Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Обзор игрового манипулятора Thrustmaster HOTAS Cougar

АрхивВвод
автор : Ашот Ахвердян   27.09.2002

Новый «элитный летный комплект» производства компании Thrustmaster — Thrustmaster HOTAS Cougar. Похоже, мечты поклонников авиа-симуляторов начинают сбываться...

Пару месяцев назад среди симуляторщиков нашей страны заметно участились случаи нервных срывов и сердечных приступов. Причиной тому — единичный эпизод неслыханного саботажа (виновник, конечно, был вскоре найден и прилюдно повешен во дворе дорогой редакции), итогом которого явилась фотография Saitek'овского X45, под коей было русским языком написано, что это есть HOTAS Cougar собственной персоной. Известный греко-римский философ и оратор П-в в таких случаях говаривал: «Не верь глазам своим». Действительно, не надо. И даже не спрашивайте, как этот инцидент связан с тем, что сегодня на нашем операционном столе находится этот самый Cougar.

Некоторое время назад в небесных окопах вирпилов царили самые что ни на есть пораженческие настроения. Речь несчастных пестрела апокалиптическими предсказаниями, которые очень скоро спешили сбываться. Покупка фирмой Guillemot фирмы Thrustmaster, этого последнего оплота хардкора в безбрежной степи ухабистой казуальщины, была оценена совершенно однозначно: конец всему. Новоявленное начальство для начала (простите за каламбур) сняло с производства всю линейку ставших к тому времени легендарными джойстиков, РУДов, педалей. Сбывались самые мрачные прогнозы — один вид новой линейки «палок радости», на которую отныне лепили любимый логотип, вызывал ужас среди виртуальных пилотов: вот оно, нашествие казуалов, о котором все говорили, но в которое никто до конца не верил. Кое-кто, впрочем, пировал во время этой чумы — когда снятые с производства модели то и дело появлялись в продаже по смехотворно низким ценам. Мы все это покупали, зная — если не сейчас, то уже никогда. Не самое приятное ощущение.

Что произошло потом, не до конца понятно. Возможно, Guillemot и не планировал уводить Thrustmaster с рынка элитных джойстиков. Возможно, сработали тысячи (я не преувеличиваю) писем с петициями в защиту хардкора, бомбардировка которыми была организована самыми социально активными поклонниками симуляторов. Как бы то ни было, со временем появились слухи о том, что и на Марсе есть жизнь и что в секретных подземных лабораториях ведется разработка нового элитного летного комплекта от Thrustmaster.

Но давайте перенесемся в наши дни.

Наши дни

Thrustmaster HOTAS Cougar
www.thrustmaster.ru

Цена, $

 350

Подключение

 USB

Количество кнопок

 28 программируемых кнопок, программируемый хэт

Количество осей

 от 5 до 10

Итоговый рейтинг

 4,7

HOTAS Cougar состоит из двух ручек: одна есть прямой потомок PFCS, другая — TQS. Возможно, главное отличие Cougar от предшественников состоит в цифровой начинке джойстиков, которые теперь подключаются к шине USB (а не к гейм-порту). Собственно, и раньше желающие могли превратить свои аналоговые PFCS & TQS в цифровые, для чего нужно было приобрести у независимого (!) производителя соответствующие чипы, инструкцию по их самостоятельной установке и программу Fox, которая сильно облегчала программирование джойстиков. К слову, сегодняшний Cougar уже официально комплектуется свежей, специально для него приготовленной версией Fox.

Thrustmaster HOTAS Cougar. Ручка управления.

