Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Цифровое фото: новые технологии

АрхивЦифрография
автор : Вячеслав Ландау   10.07.2008

Казалось бы, совсем недавно фотография была немыслима без плёнки, химических растворов, отпечатков. Но менее чем за десять лет ситуация в корне изменилась и появилась масса принципиально новых технологий.

Казалось бы, совсем недавно фотография была немыслима без плёнки, химических растворов, отпечатков. Но менее чем за десять лет ситуация в корне изменилась: о плёнках не забывают лишь профессиональные фотографы с многолетним опытом и те, кто мнит себя таковыми. Подавляющее же большинство тех, кто фотографирует, делает это сегодня при помощи цифровых фотоаппаратов.

За прошедшие десять лет цифровые камеры заметно изменились. Если первые модели цифровых фотоаппаратов отличались от аналоговых практически исключительно тем, что место плёнки занимала матрица со смешным по нынешним временам разрешением, то современные камеры - это фактически миникомпьютеры, способные не просто делать снимки даже в самых сложных условиях, но и обрабатывать их всеми мыслимыми способами.

Чтобы пользоваться обычным цифровым фотоаппаратом, сегодня не нужны какие-то специальные знания: автоматика всё сделает за вас. Причём встроенный в фотокамеру микрокомпьютер сделает это настолько быстро и качественно, что лучший результат смогут получить разве что профессионалы, снимающие на зеркальные камеры с дорогостоящими объективами. Ручные настройки привычных по плёночным камерам параметров вроде диафрагмы, выдержки и фокусировки, пригодятся сегодня, пожалуй, лишь профессионалам и любителям экспериментальной фотографии.

Какие новые технологии, достойные внимания любого потребителя, появились за последнее время в цифровых фотоаппаратах - об этом мы и поговорим в нашей небольшой статье.

Прежде всего, нельзя не отметить, что производители фотоаппаратов наконец-то приостановили пресловутую “гонку за мегапикселями”. Скорее всего, вызвано это объективными причинами, поскольку всё большее количество пикселей матрицы при всё меньших её физических размерах приводит к заметному взаимовлиянию соседних светочувствительных элементов, что выражается в повышенной “шумности” картинки. Существующие технологии не позволяют и дальше увеличивать число пикселей матрицы без существенного ухудшения качества съёмки.

Для современных любительских камер типичны 7-8 мегапиксельные матрицы типоразмера 1/2,5”, чего вполне достаточно для получения качественных отпечатков размером до 30 х 45 см (то есть, A3). Впрочем, для многих линеек камер Panasonic типичны 10,1-мегапиксельные матрицы, а компактная Lumix FX100 располагает даже 12,2-мегапиксельным сенсором. В 2008 году Panasonic лидирует по этим показателям в соответствующих категориях камер.

Компактный фотоаппарат сегодня немыслим без стабилизатора изображения - не секрет, что лёгкую миниатюрную камеру гораздо труднее зафиксировать в неподвижном положении, чем тяжёлую и громоздкую. В результате “шевелёнки” снимки рискуют получиться смазанными. Чтобы избежать этого, используются различные способы стабилизации изображения - программный или оптический. В первом случае принудительно снижается разрешение снимка, а “лишние” части матрицы используются для пересчёта и исправления картинки. Достоинство у этого способа одно - дешевизна реализации. Недостатков же масса: от невозможности получить снимок с максимально возможным разрешением до самых разнообразных искажений в процессе обработки снимка.

Оптический стабилизатор лишён этих недостатков. Для примера возьмём систему MEGA O.I.S., используемую в камерах Panasonic. Работает она так: встроенные гироскопические датчики улавливают дрожание корпуса камеры при съёмке и немедленно компенсируют его, сдвигая линзу в противоположном перемещению направлении. В новых моделях Lumix используется модернизированная система MEGA O.I.S., способная даже отличать дрожание руки фотографа от других причин вибрации корпуса камеры, что повышает эффективность этой технологии.

