Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вне категорий: цифровая камера Panasonic DMC-LZ5

АрхивЦифрография
автор : Сергей Леонов   22.09.2006

Этот фотоаппарат - очередная, в общем-то, мыльница, и не стоило бы на ней останавливаться, если б не набор не слишком типичных особенностей, на которых мы всё же задержимся.

Вот так всегда и бывает: пишешь статью, стараясь не перегружать читателя техническими тонкостями (до аса отступлений от темы - Голубицкого - мне, конечно же, далеко), в результате не хватает места и приходится эти самые отступления "резать". А жа-а-алко… Поэтому сегодня отступлений не будет. Почти. Впрочем, сознаюсь, - они были, но я их, как обычно, вырезал.

Panasonic DMC-LZ5 - очередная, в общем-то, мыльница, и не стоило бы на ней останавливаться, если б не набор не слишком типичных особенностей, на которых мы все же задержимся.

В более или менее устоявшееся деление на компакты (мыльницы) и ультразумы этот аппарат не вписывается: при вполне мыльничных габаритах он имеет шестикратный оптический зум, а в режимах менее 6 Мп - 8,3-кратный при совсем не "спичечном" размере линз. Комбинация 6-кратного зума и оптического стабилизатора за 7 тысяч рублей сегодня вообще уникальна (не считая младшей модели LZ3), особенно если учесть традиционную для Panasonic японскую, а не китайскую сборку. От LZ3 модель отличается увеличенной на мегапиксел (6 Мп) матрицей, при тех же ее размерах (1/2,5 дюйма), и возможностью записи звука (в видеороликах или как комментарии к фото).

Объектив камеры - выдвижной телескопический, две подвижные секции. Внутренняя (средняя) секция вращается, крайняя - нет. При зуммировании меняется длина. Механизм практически бесшумен и весьма быстр. Небольшое отступление: мне приходилось разбирать выдвижные объективы разных камер (обычно уроненных этим самым объективом вниз), так вот единственные аппараты, у которых не происходит при этом фатальных поломок - именно Panasonic, достаточно вернуть выскочившие из направляющих детали на место (увы, это делается только с разборкой). Впрочем, эту модель разбирать мне еще не приходилось. В отличие от более дорогих камер Panasonic, объектив LZ5, видимо, не прошел сертификацию Leica (и не имеет соответствующего логотипа), но оптика его весьма неплоха. В частности, почти незаметна хроматическая аберрация (по сравнению с "одноклассниками" ее, можно считать, вообще нет). Да и оптический стабилизатор у камеры, учитывая габариты, отменный - это я сравниваю с Sony H1 и Canon IS2, а они классом повыше.

В автоматических режимах (не сюжетных) выдержка не устанавливается ниже 1/8 с - видимо, это практический предел возможностей стабилизатора. Хотя, если в меню сюжетных сцен выбрать "ночной пейзаж", стабилизатор пытается удержать и 3–5-секундные кадры (мне даже удавалось снять ночной город с рук без особо заметных сдвигов). Есть "псевдоручной" режим - предустановка "Звездное небо". В нем нужно просто указать одну выдержку из трех возможных: 15, 30 или 45 секунд. Для ночных съемок этот вариант вполне пригоден, учитывая, что на более "продвинутых" аппаратах я в таких случаях обычно тупо устанавливал 10–15 секунд в режиме "Shutter Priority".

Увеличивающееся с уменьшением разрешения значение оптического зуммирования (Extra Zoom) - технически вполне очевидная, но, насколько знаю, ни в каких других бытовых камерах не используемая возможность. В режиме съемки 3-Мп кадров (кстати, режимы здесь таковы: 6/3/2/1/0,3 Мп) камера не интерполирует изображение, а пользуется лишь центральной частью сенсора. Можно считать, что размер матрицы при этом становится меньше, а эквивалентное фокусное расстояние - соответственно больше. Интерполяция же включается на малых значениях зума, так что его минимальное значение остается постоянным. Дальше разработчики не пошли, и в более низких режимах зум не увеличивается.

TN-матрица дисплея имеет не слишком большие углы обзора по вертикали, и при съемке из положения "над головой" ее видно плохо. Но вот вам еще фокус, не встречавшийся мне ранее: можно включить специально предназначенный для этого режим "High Angle", меняющий контраст таким образом, что просмотр с угла в 45 градусов становится приемлемым, а вот с прямого - экран, наоборот, кажется засвеченным. Но это касается только просмотра снизу - сверху при тех же 45 градусах имеет место переход изображения в негатив в обоих режимах. Дисплей, кстати, отображает картинку с "реальной" выдержкой - один из плюсов, впервые отмеченных в камерах Sony и позволяющий "на глаз" оценить возможное смазывание картинки при текущих условиях освещения. Вот только выдержкой "поиграть" невозможно, чтобы подобрать ее по этому критерию - ручные режимы съемки у камеры отсутствуют, хотя часть из них компенсируется режимами сюжетными. В частности - несколькими разными "ночными", которых по мне в бытовых целях хватает за глаза. Диск выбора режимов, кстати, имеет незадействованный сектор - явная конструктивная унификация с серией T, где ручные присутствуют.