Первое, что бросается в глаза, — недетский размер обоих джойстиков. Рука, как обычно, пытается обхватить весь агрегат, но тщетно: кажется, что Cougar сделан для десниц гигантов, но никак не обычных людей. Конечно же, эта догадка совершенно верна, т.к. Cougar копирует ручки F-16 (именно, дорогие поклонники Falcon 4), предназначенные для объятий авиаторами в авиационных же перчатках. Налицо очередной пример реализма в ущерб удобству — из-за этого правая рука все время перемещается по джойстику вверх-вниз и изрядно устает. Найти центральное положение не получается — большую часть времени ладонь проводит на нижней планке (чтоб не на весу), а при маневрировании рука поднимается на самый верх джойстика, иначе теряется как точность, так и уверенность управления. Если же в момент маневра нужно нажать какую-нибудь клавишу внизу... ну, вы поняли. Но. Не стоит преувеличивать значение данного неудобства: не могу сказать, что мне это мешало, да и, подумав, ситуацию можно несколько исправить вдумчивой раскладкой управления по клавишам джойстика. Просто знайте об этом. Ручка газа, кстати, феерически удобна. Этому помогает то, что основная доля управляющих действий приходится на указательный и большой пальцы, а мизинцу и безымянному вообще не на что нажимать — а значит, рука не ездит туда-сюда.

Thrustmaster HOTAS Cougar. Сектор газа.

Обе ручки сделаны из металла. Прежде всего это означает немалый вес: Cougar весит порядка 9 килограммов! Само собой, никакое особое крепление к столу ему не нужно — хватает за глаза обычных резиновых подушечек. Такой пример: обычно я джойстики со стола не снимаю, они там стоят все время (накрытые полиэтиленом, чтоб не пылились). Иногда, если для работы с мышкой не хватает места, я, не отпуская хвостатую, движением ладони немного отодвигаю джойстик. С Cougar же такой номер не проходит: несколько раз по привычке я пытался попросить его подвинуться — с нулевым результатом. Все равно что плечом отталкивать стену... И еще одно: из этой металлургичности (кнопки/шляпки здесь тоже металлические) при прохладной погоде в начале игры руки натурально стынут (и это в конце лета!). То есть перед игрой Cougar приходится прямо-таки отогревать. Забавно.

Еще одна особенность — очень жесткие пружины. Многие покупатели первым делом вскрывают Cougar и меняют пружины на более мягкие. Не могу сказать, что управлять самолетом с Cougar тяжело. Конечно, после нескольких часов игры рука изрядно уставала, но лично мне такая жесткость пружин кажется оптимальной, а будучи наслышанным о том, что «никаких сил не хватит для такого джойстика», я, честно говоря, ожидал, что пружины будут гораздо жестче.

Кстати, ручка у нашего чуда отвинчивается. Предполагалось, что через некоторое время после выпуска Cougar будет налажено производство других коллекционных ручек — скажем, от F/A-18, которые можно будет менять для большей аутентичности ощущений от игры. Идея, конечно, прекрасная, вот только ходят устойчивые слухи, что в свете недавних кадровых перестановок в Guillemot не будет не только новых ручек, но даже новых педалей, о которых в последнее время говорилось и мечталось. Конечно, позволить себе подобную роскошь мало кто бы мог, но ведь всегда приятно иметь выбор, верно же?

Снова наши дни

Впрочем, мы отвлеклись. Еще одна особенность Cougar: движение ручки «вдоль оси», будь то X или Y (то есть строго по горизонтали или строго по вертикали), встречает ощутимо меньшее сопротивление, нежели движение ручки по обеим осям одновременно. Опять-таки, еще до личного знакомства с Cougar, я слышал об этом, но не предполагал, что этот эффект будет настолько сильно выражен. Первая реакция (еще до подключения джойстика к компьютеру) — разочарование и недоумение. Теперь же, немало полетав с Cougar, я бы не стал категорично записывать эту особенность в раздел недостатков. При некоторых маневрах, требующих особой точности (скажем, любимая ручная посадка на авианосец), это бывает очень уж к месту. Хотя ощущения действительно несколько странные, не поспоришь. А вот жесткость движения РУД настраивается регулятором, вынесенным на переднюю панель, поэтому тут ни у кого сложностей возникнуть не должно. Удивили непривычно жесткие парные (для устойчивого нахождения в) фиксаторы «нейтралки» и форсажа (на других джойстиках их едва замечаешь). Они так крепко держат ручку и так громко щелкают при прохождении, что первое время я серьезно боялся их сломать. Потом, правда, привык.