Стабилизатор MEGA O.I.S. входит в число функций интеллектуального управления камер Panasonic, объединённых под названием iA. Это пять автоматических систем, призванных распознавать и устранять различные проблемы при съёмке - как утверждают разработчики, достаточно включить на камере режим iA, и каждый снимок получится красивым. Все пять технологий реализованы не во всех моделях Panasonic, поэтому при выборе камеры следует внимательнее знакомиться с характеристиками.

Итак, четыре прочих системы, входящие в состав iA, - это интеллектуальный контроль чувствительности ISO, система распознавания лиц с оптимизацией фокусировки и экспозиции, система распознавания сюжетов съёмки, а также интеллектуальная система распознавания освещённости.

Технология интеллектуального контроля чувствительности ISO призвана обеспечить резкость изображения при съёмки движущихся объектов. Система определяет, движется ли объект съёмки, и автоматически устанавливает необходимое значение светочувствительности. Если объект движется, чувствительность повышается, если объект неподвижен - снижается.

Функция распознавания лиц способна обнаруживать лица людей в любом месте кадра и автоматически фокусироваться на них, а также устанавливать оптимальную для портретной съёмки экспозицию. Система способна распознавать до 15 лиц в кадре, причём, если их положение будет меняться, камера скорректирует настройки.

Интеллектуальный селектор сюжетов съёмки избавляет от поисков нужного режима в меню, автоматически, в зависимости от условий съёмки, устанавливая соответствующую сюжетную программу - “Пейзаж”, “Портрет”, “Макро”, “Ночной портрет” или “Ночной пейзаж”. Отличное решение, делающее съёмку в автоматическом режиме действительно полностью автоматической - владельцу фотоаппарата остаётся лишь скомпоновать кадр и нажать на кнопку спуска затвора.

И, наконец, последний элемент iA - интеллектуальная система выбора экспозиции. Неправильный выбор экспозиции - беда начинающих фотографов: снимки получаются или слишком тёмными, или слишком светлыми, причём в графическом редакторе исправить положение уже невозможно. Система интеллектуальной экспозиции мгновенно анализирует изображение в кадре и корректирует яркость участков, которые получились слишком тёмными из-за слабого освещения, фоновой подсветки или вспышки. В результате картинка получается более естественная и "живая".

К "интеллектуальным" автоматическим системам можно также отнести технологию цифрового устранения эффекта "красных глаз" при ночной съёмке со вспышкой. Для этого применяется маломощная предварительная вспышка, испускающая небольшое количество света перед тем, как сработает основная вспышка.

Подавляющее большинство компактных камер Panasonic Lumix 2008 модельного года могут похвастаться широкоугольными объективами с минимальным фокусным расстоянием 25, 28 или 30 мм. Такие объективы позволят получать панорамные сцены даже при съёмке в ограниченном пространстве - возможность, ранее доступная только для зеркальных камер со сменной оптикой. Широкоугольные объективы называются так, поскольку они захватывают изображение под более широким углом, чем длиннофокусные. Судите сами: область захвата у объектива с фокусным расстоянием 25 мм почти вдвое больше, чем у обычного 35-мм объектива. Если вам нужно сфотографировать городскую панораму, пейзаж или большую компанию друзей, такой объектив просто незаменим.M

Фирменная технология Panasonic позволила установить широкоугольный объектив в тонкие компактные фотокамеры. Panasonic - первый в мире производитель, успешно освоивший серийный выпуск асферических линз с чрезвычайно высоким коэффициентом преломления (EM). Благодаря менисковой линзе особой формы конструкторам компании и удалось создать самую тонкую в мире цифровую фотокамеру с 25-мм широкоугольным объективом.

Постоянно появляются всё новые интересные “интеллектуальные” технологии, облегчающие жизнь фотографу. В этой небольшой статье мы рассказали только о некоторых из них, но мы обязательно продолжим этот разговор в будущих материалах.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.