Весомый, на мой взгляд, плюс - питание от батарей формата AA (две). За счет этого, правда, вырос вес (литиевый аккумулятор заметно легче, а эта камера для своих габаритов кажется тяжелой), и требуется покупать отдельное зарядное устройство.

Быстрое включение - около полусекунды вместе с выдвижением объектива. Положение трансфокатора не запоминается - после включения всегда на минимуме. Убирание объектива с выключением - около секунды.

Интересная мелочь - предустановленные режимы "Ребенок 1" и "Ребенок 2". На снимке показывается не текущая дата, а возраст ребенка от заданного дня рождения (задать можно соответственно для двоих, но только от 2000 года и выше). Показывается, правда, только на самом аппарате (возможно, еще в проприетарном вьюере, прилагаемом к аппарату, - не изучал софт). Впрочем, в русской инкарнации, как всегда, хорошую задумку ухитрились испортить - ну очень у нас сложный язык: "5 года, 0 мес., 2 дней" - от такой подписи на фото я, пожалуй, откажусь.

Теперь, как и положено по сюжету, минусы, существенные на мой взгляд.

Дурит автоматический баланс белого при съемке с искусственным освещением. Дурит, правда, лишь в весьма специфических условиях. К примеру, в моем кабинете на работе, где используются люминесцентные лампы 4200К, а стены выкрашены в цвет, назвать который можно и бледно-зеленым, и нежно-бирюзовым. (Обошел половину комнат в редакции, нигде более не заметил проблем.) В списке ручных предустановок почему-то нет варианта для ламп дневного света. На автомате баланс прыгает при наводке камеры на разные объекты с корректного на заметно-зеленый (для люминесцентных ламп) или упорно уходит в желтизну (для ламп накаливания), причем полунажатие кнопки затвора не фиксирует его - сдвинул кадр, и снова все ушло, несмотря на то что в момент полунажатия автоматика и определила цвет правильно. Мало того, даже если выбрать кадр так, чтобы в нем было достаточно много чисто черных и чисто белых объектов (лучшая ситуация для автоматики), на дисплее он может отображаться корректно, а на снимке - нет. Вариант с предзамером по белому листу ситуацию исправляет, но это, конечно, не дело для point&shot-камеры.

На дисплее разработчики явно сэкономили, применив матрицу хоть и 2,5-дюймовую, но с количеством пикселов всего лишь 85 тысяч (сравните с аналогичной по размерам матрицей DMC-T1 - 207 тысяч). Следствием, кроме малых углов обзора, стали цветные окантовки вокруг резких деталей (разумеется, это только на дисплее) и общая "зернистость". Подозреваю, что в связи с этим же на дисплее используется очень крупный шрифт (цветная окантовка заметна даже у него, а уж у мелкого была бы вообще неприемлема).

Съемка макро со вспышкой - полная ерунда, верхний левый угол засвечивается абсолютно. Внешнюю же вспышку подключить нельзя, так что заявленные 5 см макро - это только при естественном освещении.

При удержании камеры одной рукой палец частенько попадает на кнопку "вверх" джойстика, которая включает режимы компенсации и брекетинга экспозиции - приходится нажимать ее же еще дважды.

Встроенной памяти хватает на четыре кадра максимального размера и качества - иначе как издевкой назвать это я не могу, объема хватает только для поверхностной проверки аппарата в магазине. Даже из соображений наличия "аварийного запаса" - цены на флэшки давно не те.

Забавно, что воспроизведение на камере со звуком невозможно - нет у нее динамика, хотя попискивает она при нажатии кнопок исправно. Зато нет и раздражающего конкретно меня звука имитации шторного затвора. Экономия на динамике вылилась в то, что первый же пользователь женского рода счел аппарат неисправным - комментарии к фото записаны, а услышать не получается… Разумеется, если перенести фото в компьютер средствами прилагаемого софта и смотреть в нем же, звук был бы, но кто ж у нас читает инструкции…

А вот не буду далее следовать сюжету - выводы делайте сами. Скажу лишь, что привычка к съемке "от пуза" сыграла роль, и в моем кармане лежит Nikon S4. Но одна лишь пластмассовая профанация последнего под названием "крышка объектива" заставляет регулярно вспоминать металлические шторки LZ5 - а всяческие чехлы и футляры для подобной техники я не признаю.


По материалам еженедельника "Компьютерра"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.