Установка Cougar прошла легко и безболезненно: компьютер сам обнаружил новое устройство, после загрузки прилагаемых драйверов и утилит все заработало, и никаких проблем как при установке, так и тестировании не возникало. Для Windows 98 контроллер выглядел так: 8 осей (считая педали, принимавшие участие в тестировании, но приобретающиеся, как нетрудно догадаться, отдельно) и три с половиной десятка кнопок. Как ни странно, раскладку всех кнопок по номерам я запомнил раза с третьего, хотя ожидал, что на это уйдет куда больше времени: причина в весьма логичном расположении всего и вся. Отдельных кнопок на Cougar почти нет, подавляющее большинство объединено в четырехпозиционные шляпки, где нумерация идет по часовой стрелке (за единственным исключением, где номера идут крест-накрест). Помимо этого на РУД имеется мини-джойстик — заменитель мыши, предназначенный для управления курсором, будь то на радаре или даже в игровых меню (нечто подобное было и на старых TQS). Идея очень хороша, но я, честно говоря, так толком привыкнуть к нему и не смог, возможно потому, что нечасто приходилось им пользоваться. По ощущениям от поведения курсора этот мини-джойстик напоминает скорее «стрелочки» на клавиатуре, чем собственно мышь. Также на РУД имеются два вращающихся регулятора, у каждого имеется слабовыраженная фиксация в центральном положении. Оба регулятора, равно как и мини-джойстик, являются по совместительству кнопками.

Прилагаемые утилиты позволяют программировать джойстик и загружать в него пресеты. Готовые пресеты ко всем, наверное, основным авиасимуляторам можно найти на диске, но вряд ли кто ими воспользуется — очень уж различаются предпочтения разных пилотов. Лучше настраивать Cougar лично, а регулируется там практически все: можно менять отклик осей, можно использовать вращающий регулятор не как одну ось, а повесить на его различные положения различные клавиатурные команды, можно на клавишу джойстика (или их сочетание) вешать клавишу клавиатуры (или их сочетание)... словом,  позволено много всего интересного. А чтобы все это было легче запомнить, рекомендуется тут же сделать и распечатать плакат, где рядом с фотографией Cougar будут указаны повешенные на него команды. Тот, кто уже занимался составлением подобных списков, оценит.

Был еще один приятный сюрприз, о котором я не слышал ранее: педали (обычно они у меня включены в Thrustmaster Attack Throttle) после воссоединения с Cougar вдруг совершенно преобразились (нет, это не рекламный ролик). Субъективно они стали на порядок чувствительнее и точнее, так что и использовать их я стал куда чаще. Ощущение такое, словно вместе с Cougar принесли еще и новые педали (кстати, когда Cougar, несмотря на все мои мольбы и угрозы, все-таки забрали, старые педали вернулись). Я не верю, что мне показалось, очень уж значительной была разница.

Теперь, когда пациент разобран и разложен по полочкам, перейдем к его взаимоотношениям с играми.

Игры

Практически у всех джойстиков наблюдается такая картина: чем ближе ручка к центру, к мертвой зоне, тем труднее точно управлять самолетом, в чем виновато повсеместно низкое качество потенциометров, а также пружины, чье действие в центре почти не заметно; а вот при значительном отклонении ручки куда проще контролировать самолет. Cougar — полная противоположность таким джойстикам. Насколько трудно точно управлять самолетом при больших отклонениях ручки (где физическая нагрузка мешает точности движений, по крайней мере для нетренированного игрока), настолько идеальна (!) управляемость в положениях ручки, близких к нейтральному.

