поголовье мышей на столах пользователей. Можно упомянуть ещё DataHand Systems с одноимённым устройством и KeyBowl с изделием orbiTouch. Назвать их продукцию клавиатурами не поворачивается язык – это, скорее, интерфейсы "человек-компьютер".

Интерфейс от DataHand Systems выглядит несколько пугающе – как-то не хочется вкладывать живую конечность в этот странный механизм. И ничего революционного здесь нет – просто клавиши сгруппированы вокруг пальцев, а передвижение курсора мыши осуществляется нажатием стрелочек. Менее других повезло большим пальцам – вокруг них смонтированы шесть(!) сенсоров, причём некоторые придётся нажимать тыльной стороной пальца.

По сравнению со свободой, которую даёт обычная клавиатура (или, например, сенсорная TouchStream), прокрустово ложе DataHand выглядит менее предпочтительным. В основном, по причинам психологического характера. Цена и масса устройства - тоже не повод для оптимизма: 2 килограмма и 500 долларов. Судя по порядку величин, устройство серийно не выпускается.

Более нейтральным кажется интерфейс orbiTouch. Это два купола на подставке, которые надлежит передвигать обеими руками. Купола обрамлены кругами - на левом выделены цветом группы символов, на правом изображены собственно символы.

Для ввода определённого знака требуется двинуть левый круг в сторону цвета, которым промаркирована нужная буква. Затем нужно правым куполом выбрать требуемый символ. На иллюстрации продемонстрирован ввод буквы "N". Утверждается, что скорость ввода с помощью orbiTouch составляет от 30 до 40 слов в минуту. Попутно сообщается, что средняя скорость печати с использованием обычной клавиатуры – 38 слов в минуту.

Как же использовать купола в качестве мыши? Оказывается, их можно ещё и нажимать. Нажатие правого купола переводит интерфейс в "мышиный" режим и теперь правой рукой можно пользоваться для перемещения стрелки курсора. Левый купол в этом режиме исполняет функции всех трёх кнопок мыши. Чтобы имитировать нажатие левой кнопки, левый купол надо сместить влево и надавить на него. Нажатие правой кнопки исполняется со смещением вправо. Средняя кнопка "нажимается" при сдвиге левого купола вперёд.

А что же насчёт популярного некогда "аккорда" Ctrl-Alt-Del? И это доступно интерфейсу от KeyBowl! В разделе FAQ рекомендуется набрать сочетание "CTRL-ALT-DEL-ALT-CTRL" – именно так, 17 символов. По прочтении этого впадаешь в некоторое, вполне объяснимое, оцепенение. Слава богу, чуть ниже указывается, что на круге имеется зона, попадание в которую эмулирует исполнение Ctrl-Alt-Del. Как не попасть в эту зону случайно, не объясняется.

OrbiTouch также не выглядит жизнеспособным изделием. Возможно, предлагаемый способ ввода пригодится космонавтам в скафандрах, да, опять же, людям с затруднённой моторикой. Про них компания KeyBowl не забывает и упоминает в обращении к посетителям сайта. Но попугивают и здоровых людей – снова звучат аббревиатуры RSI и CTS (кистевой туннельный синдром).

***

По рассмотрении трёх реализаций совмещения клавиатуры и мыши настроение особо не улучшается. Более-менее проработанной выглядит технология MultiTouch описанная первой. Но уж очень сложным представляется её освоение. Быть может, если FingerWorks перепозиционирует свои устройства на рынок КПК, успех придёт к ней пораньше. Пока же трудно представить пользователя настольного ПК, готового принять новую идеологию ввода.

Между тем, еще годы назад существовало устройство, вполне органично соединяющее традиционную клавиатуру с традиционной же мышью. Это была клавиатура из двух половинок, которые могли перемещаться по столу. Не снимая рук с клавиш, пользователь мог передвинуть одну из половинок, вызвав тем самым перемещение курсора. А, надавив ладонью на одну часть клавиатуры, вы получали клик мышью. Правый или левый клик – зависело от того, какой ладонью нажали. Существовал вариант, не требующий возить блок с клавишами по столу. Вместо этого предлагалось его наклонять – как если бы клавиатуру скрестили с джойстиком. Преимущество этих вариантов – в отсутствии необходимости переучиваться на новые способы ввода, разве что клик по-новому разучить. К сожалению, ни сведений о создателях устройства, ни каких-то новостей о разработке обнаружить не удалось. Впрочем, такова судьба многих интересных идей.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.