Больше всего это проявляется в «Ил-2», наверное, самом популярном авиасимуляторе на сегодня. Резкие маневры поначалу получаются совсем не так, как планировалось. Только поставив Cougar, я раза три не мог поднять Ил-2 в воздух — ошибался в усилии, которым отклонял ручку, далее, конечно, следовали сваливание и взрыв. Но через некоторое время, уже освоившись, я заметил, что не столько стал выполнять резкие маневры точнее, сколько просто свел их количество к минимуму. Куда более плавным стал взлет. И несравнимо более гладкой стала посадка (раньше я обычно ленился нормально заходить на посадку и совершал маневры вроде тех, что проделываются инструктором в обучающей миссии). Насколько хорошо Cougar показывает себя в маневре Boom'n'Zoom (разгон, обычно с преимуществом по высоте, переводимым в преимущество по скорости, затем атака и отрыв), где очень важна именно идеальная точность в центральном положении, настолько тяжело с ним при «карусели», когда противники, идя по кругу, пытаются сесть друг другу на хвост. Именно поэтому Cougar (по крайне мере если не менять ему пружины) — не лучший выбор для мультиплейера. И по этой же причине немодифицированный Cougar просто невозможно использовать в вертолетном симуляторе: несмотря на всю точность управления, после 10 минут полета, скажем, в «Ка-52 vs RAH-66» рука неизбежно отваливается и сообщает о своей полной небоеспособности.

Но вернемся к «Ил-2». Игра позволяет повесить на оси как шаг винта, так и управление закрылками. К сожалению, на практике это оказывается не очень удобно. Так, назначив управление закрылками на вращающийся регулятор, обнаруживаем, что, во-первых, закрылки не выпускаются плавно, а по-прежнему занимают одну из четырех фиксированных позиций (посадка, взлет, бой, убрано), а во-вторых, больше не появляются текстовые сообщения об их положении (о нем можно только догадываться по звуку). Так что переопределяем на этот регулятор клавиши, ось тут ни к чему. Шаг винта тоже можно назначить на ось, и изменяется он плавно (что очень приятно), но индикация его положения тоже отсутствует. И если она вам нужна, то на этот регулятор тоже лучше повесить клавиши, через которые шагом винта и управлять. Не знаю, что я ожидал, но здесь новых ощущений нет.

А вот в симуляторах реактивных самолетов Cougar просто расцветает. По сравнению с обычными джойстиками ощущения в любимом Jane's F/A-18 меняются примерно так же сильно, как при переходе с клавиатуры на джойстик. Наконец начинаешь самолетом УПРАВЛЯТЬ. Не пытаться с ним справиться, не обуздать его, а просто лететь. Настоящий восторг: полет на крейсерской скорости на высоте пяти метров над уровнем моря перестает быть цирковой забавой для безголовых храбрецов, становясь просто нормальным полетом без малейшего риска. Самолет слушается совершенно незаметных движений руки, контроль полный. Безумное родео, посадка на авианосец — уже не вопрос полной самоотдачи и редкостного везения. Вот именно это ощущение полного контроля, на мой взгляд, и есть главное в Cougar — а вовсе не то, что все клавиатурные команды висят на HOTAS. Примерно так же прекрасен Cougar и в Microsoft Flight Simulator (минус, разумеется, местный вертолет).

Эпилог

Безусловно, это «Наш выбор». То, что Cougar — самый лучший джойстик на свете, знают даже те, кто в глаза его не видел (разве что на той злополучной картинке, где был изображен совсем другой HOTAS). Как и у любого джойстика, да и вообще у всего в этом мире, у него есть свои плюсы и свои минусы. О самом большом минусе Cougar я еще не упомянул, но вы о нем и так прекрасно знаете. Именно из-за этого обстоятельства Cougar не живет у вас дома и ровно по той же причине его нет дома у меня, и вряд ли он в ближайшее время там появится.

Увы, время test drive подошло к концу, я поделился с вами своими впечатлениями и восторгами, сдал ключи от «Мерседеса» и пересел в свой «Запорожец».

Увидимся в небе.

По материалам журнала «Game.EXE».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.